Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1058
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
264
Инновационное обучение призвано сменить основные противоречия традиционного обучения, состоящие в приоритете знаний над умениями их продуктивного использования. Преподавание в высшей школе должно уделять внимание не только на процесс накопления знаний, умений и навыков, но и на развитие самосознания, способности к творчеству как необходимых для личностного роста качеств [4].
Вышесказанное подтверждает тот факт, что на современном этапе основополагающим принципом обучения является сочетание различных методов и средств. Это связано с необходимостью перехода от информативных форм и методов обучения к активным.
Цель исследования: развитие познавательной активности студентов на практических занятиях в ходе изучения дисциплины «микробиология, вирусология».
Материалы и методы исследования. В рамках настоящего исследования были изучены современные данные о методах и средствах обучения, систематизированы и проанализированы подходы к преподаванию дисциплины
«микробиология, вирусология» на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии Курского государственного медицинского университета.
Результаты исследования и их обсуждение. Содержание дисциплины
«микробиология, вирусология» разделено на несколько разделов: общая микробиология, инфекция и иммунитет, частная микробиология. Раздел
«частная микробиология» также называют «клинической» или «медицинской» микробиологией. Основной целью клинической микробиологии является определение этиологической роли микроба – возбудителя инфекционного заболевания и (или) иммунологических сдвигов в организме больного. Поэтому именно этот раздел имеет прямое отношение к клинике и представляет наибольший интерес у студентов.
На практическом занятии по медицинской микробиологии студенты характеризуют возбудителя инфекционного заболевания: его морфологию, тинкториальные, ферментативные, культуральные свойства, устойчивость во внешней среде, антигенные свойства, факторы, обеспечивающие патогенность, эпидемиологию и патогенез заболевания, уделяя особое внимание лабораторной диагностике, а именно ее этапам.
Важно отметить, что по результатам лабораторных исследований не устанавливается конкретная нозологическая форма, то есть не ставится клинический диагноз, так как студент не имеет никакой информации о симптомокомплексе (собрать информацию, изучить жалобы больного – это функция лечащего врача). Основная цель лабораторного исследования – это идентификация чистой культуры выделенных из организма больного микроорганизмов и определение их этиологической и патогенетической роли.
Это даёт врачу возможность выбрать иммунологические препараты для специфического лечения и профилактики инфекционного заболевания в конкретной клинической ситуации. Кроме того, изучение свойств выделенного возбудителя, в частности чувствительности его к химиотерапевтическим
265 препаратам, даёт лечащему врачу возможность выбора эффективных препаратов для успешной этиологической терапии.
Учебная деятельность студентов на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии КГМУ базируется на основе сотворчества, диалога, обсуждения, постановки и решения научных и практических проблем. С учетом всех особенностей преподавания дисциплины для студентов, обучающихся на кафедре, предлагается вести журнал микробиологических исследований. С нашей точки зрения, ведение этого журнала помогает студентам провести анализ и синтез полученной информации и, подробно описав схему исследования при инфекционном заболевании установить микробиологический диагноз
Журнал микробиологических исследований заполняется в рабочей тетради, разработанной на кафедре, и состоит из следующих граф: направление на исследование, ход исследования, результат исследования, примечания.
Каждое практическое занятие по медицинской микробиологии приближено к реальным клиническим случаям. Поэтому на практическом занятии студенты получают информацию о материале от больного, которая указана в направлении из лечебного учреждения, где также сообщаются сведения о больном (ФИО, возраст, домашний адрес, профессия, место работы), день заболевания и предполагаемый диагноз. Учитывая полученный исследуемый материал и сведения из направления, студенты составляют схему микробиологического исследования конкретного материала. Данные из направления и характеристика материала вносятся в журнал микробиологических исследований. Сюда же вносятся все предполагаемые по ходу исследования результаты по этапам. После завершения исследования студенты обобщают и анализируют все полученные данные и в соответствующей графе «результат» формулируют окончательный ответ. Если исследование проводится по сокращённой схеме, то вносятся дополнения в графу «примечания».
1 ... 27 28 29 30 31 32 33 34 ... 79
Заключение. Таким образом, заполняя журнал микробиологических исследований, студенты овладевают необходимым для врача материалом по клинической микробиологии и получают настоящие и прочные знания, подкрепляя теоретическую подготовку практической работой на занятиях.
Список литературы
1. Алеева Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика. – 2012. – № 5 (120). – С. 3-14.
2. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова ; под ред. Т.С. Паниной. – 4-е изд., стер. –
М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
3. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии :
Активное обучение : учебное пособие / А.П. Панфилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
4. Протасова И.Н., Подгрушная Т.С., Перьянова О.В., Хохлова О.Е.,
Рукосуева Т.В. Роль активных методов обучения в становлении
266 профессионально-личностной компетентности будущего врача
//
Фундаментальные исследования. – 2013. – № 8. – С. 1208-1211.
5. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. – Саратов : Издательский центр
«Наука», 2009. – 52 с.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ CASE-STUDY
В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ
«МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»
Калуцкий П.В., Медведева О.А., Шевченко А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра микробиологии, вирусологии, иммунологии
Введение.
Масштабный динамизм современной социально- экономической жизни и демократизация общественной жизни последовательно влияют на всю систему политических, экономических и социальных отношений.
При этом любые перемены в первую очередь затрагивают систему образования, которая является основным показателем развитости социума и одновременно катализатором его развития. В связи с этим, к образованию и образовательной деятельности в современном мире предъявляются особые требования. На первый план выдвигаются потребности, интересы, идеалы, ценности личности и создание необходимых условий, в которых наиболее полно раскрывались бы ее склонности, способности, дарования, реализовались творческие замыслы, творческий потенциал [1, 5].
