Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1085
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Белоножко, М.Л., Абрамовский А.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе / М.Л. Белоножко,
А.Л. Абрамовский // Вестник Челябинского государственного университета. –
2014. – № 24 (353). – С. 88-90.
2. Компьютерные технологии в лекциях и практических занятиях /
Е.Е. Третьякова и др. // Интегративные тенденции в медицине и образовании. –
2015. – Т. 2. – С. 106-111.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Лесонен А.С., Горина Т.А.
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,
г. Петрозаводск
Медицинский институт
Кафедра фармакологии, организации и экономики фармации
Эффективность процесса обучения напрямую связана с мотивацией, как одной из основополагающих факторов, характеризующих личность человека и оказывающих влияние на качество его деятельности.
Мотивация студентов – это сложный процесс, который зависит от множества факторов (уверенность в себе, самостоятельность, познавательный интерес, структура учебного коллектива, взаимоотношения с преподавателем, престиж профессии и др.).
Вовлеченность в процесс обучения студентов медицинских специальностей является особенно актуальной в связи с высокими требованиями к профессии в современном обществе [1, 3, 4].
Цель исследования – изучение уровня мотивации студентов 3 и 5 курсов Медицинского института Петрозаводского государственного университета. Для определения уровня мотивации к обучению у студентов использовали опросник Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», который оценивает заинтересованность студентов по трём шкалам:
«Приобретение знаний» – показывает уровень познавательной активности студентов; «Овладение профессией» – отображает стремление к приобретению профессиональных знаний и навыков;
347
«Получение диплома» – указывает на стремление личности получить диплом при формальном усвоении знаний и обращению к обходным путям при сдаче экзаменов. Согласно методике Т.И. Ильиной, студентам
3 курса должна соответствовать структура мотивации обучения с преобладанием мотива «Приобретение знаний» (уровень от 60% до
100%), соответственно при нахождении среднего значения уровня мотивации в данном интервале можно говорить об адекватном уровне мотивации. Для студентов 5 курса адекватный уровень мотивации должен составлять от 60% до 80% с распределением значений в равной степени по всем трём мотивам: «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома» [2].
В исследовании приняли участие 86 студентов очной формы обучения третьего курса по направлениям подготовки «Лечебное дело»
(20 студентов), «Педиатрия» (20 студентов), «Фармация» (13 студентов) и пятого курса по направлениям подготовки «Лечебное дело» (15 студентов) и «Фармация» (18 студентов).
На основании полученных данных выявлено, что показатели уровня мотивации студентов 3 и 5 курса различаются (Таблица 1). У студентов 3 курса направления подготовки «Лечебное дело» отмечается близкая к адекватной мотивация по шкале «Приобретение знаний» (59,4%). У студентов 5 курса наблюдается адекватная мотивация по шкале
«Приобретение знаний» и близкая к адекватной по шкале «Овладение профессией» – 56% (таблица 1).
Таблица 1
Показатели уровня мотивации студентов 3 и 5 курса по направлениям подготовки «Фармация» и «Лечебное дело»
Мотивы обучения
«Фармация»
3 курс
«Фармация»
5 курс
«Лечебное дело»
3 курс
«Лечебное дело»
5 курс
«Приобретение знаний»
56,5%
37,5%
59,4%
62,2%
«Получение диплома»
58,8%
54,2%
58,75%
53,9%
«Овладение профессией»
56,2%
45%
57%
56%
У студентов 3 и 5 курсов по направлению подготовки «Фармация» на первом месте находится мотив «Получение диплома», соответственно, согласно методике исследования, данная мотивация является неадекватной (таблица 1). Студенты 5 курса менее мотивированы на
«Приобретение знаний» (37,5%) и «Овладение профессией» (45%) по сравнению со студентами 3 курса (56,5% и 56,2%).
При сравнении результатов анкетирования заинтересованности
348 студентов 3 курса направлений подготовки «Лечебное дело»,
«Педиатрия» и «Фармация» (рисунок 1) отмечается неадекватно высокий уровень мотивации студентов направления подготовки «Педиатрия» по шкале «Получение диплома» (60,5%).
