Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1050

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

249
Электронный формат позволяет обучаемому взаимодействовать с учебным материалом, структурируя его в соответствии со своими индивидуальными особенностями восприятия и памяти.
На лекциях по философии какие-то ее вопросы могут быть представлены небольшими презентациями, подготовленными и озвученными самими учащимися, выполняющими по ним внеплановые курсовые работы. Как показывает практика, студенты с повышенным интересом слушают своих сокурсников, которым преподаватель уступает на время свою трибуну, задают им вопросы и охотно участвуют в дискуссиях. Нередко случается, что сопровождаемые слайдами и видеоматериалами сообщения учащихся инициируют острую полемику при обсуждении проблем современной культуры, глобализации, вестернизации, этномедицины, феномена этнических стереотипов и многих других.
Для самих участников это не только важный опыт выступления с докладом перед достаточно большой по численности аудиторией, но и практика создания компьютерных презентаций, рассчитанных на адекватное восприятие в поликультурной и полиэтнической студенческой среде.
Подготовленные студентами-иностранцами презентации, дополняющие или поясняющие основной лекционный материал, проводятся и на семинарских занятиях – как форма защиты курсовой работы, или как одна из форм выполнения самостоятельной работы. Этот вид учебной деятельности развивает у учащихся навыки работы с поиском, оценкой и обработкой информации, ее структурированием, визуальным оформлением, отбором материала в соответствии с интересами студенческой аудитории и корреляции с особенностями ее психологии.
Несмотря на высокую значимость лекции для учебного процесса, в силу своей ограниченности во времени она служит скорее введением в тему, ориентиром в ее освоении, нежели ее полным и подробным освещением.
Обязательным дополнением к лекции должно стать мультимедийное учебное пособие с элементами гипертекстуальной структуры, содержащее гораздо больший по объему информационный материал, снабженный иллюстрациями и ссылками на печатные и интернет-издания, текстологический практикум, словарь терминов, разнообразные тестовые и иные задания. Этот электронный продукт выполняет сразу же несколько функций: он позволяет студентам более эффективно и успешно осваивать учебную информацию; содержит задания
(вопросы, тесты, ситуационные задачи), контролирующие и оценивающие усвоение студентами учебного материала. Преподаватель получает возможность осуществлять мониторинг овладения компетенциями как каждого студента, так и всей группы или курса в целом.
Создание такого мультимедийного пособия по философии для студентов- иностранцев потребует от преподавателя не только компетентности в использовании электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, но и владения всей полнотой информации по использованию, копированию и цитированию информации из интернет-источников.


250
Активное внедрение электронных информационных ресурсов в целях совершенствования образовательного процесса на гуманитарных кафедрах позволит активизировать познавательный интерес иностранных студентов к дисциплинам философского блока, повысит их мотивацию к учебе и будет способствовать успешному овладению будущими специалистами-медиками общекультурными компетенциями.
Список литературы
1. Бородина, Т.Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности /
Т.Ф. Бородина // Молодой ученый. – 2014. – № 13. – С. 241-243.
2. Бучельников,
В.В.
Развитие информационной компетентности преподавателя гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода / В.В. Бучельников // Успехи современного естествознания. –
2009. – № 10. – С. 91-92.
3. Суворова, Т.Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов / Т.Н. Суворова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. – № 2. – С. 27-35.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДР ГИСТОЛОГИИ
И ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ РОССИЙСКИХ
И ЗАРУБЕЖНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Иванов А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
Предпосылкой к написанию этой статьи является следующее: поступательное развитие системы непрерывного образования с расширением дистанционной компоненты; обязательность формирования информационной среды образовательного учреждения; существенный прогресс инфраструктурной части коммуникационных технологий в РФ и регионе Курской области в том числе; скачкообразное повышение мобильности терминального оборудования клиентов
(смартфоны, планшеты и т.п.) с одновременным скачкообразным повышением их технических характеристик (разрешение экрана, объем памяти, быстродействие процессоров, сопряжение с периферийными устройствам и т.п.); внедрение IT во все отрасли медицины и медицинского образования. В контексте вышеперечисленного у коллективов морфологических кафедр КГМУ есть определенные достижения: свободное распространение учебных и учебно- методических материалов студентам по широкому набору каналов и способов (на флеш-картах, через сайт КГМУ, через сайты кафедр на сторонних ресурсах, через соцсети, посредством облачных сервисов);


