Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1072

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

379
В условиях развития современного цифрового общества становление личности детей и подростков происходит под возрастающим влиянием сети
Интернет. Данное влияние невозможно оценить однозначно.
Традиционно подростковый возраст рассматривался как кризисный, переломный этап становления личности, а в силу недостаточной зрелости эмоционально-волевой сферы, активного подражания внешним признакам взрослости, представлялся и наиболее уязвимым для формирования аддиктивных форм поведения, в том числе и интернет-зависимости [4].
Студенческий возраст рассматривался как более спокойный период.
Однако, учитывая особенности социальной ситуации и наличие таких стресс-факторов как: смена социального статуса, возрастающая ответственность, необходимость адаптироваться к новым учебным требованиям и критериям оценивания, высокая степень информационных перегрузок, мы считаем возможным отнести и студентов в группу риска возникновения и развития аддиктивного поведения. Предпосылками для формирования интернет- зависимости могут являться значительное ослабление родительского контроля, постоянное использование интернет-ресурсов в качестве учебных материалов и социальных сетей для общения и обмена учебной информа- цией [1].
Проблема взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим поведением у студентов, а также влияние гендера на выбор предпочитаемых копинг- стратегий является значимой, так как гибкие и взаимозаменяемые стратегии стресс-преодолевающего поведения позволяют эффективно справиться повседневными нагрузками, грамотно использовать психологические ресурсы, что во многом определяет качество жизни и успешность в реализации ведущего типа деятельности.
Наряду с этим следует отметить малое количество исследований взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим поведением у студентов, что обеспечивает актуальность настоящего исследования, а полученным результатам – научную новизну. Об этом свидетельствуют результаты библиометрического анализа публикационной активности в информационном пространстве электронной библиотеки «elibrary» по ключевому запросу
«взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим поведением у студентов».
Глубина библиометрического анализа составила 10 лет (с 2008 г. по 2018 г.), а общий объем найденных публикаций равнялся 1 (одной), что соответствует
3,21e-6 % от общего количества [5].
С целью изучения особенностей взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим поведением у студентов медицинского вуза осуществлялось эмпирическое исследование в 2018 г. на базе ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава
России. В нем приняли участие 92 студента 1 и 2 курсов медицинских факультетов в возрасте 17-19 лет: из них 36 юношей и 56 девушек.
Для сбора данных использовались наблюдение и беседа, а также следующие стандартизированные диагностические методики: методика
«Интернет-зависимость»
С.
Чена
(в адаптации
В.Л.
Малыгина,


380
К.А. Феклисова), направленная на диагностику паттерна интернет-зависимого поведения и опросник «SACS» С. Хобфолла, предназначенный для изучения стратегий стресс-преодолевающего поведения. С целью обработки результатов применяли методы математико-статистического анализа: описательную статистику и сравнительный анализ (Н-критерий Крускала-Уоллиса).
Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием программного обеспечения STATISTICA 7.0.
В качестве объекта исследования рассматривали интернет-зависимое поведение у студентов. Предметом исследования выступили особенности взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим поведением у студентов.
Диагностика интернет-зависимого поведения у студентов показало, что
33% респондентов не являются интернет-зависимыми, у 59% наблюдается склонность к возникновению интернет-зависимого поведения, и у 8% опрошенных студентов диагностирован выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения.
Статистический анализ показателей копинг-стратегий у студентов с различной выраженностью интернет-зависимости представлен в таблице 1.
Таблица 1
Значения сравнительной статистики показателей копинг-стратегий у студентов с различной выраженностью интернет-зависимости
(H-критерий Крускала-Уоллиса)
Наименование копинг- стратегии
А
В
C
(А)-(В)-(С)
Ẋ± σ качест- венный / уро- вень напря- жен- ности
Ẋ± σ качест- венный / уровень напря- жен- ности
Ẋ± σ качест- венный / уровень напря- жен- ности
H
эмп
/
χ
2
p
Ассертивные действия
19,65
1   ...   41   42   43   44   45   46   47   48   ...   79

±
3,05 средний
20,08±
2,93 средний
19,50±
2,73 средний
0,613 0,217 0,897
Вступление в социальный контакт
21,74±
4,81 низкий
21,94±
4,82 низкий
22,13±
4,55 средний
0,147 1,749 0,417
Поиск социальной поддержки
22,16±
4,60 средний
22,62±
5,04 средний
21,88±
5,28 средний
0,583 0,933 0,627
Осторожные действия
20,61±
3,48 средний
21,89±
4,08 средний
20,88±
4,09 средний
2,729 4,062 0,131

