Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 980
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИММУНОЛОГИЯ» СТУДЕНТАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО
ФАКУЛЬТЕТА
Архипова А.В., Юдина С.М., Русанова Т.С., Иванова И.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра клинической иммунологии, аллергологии
и фтизиопульмонологии
Важным стимулом модернизации высшего медицинского образования является возрастание конкуренции между различными медицинскими вузами как отечественными, так и зарубежными, что определяется подписанием России
Болонской декларации и ее интеграцией в европейское образовательное пространство. С обновлением требований к выпускникам университета в соответствии с ФГОС ВПО нового поколения проблемы качества подготовки специалистов становятся приоритетными [1, 3].
Представляло интерес изучить мнение студентов об эффективности обучения и удовлетворенности учебным процессом на кафедре клинической иммунологии и аллергологии КГМУ.
Нами проведено социологическое исследование, в котором приняли участие студенты 2 курса международного факультета, обучающиеся на кафедре с использованием языка-посредника (английский) [4]. Выборка была случайной, студенты принимали участие в опросе по желанию.
Анкета включала 58 вопросов, объединенных в 5 блоков: социально- демографическая характеристика респондентов, профессиональная мотивация, оценка качества лекций, оценка качества практических занятий, эффективность образовательного процесса на кафедре.
Изучение структуры профессионально-ориентированной мотивации студентов, знание мотивов, побуждающих к работе в сфере здравоохранения, позволяет психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности учебной деятельности.
По данным опроса, 82% респондентов интересовались профессией врача до поступления в вуз, 94% – считают профессию наиболее важной, т.к. смогут помогать людям. По мнению 57% студентов профессия является престижной, и лишь 17% подумали о материальном положении.
Вопрос устойчивости профессиональной мотивации выяснялся по результатам высказываний иностранных студентов о планах на будущее. 94,1% респондентов определились с будущей специализацией.
Таким образом, 88,4% респондентов профессионально определились, их привлекают конкретные медицинские знания, в связи с этим можно говорить об эффективности профессиональной ориентации в учебном процессе. Для этих студентов получение профессиональных знаний напрямую связано с целью приезда в Россию.
45
В условиях реформы высшего образования повышается ответственность преподавателей за результаты своего труда, поэтому значимым становится обеспечение соответствия квалификации преподавателей компетентностному подходу в высшем образовании. Важная роль отводится преподавателю в процессе адаптации, особенно для иностранных студентов в инновационной среде.
Представляло интерес узнать мнение студентов о качестве преподавания дисциплины. Следует отметить, что у 80% респондентов высокая посещаемость занятий и лекций. Студенты, участвующие в опросе отметили, дружелюбность преподавателей (98%), заинтересованность преподавателей в работе со студентами (90%). 80% респондентов хотели заниматься с этим преподавателем в дальнейшем.
Обязательным условием образовательного процесса является преемственность дисциплин. Иммунология тесно связана с микробиологией, физиологией и т.д. и есть родственные для изучения разделы. 94% респондентов дополнили и приобрели новые знания в ходе изучения иммунологии и теперь могут более детально объяснить некоторые вопросы на других дисциплинах.
Известно, что существенным достоинством Российской высшей медицинской школы всегда являлась направленность на глубокую клиническую подготовку студентов. Много времени традиционно уделяется разбору клинических наблюдений, на освоение практических навыков, что способствует формированию у студента основ клинического мышления. Это возможно при использовании деятельностно ориентированых образовательных технологий [1,
2]. По результатам анкетирования установлено, что 84% опрошенных считают, что преподаватели регулярно демонстрируют клиническое использование базовых знаний по иммунологии, 98% полагают, что иммунология необходима для профессиональной деятельности врача любой специальности. Показателем эффективности и качества преподавания дисциплины, на наш взгляд, является также то, что 84% респондентов хотели бы продолжить изучение иммунологии в цикле дисциплин клинического профиля (клиническая иммунология и аллергология).
Для более полного представления о качестве и эффективности образовательного процесса на кафедре клинической иммунологии студентам предлагалось оценить общую работу кафедры по пятибалльной шкале. Средняя оценка составила 4,23±0,15 балла.
Таким образом, мы полагаем, что на кафедре клинической иммунологии и аллергологии сложилась благоприятная обстановка во взаимоотношениях
«преподаватель-студент», преподаватели в достаточной мере используют деятельностно ориентированые образовательные технологии в учебном процессе. Различные виды образовательных технологий, используемые по ходу освоения дисциплины «Иммунология», способствуют формированию у студента культуры клинического мышления, способности и готовности к самосовершенствованию.
46
Список литературы
1. Макарова
О.Ю. Педагогическая система профессионального воспитания студентов медицинских вузов. Автореф. дис. док. пед. наук. –
Казань, 2014. – 22 с.
2. Пути модернизации образовательного процесса на кафедре клинической иммунологии и аллергологии // Юдина С.М., Иванова И.А.,
Архипова А.В. и др. / Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием, посвященная 77-летию КГМУ. Курск, февраль, 2012.
Том 1, с. 173-175.
3. Рахимов Т.Р. Особенности организации обучения иностранных студентов в Российском вузе и направления его развития // Язык и культура. - № 4. – 2010. – С. 123-126.
4. Роль социологических исследований в качестве преподавания // Юдина
С.М., Коршикова М.Ю., Иванова И.А., Архипова А.В., Лыкина Т.А. /
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы управления качеством образования в вузе». – Пенза, ноябрь 2011, с. 125-128
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Астафьева Н.Г., Гамова И.В., Удовиченко Е.Н., Перфилова И.А.,
Скучаева Л.В., Михайлова И.Э., Капишникова М.С.
ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского МЗ РФ
Введение. В настоящее время процесс реформирования системы образования сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и учебно-воспитательной практике. Признавая личность учащегося основной ценностью обучения, современная педагогика подчеркивает необходимость апелляции к проблеме побудительных механизмов учебной деятельности, или проблеме мотивации.
Актуальность обращения к проблематике мотивации обусловлена все более возрастающим значением социально-психологических факторов в учебной деятельности, среди которых мотивация играет определяющую роль, а также наличием проблем профессионального самоопределения в период обучения в высшем учебном заведении, и необходимостью анализа мотивационной сферы студентов.
Для студентов медицинских вузов наиболее значимыми видами деятельности являются обязательное взаимосвязанное сочетание учебной и профессиональной деятельности. На учебную деятельность большое влияние оказывают наличие или отсутствие у обучающихся сформированных положительных мотивов, что является определяющим в профессиональном и личностном становлении будущего врача. Отсутствие мотивации к учебной
47 деятельности не может способствовать формированию высокой профессиональной готовности студента- медика.
Следовательно, мотивационный компонент учебной деятельности должен рассматриваться преподавателями медицинских вузов как отправная точка всей последующей плодотворной работы.
Цель исследования – выявление особенностей мотивации учебной деятельности студентов ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского
Минздрава РФ, а также диагностика субъективного отношения студентов к своей будущей профессиональной деятельности.
Методы исследования. В исследовательской работе приняли участие студенты младших (2 стоматологического и 3 лечебного) и старших (6 педиатрического) курсов, обучающиеся на кафедре клинической иммунологии и аллергологии СГМУ. Исследование проходило посредством добровольного заполнения респондентами опросников
К.
Замфир
«Мотивация профессиональной деятельности» (в модификации А.А. Реана), позволяющих измерить мотивацию и оценить субъективное отношение студентов к будущей профессиональной деятельности. Составители методики опираются на теорию о внутренней и внешней мотивации. Мотивы внешней мотивации подразделяются на внешние положительные и внешние отрицательные. На основании полученных результатов выявляется мотивационный комплекс личности, который представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: внешней положительной, внешней отрицательной, а также внутренней мотивации [3].
Было опрошено 197 респондентов: студенты 2 курса стоматологического факультета (54 человека), 3 курса лечебного факультета (56 человек), 6 курса педиатрического факультета (85 человек). Возраст участников составил от 18 лет до 25 лет (средний возраст 19,8 года), из них 68% девушек и 32% юношей.
Обучающиеся были разделены на две группы: 1 группа – студенты младших курсов, 2 группа – студенты старших курсов.
Исследование проходило на кафедре посредством добровольного заполнения респондентами опросников. К опроснику прилагалась инструкция. О целях исследования респонденты не осведомлялись, во избежание отражения информации на валидности результатов. Каждый студент указывал факультет, на котором обучается, пол, возраст. При обработке данных применялась программа Microsoft Exel.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 79
Результаты. Учебная мотивация представляет собой особый вид мотивации, характеризующийся сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней и внешней мотивации. В первом случае источником активности субъекта является интерес к самой деятельности, во втором – то, что лежит вне ее. Стоит отметить, что в процессе развития данного подхода была замечена связь внутренней мотивации и ее роли в креативности, творчестве с проблематикой мотивации достижения. С другой стороны, внешняя мотивация интерпретировалась узко, основываясь на бихевиористских взглядах,
48 согласно которым детерминантами последней являются положительные и отрицательные подкрепления. Исследователями было показано, что внутренняя и внешняя мотивации не являются полярными тенденциями, а задают динамичную структуру процесса мотивационной регуляции, в рамках которого осуществляются взаимопереходы, описываемые как процесс интериоризации, т.е. переход от этапа регуляции посредством внешних детерминант к саморегуляции [4].
Прежде чем приступать к рассмотрению проблемы формирования учебной мотивации студентов СГМУ, проведем анализ общих положений по формированию мотивации учения в учебно-познавательной деятельности.
Мотивация учебной деятельности является сложным структурным образованием и в силу этого имеет несколько значений. Как продукт формирования личности, она выступает как фактор ее дальнейшего развития, оказывает общее стимулирующее воздействие на протекание мыслительных процессов, становится источником интеллектуальной активности, мобилизует творческие силы на решение задач, положительно влияет на качество знаний, их глубину и действенность, широту и систематизацию. Учебная мотивация - важнейшее внутреннее условие развития стремления к самообразованию, она служит критерием развития многих важных качеств личности [2].
Ведущей деятельностью студентов является учение, становление личности профессионала, которое сопровождается внутренним побуждением человека к той или иной деятельности. Таким образом, мотивация является неотъемлемым компонентом профессионализма личности, который направляет человека, движет его к цели, способствует его развитию, достижению наивысшего уровня в своем развитии.
Формирование учебной мотивации студентов СГМУ подчиняется общим законам формирования учебной мотивации студентов, но вместе с тем должна иметь своеобразное решение в связи с особенностями учебной деятельности в
СГМУ [1].
При обработке полученных результатов исследования были подсчитаны показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) мотивации в каждой группе в соответствии с ключами к методике (таблица 1).
Таблица 1
Результаты исследования по методике «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана)
Параметр
Среднее значение
Стандартное отклонение
Максимально возможный балл по шкале
Минимально возможный балл по шкале
Процент среднего от максимально возможного балла %