Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1082

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

335 современных средств образовательных технологий; создание педагогических технологий организации процесса обучения в сети Интернет; интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателя в процессе обучения; создание асинхронного характера взаимодействия обучаемого и преподавателя; развитие компьютерной компетенции обучаемых; освоение изучаемого материала путем самостоятельной работы обучаемых; формирование у обучаемого мотивации, мобильности, самостоятельности и ответственности.
Интерактивное взаимодействие соответствует личностно ориентированному подходу в образовании, предполагая самообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и преподаватель и обучаемый являются субъектами учебного процесса [2]. Интерактивные взаимодействия между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися становятся важным источником получения знаний. В зависимости от цели и задач преподавания дисциплин могут быть использованы следующие информационные технологии:
1. При определении преподавателями научно-методической базы для проведения занятия по соответствующей тематике, наряду с классической академической информацией, используются: электронные справочники, электронные словари, электронные библиотеки, а также различные поисковые системы. 2. На этапе предоставления обучающимся профессиональной информации, а также в процессе ее последующей актуализации и анализа следует отметить следующие аспекты использования информационных технологий: электронные презентации, on-line журналы, internet-издательства по акушерству и гинекологии, акушерско-гинекологические web-сайты.
Изучение особенностей разработки и применения в учебном процессе электронных образовательных ресурсов становится все более актуальной задачей, которая обусловлена целым рядом организационных, причин. К числу таких причин можно отнести: потребность использования видео – и аудио – изображений, позволяющих более наглядно отразить содержание разделов курса; необходимость быстрого изменения содержания в соответствии с новыми научными достижениями; возможность предоставить обучающимся доступ к обширным объемам справочных данных, касающихся специфики изучаемого объекта [3]. По результату изучения исследований по проблеме использования информационных технологий в преподавании дисциплин акушерско- гинекологического профиля следует заметить, что многие авторы говоря о важности и актуальности использования информационных технологий, не обсуждают вопрос о возможности их полного внедрения в образовательный процесс.
Сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии ФПО в преподавании дисциплин профессионального профиля сделаны попытки внедрения различных вариантов информационных технологий в образовательный процесс. В частности, в преподавании дисциплин акушерско-гинекологического профиля акцент делается на использование следующих вариантов информационных технологий – презентации, электронные учебники, рассылка по электронной почте, форум, телеконференции, тестирование. Эффективная организация


336 двустороннего процесса обмена информацией в преподавании дисциплин в подготовке специалистов квалификации врач
– акушер-гинеколога обуславливает не только эффективную организацию учебного процесса, но и в большей степени формирование коммуникативных компетенций обучающихся.
Элементы дистанционного обучения находят все более широкое применение в вузе. Преподаватели часть лекционного материала, а то и целые спецкурсы, предлагают изучить дистанционно. Данный вид обучения стимулирует самостоятельную работу и формирует навыки самообразования развивает такие качества, как мобильность и ответственность, которые необходимы специалистам, востребованным на рынке труда; открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого, ведь дистанционное обучение делает процесс обучения более творческим и индивидуальным; позволяет формировать более глубокие знания. Дистанционное обучение позволяет создать единое информационно-образовательное пространство, взаимосвязь учителя и ученика через компьютерные и интернет-технологии, обеспечить согласование требований образовательного стандарта и возможностей обучаемого . Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три большие категории: неинтерактивные
(печатные материалы или бумажные носители, аудио-, видеоносители), средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа), видеоконференции – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям [4]. Существует несколько форм занятий дистанционного обучения через компьютерные телекоммуникации: веб-занятия (веб-форумы, дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы); чат-занятия
(применение чат-технологий); телеконференции (использование электронной почты) [5].
Дистанционное обучение, проводимое в Курском государственном медицинском университете, является продолжением очного образования и составляет часть контролируемой самостоятельной работы обучающихся. В течение многих лет в университете на всех кафедрах с успехом используется тестовый компьютерный контроль, который позволяет в краткой и доступной форме провести скрининговую оценку знаний обучаемого по теме.
Положительными моментами являются также объективизация оценки знаний, отсутствие психологического воздействия «преподаватель – обучающийся».
Кроме этого, немаловажное значение имеет информация, размещенная в разделе
«Учебный процесс» на сайте кафедры. Для более полной подготовки к практическим занятиям здесь представлены контрольные вопросы для определения исходного уровня знаний, электронные версии лекционного материала по предмету, методические и клинические рекомендации, рекомендуемая литература. Имеются также тестовые вопросы открытого типа без вариантов ответа, что стимулирует активный поиск информации по тематике и более полное усвоение материала. Наш опыт показывает, что применение