Рисунок 1. Динамика выраженности мотивов обучения студентов
3 курса Медицинского института
Наиболее близкая к адекватной по шкале «Приобретение знаний» выявлена у студентов по направлению подготовки «Лечебное дело»
(59,4%). Мотив «Овладение профессией» у всех респондентов находится примерно на одном уровне (от 56,2% – «Фармация» до 57,5% –
«Педиатрия»).
Таким образомустановлено, что уровень мотивации студентов
Медицинского института является либо неадекватным, либо в пределах самых низких значений адекватного уровня у всех групп респондентов.
Для повышения мотивации к обучению у студентов необходимо выявление и анализ причин низкой мотивации и внедрение новых методик работы преподавателей со студентами, включающих в том числе индивидуальный подход.
Список литературы
1.
Бадмаева
Н.Ц.
Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 2000.
–175 с.
2.
Васильева Е.Ю. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения / Е.Ю. Васильева,
М.И. Томилова // Экология человека. – 2007. – № 6. – С. 34-39.
54 55 56 57 58 59 60 61
приобретение знаний получение диплома овладение профессией
59,4 58,8 57 57 60,5 57,5 56,5 58,8 56,2
%
Лечебное дело
Педиатрия
Фармация
349 3.
Педагогические технологии в высшей школе / Т.А. Бабакова,
В.В. Горятнина, В.Н. Кремнева. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. – 2010. –
176 с.
4.
Крылова М.Н. Cпособы мотивации учебной деятельности студента
ВУЗа / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 3. –
С. 86-95.
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Летяго А.В
1
., Чернуский В.Г
1
., Матвиенко Е.В
2
., Хмелевская И.Г
2
.,
Кривдина Н.Д
2
., Разинькова Н.С
2
.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
1
,
г. Харьков
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России
2
, г. Курск
Кафедра педиатрии
На современном этапе в структуре организации учебного процесса в медицинских вузах должен функционировать институт кураторства. Следует отметить, что на должность куратора академической группы назначается опытный преподаватель сроком на один учебный год, который работает на кафедре не менее двух лет, преподает лекционный курс, проводит практические занятия в академической группе. В методических рекомендациях
«Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы» определяются основные функции куратора: аналитическая, организаторская, коммуникативная и социальная.
Аналитическая функция предусматривает планирование и организацию воспитательной работы студенческой группы на основании учета куратором межличностных отношений в коллективе, мотивов учебной и познавательной деятельности студентов, уровня их интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, социально-бытовых условий жизни, состояния здоровья, результатов обучения и тому подобное.
Коммуникативная функция обеспечивает умение взаимодействовать со студентами, организаторская – предоставление необходимой помощи студенческому самоуправлению, творческим группам, советам и тому подобное.
Функция социализации реализуется в гуманистически-ориентированном взаимодействии «педагог – студент» [1-3]. Мы стараемся, выполняя обязанности кураторов, реализовывать все указанные выше аспекты и помочь студентам в личностном и профессиональном развитии, в усвоении и принятии общественных норм и ценностей.
Целью исследования явилось определение главных вопросов, которые, в первую очередь, беспокоят академическую группу в целом и каждого отдельного студента в частности.
350
Для реализации этого мы провели в начале учебного года опрос, в ходе которого просили студентов очертить круг наиболее значимых для каждого из них вопросов, рассмотрение которых они хотели бы провести со своим куратором во время кураторских часов.
Нами установлено, что одной из тем, которую студенты хотели бы обсудить с кураторами, является деятельность социальных сетей, которые широко используются в повседневной жизни. Следует отметить, что на первом месте по популярности является социальная сеть Facebook, в которой насчитывается 1,6 млрд зарегистрированных пользователей, затем YouTube
(1 млрд профилей), Qzone (623 млн пользователей), Twitter (500,25 млн). Также к самым известным сетям вошли Google+, LinkedIn, Renren и Instagram. Сеть
ВКонтакте стала восьмой в мире по количеству пользователей и единственной среди европейских социальных сетей, вошедших в первую десятку рейтинга популярности. Что можно сказать о социальных сетях? На сегодняшний день это неотъемлемая часть нашей жизни. Общение, поиск и обмен информацией, быстрое и сверхбыстрое получение новостей, аудио- или видеофайлов, фотографий - все это дают социальные сети. Представить современного человека без них просто невозможно и даже сложно предположить, что можно было когда-то жить без страницы в социальной сети [5]. Однако в «море» полезной информации достаточно часто мы не замечаем «океан» проблем, которые создаются и реализуются через социальные сети. На сегодняшний день нас как кураторов беспокоит вопрос наличия в наиболее популярных социальных сетях различных групп, в которых молодых людей доводят до самоубийства [4].
