Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1054
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
254 информации медико-биологических учебных дисциплин, формируется понимание того, что названные лектором виды патологии не являются чем-то абстрактным, а уже касаются если не самого студента, то какой-то части его сокурсников. Также приходит понимание, что кажущиеся на первый взгляд абстрактными приведенные в статотчетах МЗ РФ, региональных комитетов здравоохранения и больниц проценты (промилле) заболеваемости на самом деле значат то, что в ближнем и дальнем окружении студента уже сейчас имеются люди страдающие указанной патологией. Или обязательно появятся в будущем.
Использование лектором данных из научных статей, написанных с участием студентов, является для слушателей лекции лучшим доказательством важности и востребованности результатов научно-исследовательской работы студентов.
Особенно, если слушатель лично знаком с авторами этих статей, Но самым главным мы считаем то, что у студента формируется понимание необходимости
ЗНАТЬ И ПОНИМАТЬ особенности гистофизиологии изучаемого объекта
(клеточного дифферона, ткани, органа), что и является, по сути, мотивацией к обучению.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МФК КГМУ В ФОРМИРОВАНИИ
ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Ивлева Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Научно-исследовательская деятельность студента (НИРС) – это один из важных методов формирования общих и профессиональных компетенций будущего специалиста медицинского звена. Она позволяет выявить актуальность полученных знаний, умение работать с разными источниками информации, развивать мышление, понимание, самостоятельность, формировать научный склад ума, в конце концов – это умственный труд.
Обучающийся, занимаясь научно-исследовательской работой в колледже, учится видеть и распознавать актуальные проблемы, ставить перед собой цели и задачи, воплощать решение их в реальность, умение находить и собирать необходимую информацию, проводить эксперимент и анализировать его результаты. Также научно-исследовательская деятельность позволяет будущему медицинскому работнику размышлять, объяснять, сопоставлять разные позиции, мнения, формулировать и аргументировать свои мысли, точки зрения, опираясь на достоверные факты, принципы, закономерности науки, на свой и чужой опыт.
НИР в колледже организуется в группах студентов всех отделений с целью усвоения учебного материала по дисциплинам, формирования умений и навыков исследовательской работы, общих и профессиональных компетенций.
255
Целью научно-исследовательской работы является подготовка будущих медицинских работников компетентными специалистами.
Предмет исследования: влияние исследовательской работы на развитие общих и профессиональных компетенций.
Гипотеза: научно-исследовательская работа является хорошим инструментом формирования будущего специалиста.
Научно-исследовательская деятельность обучающихся включает в себя насколько стадий: подготовительный, работа над исследованием, материалы и результаты рассуждения, оформление результатов, выводы, наглядное представление своей работы в виде мультимедийной презентации.
Организуя исследовательскую работу, в первую очередь ставятся проблема, цель, определяются задачи для достижения поставленной цели, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, а также материалы, эксперимент и результаты полученных исследований.
Так как преподавание дисциплин в основном у студентов 1-2 курсов, с целью выявления их активности научной деятельности и причин, снижающих участие в данном направлении, было проведено анкетирование, в котором приняли участие студенты всех отделений 2 курса (88%), 1 курса (92%) прошлого учебного года.
Один из вопросов анкеты был направлен на выявление общего уровня успеваемости студентов. Можно предположить, что данный фактор во многом связан с уровнем участия в научной деятельности. Общий уровень успеваемости студентов 2-го курса по итогам сессии большая часть респондентов на «4» и «5» составляет 45%, «4» и «3» – 32%, в основном оценка «3» – 23%. Полученные данные указывают на средний уровень успеваемости студентов.Уровень удовлетворенности, получаемым образованием, является показателем качества образования. Анкетирование обучающихся обоих курсов выявило, что уровень знаний, получаемых в колледже, большинство респондентов оценивают как высокий – 53%, удовлетворительный – 40%, неудовлетворительный – 2%, затруднились с ответом – 5%.
