Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1079

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

364 студентов, возможности их к выработке умений, навыков, саморазвитию, отношение к латинскому языку как языку будущей профессии. От преподавателя требуется выстроить занятие так, чтобы сформировался опыт владения языком врача, определить более эффективные приемы подачи материала занятия, организовать приемлемые схемы приема отработок [1].
Так как на кафедре латинского языка и основ терминологии обучаются студенты 1 курса, то развивать навыки, умения и владения языком медицины самостоятельно для них представляет определенную сложность. Преодолеть такие сложности должен помочь преподаватель. На кафедре для этого преподавателями преподносится материал в виде таблиц, созданы пособия с заданиями различной сложности [3].
В компьютерных тестах, созданных для студентов, также есть задания разной сложности. Использование тестов в системе контроля качества знаний студентов обеспечивает охват большого объема изучаемого материала и, вместе с тем, акцентирует их внимание на наиболее важных учебных элементах, темах и проблемах, формируя мотивацию к более глубокому овладению знаниями, которые необходимы для успешной учебы. Для объективной, доброжелательной, глубокой и всесторонней оценки качества знаний студентов оптимальной является технология создания и применения тестов, содержащих валидные тестовые задания, оценивающие формирование компетенций студентов на трех уровнях усвоения:
1) узнавание,
2) воспроизведение, 3) сформированность практических умений и владений.
Таким образом, дифференцированный подход к обучению в вузе позволит учитывать особенности студентов, осуществляя поступательный процесс при усвоении медицинской или фармацевтической терминологии и выработать умения и навыки в применении латинского языка в будущей профессии.
1   ...   39   40   41   42   43   44   45   46   ...   79

Список литературы
1. Е.А. Горлова. Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.12, № 3 (3). Особенности дифференцированного обучения студентов нефилологических вузов русскому языку. – 2010.
2. Т.А. Костромина, Н.С. Степашов. Социокультурная детерминация билингвальных коммуникативных затруднений. Монография. – Курск: КГМУ,
2007. – С. 143.
3. Т.А. Костромина, Н.И. Маркова. Профилизация обучения медицинской терминологии на занятиях по латинскому языку. Проблемное обучение в условиях современных образовательных и информационных технологий.
Материалы юбилейной учебно-методической конференции, посвященной
70-летию КГМУ (1-2 февраля 2005 г.). – Курск, 2005. – С. 132-133.
О СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
НА КАФЕДРЕ НЕВРОЛОГИИ И НЕЙРОХИРУРГИИ
Масалева И.О., Третьякова Е.Е., Шутеева Т.В., Логачева Е.А.

365
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск.
Кафедра неврологии и нейрохирургии
Сегодня улучшение подготовки специалистов высокого уровня является важнейшей задачей, стоящей перед высшей школой [1]. Одним из основных требований к профессионально-личностному формированию студента-медика при обучении в высшем учебном заведении является развитие творческой самостоятельности, профессиональной инициативности, высокого профессионализма, конкурентоспособности. При соответствии таких качествам личность будет успешно развиваться в профессии, иметь большие возможности на рынке труда, достигать высоких уровней мотиваций в профессиональном росте [2, 3].
Дальнейшее успешное развитие высшей медицинской школы невозможно представить без активного поиска новых направлений и путей совершенствования процесса обучения, его качественной оптимизации. Предмет неврологии предназначен для подготовки врачей различных медицинских направлений, а преподавание неврологии занимает важную нишу в системе обучения.
В процессе изучения неврологии решаются следующие задачи:
1) развитие практических навыков неврологического обследования пациента, способности выявления патологических признаков и их семиологического значения для уточнения локализации патологического процесса; 2) обучение адекватной трактовке результатов, полученных с помощью различных методов исследования
(электронейрофизиологических, инструментальных, нейровизуализационных и др.); 3)формирование клинического мышления, лежащего в основе понимания развития процессов, объясняющие патологические состояния и способствующего постановке правильного диагноза и разработке адекватных методов терапии, реабилитации, профилактики заболеваний нервной системы.
Студенты высших учебных медицинских заведений должны осваивать на высоком уровне достаточный объем знаний по программным дисциплинам, уметь широко и адекватно использовать эти знания. Также в процессе обучения студенты должны овладеть различными видами исследовательской деятельности, знать о новых научных достижениях, развитии современных методик и технологических направлений в медицине [1, 2, 4]. Процесс изучения дисциплин в высших учебных заведениях включает различные виды подачи учебного материала. Компьютеризация, видеотехнологии лежат в основе повышения качества образования [3].
В рамках учебного процесса студент-медик должен в реальных условиях активно контактировать с пациентами, которые страдают различной неврологической патологией. Такая работа способствует формированию навыков анализа и обобщения полученной информации. В процессе