337 вышеописанных информационных ресурсов и электронных методов обучения повышает эффективность обучения и успеваемость обучающихся.
Наиболее новой формой занятия дистанционного обучения, внедренной в учебный процесс, являются веб-конференции. Дистанционное обучение способствует выработке индивидуального подхода к обучению, мотивации, активности, самостоятельности обучаемого. Дистанционное обучение – инновация сегодняшнего времени, обеспечивающая развитие и преподавателя – модератора этого процесса, и учащегося – объекта знаний. Особенностью современного университетского образования является повышение роли самостоятельной работы в процессе обучения. Одной из форм самостоятельной работы может быть решение ситуационных задач, являющееся обязательным элементом учебного процесса и удобной тренировочной моделью для проверки преподавателем знаний обучающихся и их способности применять эти знания на практике. Данная методология способствует стандартизации знаний, совершенствованию мышления на основе постоянного расширения числа клинических ситуаций, развивает логическое и образное мышление.
На кафедре акушерства и гинекологии ФПО Курского государственного медицинского университета создана база ситуационных задач по различным разделам акушерства и гинекологии. Самостоятельному решению задач студентами предшествовала определенная теоретическая подготовка.
Преподаватель контролировал процесс, делал комментарии и замечания по ходу выполнения заданий, задавал дополнительные вопросы. Особенностью такого способа решения ситуационных задач является то, что обучающиеся имеют возможность вне основного времени занятия глубже изучить данную тематику.
Необходимыми компонентами выполнения заданий были комментарий работ, ответы на вопросы преподавателя и коллег. Это давало возможность обучающимся обосновать и отстоять свою точку зрения, вести диалог. Такой подход способствует развитию коммуникативной составляющей образования.
Таким образом, дополнение традиционных методов преподавания электронными технологиями делает образовательный процесс непривычным, усиливая мотивацию обучающихся к изучению предмета. Информационно- образовательные технологии являются еще одним средством на пути к подготовке высококвалифицированных кадров в сфере медицины, готовых, согласно требованию времени и общества, постоянно повышать свою квалификацию, свободно владеть различными способами коммуникации и наиболее полно раскрывают человеческий потенциал. Использование возможностей информационных технологий весьма продуктивно и эффективно в области акушерства и гинекологии. Проведенный анализ сотрудниками кафедры акушерства и гинекологи ФПО существующих возможностей использования информационных технологий и опыта их конкретной реализации свидетельствует об эффективности, необходимости и возможных перспективах использования информационных технологий.
1   ...   36   37   38   39   40   41   42   43   ...   79

Список литературы

338 1.
Андресен Б.Б., Бринк К. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. – М.: Дрофа, 2007. – 224 с.
2.
Богданов И.В., Крутий И.А., Чмыхова Е.В. Проектирование учебного процесса на базе современных информационных технологий //
Телекоммуникации и информатизация образования. – 2001. – № 1. – С. 72-84.
3.
Гарова Н. Информационно-образовательные технологии в повышении качества обучения студентов вуза // Учитель. – 2007. – № 3. –
С. 89-90.
4.
Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: монография. – М.: Союз, 2005. – 192 с.
5.
Смолянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования). – Красноярск: Изд. КрасГУ, 2002 – 300 с.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СОВРЕМЕННОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В КУРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ
УНИВЕРСИТЕТЕ
Лазаренко В.А., Комиссинская И.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Важнейшим фактором сохранения и укрепления здоровья российских граждан в современных социально-экономических условиях явился майский
Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина, определивший национальные цели и стратегические задачи в области здравоохранения. Как основополагающие национальные цели развития на период до 2024 года установлены обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни [1].
Эффективное достижение обозначенных целей базируется на реализации национального проекта «Здравоохранение», который предусматривает решение таких пероочередных задач, как обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, а также применение клинических рекомендаций и протоколов лечения. Кроме того, в рамках национального проекта «Образование» запланировано обновление методик, стандартов, содержания и технологий обучения.
Подготовка новых кадров современного здравоохранения, как того требуют национальные цели и стратегические задачи, утвержденные
Президентом, является ключевым направлением развития Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Для решения


339 актуальных проблем обеспечения системы здравоохранения квалифицированными кадрами, ликвидации кадрового дефицита и дисбаланса в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-социальную помощь, в нашем ВУЗе сформированы и эффективно внедряются с 2015/16 учебного года организационно-методические подходы к осуществлению непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянного повышения профессионального уровня и расширения квалификаций медицинских работников на последипломной этапе. Ведущее место в непрерывном образовании отводится реализации образовательных программ высшего образования – программ ординатуры, дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (ДПП
ПК) и профессиональной переподготовки (ДПП ПП) [2].
В целях создания и развития системы непрерывного медицинского образования с использованием современной цифровой образовательной среды
КГМУ сформирован комплекс взаимосвязанных задач, включающий:
1) создание условий для функционирования электронной информационно- образовательной среды;
2) подготовку технического задания на разработку электронной информационно-образовательной среды
«Непрерывное медицинское образование», обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения;
3) подбор информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств для ведения образовательной деятельности с использованием электронной информационно- образовательной среды;
4) обеспечение уровня подготовки педагогических, научных, учебно- вспомогательных и административно-хозяйственных работников КГМУ в соответствии с применяемыми дистанционными образовательными технологиями;
5) создание отдела дистанционного обучения в образовании в составе центра информатизации КГМУ;
6) подготовку комплекса электронных информационных ресурсов (ЭИР) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по медицинским специальностям, дающих возможность реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации врачей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в объеме не менее 18 часов;
7) организацию ведения учета и хранения результатов образовательного процесса с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями действующего законодательства;
8) проведение экспертизы электронных учебных изданий на их соответствие предъявляемым требованиям к электронным образовательным