Курский государственный медицинский университет (КГМУ) входит в число ведущих образовательных медицинских организаций Российской
Федерации. В его стенах ведется преподавание на английском языке для более двух тысяч иностранных граждан из различных стран мира. Подготовка иностранных учащихся имеет много особенностей, это связано с тем, что иностранные учащиеся оказываются в совершенно новой для них среде и проходят сложные процессы адаптации. В этот момент студенты сталкиваются с большим объёмом самостоятельной работы при отсутствии навыков её выполнения.
Преподавание дисциплин естественнонаучного блока в медицинском вузе должно способствовать развитию творческих способностей личности будущего врача. В связи с этим целью исследования стало развитие познавательной активности студентов международного факультета в ходе изучения микробиологии, вирусологии с использованием ситуационных задач.
Материалы и методы исследования. В рамках настоящего исследования были изучены современные данные о методах и средствах обучения, систематизированы и проанализированы подходы к преподаванию дисциплины
267
«микробиология, вирусология» студентам международного факультета на кафедре микробиологии, вирусологии, иммунологии КГМУ.
Результаты исследования и их обсуждение. Микробиология, вирусология относится к фундаментальным дисциплинам медико- биологического профиля и преподается студентам международного факультета на IV-V семестрах обучения в КГМУ.
Коллектив кафедры, реализуя все принципы современного образования, создает необходимые условия для комфортного и эффективного обучения. Это, прежде всего, связано с правильно организованной учебной деятельностью студентов, которая базируется на основе сотворчества, диалога, обсуждения, постановки и решения научных и практических проблем. Специально для иностранных учащихся с учетом всех особенностей преподавания дисциплины, на кафедре внедрен и широко используется метод активизации учебно- познавательной деятельности обучающихся, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых задач или ситуаций, так называемых кейсов (case-study). Характеризуя данный метод необходимо обратить особое внимание на три важных с нашей точки зрения аспекта. Во-первых, каждый кейс – это конкретная ситуация, решение которой разрабатывается группой, подгруппами или индивидуально. Во-вторых, по истечению времени на подготовку происходит публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием. В-третьих, в конце разбора ситуаций обязательным является подведение итогов и оценка результатов студентов на занятии [2, 3, 4].
Предлагаемые ситуационные задачи позволяют использовать знания, накопленные в процессе самоподготовки, применимо к конкретным практическим ситуациям, развивают умение рассуждать, стимулируют стремление студентов понимать механизмы и сущность изучаемых процессов, а не механически заучивать определения и классификации.
Существует ряд критериев, отличающих кейс от других учебных заданий.
При выборе информации для ситуационной задачи на первое место мы ставим учебную цель, а затем формулируем задачи, которые необходимо решить для ее реализации. Содержание ситуационной задачи обычно максимально реальное и способное вызвать неподдельный интерес. Кейс содержит краткую информацию, которая позволяет студенту быстро войти в проблему, имеет только необходимые для решения проблемы данные, без избыточной информации, чтобы не быть перенасыщенным ею.
Таким образом, используемые нами в процессе обучения ситуационные задачи представляют собой конкретные клинические случаи, где излагается информация о пациенте с инфекционным заболеванием, перечислены симптомы и синдромы заболевания, выполненные врачом манипуляции с целью оказания помощи больному. Так как основной задачей врача-бактериолога является установление микробиологического диагноза, в каждой задаче указан исследуемый материал, который, как предполагается, отправили в микробиологическую лабораторию.
268
Предлагаемые студентам кейсы содержат ряд вопросов, которые позволяют детально разобрать изучаемую тему, то есть обратить внимание в той или иной мере на все характеристики возбудителя и формы его взаимодействия с организмом человека. Кроме того, при разборе задач обсуждается принципиальная схема микробиологического исследования инфекционного материала больного, вопросы лечения и специфической профилактики инфекционных заболеваний. Особое внимание в кейсах мы уделяем вопросам, которые помогут изучить препараты для диагностики, лечения и профилактики обсуждаемых инфекционных заболеваний (химиотерапевтические препараты, антибиотики, диагностические сыворотки, вакцины, аллергены, лечебные и профилактические сыворотки и др.).
Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3–5 человек), которые выбирают себе модератора
(руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Опрашивая студентов, преподаватель завершает работу группы с ситуацией и делает заключение о поставленном микробиологическом диагнозе.
Заключение. Метод case-study является современным способом ведения учебного процесса, который имеет несомненные преимущества, а именно контроль самоподготовки и мыслительной деятельности учащихся, проверку усвоения материала и полученных знаний. С использованием кейсов занятия проходят активно, живо и разнообразно, повышая интерес студенческой аудитории к изучаемой дисциплине. Следствием этого можно рассматривать повышение эффективности учебного процесса и улучшение качества образования.
Список литературы
1. Аронова, Г.А. Методика обучения взрослых : особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс]
// Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – 2012. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513950.
2. Масалков, И.К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И.К. Масалков, М.В. Семина. – М. :
Академический Проект ; Альма Матер, 2011. – 443 с.
3. Подгрушная Т.С. Контрольно-обучающие программы, как средство педагогического контроля в образовательном процессе вуза // Сибирское медицинское обозрение. – 2013. – № 2. – С. 97-100.
4. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред.
Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2011. – 432 с.
5. Соколова Н.Л., Цибизова Т.Ю. Построение профессиональной карьеры в условиях непрерывного образования // Научный диалог. – 2018. – № 1. –
С. 295-299.