251 использование учебных интернет-ресурсов непосредственно на занятиях в режимах off- и online; ведение электронного кафедрального журнала; консультирование студентов выполняющих НИРС с помощью электронной почты, мессенджеров, облачных сервисов и т.п.; создание банка видеолекций в системе НМО.
Похожий функционал в том или ином объеме реализован практически на всех морфологических кафедрах медвузов РФ. Но существующая система не лишена недостатков. Главным из них является отсутствие возможности интеграции образовательной деятельности кафедр (гистологии и патологической анатомии) и практической деятельности отделений патологической анатомии.
Тем не менее, сегодня существует методика и оборудование, позволяющие этот недостаток полностью устранить или существенно нивелировать. Это т.н. гистосканеры. Известно несколько систем (Mirax,
Pannoramic, Nanozoomer, Innoscan, Aperio ImageScope, Leica Scan Scope и др.).
Их объединяет следующее: они дают возможность оцифровать весь гистологический препарат с высоким разрешением, сохранить этот файл на диске (или на сервере с предоставлением к нему распределенного доступа) и просматривать его на мониторе компьютера [1, 3, 4]. Отличаются они по ряду параметров, таких как используемый набор объективов, скорость оцифровки, возможность автоматической загрузки и оцифровки какого-то количества стекол, возможность и особенности (формат записи изображения) организации удаленного доступа к файлам, функциональные возможности программного обеспечения, наличие/отсутствие и возможности автоматизации морфометрии.
Такой разброс функциональных возможностей определяет широкий диапазон цен. Но не смотря на высокую стоимость наиболее «продвинутых» моделей они позволяют создать в регионе систему накопления, хранения и анализа морфологических изображений гистологических препаратов, что дает возможность её использования в повседневной практике работы патологоанатомических отделений региона, проведения телеконсультаций препаратов за счет предоставления доступа к файлам специалистам столичных и зарубежных НИИ и лабораторий [2], использования этих материалов в системе
НМО Курского региона и РФ, возможность использования в системе додипломного образования на кафедрах гистологии, биологии, патологической анатомии и, возможно, микробиологии и ряде других. Реализация такого функционала позволяет создать настоящую информационную среду в системе высшего медицинского образования в части перечисленных учебных дисциплин и тем самым повысить конкурентоспособность обладателя такой технологии на рынке предоставления образовательных услуг в России и за рубежом.
1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   79

Список литературы
1.
Павлов А.В., Крайнова Е.А., Костров С.А., Фоканова О.А.,
Кораблева Т.В. Переход к преподаванию гистологии на основе технологии whole-slide imaging6 технические и организационные аспекты/ Вестник новых медицинских технологий – 2018. – Т.25, № 3 – С. 194-197.

