Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1076

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

369 обусловлены их осознанным стремлением помогать людям сохранить здоровье и жизнь.
Временное ослабление или даже утрата учебной мотивации студентами медицинского вуза могут быть обусловлены различными причинами, среди которых следует выделить развитие серьёзной болезни, неудачи в личных отношениях с представителями противоположного пола, необходимость постоянно работать для оплаты расходов на образование в ущерб другим самостоятельным учебным занятиям, хобби.
Разочарование в будущей профессии и, как следствие, демотивированность к её освоению может возникнуть вследствие осознания проявленной несправедливости или явной бестактности со стороны преподавателей, унижающих достоинство обучающихся, при тесном контакте с реалиями медицинской практики на ночных дежурствах в хирургических отделениях, на станциях скорой помощи и др.
Особое значение в снижении мотивации к учебной деятельности приобретают как внутри-, так и межличностные конфликты обучающихся [2].
Причинами первых могут служить результаты психологического давления со стороны родителей, родственников, требующих от студента неуклонного выполнения ранее достигнутых договоренностей, угрожающих при их несоблюдении различными санкционными действиями, предусматривающими прекращение или существенное ослабление финансовой поддержки, лишение транспортного средства или дорогостоящих гаджетов
.
Другая группа причин внутриличностного конфликта может быть обусловлена переоценкой обучающимся собственных интеллектуальных способностей и возможностей, ведущей к попыткам реализации труднодостижимых целей, что в конечном итоге приводит к формированию постоянного недовольства собой, раздражительности и негативизму с последующим снижением успеваемости и мотивации к новым успехам.
Межличностные конфликты часто возникают в студенческих группах, в которых обучающиеся принадлежат к социальным слоям с различным уровнем материальной обеспеченности, что позволяет представителям когорты
«мажоров» приобретать ложный авторитет и доминировать над остальными, тем самым ущемляя их интересы. В подобных педагогически сложных ситуациях важнейшую роль должны сыграть мастерство педагога, его профессиональный такт, умение создать в учебной группе благоприятный психологический микроклимат, грамотное использование игровых педагогических технологий, предрасполагающих к сплочению коллектива, к творческому усвоению знаний, приобретению общекультурных и профессиональных компетенций, его развитая способность своевременно прогнозировать, предупреждать или гасить конфликтные ситуации в группе.
При распознавании подобных личностных трансформаций опытному и квалифицированному педагогу, который способен выступить в роли психолога, необходимо постараться выявить наиболее важную причину ослабления познавательной активности обучающегося в ходе индивидуальной беседы и


370 предложить ему выполнить совместный поиск возможного оптимального решения, обсудить его преимущества и недостатки. В подобной ситуации полезным может оказаться проговаривание студентом или письменное изложение им возникших проблем для их лучшего осознания, что повысит вероятность предложения преподавателем наиболее адекватных рекомендаций по выходу из возникшей кризисной ситуации и оказания им реальной поддержки обучающемуся.
Педагог также может привести аналогичные примеры других учащихся, успешно справившихся с возникшими похожими личностными проблемами.
Несомненно, следует прислушаться к мнению более опытных коллег, организовать «мозговой штурм» по этому поводу, попытаться встретиться с родителями, которые возможно назовут истинную причину ослабления мотивации к обучению, подскажут наименее болезненный выход из сложившейся ситуации. Педагогу следует выбрать тактику поощрения обучающегося при появлении первых признаков выхода его из кризисного положения, но сделать это тактично, не привлекая специально внимания группы, особенно в отношении интровертированных личностей.
Заключение. Проблема демотивированности обучающихся универсальна для различных педагогических систем, однако её значимость в медицинском образовании трудно переоценить, поскольку отдаленным результатом формально освоенных профессиональных компетенций может быть допущенная в будущем врачебная ошибка, чреватая при неблагоприятном развитии событий ущербом для здоровья и качества жизни пациента. В этой связи современному преподавателю медицинского вуза чрезвычайно необходимы навыки раннего распознавания признаков ослабления познавательной активности студентов и своевременного принятия адекватных педагогических действий. Для успешного формирования указанных компетенций преподавателей необходима организация циклов тематических усовершенствований, проведение симуляционных тренинговых занятий по диагностике и решению проблем мотивации обучающихся к образовательной активности с последующим обсуждением допущенных ошибок и предложений по их устранению.
Список литературы
1.
Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. /
В.Г. Асеев. – М.: МГУ, 2006. – 175 с.
2.
Белогурова, В.А. Научная организация учебного процесса. /
В.А.Белогурова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 448 с.
3.
Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности. / В.И.Ковалев. –
М.: Педагогика, 2008. – 226 с.
ВЕБ-РЕСУРСЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
ГИСТОЛОГИИ, ЭМБРИОЛОГИИ И ЦИТОЛОГИИ
Миронов С.Ю.