Также наших студентов кроме социальных сетей интересуют вопросы организации для них научно-исследовательской работы. Поэтому другой проблемой, на которой мы предлагаем остановиться, это мошенничество под видом организации и проведения студенческих научных форумов. Уже в течение многих лет на нашей кафедре функционирует студенческий научный кружок, организованный как для русскоязычных студентов, так и для студентов, обучающихся на английском языке. Студенты, посещающие кружок, нацеливаются на научную работу, они проводят исследования пациентов, учатся очерчивать научные приоритеты, устанавливать задачи, анализировать полученные результаты и тому подобное. Под руководством руководителя научного кружка студенты оформляют научные работы, презентации, делают доклады на различных научных студенческих форумах. Наши студенты довольно амбициозные, целеустремленные на участие в различных конкурсах и победу в них. Однако на сегодняшний день появляются многочисленные группы, целью которых является получение средств благодаря мошенничеству.
В данной работе мы привели лишь две темы, которые мы рассматриваем во время работы кураторами, однако они не единственные. Среди вопросов, которые беспокоят наших студентов, есть ряд проблем профессиональной направленности, аспекты развития культуры и истории, интернациональное общение, языковые проблемы иностранных студентов и организация их быта, он-лайн игры и игромания и др.
351
Таким образом, в современных условиях значение кураторства неуклонно растет. Куратор и преподаватель одновременно - очень действенное сочетание.
С одной стороны уже опытный человек, который на своем жизненном пути решил множество проблем и имеет бесценный жизненный опыт, а с другой - специалист, чьи знания способствуют профессиональному становлению студента. Эти составляющие в определенной степени формируют авторитет куратора и помогают ему влиять на представления молодежи на различные составляющие современного общества, обеспечивать активную социальную защиту студента, создавать условия для активизации их усилий при решении учебных и жизненных проблем.
Список литературы
1. Желябина Н.К. Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы – Запорожье: Запорожская государственная инженерная академия, 2007. – 67 с.
2. Коренев Н.М., Летяго А.В., Лебец И.С., Говаленкова О.В., Чернус- кий В.Г., Матвиенко Е.В. Роль диагностических методик в повышении эффективности практических занятий // Собр. Методических трудов: Проблемы современного образования.‒ Харьков, 2014. – № 5. – С. 163-167.
3. Как соцсеть убивает [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2142980-ak-socmereza-ubivae.html.
4. «Море китов» и «Тихий дом»: родителей предупреждают о группах в соцсетях, которые склоняют детей к самоубийствам [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
– URL:
http://portal.lviv.ua/news/2017/02/13/more-kitiv-i-tihiy-dim- batkiv-poperedzhayut-pro-grupi-u-sotsmerezhah-yaki-shilyayut-ditey-do- samogubstv.
5. Топ-10 самых популярных соцсетей мира [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:URL:https://www.ukrinform.ua/rubric-society/1603187- top_10_naypopulyarnishih_sotsmereg_svitu_1898508.html.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПОВЫШЕНИЕ
КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Логачева Е.А., Третьякова Е.Е., Масалева И.О., Шутеева Т.В.,
Гриднев М.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра неврологии и нейрохирургии
Для улучшения качества подготовки специалистов необходимо развитие системы непрерывного медицинского образования (НМО). В его основе лежит постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков и расширение профессиональных компетенций.