252 2.
Перов Ю.Л., Ходасевич Л.С, Грибунов Ю.П. Телепатология: руководство для патологоанатомов. – М.:«Репроцентр М», 2010. – 208 с.
3.
Сазонов С.В. Оцифрованные гистологические препараты в обучении и отработке практических навыков и умений при изучении гистологии в медицинском вузе/вестник Витебского государственного медицинского университета – 2017 – Т. 16, № 4 – С. 127-131.
4.
Шестакова Л.А., Али-Риза А.Э., Кириченко А.К., Котиков А.Р.,
Урста О.В., Левкович Л.Г. Система «Pannoramic» в учебном процессе кафедры патологической анатомии/ Современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ.
Вузовская педагогика: материалы конф. / гл. ред. С.Ю. Никулина. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 2013. – С. 270-271.
ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
В ЛЕКЦИОННОМ КУРСЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ»
Иванов А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
«Отсутствие мотивации – величайшая
душевная трагедия, разрушающая все
жизненные устои».
Ганс Селье
Дополнительные стимулы к реформе/модернизации системы высшего медицинского образования задают целевые показатели национальных проектов и федеральных программ, в части состояния здоровья и продолжительности жизни населения РФ. Понятно, что достижение этих целей невозможно без корпуса высококвалифицированных врачей, работающих на всех уровнях системы здравоохранения. А уровень их профессионализма, в свою очередь, зависит от качества обучения в медицинском вузе. Этот процесс на самом деле двусторонний. И успешность его в основном зависит от того, насколько студент медицинского вуза готов и хочет получать знания, то есть от сформированности у студента мотивации к обучению.
На формирование мотивации у студентов-медиков влияют многие факторы. Это и престижность профессии в обществе, возможность самореализации в ней, уровень дохода и многие другие. Нельзя не отметить, что изменения в системе образования на протяжении 1990-2010 гг. если не ухудшили ситуацию с отбором абитуриентов в медицинские профессии, то как минимум, сильно её изменили. Фактически прекратили работу кружки «Юный медик», отменено когда-то имевшее место требование о наличии санитарского стажа у абитуриента медвуза, давно ушли в историю требования к приему в медвуз определенного количества стажников, выпускников подготовительных


253 отделений, лиц после службы в армии, соблюдения соотношения студентов мужского и женского пола. Не самым лучшим результатом этих изменений является отсутствие сформированных представлений о будущей профессии у нынешних абитуриентов. Одно из последствий такого положения дел – некоторое пренебрежение «теоретическими» дисциплинами, которые, по мнению студентов первых курсов менее важны для будущей профессии по сравнению с клиническими предметами. Отсюда следует необходимость активного формирования мотивации к обучению у студентов на теоретических кафедрах (медико-биологического профиля). Это возможно и необходимо делать как на практических занятиях, так и на лекциях. Целью настоящей статьи является попытка поделиться некоторыми методическими приемами, с нашей точки зрения полезными для формирования учебной мотивации студентов непосредственно в ходе изложения темы на лекции.
В первую очередь мы попытались определить факторы, способствующие снижению учебной мотивации студентов младших курсов. К ним мы отнесли следующие: 1) отсутствие отчетливо видимой студентам связи изучаемого материала с клиническими дисциплинами в силу того, что у этой категории студентов просто отсутствуют представления о клинических дисциплинах;
2) отсутствие у студентом младших курсов представлений о частоте заболеваемости различными видами патологии в популяции жителей России и нашего региона в силу того, что они не прошли через отделения различного профиля клинических баз КГМУ; 3) отсутствие у студентов младших курсов представлений о реальной «технологии» работы врача поликлиники и стационара в части обязательности выполнения клинических рекомендаций, стандартов лечения и т.п. нормативных документов.
С целью коррекции перечисленных негативных обстоятельств мы ввели в практику лекционного курса т.н. «экспресс-опрос». Так, в ходе лекции при объяснении материала по курсу общей или частной гистологии, лектор, объясняя особенности гистофизиологии того или иного органа (ткани), приводит данные из отчета Министерства здравоохранения РФ о частоте заболеваемости той или иной патологией и просит поднять руки тех студентов, в окружении которых есть люди, страдающие указанной патологией. После чего лектор обращает внимание уже всей аудитории на частоту встречаемости этой патологии в сравнении с данными МЗ РФ и еще раз подчеркивает важность изучаемой темы для понимания патогенеза указанной патологии, способов её диагностики, лечения и профилактики, которые будут изучаться студентами на старших курсах.
Особо ценным методом повышения учебной мотивации по нашему мнению является использование в лекции материалов из статей, написанных с участием студентов и посвященным изучению заболеваемости различными нозологическими формами в регионе Курской области и смежных с ней регионов.
Таким образом, у студентов младших курсов, не имеющих опыта изучения клинических дисциплин и слабо представляющих важность учебной