Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1074

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Баринов Э.Ф., Николенко О.И., Балыкина А.О., Твердохлеб Т.А.
Использование платформ электронного обучения для управления внеаудиторной самостоятельной работой студентов в медицинских университетах
[Электронный ресурс] // Непрерывное образование: XXI век. – 2015. – Выпуск 3
(11). doi: 10.15393/j5.art.2015.2930.
2. Иванов А.В., Радионов С.Н., Прусаченко А.В., Никишина Н.А., Телегин
А.А., Изотов В.М., Иванова А.П. Анализ предпочтений студентов-медиков и практикующих врачей в части способов получения учебной информации в период изучения ими в медвузе дисциплины «Гистолоия, эмбриология, цитология» // Морфология – науке и практической медицине: Сборник научных трудов, посвященный 100-летию ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. – Воронеж, 2018. –
С. 100-106.
3. Павлов А.В., Крайнова Е.А., Костров С.А., Фоканова О.А., Кораб- лева Т.В. Переход к преподаванию гистологии на основе технологии Whole-slide imaging: технические и организационные аспекты // Вестник новых медицинских технологий. – 2018. – Т. 25, № 3 – С. 194-197.
4. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы // Современные проблемы науки и образования.

2006.

№ 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=103 (дата обращения:
15.11.2018).
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ЭТАП
РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕУЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Михайлов С.Н.
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Оренбург
Кафедра факультетской терапии и эндокринологии

374
В обучении и воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, заинтересовать каждого обучающегося при этом соединяя теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.
Чаще других инновационных методов используют здоровьесберегающие, интерактивные, проектные технологии, научно- исследовательскую деятельность [1, 2, 3]. В образовательном процессе особого внимания заслуживает описание уникальных возможностей информационных технологий (ИТ), реализация которых в самостоятельной внеучебной работе на этапе додипломного образования создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса, ориентированных на развитие личности обучаемого
[4, 5].
Цель исследования – применить ИТ в образовательном процессе на этапе додипломного образования в самостоятельной внеучебной работе.
Методики применяемые в исследовании: 1) незамедлительная обратная связь между пользователем и ИТ; 2) компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»; 3) архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных; 4) автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, обработка результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; 5) автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.
Результаты исследования. Реализация ИТ в самостоятельной внеучебной работе на этапе додипломного образования позволяет организовать такие виды деятельности как: А) регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах; Б) интерактивный диалог – взаимодействие пользователя с программной
(программно-аппаратной) системой. Он характеризуется реализацией более развитых средств ведения диалога. Это возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов, при этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы.
Определяя возможности ИТ в самостоятельной внеучебной работе на этапе додипломного образования в процессе исследования мы выделили следующие педагогические цели применения средств новых ИТ: 1) развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества; 2) развитие мышления, (например, наглядно- действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления); 3) эстетическое воспитание (например, за счет использования


375 возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа); 4) развитие коммуникативных способностей; 5) формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации
(например, за счет использования компьютерных игр, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
6) развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
7) формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации
(например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
Использование средств новых ИТ в качестве средства обучения, совершенствует процесс преподавания, повышает его эффективность и качество.
При этом обеспечивается: 1. Осуществление возможностей программно- методического обеспечения современных ПЭВМ в целях сообщения знаний, моделирования учебных ситуаций, осуществления тренировки, контроля за результатами обучения; 2. Применение объектно-ориентированных программных средств или систем (например, системы подготовки текстов, электронных таблиц, баз данных); 3. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта в процессе применения обучающих интеллектуальных систем; 4. Использование ИТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
5. Применение ИТ как средство развития личности курсанта; 6. Использование
ИТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики); 7. Формирование ИТ как средства информационно- методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений; 8. Коммуникацией ИТ
(например, на базе асинхронной телекоммуникационной связи) в целях распространения передовых педагогических технологий; 8. ИТ нашли своё применение в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики; 9. Использование ИТ как средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием.
Выводы. Таким образом, педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании, как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.