381
Импульсивны е действия
18,00±
2,61 средний
18,58±
3,19 средний
18,63±
2,77 средний
0,631 3,488 0,174
Избегание
16,06±
3,99 средний
18,89±
4,14 высокий
17,88±
4,49 средний
7,856
*
6,715
0,035
Манипулятив ные действия
18,74±
3,84 средний
19,40±
4,64 средний
19,13±
4,36 средний
0,484 1,027 0,598
Асоциальные действия
16,39±
4,92 средний
17,92±
5,08 средний
18,63±
3,78 средний
1,464 1,817 0,403
Агрессивные действия
17,65±
5,65 средний
20,21±
5,17 высокий
20,75±
6,30 высокий
4,844 5,287 0,071
Индекс конструктивн ости
1,33±
0,38 высокий
1,15±
0,21 высокий
1,13±
0,22 высокий
3,895 1,476 0,478
Примечание: А – минимальный риск возникновения интернет-зависимого поведения; B
– склонность к возникновению интернет-зависимого поведения; C – выраженный и
устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения; * – статистическая значимость при
p <0,05
Согласно полученным данным, студенты с различной выраженностью интернет-зависимости имеют одинаковый (средний) уровень напряженности таких стресс-преодолевающих моделей поведения как: ассертивные действия
(выражающиеся в способности человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него), а также поиск социальной поддержки, осторожные, импульсивные, манипулятивные и асоциальные действия. Следовательно, данные модели поведения используются с одинаковой частотой всеми респондентами выборки и предпочитаемы в средней степени.
Отмечаются различия по следующим моделям преодолевающего поведения: вступление в социальный контакт (просоциальная стратегия), избегание (пассивная стратегия) и агрессивные действия (асоциальная стратегия).
Так, студенты, имеющие минимальный риск возникновения интернет- зависимого поведения, а также студенты, склонные к возникновению интернет- зависимости редко используют такую копинг-стратегию как «вступление в социальный контакт». Данная модель совладающего поведения встречается значимо реже в целом у всех респондентов выборки. Мы можем предположить, что в стрессовых ситуациях молодые люди склонны вести себя таким образом, чтобы окружающие не заметили переживание стресса по их поведению и эмоциональному состоянию [2]. Однако студенты с устойчивым паттерном интернет-зависимости используют ту же стратегию чаще и на среднем уровне напряженности. Возможно, в условиях анонимности виртуально пространства субъективно легче говорить о беспокоящей ситуации и негативных переживаниях, связанных с ней.


382
Копинг-стратегию «избегание» на высоком уровне напряженности (что говорит о выраженном предпочтении данной модели совладания) значимо чаще выбирают студенты склонные к формированию интернет-зависимости.
Примечательно, что у студентов, не имеющих интернет-зависимости, и у студентов с выраженным паттерном интернет-зависимого поведения данный копинг представлен с одинаковой (на среднем уровне напряженности) частотой предпочтения. Это может свидетельствовать о том, что стремление избежать возникающие трудности, «уйти от проблем» в большей степени актуально на стадии формирования зависимого поведения. На стадии же устойчиво сформированного паттерна интернет-зависимого поведения модель «избегание» несколько теряет свою значимость.
Неконструктивная стратегия преодоления «агрессивные действия» на высоком уровне напряженности характерна для студентов с формирующимся и устойчиво выраженным паттерном интернет-зависимого поведения. Высокий уровень агрессии характерен для лиц с разными видами аддиктивного поведения, т.к. любая форма зависимости вызывает специфические изменения личности и приводит к нарушению иерархии ценностей [3]. Кроме того, деструктивная форма реализации агрессии проявляется в ситуации социальной дезадаптации.
Выводы. Респонденты, имеющие выраженный и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения, для совладания со стрессом с высокой частотой применяют неконструктивную стратегию преодоления «агрессивные действия», но, при этом чаще других респондентов стремятся к социальной поддержке, реализуемой в виртуальном пространстве.
Респонденты, имеющие склонность к возникновению интернет- зависимого поведения, также с высокой частотой используют непродуктивный копинг «агрессивные действия», активно прибегают к такой пассивной модели совладания как «избегание», и крайне редко обращаются к социальным контактам при возникновении сложных стрессовых ситуаций.
Респонденты, не имеющие паттерна интернет-зависимого поведения, также избегают социального взаимодействия, однако, и значительно реже используют пассивные и неконструктивные копинг-стратегии.
Список литературы
1.
Ильина
В.В.
Индивидуально-психологические особенности студентов, имеющих склонность и устойчивый паттерн интернет-зависимого поведения // Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход.
Материалы VIII Всероссийской конференции с международным участием 22-23 ноября 2018 г. / Под ред. Ткаченко П.В. – Курск: КГМУ, 2018. – С. 118-123 2.
Мельницкая Т.Б., Белых Т.В. Особенности копинг-поведения населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях России /
Т.Б. Мельницкая, Т.В. Белых // Психологические исследования. – 2012. – Т. 5, № 24. – С. 11-17.
3.
Особенности агрессии и гнева при зависимостях от различных психоактивных веществ: пособие для врачей / Под ред. Р.Д. Илюк,


383
Д.И. Громыко и д.р. – Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, 2012. – 52 с.
4.
Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное.
–М.: Институт практической психологии, 1996. – 219 с.
5.
Хасанова И.И. Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи / И.И. Хасанова,
С.С. Котова // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 4. – С. 146-168.
ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ
ПРАВИЛАМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Мосолова А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
Введение. В учебной программе медицинских вузов, одним из способов повышения качества знаний и самообразования студентов, является выполнение научно-исследовательской деятельности, наиболее важной составной частью которой является проведение эксперимента. Внедрение новых инновационных технологий в современной медицине, сопровождается опытно-поисковой деятельностью, достоверность которой подтверждается проведением доклинических испытаний, большую часть которых занимают экспериментальные работы [1]. Формирование практических навыков в работе с инструментами, оборудованием, получение и анализ экспериментальных результатов и сопоставление их с литературными данными, использование цифровых технологий помогают оптимизировать процесс обучения будущего врача [3].
Важнейшее значение для познания сущности различных видов хирургической патологии, расшифровки этиологии и патогенеза болезней и вероятных путей их лечения, имеет моделирование патологических процессов и болезней в эксперименте. Основной целью таких исследований является: систематизация, укрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов, а также более глубокое понимание темы эксперимента.
Эксперимент – это научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями [2]. Для его выполнения, помимо навыков исследовательской работы, необходимо умение оценки и интерпретации результатов, опыт публичных выступлений на конференциях, изложения информации научного содержания в виде написания статей и тезисов, оформление приоритетных документов (изобретений и рационализаторских предложений) [1, 3].
Именно поэтому в условиях быстро развивающихся медицинских технологий и увеличения объема овладения профессиональными навыками