371
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
Изучение фундаментальных естественнонаучных дисциплин - цитологии, эмбриологии и гистологии требует от обучающихся значительных усилий в освоении комплексного многоуровневого теоретического материала, практических навыков идентификации и морфологического описания субклеточных, клеточных и надклеточных структур, в понимании мировоззренческой значимости и морфологическом описании связи строения и функционирования организма на глубоких уровнях его сложного строения.
Освоение программного материала по гистологии основано на системном обобщении множества фактов, что может ограничивать процесс усвоения знаний, развития умений и навыков, проявления креативного мышления обучающихся. Для глубокого усвоения изучаемого материала ведущую роль в данном случае играет наглядность, обеспечивающая связь между образами и понятиями [1].
Электронное обучение представляет собой обучение с использованием возможностей информационных и электронных технологий, интернет- и мультимедиа-ресурсов, при этом обучающийся имеет оперативный свободный доступ к сосредоточенным компетентным тематическим обучающим материалам [4]. При выполнении заданий аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы по гистологии, эмбриологии и цитологии обучающимися медицинских вузов все в большей степени востребованы материалы различных профессиональных веб-ресурсов [2], в том числе WSI- коллекции и виртуальная микроскопия [3].
Анализ тематических веб-ресурсов по их содержанию, эргономичности и активности позволяет выделить следующие ресурсы электронного обучения при самостоятельной работе обучающихся по цитологии, эмбриологии и гистологии.
Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии – русскоязычный ресурс разработан кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии ММА им. И.М. Сеченова. Содержит учебные и методические материалы, микрофотографии и электронограммы, морфологические описания микропрепаратов, логические схемы, графы по микроскопической технике, цитологии, общей эмбриологии, общей гистологии, частной гистологии, эмбриологии человека, экзаменационные препараты и микрофотографии для самостоятельного изучения и самоконтроля..
Cytohistology.ru – отечественный ресурс, включающий оригинальные обучающие видеоматериалы, разработанные канд. мед. наук С.В. Игониной, по различным тематическим разделам: цитологии и эпигенетике, истории гистологии, общей гистологии, частной гистологии, эмбриологии и внезародышевым органам. На сайте представлены также материалы в текстовой форме, обобщающие и сравнительные таблицы, ситуационные задачи для самоконтроля, приведены примеры учебно-исследовательских работ студентов.


372
Ресурс предоставляет возможность оставлять комментарии и задавать вопросы в режиме форума.
Страница кафедры гистологии, эмбриологии, цитологии Волгоградского государственного медицинского университета – содержит иллюстрированные теоретические материалы по цитологии, эмбриологии, медицинской эмбриологии, общей и частной гистологии, гистологии органов полости рта, электронограммы, материалы для самоконтроля. Также разработано мобильное приложение «Медицинские тесты» - официальное приложение для проведения тестового контроля при подготовке к занятиям по цитологии, эмбриологии, частной и общей гистологии.
Гистология.mp3 – ресурс содержит аудиолекции и текстовые материалы по общей цитологии, общей и частной гистологии, расширенный морфологический словарь и материалы для тестового контроля с указанием доли заданий, выполненных правильно.
Histology Guide. Virtual histology laboratory – англоязычный ресурс, содержащий большое количество гистологических микрофотографий высокого разрешения с возможностью зумирования, обзора образца с контролем положения поля зрения, автоматического наведения фокуса на интересующую область (Virtual Slides). Оцифрованные микропрепараты имеют краткое морфологическое описание. Представлен раздел микрофотографий, полученных с помощью электронной микроскопии (EM Micrographs). Для поиска необходимых изображений предлагается тематическое меню и общий список микропрепаратов. Для самоконтроля ресурс предлагает различные задания в тестовой форме по основным разделам гистологической техники, общей и частной гистологии (Quiz).
Cell Image Library – англоязычный ресурс, посвященный различным методам исследования клеток, клеточных процессов.
Содержит микрофотографии, полученные с помощью оптической и электронной микроскопии и гипертекстовые комментарии, связанные, преимущественно, с гистохимическими и гистотехническими аспектами. Имеется возможность поиска микрофотогорафий и текстового материала по ключевым словам. Также ресурс предлагает видеофрагменты ряда процессов. Для ряда микрофотографий возможна их обработка on-line (Viewing Options): изменение интенсивности, зумирование, разделение оптических каналов, просмотр и запись вдоль оптической оси объектива (Z-sections).
Histology World – ресурс с элементами интернет-агрегатора, включающий обучающие текстовые и видеоматериалы (YouTube) по основным разделам общей и частной гистологии. Меню ресурса содержит задания в тестовой форме с ответами и пояснениями, фотоальбом, интерактивные задания для самоконтроля, ссылки на внешние ресурсы: Histology Lab Video (видеолекции),
Electron Microscopic Atlas (электронограммы), Anatomicum: Oral and Craniofacial
Histology (интерактивный атлас с фотографиями высокого разрешения, возможностью изменения увеличения).
HistoGrams – англоязычное мобильное приложение содержит справочные материалы по основным разделам общей и частной гистологии, схематические


373 изображения гистологических объектов и их микрофотографии с обозначениями и видеофрагменты.
При изучении цитологии, эмбриологии и гистологии значимость лекционных материалов, методических пособий, сопровождения и консультаций преподавателе не вызывает сомнения. Однако для повышения уровня остаточных знаний в области фундаментальных наук, усиления преемственности знаний и формирования врачебного мышления, для развития профессиональных компетенций в учебное время за счет повышения результативности самостоятельной работы студентов эффективным может быть использование тематических веб-ресурсов, как источников наглядных фото- и видео- материалов, имитированных действий, заданий для самоконтроля, возможности поиска информации для углубленного изучения дисциплины и формирования профессиональной информационной грамотности.
1   ...   40   41   42   43   44   45   46   47   ...   79