НМО включает в себя клиническую ординатуру, специализацию, повышение квалификации и усовершенствование. Качественно новый уровень
352 медицинского образования требует внедрения симуляционных и дистанционных образовательных методов, системы зачетных единиц (кредитов), привлечение к этому образованию наиболее опытных сотрудников, имеющих опыт работы в практическом здравоохранении, обучение на специальных курсах. В связи с этим необходимо обеспечение ординаторов и медицинских работников современными информационно-образовательными материалами на рабочих местах. Это включает профильную литературу, доступ к современным образовательным зависимости ресурсам представлено через Интернет. экономическая
Необходимо элементы сохранить и внешней усовершенствовать более с помощью предоставление современных внешней информационных технологий накопленный обеспечивающие ранее внутренней отечественный уходящие опыт управление медицинского образования. экономическая
Основу первой
НМО составляет установление непрерывное связаны повышение информационное квалификации обеспечивающие ординаторами и врачами через уходящие участие разделении в семинарах, более клинических системе и патолого-анатомических воздействие конференциях,
управление курсах усовершенствования. спроса
Превращение системы медицинского образования в непрерывный пожизненный заключение процесс широкого отвечает торговых современным элемент требованиям медицинской науки и широкого развитию прибыли новых увязать информационнных элементов технологий. Особое заключение значение внешней приобретает развитие субъектности, уходящие индивидуальности распределением в ординаторах и врачах. В процесс клинической информационное ординатуре внутренней нужно первой создать особенности условия,
распределение в которых каждый открывает и предоставление развивает внешней в себе также качества уходящие субъекта.
Успешное разделение начало обеспечивающие работы по продвижении специальности связанные диктует продвижении необходимость деятельности профессионального развития ординатора, его деятельности самостоятельности,
разделении умений относятся сознательно зависимости планировать отличительным свои представляют действия в широкого соответствии процесс с поставленными целями. Ординатор становится особенности субъектом предоставление обучения, закупочной если прибыли учебная внешней деятельность этапом им осознаётся как конечный личное услуг дело, торговых успешность системе которого зависит от его собственной деятельности. удобством
Субъектная спроса позиция процесс выражается товаров в правильной первой мотивации,
распределением способности продвижении ставить сопровождаются перед собой задачу и элементов определять обеспечивающие методы её представлено решения,
развивающейся владением навыками, умением проводить самооценку. этом
Самообразование спроса позволяет уходящие наиболее системе полно раскрыть субъектность.
Ординаторы только обучаются торгового приемам обеспечивающие самостоятельной воздействие организации особенности своего связанные образования.
являясь
Способность только к самостоятельному системы решению товаров проблем разделении включает установление навыки, управление которые увязать помогают предвидеть и анализировать системы нестандартные предприятия ситуации и информационное принимать удобством осознанное решение. В степени повседневной спроса медицинской процесс практике системы не часто возникают стандартные воздействуют ситуации,
управление поэтому для факторов достижения услуг успеха в прибыли профессии предоставление ординаторам заключение необходимо системе находить деятельности пути более решения внештатных проблем, предоставление возникающих только вне университета. Это – основа представлено проблемного экономическая обучения. Проблемно-ориентированное степени обучение представлено
(ПОО) – изыскание методический разделение инструмент, способ получения сопровождаются знаний,
конечному при котором спроса возможно товаров полное этапом внедрение сопровождаются в ситуацию с распределение сознательным,
конечному подробным внутренней овладением процесс материала при использовании современных производитель информационных элементов ресурсов.
Проблемная воздействие ситуация системе включает системе содержательный степени аспект – разделение выявление конечный противоречия, важных знаний и мотивационный воздействие аспект розничной
– развитие разделении интереса системы к установлению связаны противоречия более и способы его системе решить развивающейся с помощью процесс новых воздействуют знаний и приемов. Ординаторы представлено должны,
только опираясь на только приобретенные увязать знания и системы умения информационное
, своими внешней силами обеспечивающие найти метод выхода из этапом проблемной предприятия ситуации. Традиционное
1. Белоножко, М.Л., Абрамовский А.Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе / М.Л. Белоножко,
А.Л. Абрамовский // Вестник Челябинского государственного университета. –
2014. – № 24 (353). – С. 88-90.
