Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1081
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
330 языке (иностранном как для российских студентов, так и иностранных
(например, из Камеруна или Афганистана)). Реализация принципов информационно-деятельностного подхода в обучении иностранных языков доказала свою эффективность, и данный опыт можно и нужно использовать в системе высшего образования при обучении другим дисциплинам.
1 ... 35 36 37 38 39 40 41 42 ... 79
Список литературы
1.
«Вместе мы делаем вуз успешнее»: Ассоциация иностранных студентов
[Электронный ресурс]
–
Режим доступа: http://www.usue.ru/novosti/vmeste-my-delaem-vuz-uspeshnee-associaciya- inostrannyh-studentov-urgeu-podvela-itogi-uchebnogo-goda/
(дата обращения:
14.04.2018)
2.
Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
3.
Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения.
– Минск: ТетраСистемс, 2007. – 352 с. 2. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования (учебно-методическое пособие). – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – С. 11.
4.
Нарыкова, Г.В. Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС основного общего образования // ФӘННаука. – 2014.
№ 5-6. – С. 36–38.
5.
Папин И.Д., Шкабара И.Е. Учет особенностей системно- деятельностного подхода при обучении иностранному языку // Молодой ученый.
– 2016. – № 7.5. – С. 62-64.
МЕТОД КЕЙСОВ (CASE STUDY) В ФОРМИРОВАНИИ
КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ
Кучер И.Н.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Современная методика преподавания иностранных языков – это гибкая и расширяющаяся информационно-образовательная среда, в которой наряду с традиционным подходом к преподаванию наблюдается эскалация интереса к активным коммуникативным методам и технологиям. В этом ряду метод кейсов
(Case Study) рассматривается как неотъемлемая часть коммуникативной методики преподавания иностранного языка. Однако проявление метода в медицинском дискурсе недостаточно полно отражено в работах современных исследователей. Актуальность нашего исследования связана с выявлением особенностей работы с кейсами и определением оптимальных условий реализации образовательной технологии. Методами исследования послужили метод анализа литературы и интернет-источников.
331
В статье ставится цель рассмотреть возможности использования метода кейсов в процессе обучения студентов-медиков иностранному языку с целью формирования профессиональной коммуникативной компетенции.
Иноязычная коммуникативная компетенция как средство межкультурного общения состоит из нескольких компонентов и представляет собой совокупность способностей личности, позволяющих ей успешно и адекватно общаться на иностранном языке в ситуациях профессиональной, деловой, повседневно- бытовой и общественно-политической сферах [3]. Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, необходимо искать эффективные способы включения обучаемых в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования английского, например, языка в новой для них культуре. Основная идея коммуникативного подхода к обучению иностранному языку, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. В этой связи метод кейсов (Case Study) призван максимально эффективно обеспечить требования по формированию профессиональной коммуникативной компетенции у студентов медицинского вуза.
Обзор литературы по исследуемой проблеме позволил нам сформулировать определение Case Study как метода активного проблемно- ситуационного анализа, основанного на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций, реально произошедших в той или иной сфере деятельности и описанных авторами с целью спровоцировать дискуссию в учебной аудитории.
Следовательно, в рамках медицинского дискурса кейс является моделью клинической ситуации, описывающей некоторое состояние (симптомы, нарушения, дисфункцию, потребность в дообследовании, выбор методов лечения, кризисные и угрожающие жизни состояния, конфликтные ситуации, инновационные лекарственные формы и др.) медицинской реальности, в которую попадают пациенты, врачи, медсестры, фармацевты.
В понятие медицинской реальности входят бесконечно многообразные явления, связанные с медицинской деятельностью в качестве объектов целенаправленного изучения. В медицинской реальности можно выделить две относительно обособленные составляющие. Эмпирическая составляющая включает в себя конкретные состояния человека и меры медицинского воздействия на них: здоровье, болезнь, лечение, исцеление, смерть и др.
Идеальная составляющая охватывает медицинские взгляды, знания и тео- рии [5].
Непосредственной целью кейс-метода является совместное обсуждение и анализ кейса группой студентов, выработка практического решения с последующей оценкой предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной медицинской проблемы.
Обычно кейс состоит из следующих частей: описание конкретной клинической ситуации; задания к кейсу; вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса. Кейс может быть представлен в
332 мультимедийном или печатном виде, дополнен наглядным материалом в виде фотографий, таблиц или диаграмм. «В описании кейса должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения» [2]. Кейс должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, однако для построения логичной модели и принятия обоснованного решения допускается использование в кейсе дополнительных данных (ссылки на законодательство, цитаты и т.д.), что добавляет реалистичности ситуации. Таким образом, сама проблема, содержащаяся в кейсе, не эксплицируется и не имеет однозначного решения, что требует от студентов ее определить, разработать собственные критерии выбора из множества альтернативных вариантов, на их основе прийти к наиболее оптимальному решению, а затем разработать алгоритм действий по его реализации [3]. Формально можно выделить следующие этапы работы студентов с кейсом:
– ознакомление с клинической ситуацией,
– анализ информации,
– поиск решения,
– выявление преимуществ и недостатков каждого предложенного решения,
– оценка альтернатив,
– презентация результатов,
– оценивание участников,
– подведение итогов.