376
Список литературы
1.
Абдалова, О.И. Использование технологий электронного обучения в учебном процессе / О.И. Абдалова, О.Ю. Исакова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2014. – № 12. – С. 50-58.
2.
Интерактивные технологии в системе высшего образования
[Электронный ресурс]: методические рекомендации для преподавателей и студентов вузов / сост. Е.Б. Манузина [и др.]; Алтайская гос. акад. образования.
– Бийск: АГАО, 2014. – 89 с.
3.
Набокова,
У.Ю.
Повышение уровня информационной компетентности студентов в процессе обучения в вузе / У.Ю. Набокова //
Высшее образование сегодня. – 2014. – № 3. – С. 64-67.
4.
Оразбаева, Ф.Ш. Современные педагогические технологии и их роль в развитии интеллектуального потенциала будущих специалистов / Ф.Ш.
Оразбаева, С.Т. Иманбаева, А.Е. Берикханова // Педагогическое образование и наука. – 2014. – № 1. – С. 39-43.
5.
Рахматуллаева, М.А. Внедрение современных технологий развития личности в систему высшего образования / М.А. Рахматуллаева //
Alma mater. – 2014. – №10. – С. 112-115.
МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТА
Михайлов С.Н., Чернов В.А.
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Оренбург
Кафедра факультетской терапии и эндокринологии
Методы активного обучения – это способы активизации учебно- познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [1, 2]. Одним из наиболее эффективных методов активного обучения является деловая игра.
Метод деловой игры раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может проанализировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками. Преподаватель помогает студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения [1, 2, 3].
Цель – определить наиболее приемлемый метод активного обучения на клинических кафедрах для преподавания у студентов старших курсов
Оренбургского государственного медицинского университета.
Методы исследования. До проведения деловой игры в учебном процессе, мы начинали с имитационных упражнений. Они отличаются меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач. Имитационные упражнения ближе к учебным играм. Их цель – предоставить студентам возможность в творческой


377 обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком- либо важном понятии, категории, законе. После имитационных упражнений студенты в нашем исследовании переходили к деловым играм. В учебном процессе вуза – это скорее, ролевая игра, так как студенты еще не владеют в полной мере своей специальностью. Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе.
Социальная значимость деловой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Для подготовки деловой игры нами применялись дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Также мы соблюдали методические требования: 1) игра должна быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением изучения дисциплины в целом; 2) максимальная приближенность к реальным профессиональным условиям; 3) создание атмосферы поиска и непринужденности; 4) тщательная подготовка учебно-методической документации; 5) четко сформулированные задачи; условия и правила игры; 6) выявление возможных вариантов решения указанной проблемы; 7) наличие необходимого оборудования. Эффективность педагогического труда преподавателей определяется тем, какую функцию выполняет обучение в процессе получения студентами знаний: пассивного или активного восприятия и усвоения информации (самостоятельный поиск, обнаружение и использование). Задача преподавателя заключается в том, чтобы добиться максимальной активизации познавательной деятельности студентов, развивать у них активное, самостоятельное творческое мышление, указывать необходимые для этого приемы и методы. Всякая деятельность, включая учебную, исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Мотив - это то, что побуждает человека к деятельности, а цель – то, чего он стремится достичь в результате деятельности. Отношение мотив – цель образует своеобразный вектор, задающий направление и интенсивность деятельности.
Действительной основой мотива служат потребности. Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к деятельности в определенном направлении, называют мотивацией. Всякая целенаправленная деятельность человека должна иметь мотивацию. Только при этом условии проявляется собственно деятельность учения. Мотивационная сторона процесса учения включает три группы мотивов: внешние (поощрение – наказание), соревновательные (успех в сравнении с кем-то или с самим собой), внутренние
(раскрываемые как поле плодотворной деятельности личности); внутренние мотивы обеспечивают наиболее стойкий интерес к учению.
Результаты. В результате нашего исследования мы выявили три наиболее общих этапа развития познавательного интереса: 1) ситуативный познавательный интерес, возникающий в условиях новизны, неопределенности и т.п.; 2) устойчивый интерес к определенному предметному содержанию


378 деятельности; 3) включение познавательных интересов в общую направленность личности, в систему ее жизненных целей и планов. Таким образом, развивающая эффективность осуществляется в процессе игры, при развитии логического мышления, способности к поиску ответов на поставленные вопросы, развитии речи, речевого этикета, умения общаться в процессе дискуссии. Качество знаний в игровой форме в значительной степени зависит от авторитета преподавателя.
Преподаватель, не имеющий глубокого и стабильного контакта с членами группы, не может на высоком уровне провести деловую игру. Если преподаватель не вызывает доверия у студентов своими знаниями, педагогическим мастерством, человеческими качествами, игра не имеет запланированного результата, или имеет противоположный результат. Деловые игры мы строили на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Она включала в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике.
Выводы. Таким образом, в процессе практической подготовки студентов было показано, что познавательная эффективность осуществляется в процессе игры, путем знакомства студентов с диалектическими методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива, с функциями своей будущей профессиональной деятельности на личном примере. Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно. При использовании групповых и коллективных форм организации работы со студентами необходимо учитывать индивидуальные особенности учебной группы и каждого студента в отдельности.
Список литературы
1.
Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры – к профессиональ- ному творчеству / Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Университетское, 1989. – 125 с.
2.
Смолкин А.М. Методы активного обучения / Науч.-метод. пособие.
– М.: Высш. шк., 1991. –176 с.
3.
Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
С СОВЛАДАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Молчанова Л.Н., Ильина В.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психологии здоровья и нейропсихологии