Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1078
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
358 в целом и в России в частности, считаем наиболее правильным осуществить перевод рекомендованных российских учебников на английский язык, чтобы заинтересованные вузы могли бы их приобрести.
Основная профессиональная образовательная программа для международного факультета имеет отличия от аналогичной программы российских студентов в 1 и 2 блоках. В базовой части блока «Дисциплины» изменения заключаются в следующем: 1) добавлена дисциплина «Тропические болезни» в объеме 36 аудиторных часов; 2) модуль «Общая врачебная практика» включает в себя иные, чем на лечебном факультете дисциплины: «Общая врачебная практика», «Хирургические болезни», «Детские инфекционные болезни»; 3) дисциплина «Иностранный язык» заменена на дисциплину
«Русский язык».
Введение в учебный план дисциплин «Тропические болезни» и «Детские инфекционные болезни» связано с пожеланиями наших работодателей – медицинских советов стран-партнеров. Нужно отметить, что и вариативная часть учебного плана также включает дисциплины, связанные с преподаванием тропических болезней: тропическая патология и тропическая дерматология, каждая в объеме 18 аудиторных часов.
Достаточно большой объем преподавания тропических болезней связан с пожеланиями работодателей наших выпускников. Большинство студентов представляют страны Юго-Восточной Азии, где тропические болезни широко распространены, поэтому медицинские советы стран-партнеров уделяют большое внимание изучению этого раздела в вузах России.
Блок «Практики» также отличается от аналогичного у российских студентов лечебного факультета. Особенности организации производственной практики заключаются в следующем:
1) учебная практика на 1 курсе «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» проходит в форме практических занятий по уходу за больными терапевтического и хирургического профиля и заканчивается экзаменом. По нашему мнению, такая форма проведения практики наиболее эффективна потому, что студенты, только что приехавшие в Россию и не владеющие в должной мере русским языком могут работать в клинике только под полным контролем англоязычного преподавателя. 2) практика на 5 курсе
«Помощник участкового терапевта поликлиники» заменена на «Помощник врача реанимационного отделения». Это связано с тем, что принятая в России система организации медицинской помощи, включая участковый принцип и поликлиническая служба, не применяются за рубежом.
Коллектив международного факультета активно работает над внедрением основных положений ФГОС ВО в учебный процесс. Налажены тесные связи с посольствами и медицинскими советами зарубежных стран, что позволяет оперативно откликаться на пожелания работодателей. Рост популярности КГМУ среди зарубежных абитуриентов позволяет говорить, что в целом коллектив факультета успешно реализует в своей деятельности основные положения ФГОС
ВО.
359
К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕГРАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Маль Г.С., Самко Г.Н., Болдина Н.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Инновационная деятельность педагога – это одна из важнейших составляющих образовательного процесса.
В современном формате термин «инновация» имеет много смысловых значений. Одно из таковых свидетельствует, что инновация – это нововведение в педагогическую деятельность, изменения в технологии и содержании обучения и воспитания с целью повышения их эффективности. Содержание инновации формируется на основе изменений, а функция изменений составляет основу инновационной деятельности. Термин «инновация» был введен одним из ее основоположников Йозефом Шумпетером, который провозгласил инновацию как новое приложение научных и технических знаний, способное привести к успеху на рынке.
Инновационная деятельность в педагогическом процессе представлена в виде процесса, направленного на претворение результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, способный быть реализованным на рынке, в усовершенствованный или новый технологический процесс, который может быть использован в практической деятельности [2].
В настоящее время инновационная инфраструктура в педагогической сфере необходима для развития сферы образования и обеспечения модернизации с учетом главных направлений и перспектив социально-экономического развития России на длительный период, реализации приоритетных направлений политики нашего государства в сфере образования, интеграции системы образования страны в международное образовательное пространство, более полного удовлетворения образовательных потребностей россиян.
В нашей стране сейчас действует концепция долгосрочного социально- экономического развития РФ до 2020 года, которая регламентирует широкое внедрение инновационных технологий в образование, определение и поддержка лидеров, реализующих новые подходы в образовании.
В настоящее время выделяют 3 вида инноваций по масштабу самых важных изменений: локальные (независимые друг от друга изменения компонентов); модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций); системные (полная реконструкция системы как целого).
В инновационной педагогической деятельности можно выделить следующие актуальные аспекты: технологизацию обучения, использование
360 самых новых концептуальных оснований профессионально-педагогической деятельности, использование информационных технологий, освоение и внедрение внешнего инновационного опыта, учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении, создание проекта авторского инновационного опыта
[3].
