Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1052

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

243 выпускника при трудоустройстве. Очевидно, что студент владеющий иностранным языком или языками, что подтверждается участием в международных научных и культурных мероприятиях, наличием статей на ИЯ будет более конкурентоспособным на рынке труда.
Студент может использовать достижения из своего портфолио не дожидаясь окончания учебы. Так, в вузах существует практика назначения повышенных государственных академических стипендий, Губернаторских и
Президентских стипендий. Помимо отличной учебы претенденты должны соответствовать таким критериям как: наличие достижений в учебе (победы в олимпиадах, чемпионатах, конкурсах различных уровней), участие в международных, всероссийских и региональных конференциях, форумах, фестивалях, участие в экспериментальной деятельности. В этом случае возможности применения знаний иностранного языка увеличиваются. На занятиях по изучению ИЯ студенты под руководством преподавателя готовятся к подобны мероприятиям: идет работа с научной литературой на иностранном языке, подготовка научных статей и проектов, репетиция презентаций, тренировка перед олимпиадами. Такая работа, с одной стороны, вносит разнообразие в процесс обучения, делает его интересным и насыщенным, с другой, студенты видят реальные возможности применения профессионально- ориентированного ИЯ.
Безусловно, рассмотрены далеко не все способы повышения мотивации к изучению ИЯ. Опыт преподавания иностранного языка (английского) в неязыковом вузе показал, что применение современных технологий, живое общение с профессионалами и работа над своим портфолио позитивно сказываются на результатах обучения, делает процесс изучения ИЯ увлекательным и продуктивным.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   79

Список литературы
1. Зонова М.В. Об опыте использования мессенджера WhatsApp при обучении иностранному языку / М.В. Зонова, Н.А. Николаева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XIII
Международной научно-практической конференции : в 3 ч.: Пенза, 2017.
2. Рогова Г.В. / Методика обучения иностранным языкам / Г.В. Рогова,
Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова // М.: Просвещение, 1991.
3.
Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению. Современные проблемы науки и образования. Электронный научный журнал. Режим доступа: https://science-education.ru/article/view?id=15617 (дата обращения 20.11.2018)
РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМОВ

244
МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Зубкова А.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра ортопедической стоматологии
В числе психолого-педагогических проблем высшей школы наиболее значимой является проблема формирования учебной мотивации студентов, поскольку ее высокий уровень является одним из наиболее действенных средств повышения эффективности и качества учебного процесса [1]. Непосредственное влияние на качество образовательного процесса оказывает учебная мотивация посредством формирования специфически-ориентированной деятельности, стимулирует выбор методик и методов, их структурирования для достижения цели.
Считается, что мотивация – это «стартовый запуск» всевозможной деятельности человека, в том числе и в образовании.
Мотивационные возможности содержания учебного материала увеличиваются в процессе изучения дисциплины, если педагоги используют в своей практике способы побуждения обучаемых к образованию.
Заинтересованный студент легче и лучше воспринимает информацию.
Цель – разработка и оценка эффективности механизмов мотивации к обучению студентов стоматологического факультета.
От профессиональности и компетентности педагога в большей степени зависит успех образовательного процесса.
Для формирования у студентов желания достичь поставленные цели, учитель должен сам иметь искренний интерес к своей профессии, добросовестно воспринимать достижения и неудачи студентов и знать педагогические факторы, которые влияют на формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Среди них:
1. Качество теоретической основы.
2. Структура образовательной базы.
3. Манера преподавания.
4. Индивидуальные и совместные виды образовательного процесса.
5. Использовать только динамический тип оценки каждого конкретного студента.
Мы используем специальный комплекс для проведения практических занятий, чтобы поддерживать хорошую психологическую обстановку.
1. Появление мотивации. В начале занятия необходимо подчеркнуть хорошо проделанную на предыдущих занятиях работу, далее отметить неусвоенные моменты и усилить мотивацию, обсуждая, практическое применение, полученных знаний.