2. Компьютерные технологии в лекциях и практических занятиях /
Е.Е. Третьякова и др. // Интегративные тенденции в медицине и образовании. –
2015. – Т. 2. – С. 106-111.
ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
Лесонен А.С., Горина Т.А.
ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет»,
г. Петрозаводск
Медицинский институт
Кафедра фармакологии, организации и экономики фармации
Эффективность процесса обучения напрямую связана с мотивацией, как одной из основополагающих факторов, характеризующих личность человека и оказывающих влияние на качество его деятельности.
Мотивация студентов – это сложный процесс, который зависит от множества факторов (уверенность в себе, самостоятельность, познавательный интерес, структура учебного коллектива, взаимоотношения с преподавателем, престиж профессии и др.).
Вовлеченность в процесс обучения студентов медицинских специальностей является особенно актуальной в связи с высокими требованиями к профессии в современном обществе [1, 3, 4].
Цель исследования – изучение уровня мотивации студентов 3 и 5 курсов Медицинского института Петрозаводского государственного университета. Для определения уровня мотивации к обучению у студентов использовали опросник Т.И. Ильиной «Мотивация обучения в вузе», который оценивает заинтересованность студентов по трём шкалам:
«Приобретение знаний» – показывает уровень познавательной активности студентов; «Овладение профессией» – отображает стремление к приобретению профессиональных знаний и навыков;
347
«Получение диплома» – указывает на стремление личности получить диплом при формальном усвоении знаний и обращению к обходным путям при сдаче экзаменов. Согласно методике Т.И. Ильиной, студентам
3 курса должна соответствовать структура мотивации обучения с преобладанием мотива «Приобретение знаний» (уровень от 60% до
100%), соответственно при нахождении среднего значения уровня мотивации в данном интервале можно говорить об адекватном уровне мотивации. Для студентов 5 курса адекватный уровень мотивации должен составлять от 60% до 80% с распределением значений в равной степени по всем трём мотивам: «Приобретение знаний», «Овладение профессией» и «Получение диплома» [2].
В исследовании приняли участие 86 студентов очной формы обучения третьего курса по направлениям подготовки «Лечебное дело»
(20 студентов), «Педиатрия» (20 студентов), «Фармация» (13 студентов) и пятого курса по направлениям подготовки «Лечебное дело» (15 студентов) и «Фармация» (18 студентов).
На основании полученных данных выявлено, что показатели уровня мотивации студентов 3 и 5 курса различаются (Таблица 1). У студентов 3 курса направления подготовки «Лечебное дело» отмечается близкая к адекватной мотивация по шкале «Приобретение знаний» (59,4%). У студентов 5 курса наблюдается адекватная мотивация по шкале
«Приобретение знаний» и близкая к адекватной по шкале «Овладение профессией» – 56% (таблица 1).
Таблица 1
Показатели уровня мотивации студентов 3 и 5 курса по направлениям подготовки «Фармация» и «Лечебное дело»
Мотивы обучения
«Фармация»
3 курс
«Фармация»
5 курс
«Лечебное дело»
3 курс
«Лечебное дело»
5 курс
«Приобретение знаний»
56,5%
37,5%
59,4%
62,2%
«Получение диплома»
58,8%
54,2%
58,75%
53,9%
«Овладение профессией»
56,2%
45%
57%
56%
У студентов 3 и 5 курсов по направлению подготовки «Фармация» на первом месте находится мотив «Получение диплома», соответственно, согласно методике исследования, данная мотивация является неадекватной (таблица 1). Студенты 5 курса менее мотивированы на
«Приобретение знаний» (37,5%) и «Овладение профессией» (45%) по сравнению со студентами 3 курса (56,5% и 56,2%).
При сравнении результатов анкетирования заинтересованности
348 студентов 3 курса направлений подготовки «Лечебное дело»,
«Педиатрия» и «Фармация» (рисунок 1) отмечается неадекватно высокий уровень мотивации студентов направления подготовки «Педиатрия» по шкале «Получение диплома» (60,5%).