Существует несколько форм научной работы. Студенты достаточно осведомлены относительно форм научно-исследовательской работы. Большая часть второго курса, 87%, указали, что знают о возможности участия в научных конференциях и написания статей, результаты 1-го курса – лишь 23%; участие в научных конкурсах указали 48% респонденты 2 курса и 15% – 1 курса, олимпиады по дисциплинам – 39% (2 курс) и 21% (1 курс), затруднялись ответить – 11 % (2 курс) и 38% (1 курс). Затруднялись ответить на все данные вопросы 2% (2 курс) и 3% (1 курс).
Желание заниматься НИР в колледже недостаточно сильное. Готовы и хотят заниматься научной деятельностью 36% респондентов; возможно будут заниматься наукой – 16%; скорее нет, чем да – 39%, не готовы вообще – 7% и затрудняются ответить 2%.
Студенты лично принимали участие в написании научных статей (43%), участие в конференциях и семинарах (24%), конкурсы научно-
256 исследовательских и художественно-творческих работ (15%). Менее популярны студенческие олимпиады (12%).
Выявлены причины, по которым студенты не активны в научно- исследовательской деятельности: отсутствие опыта в научной деятельности
(51%); отсутствие мотивации (48%); недостаточно информации о текущих научных проектах (32%); отсутствие научного руководителя по желаемым дисциплинам (9%); недостаточная техническая оснащенность дома (21%). Среди респондентов есть и те студенты, которые затруднились ответить на вопросы в отношении причин.
Вовлечение обучающихся в научную деятельность способствует повышению конкурентоспособности будущих выпускников на рынке труда и общему профессиональному развитию. Следовательно, участие студентов в конференции и других научных мероприятиях позволит обеспечить решение сразу нескольких проблем. Сами обучающиеся считают, что факторами, способными повысить мотивацию включиться в исследовательскую работу, являются материальное поощрение (51%), стимулирование положительных оценок (28%), улучшение материально-технического обеспечение дома (21%).
Последняя категория отвечающих не рассматривали использование технических средств в аудиториях медико-фармацевтического колледжа.
Помимо вышесказанного, огромное значение в учебном процессе имеет преподаватель, его качество педагогической деятельности. Практически все опрошенные согласны с тем, что значительное вовлечение студентов в научную жизнь зависит от преподавателя (66%), среднюю оценку значимости указали
26%, низкую 2%, затруднились ответить 6%.
По мнению самих обучающихся, для полноценных занятий научно- исследовательской деятельностью в учебном профессиональном заведении прежде всего не хватает материального стимулирования (48%), свободного времени (30%), навыков и умений (28%) технических средств в условиях дома
(21%). Многие выбирали ответы одновременно по двум пунктам.
Участие в научно-исследовательской деятельности позволяет студентам в значительной мере повысить эффективность подготовки и приобрести практические профессиональные компетенции.
Среди форм педагогической работы предпочтительнее всего оказались совместные научно-практические занятия и конференции (40%), публикации
(33%), привлечение к работе над собственными проектами (20%), выполнение большего количества рефератов, мультимедийных презентаций (27%).
В рамках опроса удалось выявить пожелания обучающихся относительно направлений работ, в которых они хотели бы принимать участие: 1. Участие в конференциях (36%); 2. Написание научных статей (24%); 3. Вовлечение в работу научных кружков, лабораторий и др. (12 %); 4. Участие в научных конкурсах, олимпиадах и др. (23%). Остальные затруднились ответить (5%).
В рамках опроса студентам было предложено оставить собственные пожелания студентов относительно совершенствования организации научно- исследовательской работы в университете: 1. введение материальных
257 вознаграждений студентам и руководителям; 2. повышение мотивации студентам со стороны преподавателей; 3. вовлечение в работу с первого курса;
4. применение результатов исследований на практике.
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.
