Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1071

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

384 студентов, стала очевидной необходимость существенных изменений в процессе организации экспериментальных исследований, а именно, задействование цифровых технологий в помощь проведению и обработки результатов экспериментальных работ [3].
Студентов 3 и 5 курсов лечебного, педиатрического, международного факультетов КГМУ привлекает написание курсовых работ в виде экспериментальных исследований. Выполнение предоперационной подготовки, минимального анестезиологического пособия, операций на животных под руководством опытного преподавателя, дает возможность овладеть простыми анестезиологическими и хирургическими приемами, а главное, наглядно оценить плоды своего труда. Таким образом, определенное место в программе обучения КГМУ на кафедре общей хирургии отводится тематике научно- экспериментальных работ с использованием цифровых технологий.
Цель исследования. Оптимизировать процесс качества обучения студентов и проведения экспериментальных исследований на кафедре общей хирургии.
Материалы и методы. Объектом исследования являлись студенты 3 и 5 курса лечебного, педиатрического, международного факультетов КГМУ.
Автором в роли предмета исследования выбран анализ современных образовательных цифровых технологий в подготовке студентов к проведению экспериментальных работ. Элементы обобщения с методом контент-анализа положены в основу выполнения работы.
Результаты исследования. На кафедре общей хирургии, в начале каждого нового учебного года, на вступительной лекции заведующий кафедрой подробно рассказывает студентам о научно-экспериментальных направлениях доступных для выполнения курсовых и дипломных работ. Первое заседание студенческого научного кружка (СНК) проводится как организационное. На нем каждый студент может выбрать понравившуюся тематику исследования, более подробно ознакомиться с целью курсовой или дипломной работы, а также с этапами ее проведения и оформления. В дальнейшем заседания СНК проходят 2 раза в месяц, одно из которых носит теоретический характер. На нем студенты выступают с результатами каждого этапа проведенной ими научной работы.
Второе заседание проводится как клиническое практическое занятие. Здесь разбираются принципы диагностики и лечения тех или иных хирургических заболеваний, на которые направлена тематика каждого экспериментального исследования.
Стоит отметить, что на кафедре общей хирургии используемые цифровые технологии, применяемые для разработки и проведения эксперимента в помощь обучающимся, могут быть разделены на следующие группы:
1. Обучение в виде мультимедийных пособий и лекций - это использование материалов по тематике научного исследования, совместное решение проблем, возникающих на разных этапах формирования исследования, а также использование совместных диалогов, дискуссий. Задача преподавателя в том, чтобы каждый студент не только повышал свой уровень теоретической подготовки, но и на примере конкретной гипотезы смог показать наглядно, как


385 используется эта теория на практике, какие особенности проведения и как воплотить ее в эксперименте.
2. Учебные виде- и фотоматериалы – создание видеофильмов и дальнейшее их применение для воссоздания уже разработанных методик по различным научным направлениям. Данный метод можно отнести к более упрощенному визуальному пониманию технологии проведения экспериментальных исследований. Он содержит в себе основные этапы анестезиологического и хирургического пособия, правильную методику использованию в ходе работы различных инструментов и оборудования, закладывает основы асептики и антисептики, что дает возможность к более тонкому пониманию тех или иных процессов, происходящих во время моделирования экспериментального исследования. Такие видеоматериалы всегда находятся «под рукой», так как в современном мире почти у каждого студента имеется цифровой носитель в виде телефона, планшета или компьютера, что позволяет в любой момент проведения эксперимента, удостовериться в правильности постановки или еще раз напомнить технику моделирования.
3. Компьютер и компьютерное программное обеспечение – это один из современных способов хранения, передачи и статистической обработки данных, полученных в ходе исследования. К нему можно отнести такие программы, как:
«Biostat», «Statistica», пакет офиса «Microsoft Excel» и др.Применяемые программы ускоряют процесс статистического анализа материалов, давая возможность получить первичные данные не только в цифровом, но и бумажном варианте сразу после занесения в соответствующую программу. Такие результаты можно хранить на любом современном цифровом носителе, что дает возможность для быстрого доступа и передачи информации с одного гаджета на другой без потери данных. Также различные программы в виде презентаций, помогают студентам подготовиться и максимально доступно изложить полученный материал экспериментального исследовании на защите курсовой работы или конференции.
4. Всемирная система сетей для хранения и передачи информации
(«глобальная сеть») – это всемирная сеть или в обиходе «интернет». Создает комфортные условиях для поиска научной литературы, как отечественных авторов, так зарубежных. Дает возможность узнать последнюю актуальную информацию по тем или иным научным направлениям в кратчайшие сроки с использованием библиографических и реферативных баз данных, провести патентно-поисковую работу.
Данные методы занимают наиболее распространенное применение на клинической кафедре при организации этапов планируемых экспериментов, а также обработки полученных результатов. Стоит отметить, что многие научно- экспериментальные исследования кафедры общей хирургии проводятся на базе лаборатории
«Экспериментальной хирургии и онкологии
НИИ экспериментальной медицины» КГМУ, где также у студентов имеется возможность воспользоваться одной из используемых методик, применяемых на кафедре. Экспериментальная лаборатория предоставляет цифровые технологии


