Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

38
Результаты исследования. При изучении удовлетворенности уровнем чтения лекций 85% студентов поставили максимальные баллы от 8-10, не удовлетворены чтением лекционного материала лишь 2% опрошенных. Объем лекционного материала считают достаточным 96%, не достаточным – 4%.
Доступность и понятность изложения лекций удовлетворили 94% респондентов, не удовлетворили – 6%. Выразительность речи лектора понравилось 92% студентов, 8% считают, что ее нужно улучшить. 95% опрошенных считают, что мультимедийные презентации достаточно ярко иллюстрируют изложение лекций, 5% требуют улучшения иллюстративного материала. Культурой общения удовлетворены 80% студентов, 20% считают, что лектор мог бы более доступно излагать материал. Опрос студентов показал, что внедрение на кафедре общей хирургии доступных мультимедийных презентаций лекционного курса, размещенных на сайте кафедры, позволяет улучшить восприятие лекционного курса.
При изучении удовлетворенности студентов качеством проведения практических занятий получены следующие результаты. 82% студентов считают качество проведения практических занятий как «хорошее» и «отличное», 13% –
«удовлетворительное», 5% – «неудовлетворительное».
Тревогу вызывает оснащенность практических занятий техническими средствами, муляжами, инструментами. Респонденты разделились поровну 56%
– удовлетворены, 44% – не удовлетворены имеющимися средствами для отработки практических навыков. На кафедре ежегодно проходят обучение около 1000 студентов лечебного, международного, педиатрического, стоматологического и медико-профилактического факультетов. После окончания учебного года часть муляжей и фантомов становятся непригодными для отработки практических навыков. Использование для этих целей симуляционного центра университета позволяет в определенной степени компенсировать этот недостаток, но не полностью устранить его. Поэтому целесообразно ежегодное обновление средств для обучения студентов практическим навыкам.
При опросе студентов удовлетворенности качеством оценочных средств получены следующие результаты. 65% студентов считают, что тестовые задания позволяют правильно оценить подготовку студентов к практическим занятиям,
35% недовольны сложностью тестов. Вместе с тем все студента отмечают доступность базы тестов, что облегчает подготовку к практическим занятиям.
Качество ситуационных задач в 100% случаев обучающиеся отметили высокими баллами.
99% студентов имеют возможность непосредственного диалога с преподавателем на практическом занятии. Лишь 1% студентов отметил недостатки в общении студентов с преподавателем. Такую же оценку получила организация индивидуальной работы преподавателя с каждым студентом в группе.
Культурой общения преподавателя на практическом занятии студенты удовлетворены в 100% случаев.


39
По поводу системы оценки знаний на практическом занятии мнения разделились:79% опрошенных отметили, как «отличное», 17% – «хорошее»,
3% – «удовлетворительное», 1% – «неудовлетворительное». Соответствие полученных знаний на практических занятиях ожиданиям студентов удовлетворены в полном объеме 75% учащихся, 21% – не в полном объеме,
4% – не удовлетворены.
С методами организации самостоятельной работы 71% – согласились полностью, 25% – не совсем, 4% – полностью не согласны. Контролем за выполнением самостоятельной работы в 99% случаев удовлетворены, 1% – нет.
По удовлетворенности системой оценки самостоятельной работы картина такая же: 99% – удовлетворены, 1% – не удовлетворены. Студенты считают, что большую часть занятий необходимо проводить у постели больного с разбором клинических ситуаций, в диагностических кабинетах с изучение возможности современных средств обследования больного. Кроме этого большинство опрошенных отмечают недостаток визуального наблюдения за ходом оперативных вмешательств.
Методическое обеспечение самостоятельной работы 96% студентов считают удовлетворительным, 4% – неудовлетворительным. Доступность учебной и учебно-методической литературы по дисциплине студенты характеризуют, как отличное и хорошее в 98% случаев, в 2% –
удовлетворительное. Наличием электронных пособий по дисциплине 89% опрошенных отметили, как «отлично», 9% – «хорошо», 1% –
«удовлетворительно», 1% – «неудовлетворительно». Студентами подчеркнуто, что современные учебники по общей хирургии не полностью соответствуют рабочей программе курса общей хирургии.
Основной проблемой обучения на кафедре общей хирургии студенты считают недостаточное количество учебных аудиторий. До 20% практических занятий проводится в холлах хирургического, сосудистого и отделения гнойной хирургической инфекции ОБУЗ ГКБ СМП г. Курска.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   79