366 преподавания неврологии большое внимание отводится овладению необходимыми практическими навыками и выработке клинического мышления в процессе диагностического поиска [5].
Необходимо внедрение активных форм обучения. На кафедре неврологии и нейрохирургии в ходе учебного процесса широко применяются традиционно используемые и активные технологии усвоения знаний. Традиционно применяют лекционный курс, тестирование, практические занятия.
Современные способы обучения в виде обсуждения практических ситуаций, метода дискуссий и деловых игр также широко используют в процессе преподавания. Кейс-метод предполагает наличие конкретного объема знаний по анатомии, фармакологии, нормальной физиологии, патофизиологии. На занятиях в рамках общей неврологии проводят опрос, неврологический осмотр больных с различными неврологическими заболеваниями с дальнейшим анализом симптоматики и постановкой соответствующего топического диагноза. Практические занятия с применением активных форм обучения чаще проводятся при изучении частной неврологии. Студентам ставится конкретная задача, выслушиваются различные пути и методы ее решения. При этом формируется соревновательная атмосфера. Студенческая группа делится на
3-4 подгруппы. Перед каждой подгруппой формулируется ситуационная задача, в которой содержится клиническая ситуация с жалобами, условиями развития этих жалоб, динамикой состояния пациента, результатами объективного неврологического обследования. Подгруппе необходимо установить и обосновать клинический диагноз, определиться с характером тактических мероприятий врача в данном конкретном случае. В завершении обсуждения участником каждой из подгрупп делается сообщение о работе и результатах.
Преподаватель дает направление дискуссии, обобщает и подводит итоги, резюмирует результаты обсуждения.
Активно используется методика деловой игры. В период игры моделируется определенная ситуация. Необходимо внимательно выслушать жалобы пациента, уточнить анамнез его заболевания, постараться обозначить основные симптомокомплексы, проанализировать данные дополнительных инструментальных обследований. Причем, в ролях пациентов и лечащих врачей выступают сами студенты. Студенту-медику необходимо иметь возможность работать с реальным пациентом для формирования навыков работы в реальных условиях. Существенную роль в обучении на кафедре неврологии играют современные компьютерные технологии, которые на сегодняшний момент являются необходимой составляющей педагогического процесса.
Мультимедийные ресурсы помогают студентам уже на этапе самостоятельной подготовки к занятию осваивать не только устный материал, но и методики проведения неврологического и инструментального осмотра, проведение различных диагностических тестов, формирования комплекса лечебно- профилактических мероприятий у пациентов с неврологической патологией.
Также студенты в рамках практических занятий самостоятельно готовят