Для реализации высококачественной организации образовательного процесса преподаватель современного медицинского вуза должен обладать определенными качествами инновационного потенциала личности: творческая способность создавать новые идеи и представления; открытость личности ко всему новому; культурно-эстетическая развитость и образованность; готовность совершенствовать свою деятельность; развитое инновационное сознание. Чтобы это внедрить в жизнь от зарождения инновационной идеи до ее воплощения проходит несколько стадий: возникновение идеи нового, перевод идеи в цель.
Чтобы цель стала реальностью, осуществляются следующие этапы и вехи в постановки цели: информация о субъективном образе реальной ситуации у педагогического коллектива; сбор информации, информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации
; о желаемом образе нового; формулировка цели и принятие ее всеми членами образовательного процесса.
Важным инновационным шагом внедрения в педагогический процесс является диссеминация педагогического опыта. Это необходимая составляющая работы современного преподавателя, а также процесс, направленный на то, чтобы донести результаты опыта успешной педагогической деятельности до целевой аудитории [1].
Современными формами диссеминации инновационного педагогического опыта могут быть самыми разнообразными. Это – семинар-практикум, игра, педагогическая студия. Во главе студии – педагог-наставник, чей опыт важен для инновационного педагогического процесса. Знакомство с достижениями педагога-новатора, обмен мнениями по поводу педагогических поисков и построение гипотезы. Следующей формой являются педагогические мастерские, мастер-классы. В этих мастерских педагоги показывают накопленный опыт.
Примером диссеминации являются творческие группы – это главные формы распространения педагогического опыта. Они появились с целью увеличить качество образования через распространение и изучение инновационных идей образования и обучения студентов.
Актуально создание банка педагогического опыта. В банк включаются темы, проблемы, результат. Все данные вносятся в компьютер.
В результате использования инновационных педагогических технологий у студентов развиваются исследовательские способности, познавательные интересы, умение мыслить абстрактно, коммуникабельность, интеллект и творческие способности; повышается уверенность в собственных силах, умение адекватно оценивать себя.
Для оценки эффективности инновационной деятельности целесообразно использовать разного рода показатели: обновление содержания образования; обновление форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой
При внедрении инновационного процесса важными являются показатели оценки эффективности учебно-воспитательного процесса: высоко
361 положительный уровень воспитанности и обученности студентов; отношение к общественным нормам и закону, к учёбе, к труду, к себе, к природе, к прекрасному и т.д.
Таким образом, инновационная деятельность педагогаявляется
«двигателем» развития образовательных систем.
Список литературы
1.
Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. – Ялта: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского,
2017. – 243 с.
2.
Клюшникoвa O.Н., Клюшникoв O.В., Клюшникoвa М.O. Иннoвaции в oбучeнии будущих вpaчeй cтoмaтoлoгoв // Пpoблeмы и пepcпeктивы coвpeмeннoй нaуки. Мaтepиaлы Чeтвepтoй Мeждунapoднoй тeлeкoнфepeнции
«Фундaмeнтaльныe нaуки и пpaктикa». – Иpкутcк. – 2011.
3.
Пиcapeвa И.В. Cимуляциoнныe тeхнoлoгии в фopмиpoвaнии пpoфeccиoнaльных кoмпeтeнций // Мaтepиaлы вcepoccийcкoй нaучнo- пpaктичecкoй кoнфepeнции c мeждунapoдным учacтиeм «Paзвитиe вo взaимoдeйcтвии oбpaзoвaния и здpaвooхpaнeния. Тpaдиции и иннoвaции». –
Oмcк. – 2012.
4.
Протопопов А.А., Аверьянов А.П., Дорогойкин Д.Л., Суетен- ков Д.Е., Клоктунова Н.А. Инновации в медицинском образовании: результаты и перспективы // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2013. – Т. 9. –
№ 1. – С. 140-144.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ
ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА И ОСНОВ ТЕРМИНОЛОГИИ
Маркова Н.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра латинского языка и основ терминологии
«Преподавателю дано слово не для того, чтобы услышать
свою мысль, а для того чтобы будить чужую»
В.О. Ключевский
В современных условиях необходим грамотный и конкурентоспособный специалист, поэтому необходимо готовить специалистов высокого уровня, творчески активных, интеллектуально развитых и с широким кругозором знаний. В результате этого в высшей школе на первый план выходит совершенствование технологий дифференцированного обучения студентов.
Дифференция
–
от латинского – differentia
–
различие, разделение, разведение процессов или явлений на составляющие части.
В первую очередь нужно определить, возможен ли дифференцированный подход к обучению в вузе? С одной стороны, чтобы применить
362 дифференцированный подход к изучению латинского языка необходимо определить тип мышления, способности студентов, интеллектуальное развитие и т.п. Кроме того, необходимо выявить уровень работоспособности, наличие навыков самостоятельного анализа предложенного материала, присутствие у студентов познавательной активности. Следует также проанализировать, будет ли дифференцированный подход способствовать повышению качества знаний и навыков на занятиях по изучению медицинской и фармацевтической терминологии.
