Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1059
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
269
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ НЕЗАВИСИМОЙ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Калуцкий П.В., Овод А.И., Солянина В.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Учебно-методическое управление
Отдел подготовки кадров высшей квалификации,
лицензирования и аккредитации
Качество образования – сложное и многогранное понятие, которое имеет многочисленное количество дефиниций и часто зависит от категорий заинтересованных сторон [1].
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Наличие независимой оценки качества образования в России также регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации». В трактовке статьи 95 «независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ» и включает в себя:
1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
2) независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность
[3].
Организация независимой оценки качества образования предполагает сочетание внешних и внутренних методов оценки. При этом внешние методы оценки направлены на установление выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечение качества преподавания и некоторые аспекты обучения студентов. В свою очередь, внутренние оценки, особенно проводимые на уровне программы или дисциплины, необходимы для обеспечения качества учебного процесса и качества результатов обучения.
Разработка системы внутренней независимой оценки качества образования
(ВНОКО) подразумевает заинтересованность всех сторон: и преподавателей, и студентов, но как показывает опыт внедрения в российских вузах и международные исследования, преимущественно в положительном результате заинтересован менеджмент высших учебных заведений. Сформировать чувство
270 сопричастности достаточно сложно и не так просто как может казаться при принятии решения о внедрении системы качества образования внутри вуза. Для этого необходимо четкое и формальное определения ролей и обязанностей, а также стандартизированное описание процессов по обеспечению качества внутри системы внутренней независимой оценки.
Даже, если каждый преподаватель, получит право самостоятельно обеспечивать качество своего преподавания и научных исследований, образовательная организация все равно должна будет создать процесс и устанавливать определенные требования, которые позволят гарантировать, что выполняются стандартизированные рекомендации по организации и осуществлении образовательного процесса.
Еще одним из проблемных мест при организации ВНОКО является то, что качество в высшем образовании касается, прежде всего, учебного процесса и способствующих ему факторов, среди которых: тесная связь между студентом и преподавателем с мотивацией, стимулируемой с обеих сторон, и при постоянном обмене обратной связью; достаточная вариативность и гибкость методики обучения, которые позволяют легко адаптировать ее к меняющимся потребностям; передача современных знаний и профессионального опыта; развитие навыков и компетенций; сбалансированные в соответствии с современными тенденциями программы, дающие конкурентное преимущество; современные ресурсы, объекты и инфраструктура; услуги поддержки студентов; прозрачная и эффективная передача информации и т. д.
В настоящее время процесс внутренней независимой оценки качества образования регламентирован разработанными Министерством образования и науки методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования [2]. Основными целями проведения ВНОКО в образовательной организации являются:
1. Формирование максимально объективной оценки качества подготовки обучающихся по результатам освоения образовательных программ;
2.
Совершенствование структуры и актуализация содержания образовательных программ, реализуемых в образовательной организации;
3. Совершенствование ресурсного обеспечения образовательного процесса в образовательной организации;
4. Повышение компетентности и уровня квалификации педагогических работников образовательной организации, участвующих в реализации образовательных программ;
5. Повышение мотивации обучающихся к успешному освоению образовательных программ;
6. Усиление взаимодействия образовательной организации с профильными предприятиями и организациями по вопросам совершенствования образовательного процесса;
7. Противодействие коррупционным проявлениям в ходе реализации образовательного процесса.
271
В Курском государственном медицинском университете (КГМУ) более десяти лет назад было разработано и реализуется Положение о внутренней системе оценки качества образования. На сегодняшний день оно дополняется рядом локальных актов, в частности, Положением о промежуточной аттестации обучающихся, Положением о порядке ликвидации студентами задолженности по занятиям дисциплин учебного плана, Положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ, Положением о конкурсе студенческих групп, Положением о рейтинговой оценке деятельности преподавателей и другими.
Наличие нормативных документов дало возможность университету более целенаправленно и методически правильно подойти к механизму реализации данной процедуры. Основными компонентами ВНОКО, используемыми КГМУ, являются: 1) оценка качества основных образовательных программ; 2) организация и проведения ВНОКО подготовки обучающихся; 3) организация и проведения ВНОКО работы профессорско-преподавательского состава университета; 4) организация и проведения ВНОКО материально-технического обеспечения; 5) актуализация локальных актов университета, процедур ВНОКО.
По каждому компоненту проводятся и мониторируются определенные процедуры, что позволяет не только в целом оценить качество образовательного процесса, но и разработать меры по его совершенствованию или устранению негативных факторов. В частности, при анализе первого компонента «Оценка качества основных образовательных программ» проводится экспертиза соответствия образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, локальных актов. Качество образовательных программ оценивается на основании анализа: структуры, содержания, сроков и результатов их освоения, методического обеспечения; соответствия структуры рабочих программ дисциплин, осваиваемых знаний, умений, владений формируемым компетенциям.
