Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1083

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

340 ресурсам для непрерывного медицинского образования и регистрацию в издательстве КГМУ и Информрегистре.
Для ведения образовательной деятельности и делового администрирования на факультете последипломного образования (ФПО) и факультете повышения педагогической квалификации (ФПК) согласно разработанному техническому заданию силами центра информатизации сформирована цифровая образовательная среда КГМУ, включающая подсистемы:
1) электронный деканат ФПО (информационно-поисковые системы (ИПС)
«Ординатура» и «Дополнительное профессиональное образование»);
2) образовательные порталы
«Ординатура» и
«Непрерывное дополнительное профессиональное образование»;
3) электронный деканат ФПК (ИПС «Дополнительное педагогическое образование»);
4) образовательный портал ФПК.
В качестве образовательного портала используется система дистанционного обучения (СДО) «Moodle», позволяющая создавать образовательные программы, предоставлять доступ обучающимся к работе с электронными образовательными ресурсами и электронными информационными ресурсами, а также к прохождению текущего и итогового контроля.
СДО дает возможность преподавателям проектировать, формировать и в дальнейшем управлять ресурсами электронной информационно- образовательной среды. Основная часть электронных образовательных ресурсов сформирована с использованием программного обеспечения «iSpring» и представлена как электронными учебными пособиями, так и отдельными авторскими видеолекциями, аудиолекциями, презентациями лекций, методическими материалами и другими компонентами учебно-методического комплекса.
Для управления образовательным процессом на порталах силами центра информатизации КГМУ была создана информационно-поисковая система, которая позволяет добавлять, хранить и управлять информацией пользователей, создавать и управлять группами обучающихся, хранить и обрабатывать информацию об образовательном процессе. Доступ к образовательным и административным порталам осуществляется на официальном сайте нашего вуза круглосуточно через глобальную сеть Internet.
ИПС «Ординатура», «Дополнительное профессиональное образование» и
«Дополнительное педагогическое образование» предназначены для управления образовательным процессом на факультетах. Они выполняют следующие функции:
– создание профилей обучающихся;
– формирование групп обучающихся;
– синхронизация данных с СДО «Moodle»;
– управление началом и завершением учебного процесса в группах;


341
– осуществление документооборота деканата, связанного с образовательным процессом;
– хранение данных по каждому слушателю;
– получение статистических данных.
ИПС позволяет формировать информационно-аналитические показатели в произвольно заданной совокупности учитываемых параметров.
Решение задачи обеспечения уровня подготовки работников в соответствии с применяемыми образовательными технологиями в условиях функционирования цифровой образовательной среды определило следующие направления деятельности ФПК КГМУ:
1) формирование компетенций у научно-педагогических работников по созданию образовательного контента и возможностям использования в образовательном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий посредством обучения по
ДПП
ПК
«Информационно-коммуникационные технологии в создании электронных образовательных ресурсов и электронных информационных ресурсов»
(144 час.), «Методика и технология подготовки видеолекций» (36 час. 72 час.),
«Электронная библиотека вуза в образовательной и научной деятельности: электронные образовательные ресурсы, доступ, информационные сервисы»
(72 час.) (за 2015-2018 гг. обучено 475 слушателей);
2) эффективная реализация образовательных программ в условиях функционирования цифровой образовательной среды посредством обучения по семи программам «Управление проектами в системе образования» (36 час.),
«Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (36 час.),
«Навыки коммуникативного общения в медицине» (72 час.), «Вежливая регистратура» (36 час.), «Внутренний аудит системы менеджмента качества»
(72 час.), «Особенности психологии пациентов» (36 час.), «Документационное обеспечение в университете» (72 час.) (за 2016-2018 гг. обучено 227 слушателей).
В настоящее время в КГМУ по 35 медицинским специальностям обучаются более 600 ординаторов, получивших высшее медицинское образование в 17
ВУЗах России. Профессиональная переподготовка проводится по 39 программам, что дает врачам возможность получить 56 новых специальностей.
Большое внимание на ФПО уделяется постоянному обновлению содержания образовательных программ. Образовательный контент включает свыше 1400 клинических рекомендаций (протоколов лечения), более 1200 стандартов медицинской помощи. Активно используются инновационные образовательные технологии. Сформированная современная цифровая образовательная среда обеспечивает качество и доступность образования при реализации 313 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации на основе дистанционных технологий, в том числе 245 программ
– в системе НМО, которые содержат 737 уникальных видеолекций сотрудников
КГМУ общей продолжительностью свыше 1000 учебных часов, 860 презентаций, 129 электронных учебных изданий. Дистанционное обучение