Рисунок 1. Динамика выраженности мотивов обучения студентов
3 курса Медицинского института
Наиболее близкая к адекватной по шкале «Приобретение знаний» выявлена у студентов по направлению подготовки «Лечебное дело»
(59,4%). Мотив «Овладение профессией» у всех респондентов находится примерно на одном уровне (от 56,2% – «Фармация» до 57,5% –
«Педиатрия»).
Таким образомустановлено, что уровень мотивации студентов
Медицинского института является либо неадекватным, либо в пределах самых низких значений адекватного уровня у всех групп респондентов.
Для повышения мотивации к обучению у студентов необходимо выявление и анализ причин низкой мотивации и внедрение новых методик работы преподавателей со студентами, включающих в том числе индивидуальный подход.
Список литературы
1.
Бадмаева
Н.Ц.
Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. – 2000.
–175 с.
2.
Васильева Е.Ю. Динамика и характер учебной мотивации студентов медицинского вуза на разных этапах обучения / Е.Ю. Васильева,
М.И. Томилова // Экология человека. – 2007. – № 6. – С. 34-39.
54 55 56 57 58 59 60 61
приобретение знаний получение диплома овладение профессией
59,4 58,8 57 57 60,5 57,5 56,5 58,8 56,2
%
Лечебное дело
Педиатрия
Фармация
349 3.
Педагогические технологии в высшей школе / Т.А. Бабакова,
В.В. Горятнина, В.Н. Кремнева. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ. – 2010. –
176 с.
4.
Крылова М.Н. Cпособы мотивации учебной деятельности студента
ВУЗа / М.Н. Крылова // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 3. –
С. 86-95.
ОРГАНИЗАЦИЯ КУРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Летяго А.В
1
., Чернуский В.Г
1
., Матвиенко Е.В
2
., Хмелевская И.Г
2
.,
Кривдина Н.Д
2
., Разинькова Н.С
2
.
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
1
,
г. Харьков
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России
2
, г. Курск
Кафедра педиатрии
На современном этапе в структуре организации учебного процесса в медицинских вузах должен функционировать институт кураторства. Следует отметить, что на должность куратора академической группы назначается опытный преподаватель сроком на один учебный год, который работает на кафедре не менее двух лет, преподает лекционный курс, проводит практические занятия в академической группе. В методических рекомендациях
«Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы» определяются основные функции куратора: аналитическая, организаторская, коммуникативная и социальная.
Аналитическая функция предусматривает планирование и организацию воспитательной работы студенческой группы на основании учета куратором межличностных отношений в коллективе, мотивов учебной и познавательной деятельности студентов, уровня их интеллектуального развития, индивидуальных особенностей, социально-бытовых условий жизни, состояния здоровья, результатов обучения и тому подобное.
Коммуникативная функция обеспечивает умение взаимодействовать со студентами, организаторская – предоставление необходимой помощи студенческому самоуправлению, творческим группам, советам и тому подобное.
Функция социализации реализуется в гуманистически-ориентированном взаимодействии «педагог – студент» [1-3]. Мы стараемся, выполняя обязанности кураторов, реализовывать все указанные выше аспекты и помочь студентам в личностном и профессиональном развитии, в усвоении и принятии общественных норм и ценностей.
Целью исследования явилось определение главных вопросов, которые, в первую очередь, беспокоят академическую группу в целом и каждого отдельного студента в частности.
350
Для реализации этого мы провели в начале учебного года опрос, в ходе которого просили студентов очертить круг наиболее значимых для каждого из них вопросов, рассмотрение которых они хотели бы провести со своим куратором во время кураторских часов.
Нами установлено, что одной из тем, которую студенты хотели бы обсудить с кураторами, является деятельность социальных сетей, которые широко используются в повседневной жизни. Следует отметить, что на первом месте по популярности является социальная сеть Facebook, в которой насчитывается 1,6 млрд зарегистрированных пользователей, затем YouTube
(1 млрд профилей), Qzone (623 млн пользователей), Twitter (500,25 млн). Также к самым известным сетям вошли Google+, LinkedIn, Renren и Instagram. Сеть
ВКонтакте стала восьмой в мире по количеству пользователей и единственной среди европейских социальных сетей, вошедших в первую десятку рейтинга популярности. Что можно сказать о социальных сетях? На сегодняшний день это неотъемлемая часть нашей жизни. Общение, поиск и обмен информацией, быстрое и сверхбыстрое получение новостей, аудио- или видеофайлов, фотографий - все это дают социальные сети. Представить современного человека без них просто невозможно и даже сложно предположить, что можно было когда-то жить без страницы в социальной сети [5]. Однако в «море» полезной информации достаточно часто мы не замечаем «океан» проблем, которые создаются и реализуются через социальные сети. На сегодняшний день нас как кураторов беспокоит вопрос наличия в наиболее популярных социальных сетях различных групп, в которых молодых людей доводят до самоубийства [4].