367 тематические доклады в виде мультимедийных презентаций по различным аспектам неврологии.
Необходимым звеном в процессе повышения качества усвоения учебной программы и навыков является активизация научно-исследовательской деятельности студентов, которая проводится в рамках работы научных студенческих кружков. Это можно считать значительным элементом самостоятельности студентов. Научить тому, как объяснить, как написать, как обосновать, решить, предложить что-то свое и т.д. является важным в деятельности научных студенческих кружков. Занятия студентов в кружке способствуют формированию научного мышления. В кружке при кафедре неврологии и нейрохирургии студенты получают навыки научно- исследовательской деятельности, у них формируется верный подход к методологическим вопросам неврологии. Большое внимание уделяется тематике и качеству научных исследований, выполняемых студентами самостоятельно.
Многие работы кружковцев выносятся на обсуждение на научные студенческие конференции.
Одним из основных аспектов улучшения процесса обучения являются постоянное развитие и коррекция содержания преподавания. Содержательная часть обучения зависит в первую очередь от социального заказа на специалистов и возможного изменениями модели специалиста данного профиля в будущем.
Разнообразный спектр различных обучающих методик, которые сочетают классические и инновационные направления обучения студентов на кафедре неврологии и нейрохирургии в Курском государственном медицинском университете, различное их сочетание способствует значительной оптимизации учебного процесса, активизирует познавательную деятельность, помогает формированию клинического мышления у студентов. Все эти мероприятия служат достижению конечной цели образовательного процесса – подготовке высококвалифицированного, мотивированного, конкурентоспособного специалиста.
Список литературы
1. Ананьева Е.С., Быкова В.А. Использование методов проблемного обучения в ходе изучения дисциплины «неврология» // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2014. – № 7(42). – С. 29-34.
2. Логачева Е.А., Шутеева Т.В. К вопросу о специфике преподавания неврологии иностранным студентам в курском государственном медицинском университете // Коллекция гуманитарных исследований. – 2018. – № 1 (10). – С.
18-21.
3. Природова О.Ф., Никишина В.Б. Модульные видеолекции: оценка эффективности // Коллекция гуманитарных исследований. – 2017. – № 4 (6). – С.
17-23.
4. Третьякова Е.Е., Логачева Е.А., Ласков В.Б. и др. Компьютерные технологии в лекциях и практических занятиях // Интегративные тенденции в


368 медицине и образовании. – 2015. – Т. 2. – С. 106-111. – 2002. – Т. 133, № 5. –
С. 504-506.
5. Третьякова Е.Е., Шутеева Т.В. Динамика профессиональной мотивации и субъективной успешности у студентов на разных этапах обучения в вузе //
Коллекция гуманитарных исследований. – 2016. – № 1 (1). – С. 46-50.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Медведев Н.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра поликлинической терапии и общей врачебной практики
Достижение стратегических целей современного медицинского образования, предусматривающего подготовку высококомпетентного эрудированного специалиста, практически невыполнимо без развитой личной заинтересованности обучающегося – мотивации к успешному освоению различных общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Проблеме формирования устойчивой мотивации к эффективному усвоению и долговременному сохранению знаний и практических навыков педагоги уделяли пристальное внимание, начиная со второй половины ХХ столетия.
Под мотивацией обычно понимают одновременно и систему взаимовлияющих факторов, определяющих поведение индивида с его потребностями, целями, намерениями, и особенности выполнения деятельности, стимулирующей поведенческую активность, способствующей её сохранению на достаточном уровне. Познание признается психологами одной из фундаментальных потребностей индивида, полноценное удовлетворение которой определяет интегральную эффективность его функционирования в социуме [1, 3].
Мотивы образовательной активности обучающихся в медицинском вузе можно условно разделить на внешние и внутренние. К внешним относят возможность потенциального достижения успеха в медицинской карьере и высокого социального статуса в глазах окружающих, друзей, родственников.
Среди них, как правило, достаточно часто встречаются лица, страдающие хроническими заболеваниями, нуждающиеся в периодическом врачебном консультировании, длительном наблюдении, а иногда и в полноценном уходе.
Внутренние мотивы студентов-медиков к обучению и освоению профессии могут проистекать из юношеских желаний стать врачом в подражание родителям, родственникам, известным личностям и т.д., служащим образцовым примером для индивида на протяжении длительного времени, или быть