Заключение. Исходя из полученных результатов социологического опроса необходимо просить администрацию ОБУЗ ГКБ СМП г. Курска о выделении дополнительных учебных площадей для обучения студентов.
Ходатайствовать перед администрацией КГМУ об улучшении материально- технического обеспечения кафедры муляжам, фантомами, инструментами. При составлении учебно-методических пособий по общей хирургии особое внимание преподавателям кафедры уделять темам, недостаточно изложенным в учебниках по общей хирургии.
Список литературы
1. Кореневская, А.В. Исследование удовлетворенности студентов образовательным процессом в условиях кросс-культурной среды (на примере образовательного процесса на экономическом факультете ФГАОУ ВО «РУДН»
/ А.В. Кореневская, Т.С. Анисимова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S3. – С. 46-50.

40 2. Курашова, А.А. Способы нивелирования воздействия дестимулируемых факторов удовлетворенности студентов образовательным процессом и формы оценки результатов их устранения
/
А.А.
Курашова,
А.А. Петроченко // Международный научный журнал «Инновационная наука». –
2015. – № 7. – С. 100-103.
3. Пересада, Ю. Мониторинг удовлетворенности студентов организацией учебно-воспитательного процесса в системе качества внутрифакультетского менеджмента / Ю. Пересада, А.В. Обмоина // Молодой ученый. – 2017. – № 6. –
С. 278-284.
МЕТОДОЛОГИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-
РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ
СТУДЕНТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ В КГМУ
Антопольская Е.В., Заугольникова Н.С., Бобынцев И.И., Швейнов А.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра патофизиологии
В настоящее время общество предъявляет все более высокие требования к молодым специалистам высшего звена, особенно к специалистам сферы здравоохранения. С позиций компетентностного подхода в современном высшем образовании подготовка будущего врача любой специальности предполагает формирование, с одной стороны, грамотного специалиста, а, с другой стороны, творческой личности, стремящейся к самореализации и самосовершенствованию. В этой связи в настоящее время достаточно актуальным является создание системы подготовки специалиста, позволяющей стимулировать познавательную деятельность студентов, их мотивацию к более глубокому и всестороннему овладению своей будущей профессией, раскрыть творческие профессионально-ориентированные способности [2]. На наш взгляд, в настоящее время указанным требованиям в наибольшей степени соответствует балльно-рейтинговая система оценки качества освоения студентами основных образовательных программ (БРС). Эта система позволяет в полной мере учитывать все виды учебной деятельности и достижения студента как по отдельным дисциплинам в ходе промежуточной аттестации, так и за все время обучения при итоговой государственной аттестации. Кроме того, применение
БРС помогает объективизировать оценку знаний, умений и навыков студентов.
Методически она выполняет функции средства управления учебным процессом и системы контроля по его выполнению [1]. Данная система позволяет увидеть процесс активации и продвижения вперед каждого студента, стимулировать студента к самоорганизации для овладения знаниями и умениями быть способным к выполнению своих профессиональных обязанностей [3].