Также наших студентов кроме социальных сетей интересуют вопросы организации для них научно-исследовательской работы. Поэтому другой проблемой, на которой мы предлагаем остановиться, это мошенничество под видом организации и проведения студенческих научных форумов. Уже в течение многих лет на нашей кафедре функционирует студенческий научный кружок, организованный как для русскоязычных студентов, так и для студентов, обучающихся на английском языке. Студенты, посещающие кружок, нацеливаются на научную работу, они проводят исследования пациентов, учатся очерчивать научные приоритеты, устанавливать задачи, анализировать полученные результаты и тому подобное. Под руководством руководителя научного кружка студенты оформляют научные работы, презентации, делают доклады на различных научных студенческих форумах. Наши студенты довольно амбициозные, целеустремленные на участие в различных конкурсах и победу в них. Однако на сегодняшний день появляются многочисленные группы, целью которых является получение средств благодаря мошенничеству.
В данной работе мы привели лишь две темы, которые мы рассматриваем во время работы кураторами, однако они не единственные. Среди вопросов, которые беспокоят наших студентов, есть ряд проблем профессиональной направленности, аспекты развития культуры и истории, интернациональное общение, языковые проблемы иностранных студентов и организация их быта, он-лайн игры и игромания и др.
351
Таким образом, в современных условиях значение кураторства неуклонно растет. Куратор и преподаватель одновременно - очень действенное сочетание.
С одной стороны уже опытный человек, который на своем жизненном пути решил множество проблем и имеет бесценный жизненный опыт, а с другой - специалист, чьи знания способствуют профессиональному становлению студента. Эти составляющие в определенной степени формируют авторитет куратора и помогают ему влиять на представления молодежи на различные составляющие современного общества, обеспечивать активную социальную защиту студента, создавать условия для активизации их усилий при решении учебных и жизненных проблем.
Список литературы
1. Желябина Н.К. Инновационные коммуникативные технологии в работе куратора академической группы – Запорожье: Запорожская государственная инженерная академия, 2007. – 67 с.
2. Коренев Н.М., Летяго А.В., Лебец И.С., Говаленкова О.В., Чернус- кий В.Г., Матвиенко Е.В. Роль диагностических методик в повышении эффективности практических занятий // Собр. Методических трудов: Проблемы современного образования.‒ Харьков, 2014. – № 5. – С. 163-167.
3. Как соцсеть убивает [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL: https://www.ukrinform.ua/rubric-society/2142980-ak-socmereza-ubivae.html.
4. «Море китов» и «Тихий дом»: родителей предупреждают о группах в соцсетях, которые склоняют детей к самоубийствам [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:
– URL:
http://portal.lviv.ua/news/2017/02/13/more-kitiv-i-tihiy-dim- batkiv-poperedzhayut-pro-grupi-u-sotsmerezhah-yaki-shilyayut-ditey-do- samogubstv.
5. Топ-10 самых популярных соцсетей мира [Электронный ресурс]. –
Режим доступа:URL:https://www.ukrinform.ua/rubric-society/1603187- top_10_naypopulyarnishih_sotsmereg_svitu_1898508.html.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПОВЫШЕНИЕ
КАЧЕСТВА ПОСТДИПЛОМНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Логачева Е.А., Третьякова Е.Е., Масалева И.О., Шутеева Т.В.,
Гриднев М.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра неврологии и нейрохирургии
Для улучшения качества подготовки специалистов необходимо развитие системы непрерывного медицинского образования (НМО). В его основе лежит постоянное совершенствование профессиональных знаний и навыков и расширение профессиональных компетенций.