Преимущественно студенты (1 и 2 курса) МФК КГМУ имеют хорошую успеваемость и отмечается высокий уровень получаемых знаний. В научно- исследовательскую деятельность вовлечена лишь треть от общего количества опрошенных. Главными достоинствами вовлечения и участия студентов в научной работе являются: обеспечить личностное развитие, сформировать общие и профессиональные компетенции. Студентам, которые не вовлечены в науку, главным образом не хватает мотивации. Факторами, способными повысить мотивацию, являются материальное поощрение и материального обеспечения научно-исследовательской деятельности. Особенно в вопросе повышения мотивации велика роль преподавателей. Среди пожеланий по совершенствованию организации
НИР выделяются мотивация преподавательского состава, материальное вознаграждение для студентов.
Студенты нашего колледжа принимали и принимают участие в студенческих научно-практических конференциях различного уровня. За последние три года получили следующие результаты (таблица 1).
Таблица 1
Научно-исследовательская деятельность обучающихся МФК КГМУ
Наименование конференции
Результаты и достижения
2015-2016 учебный год
1. НПК «Актуальные вопросы теории и практики медицины, фармации и образования» в секции
«Освоение различных направлений лабораторной диагностики студентами медицинских колледжей/
ГБОУ СПО ПМК, г. Пенза, 2015 г.
Диплом 2-ой степени
(Головачева А.К.)
2. 6-ой Межрегиональный форум «Молодежь – фундамент инновационного развития России»,
ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при
Правительстве РФ», г. Курск, 2015 г.
Сертификат участника
(Москвитина А.А.)
3. 9-я Межрегиональная НПК студентов СПО «Шаг в будущее», посвященной проблемам экологии и среды жизни // КГМУ МФК. г. Курск, 2016 год
Диплом 3 степени (Гончарова Е.Ю.)
Диплом 2 степени (Яцик А.Н.)
4. 9-я Межрегиональная НПК «Актуальные проблемы профессиональной деятельности и подготовки специалистов среднего звена», КБМК, г. Курск, 2017 г.
Почетная грамота
(Гончарова Е.Ю.)
Сертификаты 3-х участников
5. 82-я Всероссийская НПКстудентов и молодых учёных с международным участием«Молодёжная наука и современность»,КГМУ, 2016 г.
Сертификаты участников
2016-2017 учебный год
1. I Всероссийская научно-практическая конфе- ренция студентов профессиональных образова- тельных организаций
«Шаг в будущее»,
Диплом 2 степени (Бородина А.Е.)
Почетная грамота
Российского
союза молодых ученых (Яцик А.Н.)
Сертификаты участников
258 посвященной проблемам экологии и среды жизни,
КГМУ МФК. г. Курск, 2017 г.
2.
Межрегиональная научно-практическая конференция
«Лечебно-профилактическая деятельность медицинского работника» / КБМК, г. Курск, 2017 г.
Диплом 1 степени (Яцик А.Н.)
Диплом 1 степени (Бородина А.Е.)
Сертификат (Гончарова Е.Ю.)
2017-2018 учебный год
1. VI Межрегиональная студенческая НПК «Новый взгляд», посвященная
50
–летию
ОБПОУ
«Железногорский ПК, г. Железногорск, 2017 г.
Почетная грамота (Писарева Н.А.)
Сертификат участника
2.
II
Всероссийская
НПК студентов профессиональных образовательных организаций
«Шаг в будущее», посвященная проблемам экологии и среды жизни, КГМУ МФК. г. Курск,
2018 г.
Диплом 1 степени (Берман А.Е.,
Михайлова А.Ю.)
Диплом
3
степени
(Феоктистова Д.Е.),
Диплом 3 степени (Костюкова В.И.,
Потянихина С.К)
Почетная
грамота
Российского
союза
молодых
ученых
(Лаврова К.В.)
Сертификат
участника
(Писарева Н.А.)
1 ... 26 27 28 29 30 31 32 33 ... 79