245 2. Закрепление и увеличение мотивации. Для активации мотивации необходимо привлекать обучающихся к исследовательской деятельности и привлечения их к самоконтролю и самооценке.
3. Финальная мотивация. Необходимо, чтобы у студента в завершении занятия сформировалась позитивная установка, уверенность в своих силах и необходимости полученных знаний.
Чтобы реализовывать все эти факторы педагогу необходимо иметь определенные качества в характере:
– способность к индивидуальному подходу в каждом конкретном случае
– жалость, сострадание и желание помочь при необходимости
– умение выделять главное и отсекать второстепенное
– способность придать оригинальность образованию
– способность устанавливать неформальное общение со студентами
– уверенность в себе и своих силах, позитивность, стрессоустойчивость
На кафедре ортопедической стоматологии Курского государственного медицинского университета среди студентов 2, 3, 4 курсов провели анкетирование для оценки мотивации у студентов, после использования определенных педагогических приемов.
На каждое практическое занятие определенный студент готовит мультимедийную презентацию по заранее заявленной теме. Готовясь, студент углубленно изучает отведенную ему тему и максимально наглядно и доступно преподносит, полученную информацию своим одногрупникам. На десять минут студент меняется местами с преподавателем, тем самым расширяет свои
«горизонты». После доклада проводится круглый стол на заявленную тему.
Посредством анкетирования мы выяснили эффективность применения данной методики у студентов (рис. 1).
Рис. 1. Эффективность применения мультимедийных презентаций на практических занятиях.
Также в учебном процессе задействуются симуляционные классы, что способствует освоению мануальных навыков и последовательности лечения

246 стоматологических заболеваний, применению полученных знаний студентов по специальности, выработке профессионального стиля деятельности, мотивационному отношению к будущей специальности [2]. На нашей кафедре постоянно отрабатываются практические навыки в фантомных классах для повышения мотивации к учебному процессу. Студенты понимают прямую взаимосвязь между теоретическими знаниями и их практическим применением, а значит с большим интересом подходят к изучению дисциплины (рис. 2).
Рис. 2. – Эффективность использования фантомных классов для усиления мотивации.
36 студентов стоматологического факультета состоят в волонтерском отряде «Улыбнись миру». Именно сформировав у подрастающего поколения здоровые привычки, можно ожидать успеха в предупреждении возникновения у них стоматологических заболеваний [3]. Студенты проводят уроки гигиены полости рта у дошкольников и школьников. Представляют правила гигиены детям креативно и доступно: со сценками, играми и загадками. Проводят профилактические осмотры в социально-незащищенных группах населения. На данном этапе студенты-медики, ориентируясь на будущую профессию, стараются воспитывать в себе качества, которые являются для них личностными, в то же время будут им необходимы в будущей профессии или обязательны для нее [4]. Готовясь к каждому мероприятию, волонтеры отрабатывают методики чистки зубов для качественной демонстрации детям. Участие в таких проектах дает студентам понятие собственной значимости и полезности обществу.
Отправляясь на олимпиады, участвуя в форумах, конференциях и съездах, студенты формируют в себе модель успешности, уверенности в себе и своих силах.
Таким образом, используя все эти совокупности преподавания можно сильно повысить качество образовательного процесса, заинтересовать студентов в изучаемом предмете.
Список литературы
96%
4%
результативны нерезультативны