Основной элемент ВНОКО «Организация и проведения ВНОК подготовки обучающихся» включает в себя следующие процедуры:
– оценка текущего контроля успеваемости;
– проведение промежуточной аттестации обучающихся;
– осуществление промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения плановых и внеплановых курсовых, дипломных и выпускных квалификационных работ;
– участие обучающихся в проектной деятельности;
– проведение входного контроля в начале изучения дисциплин;
– проведение контроля сформированности результатов обучения по ранее изученным дисциплинам;
– проведение и участие в олимпиадах, конкурсах по дисциплинам;
– подготовка портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
– оценка результатов государственной итоговой аттестации;
– проведение первичной аккредитации выпускников и т.д.
272
Аналогично по всем компонентам, ВНОКО разработаны процедуры, которые дают возможность оценить деятельность университета по качеству образования, достижения педагогических работников и обучающихся. Анализ всех составляющих ВНОКО в свою очередь дает возможность университету выделить основные ключевые факторы, которые можно совершенствовать.
Информация, полученная в результате внутренней оценки качества образования, преобразуется в форму удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений. Результаты оценки качества доводятся до пользователей через официальный сайт университета в сети Интернет, локальную корпоративную сеть, издаваемые информационно- аналитические материалы и другими доступными способами.
В заключение необходимо отметить, что все аспекты независимой оценки качества образования являются неотъемлемой частью представления об образовательной организации или программе, которое складывается в регионе, в стране и в мире. Репутация организации (программы) непосредственно зависит от оценки его (ее) качества в восприятии заинтересованными сторонами.
Поэтому любые стратегии и процедуры обеспечения качества должны быть подчинены академической деятельности и прямо следовать из потребностей разных действующих субъектов. Внимательное отношение к мнениям заинтересованных сторон, поддержка дискуссий между ними, действенная реакция на их предложения – все это приводит к росту доверия и мотивации, а также способствует общей удовлетворенности качеством подготовки выпускника вуза.
1 ... 28 29 30 31 32 33 34 35 ... 79
Список литературы
1.
Овод А.И. Формирование системы качества фармацевтического образования // Карельский научный журнал. – 2017. – № 3 (20). Т. 6. – С. 50-53.
2.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
№ 05-436 от 15.02.2018 г. «О методических рекомендациях» (вместе с
Методическими рекомендациями по организации и проведению в образовательных организациях высшего образования внутренней независимой оценки качества образования по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры).
3.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
273
СТУДЕНТОВ КУРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Кичигина А.О., Прокопенко Н.Я.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра спортивной медицины и лечебной физкультуры
В современном мире, когда технологии неуклонно развиваются вперед и без Интернета невозможно представить наше существование, появилась новая форма получения знаний – дистанционное образование (ДО). Под дистанционным образованием (ДО) понимают обучение, которое частично или полностью осуществляется с помощью телекоммуникационных технологий [1].
За рубежом уже около 45 лет данный вид получения знаний популярен и повсеместно применяется и для школ, и для высших учебных заведений, и для дополнительного образования и повышения квалификации специалистов.
Первый университет с использованием дистанционных методик обучения был создан в 1969 г. в Великобритании. В нашей стране первые шаги ДО начались с
1997 г., и для нас эта форма обучения пока является новой и не совсем понятной.
Цель внедрения ДО – это сделать качественное обучение доступным для всех, вне зависимости от состояния здоровья, места жительства [4].
Человечество находится на информационном этапе развития, когда необходимым стало быстрое получение актуальной информации. В этом нам помогают ресурсы сети Интернет. По опросам, проводимым в России, более 50% населения используют Интернет ежедневно для получения новых знаний.
Электронные библиотеки, электронная почта (для рассылки учебных материалов), телеконференции, образовательные интернет-программы
(Интернист, Первый медицинский канал) – это элементы ДО [5]. У дистанционного обучения есть свои плюсы: гибкость (график обучения можно менять по своему усмотрению, в любое удобное время, в необходимом темпе), продолжительность занятий не регламентирована, доступность для широкого круга лиц и повышение качества обучения за счет возможности получения информации из различных источников, низкая стоимость обучения (нет необходимости арендовать помещения, тратить средства на проезд к месту учебы). Есть у ДО недостатки: отсутствие прямого контакта преподавателя и ученика, необходимость доступа к компьютеру и сети Интернет и знание компьютерных программ, сложность в мотивировании обучающихся, недостаток практических занятий, отсутствие контроля над обучающимися
(освоение материала осуществляется самостоятельно, это, в свою очередь, требует ответственности и самоконтроля), трудоемкость процесса создания интерактивных мультимедийных пособий [2].
Целью нашего исследования является изучение особенностей применения дистанционных образовательных технологий для самоподготовки студентов
Курского государственного медицинского университета к практическим занятиям.