41
БРС как единая система была разработана в КГМУ в 2016 году и используется в организации учебного процесса на кафедрах с 2016-2017 учебного года. До этого времени в учебном процессе КГМУ применялась рейтинговая система оценки знаний студентов (РС), которая разрабатывалась каждой кафедрой индивидуально в зависимости от специфики дисциплины.
Целью нашего исследования был анализ результатов применения единой
БРС в учебном процессе кафедры патофизиологии КГМУ по сравнению с предыдущей РС по итогам промежуточной аттестации (экзамена) по патофизиологии у студентов лечебного факультета.
Материалы и методы исследования
Нами были проанализированы структура успеваемости и средний балл промежуточной аттестации по патофизиологии студентов лечебного факультета в период экзаменационных сессий 2013-2014, 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017 и
2017-2018 учебных годов. Всего анализу подвергнуты результаты 1572 студентов 3 курса лечебного факультета указанных годов обучения. При этом система промежуточной аттестации на кафедре патофизиологии в 2013-2014,
2014-2015 и 2015-2016 учебных годах была организована в соответствии с действовавшей в этот период системой рейтинговой оценки качества знаний студентов (РС), а в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах – в соответствии с вновь созданной системой балльно-рейтинговой оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ (БРС). Результаты анализа качества освоения студентами программы по патофизиологии представлены на диаграммах №№ 1, 2. При этом на диаграмме № 1 высота столбиков отражает проценты соответствующих оценок, полученных студентами на экзамене по патофизиологии суммарно в соответствующий период обучения. На диаграмме
№ 2 высота пирамидок отражает абсолютное значение среднего балла.
Диаграмма № 1
Структура успеваемости на экзамене по патофизиологии студентов
3 курса лечебного факультета.

42
Диаграмма № 2
Средний балл в ходе промежуточной аттестации (экзамена) по патофизиологии на 3 курсе лечебного факультета
Результаты и их обсуждение
Из представленных диаграмм видно, что в 2016-2017 и 2017-2018 учебных годах, когда при промежуточной аттестации по патофизиологии использовалась
БРС средний балл был выше, чем в предыдущие годы, когда применялась традиционная РС. Видно также, что повышение среднего балла на экзамене по
0,00 5,00 10,00 15,00 20,00 25,00 30,00 35,00
"5"
"4"
"3"
"2"
РС
БРС
3,72 3,74 3,76 3,78 3,80 3,82 3,84 3,86 3,88
РС
БРС
средний балл;
3,87


43 патофизиологии наблюдается за счёт увеличения процента хороших и отличных оценок и снижения удовлетворительных и неудовлетворительных.
Улучшение результатов промежуточной аттестации по патофизиологии связано, на наш взгляд, с принципиальным отличием в методологии оценивания учебных достижений в двух системах. Основное отличие РС от БРС состоит в том, что при использовании РС баллы, набранные студентом в ходе текущих и рубежных занятий, учитываются в текущем процессе и практически не влияют на итоговый экзаменационный результат. Результат экзамена в этом случае может определяться не качеством знания студентом дисциплины в целом и активностью его участия в учебном процессе, а уровнем подготовки студента непосредственно к экзамену, включая и элемент случайности – «повезло–не повезло». В методологии же БРС фактором, определяющим окончательную оценку, является сумма баллов, набранная студентом в ходе рядовых и рубежных занятий, творческой учебной деятельности, проверки практических навыков и на экзамене. То есть, в данном случае учитываются и влияют на окончательный результат все виды учебной деятельности и достижения студента за весь период изучения дисциплины. Такая система, с одной стороны, повышает объективность промежуточной аттестации, сводя до минимума элемент случайности и субъективизма. А, с другой стороны, повышает мотивацию студентов к более глубокому освоению дисциплины на текущих занятиях, более тщательной подготовке к рубежным занятиям и проявлению творческой активности в процессе изучения дисциплины. И это, в свою очередь, определяет качество освоения студентами дисциплины.
Выводы
1.
Система балльно-рейтинговой оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ является фактором, повышающим мотивацию студентов к освоению основной образовательной программы по патофизиологии.
2.
Единая БРС способствует более объективной оценке качества освоения студентами дисциплины при промежуточной аттестации.
Список литературы
1.
Кочетова И.В. Балльно-рейтинговая система обучения студентов в вузе // Учебный эксперимент в образовании. – 2016. – № 1(77). – С. 17-23.
2.
Сарычев А.С. Внедрение системы рейтингового контроля на теоретических кафедрах медицинского вуза // ЦИТИСЭ. – 2016. – № 1 (5). –
С. 27.
3.
Юдина О.И. Балльно-рейтинговая система и процедура ее внедрения
// Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции. –
Оренбург: Изд-во ОГУ, 2016. – С. 2462-2466.