247 1.
Мамаева, Н.А. Формирование учебной мотивации студентов технических вузов / Мамаева Н.А., Агапова Ю.Б. // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. – № 1 (42). – С. 207-210.
2.
Фелькер, Е.В. Особенности воспитательного процесса при обучении студентов-медиков / Зубкова А.А., Фелькер Е.В., Бароян М.А., Винокур А.В. //
Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2. – С. 183.
3.
Цароева, Л.Х. Значимость основных аспектов гигиены полости рта для подрастающего поколения / Зубкова А.А., Цароева Л.Х. //
В сборнике: Профессионально ориентированное волонтерство: актуальное состояние и перспективы сборник научных трудов по материалам
V Всероссийского Форума. Курский государственный медицинский университет. – 2018. – С. 57-62.
4.
Ячменева, Л.А. Социально-личностное развитие студентов медицинского вуза, как педагогическое явление / Ячменева Л.А., Зубкова А.А.
// В сборнике: Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. – 2017.
– С. 245-249.
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В РАЗРАБОТКЕ И ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ПО ФИЛОСОФИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЯЗЫКЕ-ПОСРЕДНИКЕ
Зыкина Е.Б.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра философии
Стремительно возрастающая экспансия информационных технологий в образовательное пространство высшей школы создает как новые возможности для модернизации и интенсификации образовательного процесса, так и порождает новые «вызовы» всем его участникам, требуя постоянного совершенствования их информационно-коммуникативной компетентности.
Философия традиционно отождествляется в сознании людей с мудростью, выраженной в устном, рукописном или печатном слове; приобщение к ней издревле происходило путем чтения, интеллектуального анализа и обсуждения трудов выдающихся мыслителей. Ее преподавание в качестве учебной дисциплины в медицинском университете имеет свою специфику, а освоение ее иностранными студентами, обучающимися на английском языке, связано с целым рядом затруднений, в преодоление которых должны вносить свой вклад электронные образовательные ресурсы.
Одной из важнейших форм освоения учащимися философского знания, по самой своей природе предполагающим дискуссионность и интерактивность, с давних времен и по сей день остается лекция. Традиционный (только устный, с


248 помощью доски и мела) способ ее подачи обучающимся уже не может удовлетворять запросам поколения, выросшего в эпоху компьютерной революции и интернета. Для привлечения внимания аудитории и активизации ее познавательного интереса к обсуждаемой проблематике лектор должен постоянно расширять диапазон используемых новейших педагогических и информационных технологий, способствующих эффективному усвоению слушателями учебного материала.
Разработка лекционного курса по философии и использование электронных образовательных ресурсов проводятся с учетом специфики контингента обучающихся. У большинства из приехавших на учебу иностранцев отсутствуют необходимые для понимания содержания философских учений знания о европейской культуре и истории. Далеко не все из них обладают достаточно высоким уровнем владения английским языком. Помимо этого, различия в произношении при использовании национальных вариантов этого языка вызывают серьезные затруднения при восприятии устной речи.
В этой связи на лекциях по гуманитарным дисциплинам «слово» лектора обязательно должно сопровождаться визуальным рядом. Для курса философии наиболее оптимальной представляется форма лекции-презентации. Студенты видят текст на экране и слышат его озвучивание преподавателем, зрительно и на слух воспринимая и запоминая лекционный материал. Слайды не должны быть
«перегружены» информацией, поскольку скорость чтения на чужом языке медленнее, чем на своем собственном. Поскольку язык самой философии перенасыщен незнакомыми и непонятными большинству студентов терминами и понятиями, каждый слайд следует сопровождать пояснениями и комментариями. Учебный материал должен быть изложен в доступной и понятной для иноязычных студентов форме, а для лекционного освещения необходимо отбирать вопросы, уяснение которых, как правило, вызывает наибольшиезатруднения при подготовке к семинарским занятиям.
В век цифровых технологий обязательное для традиционной модели образования конспектирование студентами лекции уже утратило свою актуальность (как показывает практика, многие из них гораздо быстрее набирают текст на клавиатуре, чем пишут его от руки). Стремительный прирост знания привел к перенасыщенности учебного процесса информацией, постоянному обновлению и пополнению лекционного материала новейшими сведениями – в результате темп чтения лекции ускорился настолько, что многие слушатели уже не успевают делать записи по ее ходу.
Используемые в учебном процессе электронные ресурсы освобождают студентов от трудоемкого и весьма затратного по времени «протоколирования» речи лектора. Так, на кафедре философии конспекты лекций в формате электронного документа составляет сам преподаватель из материалов лекций- презентаций, предоставляя их для копирования иностранным учащимся на имеющиеся у них носители информации («флешки», ноутбуки, телефоны).
Работая с таким документом, студент может по собственному усмотрению изменять шрифт, компоновать материал, выделять главное с помощью цветных маркеров, добавлять при необходимости нужные сведения и разъяснения.