Метод кейсов, зарекомендовавший себя в зарубежной практике бизнес- образования, незаменим в коммуникативном обучении студентов-медиков иностранному языку, поскольку позволяет «осмыслить реальные ситуации профессиональной деятельности и актуализировать определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы» [3].
Использование ситуационного обучения создает языковую среду и условия для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения. Кейс позволяет включить участников в единый контекст деятельности, что приводит к «повышению речевой готовности, способности к эвристической деятельности» [5].
Практика применения кейс-метода на занятиях по английскому языку позволяет сделать вывод о его эффективности в процессе развития навыков чтения, говорения и аудирования. Студенты изучают клиническую ситуацию, представленную в тексте, в ряде случаев сопровождаемую аудиозаписью, обсуждают варианты решения медицинской проблемы и представляют результаты обсуждения. Аудиторное общение в процессе работы над кейсом подразумевает дискуссию, аргументацию, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил иноязычного общения. В этот ряд можно включить и обучение письму, если конечный результат работы представлен в виде письменного отчета или истории болезни.
333
Метод также помогает формировать навыки профессиональной коммуникации, такие как ведение аргументированной дискуссии, анализа и планирования, презентации, а также целый ряд иных аналитических, творческих и социальных навыков. Профессиональное знание и уверенность в способности положительно решить проблему, стоящую перед группой, являются дополнительным стимулом для овладения коммуникативными умениями на иностранном языке. Апробирование своих коммуникативных способностей в ходе дискуссии дает возможность каждому участнику обнаружить свои слабые стороны и стимулирует желание работать в направлении совершенствования знаний по медицинскому иностранному языку и его употреблению в речи.
Кейс-метод является новым способом реализации преподавательского творчества в процессе овладения практическими навыками применения проблемно-ситуационной методики, созданию учебных заданий и технологией использования этих материалов на занятиях по иностранному языку. К числу наиболее часто используемых интернет-ресурсов в процессе обучения медицинскому английскому языку можно отнести Case Online Inform System,
Medscape, MedClub и базы данных MEDLINE. Источниками могут стать и различные материалы, размещенные в сети Интернет ведущими медицинскими школами, которые можно адаптировать и использовать в обучении иностранному языку. Однако если сместить акценты в сторону формирования коммуникативной компетенции, то кейсы являются оптимальным приемом освоения конкретных лингвистических знаний, активизации умений и навыков мыслительной деятельности, развития способностей личности, необходимых для решения задач профессиональной деятельности [4].
Эффективное решение кейса становится возможным при условии предварительного изучения терминологической лексики и грамматических структур, а также фраз для ведения дискуссий на иностранном языке. Для того чтобы кейс стал эффективным инструментом обучения, он должен соответствовать четко поставленной цели, иметь соответственный уровень сложности; иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни; создавать типичную ситуацию; создавать условия для дискуссии и развивать аналитическое мышление [1].
В кейс-метод могут быть успешно интегрированы различные методы организации образовательного процесса, такие как моделирование, проектирование, «мозговой штурм», «фишбоун», swot-анализ, дискуссия, ролевая или деловая игра и т.д. Использование принципов проблемного обучения и возможность создания новых моделей деятельности считаются основными преимуществами кейс-метода, позволяющие относить его к продвинутым активным методам обучения.
Данная интерактивная технология обучения на основе реальных ситуаций имеет огромные перспективы в профессиональной подготовке будущих специалистов. В обучении иностранному языку в вузе кейс-метод служит для создания языковой среды и условий формирования готовности в использовании иностранного языка как средства межкультурного взаимодействия, интеграции
334 знаний студентов из разных областей вокруг решения одной проблемы, а также развития иноязычной коммуникативной компетенции в рамках активной совместной исследовательской и творческой деятельности.
Список литературы
1. Аленина, Т.Н. Кейс-метод как эффективный инструмент обучения студентов-медиков по дисциплине «иностранный язык в профессии врача» //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016.
– № 4-1. – С. 45-46.
2. Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы, № 4. – 2010. – С. 61-69.
3. Архипова Н.В., Кобызев В.С., Медведев В.Е. Современные образовательные технологии в высшей школе. – М.: Изд-во Спутник +, 2013. –
146 с.
4. Ильина, О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка // Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Языки в аспекте лингвострановедения: сб. науч. ст. в 2 ч. Ч. 1. / под общ. ред.
Л.Г. Ведениной. М.: МГИМО-Университет, 2009. – С. 253-261.
5. Хрусталев, Ю.М. Философия науки и медицины. М. ГОЭТАР-МЕДИА.
– 2010. – 784 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Лазарева Г.А., Мальцева А.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра акушерства и гинекологии ФПО
Актуальность. Современный этап развития общества характеризуется стремительными темпами модернизации в высшем образовании. В настоящее время возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических и других проблем [1]. Всестороннее развитие личности и профессиональной компетентности современного врача в медицинском вузе одна из важных задач.
Цель данного обучения – освоение новых знаний по предмету с использованием современных подходов преподавания и телекоммуникации, достижение формирования у обучающихся профессиональной компетенции с помощью применения в обучении инновационных технологий, которые позволяют на более высоком уровне организовать процесс обучения, сделать его более ярким, динамичным.
Для достижения данной цели необходимо добиться реализации следующих задач: повышение качества обучения за счет использования