Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1080

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

324
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Куркина М.П.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра экономики и менеджмента
Трансформация принципов функционирования российского высшего образования на современном этапе требует использования междисциплинарного подхода к формированию компетенций специалистов, обеспечивающих функционирование социально-экономических систем разного уровня, а также междисциплинарного синтеза инструментов их исследовательской и практической деятельности. Кроме того, современная парадигма общественного развития определяет новые тренды профессионального роста для будущих экономистов и неуклонно трансформирует задачи реализации обучения в координатах «экономики знаний».
Имея арсенал исследовательских средств и интерактивных методов, экономисты как будущие профессионалы могут глубже постичь причинно- следственные связи, тенденции и закономерности развития общественных явлений на высоком научном уровне, владея методами проблемного анализа, диагностики, разработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию жизнедеятельности хозяйственных систем.
Идея открытого образования, инициированная сегодня в российской высшей школе, практически реализуется с широким использованием различных образовательных технологий. По сравнению с традиционно применяемыми технологиями интерактивные формы обучения в целом способствуют более полной реализации компетентностного подхода. В частности, активные и интерактивные формы обучения развивают способности к коммуникации и системному мышлению, закрепляют навыки принятия решений и ответственности, работая в группе.
Интеракция в педагогике предполагает включение творческой составляющей личностного потенциала обучающегося в процессе взаимодействия с другими субъектами образовательной среды, в рамках которой происходит продуктивное преобразование исходной базы навыков, знаний и умений.

325
Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, она является необходимым условием для становления и совершенствования их компетенций.
Технологии разрабатываются с учетом принципов целостности, воспроизводимости, нелинейности, адаптации процесса обучения к личности студента и его познавательным способностям [1].
Задачи интерактивных форм обучения состоят в мотивации интереса к учебному материалу и развитию профессиональных навыков. Такие формы обеспечивают эффективное усвоение учебного материала и самостоятельный поиск учащимися вариантов решения поставленной учебной задачи.
Согласно образовательным стандартам 3-го поколения, основная образовательная программа подготовки бакалавра должна включать применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества, преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ, учитывающих региональную и профессиональную специфику.
В рамках подготовки бакалавров используются лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области экономики и менеджмента, а также по дисциплинам вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
В качестве инновационных технологий на факультете экономики и менеджмента могут выступать: ролевые игры, проведение групповых дискуссий, проектные задания, анализ деловых игр и имитационных моделей, тренингов, занятия-дискуссии.
Элементом инновационных форм обучения является интерактивное обучение. Формы интерактивного обучения должны отличаться по блокам дисциплин учебного плана. Специфика использования интерактивных форм обучения в каждом блоке дисциплин будут различна.
Интерактивные формы обучения, согласно стандарту, должны быть использованы и на практических, и на лекционных занятиях. В качестве интерактивных методик, используемых на лекционных занятиях могут выступать: лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция пресс-конференция, лекция с заранее заложенными ошибками, лекция-дискуссия. Таким образом, внедрение инновационных технологий и, как элемента инновационных технологий, интерактивного обучения, способствует повышению качества образовательного процесса и реализации требований и задач образовательного стандарта.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью образовательной программы подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять


326 не менее 50 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий. Данный показатель соответствует стандарту.
Использование интерактивных форм обучения осуществляется на практических, семинарских, лекционных занятиях. Кроме того, инновационные формы обучения внедрены в проведение экзаменов.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
В рамках практических занятий по дисциплинам кафедры организуются индивидуальная и групповая работа студентов, отрабатываются навыки проектной работы, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. В процессе использования ролевых игр интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт и обратную связь. Таким образом, создается образовательная среда, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, обменом и накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки полученных навыков.
Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Активность как форма соучастия в образовательном процессе потребителя образовательных услуг и механизм восприятия информации позволяет эффективному формированию профессиональных компетенций, их совершенствовать, повышая квалификацию
[2].
Список литературы
1. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе:
Учебно-методическое пособие. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. –
52 с.
2. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие /
Коллектив авторов. – Курск, КГМУ, 2018 – 186 с.
ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
Куркова Ю.Н., Салимгиреева Е.А
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»,
г. Екатеринбург
Кафедра иностранных языков


327
Данная статья рассматривает обучение иностранных студентов английскому языку в Уральском государственном экономическом университете в рамках информационно-деятельностного подхода, раскрывает его особенности использования на практических занятиях, показывает его эффективность,
актуальность и важность применения в образовательной среде. Целью
представленного исследования является выявление особенностей применения информационно-деятельностного подхода при обучении иностранным языкам, рассмотрение необходимости его использования на практических занятиях. При проведении исследования авторы взяли за основу следующие методы: наблюдение, сравнение, тестирование, эксперимент, и анализ.
В современном мире в условиях глобализации, когда стираются жесткие границы и нет препятствия для перемещений и расширения связей и коммуникации, все больше и больше молодых людей, проживающих в дальнем зарубежье, решают получить высшее образование в России. Конечно, до стран- лидеров по числу студентов-иностранцев, среди которых
США,
Великобритания, Германия, Австралия и Канада, России еще далеко (она занимает 26 место из 50), но количество обучающихся иностранцев растет с каждым годом. Так, например, происходит и в Уральском государственном экономическом университете. В 2017-2018 учебном году в вузе насчитывается
350 иностранных студентов из 31 страны [1].
Что же хотят изучать студенты в наших вузах на занятиях по иностранному языку? Как показывает опыт, особенно интересно студентам практическое применение языка, нестандартные задания, в которых учащимся приходится не только искать информацию в интернете и других источниках, но и самим придумывать задания для одногруппников. Иностранным студентам очень нравится и хочется делиться знаниями о своей родной стране, культуре и традициях народа, а также получать и делиться знаниями и впечатлениями о
России.
Все обучение строится в рамках информационно-деятельностного подхода. Понятие информационно-деятельностного подхода объединяет в себе два направления: информационный и деятельностный. Первый подразумевает активный процесс получения и обработки информации, как со стороны студента, так и со стороны преподавателя; ее использование, синтез и активация. Под деятельностным подходом имеется в виду не столько процесс обучения студентов чему-то новому, сколько умение применить это новое в профессиональной деятельности и в нужный момент.
Важно отметить, что в современном обществе очень быстро увеличивается объем необходимой информации, и преодолевать противоречия между ее ростом и возможностями восприятия можно только с помощью систематической организация знаний. Информационно-деятельностный подход направлен на раскрытие целостности изучаемого иностранного языка, уточнение его внутренних и внешних связей, среди которых необходимо выявить наиболее значимые.