342 осуществляется с любых мобильных устройств с использованием образовательных порталов, расположенных на официальном сайте КГМУ.
За
2016-2018 гг. в системе непрерывного дополнительного профессионального образования врачей прошли обучение 2806 слушателей из 42 субъектов РФ и Республики Казахстан.
Список литературы
1.
Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
[Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027.
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
С ПОЗИЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И КУРСАНТА
Ласков В.Б., Логачева Е.А., Третьякова Е.Е., Ласкова И.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра неврологии и нейрохирургии
Внедрение дистанционной формы повышения квалификации врачей ознаменовало новый этап в развитии Российского образовательного пространства. Вместе с тем определенный опыт, накопленный за 2 года использования дистанционного онлайн-образования (ДОО) на кафедре по проведению курсов повышения квалификации в рамках системы непрерывного образования, требует осмысления и анализа как позитивных, так и негативных последствий использования этой методики.
Цель работы – анализ позитивных и негативных последствий внедрения
ДОО кафедрой неврологии и нейрохирургии Курского государственного медицинского университета на факультете последипломного образования.
В задачи работы входили анализ данных литературы по проблеме, создание опросников для оценки отношения преподавателей и курсантов к технологии ДОО, анализ полученных данных, формирование задач по совершенствованию системы дистанционного преподавания.
Материал исследования представлен данные 40 опросников, заполненных участниками ДОО (в том числе 10 преподавателей кафедры и 30 врачей- неврологов, курсантов факультета последипломного образования). В материал вошли также сведения научно-методической литературы по проблеме ДОО.
Методы исследования заключались в анкетировании с помощью разработанных нами опросников; при этом опросники для преподавателей отличались от опросников для курсантов. Полученные данные были


343 проанализированы и обобщены и подверглись статистической обработке с помощью прикладного пакета программ Statistica 6.0. При этом при разработке опросников учитывались отзывы преподавателей и курсантов по их содержанию.
Результаты исследования свидетельствовали о наличии как позитивных сторон технологии ДОО, так и негативных последствий ее внедрения (табл. 1).
Таблица 1
Результаты опроса преподавателей по оценке достоинств и недостатков технологии дистанционного онлайн-образования
№ п/п
Технология дистанционного онлайн- образования
Количество согласных
(в %)
Технология дистанционного онлайн-образования:
1.
Прогрессивная технология
90 2.
Соответствует тенденциям мировой педагогики
100 3.
Повышает доступность курсов усовершенствования для врачей
100 4.
Является оптимальной формой передачи нового учебного материала курсантам
50 5.
Не обеспечивает полного реального контроля курсанта при ответе на задания и тестировании
100 6.
Обеспечивает только формальный контроль за освоением учебного материала
90 7.
Экономит время преподавателя в период цикла по сравнению с традиционной формой
80 8.
Повышает затраты времени преподавателя во время проведения цикла по сравнению с традиционной формой
20 9.
Уменьшает степень интерактивности по сравнению с традиционной формой проведения цикла «лицом к лицу»
90 10.
Снижает возможность непосредственного общения врача и преподавателя по сравнению с традиционной формой
100 11.
Повышает качество преподавания по сравнению с традиционной формой
40 12.
Ухудшает качество преподавания по сравнению с традиционной формой
30 13.
Не меняет принципиально качество преподавания по сравнению с традиционной формой
30 14.
Требует значительных усилий преподавателя по подготовке учебного материала
100 15.
Сопровождается повышенной психологической нагрузкой на преподавателя по сравнению с
60