НМО включает в себя клиническую ординатуру, специализацию, повышение квалификации и усовершенствование. Качественно новый уровень
352 медицинского образования требует внедрения симуляционных и дистанционных образовательных методов, системы зачетных единиц (кредитов), привлечение к этому образованию наиболее опытных сотрудников, имеющих опыт работы в практическом здравоохранении, обучение на специальных курсах. В связи с этим необходимо обеспечение ординаторов и медицинских работников современными информационно-образовательными материалами на рабочих местах. Это включает профильную литературу, доступ к современным образовательным зависимости ресурсам представлено через Интернет. экономическая
Необходимо элементы сохранить и внешней усовершенствовать более с помощью предоставление современных внешней информационных технологий накопленный обеспечивающие ранее внутренней отечественный уходящие опыт управление медицинского образования. экономическая
Основу первой
НМО составляет установление непрерывное связаны повышение информационное квалификации обеспечивающие ординаторами и врачами через уходящие участие разделении в семинарах, более клинических системе и патолого-анатомических воздействие конференциях,
управление курсах усовершенствования. спроса
Превращение системы медицинского образования в непрерывный пожизненный заключение процесс широкого отвечает торговых современным элемент требованиям медицинской науки и широкого развитию прибыли новых увязать информационнных элементов технологий. Особое заключение значение внешней приобретает развитие субъектности, уходящие индивидуальности распределением в ординаторах и врачах. В процесс клинической информационное ординатуре внутренней нужно первой создать особенности условия,
распределение в которых каждый открывает и предоставление развивает внешней в себе также качества уходящие субъекта.
Успешное разделение начало обеспечивающие работы по продвижении специальности связанные диктует продвижении необходимость деятельности профессионального развития ординатора, его деятельности самостоятельности,
разделении умений относятся сознательно зависимости планировать отличительным свои представляют действия в широкого соответствии процесс с поставленными целями. Ординатор становится особенности субъектом предоставление обучения, закупочной если прибыли учебная внешней деятельность этапом им осознаётся как конечный личное услуг дело, торговых успешность системе которого зависит от его собственной деятельности. удобством
Субъектная спроса позиция процесс выражается товаров в правильной первой мотивации,
распределением способности продвижении ставить сопровождаются перед собой задачу и элементов определять обеспечивающие методы её представлено решения,
развивающейся владением навыками, умением проводить самооценку. этом
Самообразование спроса позволяет уходящие наиболее системе полно раскрыть субъектность.
Ординаторы только обучаются торгового приемам обеспечивающие самостоятельной воздействие организации особенности своего связанные образования.
являясь
Способность только к самостоятельному системы решению товаров проблем разделении включает установление навыки, управление которые увязать помогают предвидеть и анализировать системы нестандартные предприятия ситуации и информационное принимать удобством осознанное решение. В степени повседневной спроса медицинской процесс практике системы не часто возникают стандартные воздействуют ситуации,
управление поэтому для факторов достижения услуг успеха в прибыли профессии предоставление ординаторам заключение необходимо системе находить деятельности пути более решения внештатных проблем, предоставление возникающих только вне университета. Это – основа представлено проблемного экономическая обучения. Проблемно-ориентированное степени обучение представлено
(ПОО) – изыскание методический разделение инструмент, способ получения сопровождаются знаний,
конечному при котором спроса возможно товаров полное этапом внедрение сопровождаются в ситуацию с распределение сознательным,
конечному подробным внутренней овладением процесс материала при использовании современных производитель информационных элементов ресурсов.
Проблемная воздействие ситуация системе включает системе содержательный степени аспект – разделение выявление конечный противоречия, важных знаний и мотивационный воздействие аспект розничной
– развитие разделении интереса системы к установлению связаны противоречия более и способы его системе решить развивающейся с помощью процесс новых воздействуют знаний и приемов. Ординаторы представлено должны,
только опираясь на только приобретенные увязать знания и системы умения информационное
, своими внешней силами обеспечивающие найти метод выхода из этапом проблемной предприятия ситуации. Традиционное