328
Основная составляющая информационно-деятельностного подхода направлена на анализ структуры учебной деятельности студентов; мотивы, побуждающие обучающихся к деятельности; цели, средства и результаты. Она подразумевает определенную педагогическую работу при отборе и организации самой информации, способов ее подачи студентам, непосредственно студенческой деятельности. Таким образом, выбор целей и планирование, его организация и контроль сознательно осуществляется обучающимися, которые также проводят самоанализ и оценку собственной работоспособности [3].
Информационно-деятельностный подход направлен на личностное развитие студентов, формирование ценностей самой личности.
Доминирующая роль в системе данного подхода принадлежит целям обучения, которые формируются под влиянием растущей информационной среды и оказывают влияние на выбор педагогических подходов, методов, принципов, инструментов и организационные формы обучения. Посредством компонентов система обучения функционирует в форме образовательного процесса, организационно-структурной единицей которого на занятиях являются практические занятия, система речевых действий, осуществляемых на этих занятиях [2].
В системе информационно-деятельностного подхода знания и информация больше не даются преподавателем как готовая продукция. Педагог берет на себя ответственность за поиск студентами требуемых данных и организацию работы обучающихся, чтобы они могли найти решение проблемы и объяснить, как действовать в поставленных условиях. Учебный материал больше не играет роль результата, полученного студентами, и берет на себя роль образовательной среды, целью которой является создание условий для реализации собственного образовательного продукта [4].
Участники образовательного процесса пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Такой подход создает благоприятную среду не только для активного и свободного развития личности в деятельности, но и для успешного освоения иностранного языка. Эти условия помогают обучающимся свободно выражать свои мысли и чувства в процессе общения, так как личность играет более важную роль, чем знание языка; участники разговора чувствуют себя в безопасности от критики за ошибки; использование языкового материала, который соответствует вербальным и мыслительным возможностям говорящего, подвержено проблеме индивидуального речевого намерения; отношения основаны на непредвзятости и некритичности.
На практических занятиях прежде всего происходит активное внедрение лингвистических, психологических и социокультурных знаний, необходимых студентам для эффективного получения и использования требуемой информации и общения на иностранном языке. Эти навыки включают в себя овладение языком как дискурсом, т.е. как способом развертывания идей в текст.
Такие знания подразумевают владение разнообразными способами построения устных и письменных текстов различных жанров. При этом важно


329 придерживаться индивидуально-психологических особенностей участников общения и их социокультурного опыта.
При использовании информационно-деятельностного подхода образовательный процесс понимается как набор разнообразных, взаимосвязанных и взаимозависимых видов деятельности всех субъектов, участвующих в нем. Учитывая, что все участники образовательного процесса разделены на две основные категории: субъекты, которые организуют и осуществляют образовательный процесс, и предметы, по которым он организован, то можно сказать, что учебный процесс организуется в соответствии с концепцией деятельности, являющейся своего рода мета- деятельностью для управления другими видами деятельности студентов, которая отвечает их жизненным интересам и потребностям сбалансированное воздействие на все сферы их личности.
Все обучение иностранным языкам в рамках данного подхода построено из семи блоков:
1) введение иноязычной речи
2) владение навыками построения образовательного процесса;
3) более широкое использование приобретенной информации в речевой деятельности при формировании соответствующей речи и отработке коммуникативных навыков;
4) формирование первичного опыта работы в процессе иноязычной речи и
5) самооценка и тестирование языковых навыков;
6) коррекция обучения и самокоррекция овладения иностранным языком;
7) формирование зоны ближайшего развития для дальнейшего прогресса.
Коммуникативная методика способствует быстрому овладению учащимися разговорных навыков. Это достигается за счет ассимиляции различных типов речи: монологической речи, модельных форм диалогов и моделирование формы языка. На переднем плане предстает конкретная языковая модель. Основная единица измерения- практическое занятие. В целом коммуникативная система и информационно-деятельностный подход позволяют эффективно использовать традиционные и новые методов обучения. Системный характер сочетания различных образовательных компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, определить уровень и конкретные цели обучения, соответствующие структуры и содержание упражнений и методов обучения. Коммуникативный метод как конечная цель обучения предполагает формирование предметной, социокультурной, воспитательной и компенсаторной ,коммуникативной компетенции, состоящей из языка, речи.
Мотивационный аспект также играет важную роль в овладение языком.
Таким образом, в заключении необходимо отметить, что при сравнении работы и эффективности как самих занятий, так и уровня освоения иностранного языка в группе, где присутствуют иностранные студенты и в группе, где их нет, можно сказать, что в «смешанных» группах обучение и сами уроки оказываются интереснее, насыщеннее. Активность студентов выше, часто возникают
«споры». И доказать свое мнение, поспорить можно только на иностранном