344 традиционной формой проведения цикла
16.
Сопровождается повышенной психологической нагрузкой на курсанта по сравнению с традиционной формой проведения цикла
70
Анализ результатов опроса преподавателей кафедры позволил выявить наличие ряда негативных аспектов технологии ДОО и указал на неоднородность оценок достоинств и недостатков методики.
Данные опроса курсантов приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты опроса курсантов факультета последипломного образования по оценке достоинств и недостатков технологии дистанционного онлайн-образования
№ п/п
Технология дистанционного онлайн- образования
Количество согласных
(в %)
1.
Вас устроило качество учебного материала по циклу, предоставленного на сайте кафедры
93 2.
Вы хотите вернуться к традиционной форме цикла
67
Система непрерывного медицинского образования:
3. является оптимальной технологией
0 4. излишне формальная и бюрократизированная
93 5. обеспечивает более высокий уровень вашей профессиональной подготовки по сравнению с традиционной
63 6. может обеспечивать достаточное повышение профессиональной подготовки при обучении один раз в два-три года
67 7. создает большую психологическую нагрузку
67 8. создает для курсанта сложности из-за необходимости наличия соответствующей компьютерной аппаратуры и выхода в скоростной Интернет
47
Технология дистанционного онлайн-образования:
8 является прогрессивной технологией
100 9. соответствует тенденциям мировой педагогики
93 10. повышает доступность курсов усовершенствования для врача
100 11. служит оптимальной формой передачи нового учебного материала врачу
37 12. не обеспечивает реального контроля курсанта при ответе на задания и при тестировании и допускает фальсификацию данных
87 13. обеспечивает только формальный контроль за освоением учебного материала
93


345 14. экономит время курсанта в период цикла по сравнению с традиционной формой
87 15. повышает затраты времени курсанта на проведение цикла по сравнению с традиционной формой
13 16. уменьшает степень интерактивности по сравнению с традиционной формой проведения цикла «лицом к лицу»
100 17. снижает возможность непосредственного общения врача и преподавателя по сравнению с традиционной формой
100 18. облегчает восприятие учебного материала по сравнению с традиционной формой
70 19. повышает качество преподавания по сравнению с традиционной формой
17 20. ухудшает качество преподавания по сравнению с традиционной формой
23 21. не меняет принципиально качество преподавания по сравнению с традиционной формой
60 22. снижает возможность делового и неформального общения с коллегами-курсантами из других регионов
73 23. сопровождается повышенной психологической нагрузкой на курсанта по сравнению с традиционной формой проведения цикла
70 24. создает излишние сложности из-за необходимости владения компьютерной техникой
53 25. создает лично для вас сложности из-за аппаратуры или качества интернет-связи
23
Таким образом, анонимный опрос курсантов позволил выделить как позитивные аспекты внедрения ДОО, так и целый ряд сложностей и негативных моментов, создавшихся как по отношению к группе обучающихся в целом, так и по отношению к конкретным курсантам.
Заключение. Как преподаватели, так и курсанты отметили такие позитивные стороны ДОО, как повышение доступности информации, удобство ее предоставления при достаточном качестве. Вместе с тем респонденты негативно оценили сужение возможностей для взаимных контактов врачей и преподавателей, а также межличностных контактов курсантов с обменом личным профессиональным опытом. В ряде случаев необходимость владения цифровыми технологиями, потребность в более совершенной компьютерной технике, качественном Интернет-соединении создали достаточно болезненные затруднения для конкретных лиц при освоении учебного материала.
Наряду с очевидными плюсами, новшество создало дополнительную нагрузку на преподавателя по подготовке учебного материала. Нуждается в

346 совершенствовании технология контроля тестирования курсантов в целях исключения фальсификации результатов при привлечении к аттестации третьих лиц.
Проведенное исследовании носит поисковый характер, и созданные нами опросники не свободны от недостатков, однако полученные результаты позволяют более объективно оценить как позитивные последствия внедрения, так и недостатки технологии ДОО, а этом создает условия для его дальнейшего совершенствования.
1   ...   37   38   39   40   41   42   43   44   ...   79