Латинский язык и основы медицинской и фармацевтической терминологии - дисциплина, которая является для всех студентов одинаково неизвестной, новой. На начальном этапе. Все студенты находятся в равных условиях, но в дальнейшем видно
, как по-разному проходит адаптация и на каком разном уровне оказывается степень усвоения материала у студентов.
Изучение лексического минимума латинских терминов обязательно для всех, так как при изучении латинской терминологии не предусмотрен самостоятельный выбор той или иной лексики.
Если применять дифференцированный принцип, то «сильный» студент может еще дополнить свои знания, например, этимологией слов, либо избрать направление, соответствующее его интеллектуальным потребностям и интересам. Применение данного принципа возможно для углубления и дополнительного совершенствование знаний.
Дифференцированный подход к изучению латинского языка и основ терминологии можно осуществить, пользуясь разнообразием методов, средств и форм преподавания. Возможно, это повлияет на уровень усвоения знаний, умений и навыков каждым студентом.
При изучении медицинской терминологии перед студентами ставятся конкретные задачи:
–
изучение лексических минимумов,
–
основ грамматики латинского языка,
–
семантики,
–
формирование навыков перевода с русского языка на латинский и с латинского на русский язык.
И здесь мы сталкиваемся с тем, что в группе не все студенты могут успешно усвоить представленный материал. По всей видимости, у студентов отсутствует «познавательный компонент, который характеризует убеждение человека, его мысли и фактическое знание об объекте трудности» [2].
Как говорилось ранее, все обучающиеся на начальном этапе находятся в равных условиях, в дальнейшем идет дифференциация, то есть разделение на разные уровни.
Преподавателю приходится работать в условиях
«стимулирования» и различного – индивидуального
–
подхода в опросе, письменных заданиях, выставления оценок и т.п.
В результате в группе создается контраст в интеллектуальной деятельности, где слабые студенты не имеют возможности выполнять, например, творческие работы. Таким образом, может оказаться, что студенты не могут
363 выполнять одинаковые по характеру работы, так как существуют различия в знаниях, и отсутствует связь и зависимость между ними.
Но это не значит, что необходимо снизить требования к слабоуспевающим студентам. При дифференцированном подходе можно предоставить свободный выбор заданий, но в рамках государственного стандарта. Например, на занятиях по латинскому языку и основам терминологии студенты, в основном, переводят термины с русского языка на латинский и наоборот, давая словарные формы или делая грамматический разбор термина. Материалы учебников и учебных пособий содержат упражнения разного уровня, поэтому в целях эксперимента можно предложить более «сильным» студентам перевод многословных терминов, а студентам «слабым»
–
двухсловных. Но так как латинский язык является профессиональным языком медицинского работника, то очевидно, что мы заранее делим студентов на хороших и не очень хороших специалистов.
Другое дело
–
выставление оценок. Здесь в ходе текущей или промежуточной аттестации применяется определенная система оценки знаний, то есть каждая оценка сопровождается комментарием.
Так, например,
–
5 баллов
–
это когда ответ полный и не требует дополнительных вопросов, присутствует отличное знание дополнительного материала; а 2 балла
–
нет ответа на вопрос или незнание терминов, или отказ отвечать и т.д.
Но в этом случае студент, готовясь к занятиям сам представляет, как будет оценен его ответ, так как преподаватель, представляя и объясняя материал, ориентирует студентов на сознательное получение хорошей оценки.
Возможно, кто-то из студентов усвоил заданный материал
, углубил свои знания, выучил лексику, но слаб в ее применении и может выполнять перевод терминов только со словарем. В работе со студентами с разным уровнем знаний требуется тактичный подход преподавателя, чтобы все студенты чувствовали доброжелательное отношение к себе. Преподаватель всячески должен способствовать перспективам и умственному развитию обучающихся. Задача преподавателя – пробудить в каждом студенте желание учиться и получать знания, ведь в случае, если студент не ощущает своего прогресса, у него исчезает способность преодолевать жизненные затруднения, что негативно скажется на приобретении профессиональных компетенций.
В решении этой проблемы поможет дифференцированный подход к обучению, чтобы не возникало негативного оценивания студентов.
Для достижения эффекта в дифференцированном обучении опросы делят на эпизодические и системные где эпизодический опрос это:
1) как правило, опрашиваются студенты, которые всегда готовы к практическим занятиям;
2) первичная оценка не является определяющей.
Систематический опрос предлагает:
1) оценивание знаний по каждому модулю;
2) итоговая оценка определяется на основе опорных оценок.
На кафедре латинского языка и основ терминологии КГМУ применяется систематический опрос, при этом учитываются особенности отдельных групп и