386 в виде интерактивного оборудования: различные виды цифровых микроскопов, фото и видеокамеры с возможностью передачи данных на цифровой носитель студента в режиме «реального времени», компьютерное и программное обеспечение с доступом в интернет.
Заключение. Таким образом, цифровые технологии на кафедре общей хирургии позволяют:

облегчить освоение студентами основных этапов моделирования экспериментального исследования с целью его изучения;

повысить уровень практической подготовки студентов при проведении научных экспериментов;

получить актуальную информацию для повышения уровня теоретических и практических знаний не только студентов, но и преподавателя;

систематизировать и хранить полученные результаты, благодаря компьютерному обеспечению;
Цифровые технологии в качестве методов обучения студентов правилам постановки экспериментальных исследований, позволяют в полном объеме достигать поставленной цели в научно-исследовательской работе по направлению «Общая хирургия» и должны использоваться на клинических кафедрах.
Список литературы
1. Лясников, Н.В. Цифровые технологии в здравоохранении как инновационный вектор развития отрасли: телемедицина / Н.В. Лясников,
Ш.Б. Хамбазаров // Креативная экономика. – 2007. – № 11. – С. 1231-1240.
2. Применение компьютерных программ для улучшения эффективности изучения модуля «Основы анестезиологии» по дисциплине «Общая хирургия» /
Е.В. Дябкин и др.
// Современные проблемы науки и образования. – 2015. –
№ 6. – С. 465.
3. Dudin, M.N. Methodological approaches the extermination of public health based on the «National Health Quality Indicator» model / M.N. Dudin // Quality –
Access to Success. – 2017. – №159. – P.71-79.
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
«ПОМОЩНИК ПРОЦЕДУРНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ»
Мутова Т.В., Пашков В.М., Алименко О.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
В последнее время в российской системе высшего образования происходит внедрение современных цифровых технологий в организацию и проведение учебного процесса.
Принятый
3-й
Федеральный государственный образовательный стандарт способствовал активизации работы в данном направлении. Совершенствование медицинского образования с целью


387 повышения качества оказываемой медицинской помощи является важнейшим требованием на сегодняшний день [2, 4]. Производственная практика является обязательной и неотъемлемой частью учебного плана.Она позволяет закреплять теоретические знания, полученные в ходе изучения дисциплины, в данном случае, общей хирургии, и вносит значительный вклад в профессиональную ориентацию и воспитание личности студента медицинского вуза [1, 3]. В процессе обучения студентов на кафедре общей хирургии и проведения производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры» применяются современные прогрессивные методы образования, которые позволяют обеспечить связь теоретического обучения с практической деятельностью у будущих специалистов.
Цель исследования: анализ эффективности применения цифровых технологий на кафедре общей хирургии Курского государственного медицинского университета при проведении производственной практики
«Помощник процедурной медицинской сестры».
1   ...   42   43   44   45   46   47   48   49   ...   79

Материалы и методы: объектом исследования были студенты 3 курса лечебного факультета, предметом исследования являлось изучение влияния цифровых технологий на обучение студентов в ходе производственной практики
«Помощник процедурной медицинской сестры». Для анализа использован метод контент-анализа с элементами обобщения.
Результаты. Производственная практика «Помощник процедурной медицинской сестры» подразумевает освоение практических навыков в объеме среднего медицинского работника – процедурной, перевязочной и операционной медицинской сестры. Практика делится на 3 этапа по 6 дней на каждом. Перед студентом обозначаются цели и задачи практики, которые осуществляются путем закрепления и углубления тех знаний, которые были получены в процессе теоретического обучения.
Основная цель практики
– овладение профессиональными компетенциями в объеме среднего медицинского работника. С целью совершенствования формирования практических навыков у студентов 3 курса используются мультимедийные пособия, в которых отражены основные моменты выполнения профессиональных манипуляций среднего медицинского работника. Особенно полезны для освоения практических навыков следующие мультимедийные пособия: «Десмургия», «Асептика»,
«Антисептика»,
«Неоперативная хирургическая техника».
Наши мультимедийные пособия представляют собой сочетание графических изображений и видиоматериалов, которые организованы в единый тематический блок. Студенты в любое время могут получить доступ к электронному ресурсу, содержащему теоретическую базу знаний, способствующему подготовке к практическим манипуляциям. Приходя на практику, студенты уже имеют определенное представление о той или иной манипуляции. Такая подготовка значительно экономит время, которое затрачивается на разбор общих вопросов.
Перед первым этапом практики – помощник процедурной медицинской сестры, студенты должны просматривать мультимедийные пособия по теме
«Неоперативная хирургическая техника», «Асептика», «Антисептика»,

388 разработанные на кафедре общей хирургии, и дополнительные видеопрезентации в сети интернет, для подготовки к манипуляциям, оказываемыми процедурными медицинскими сестрами. Образовательный материал, содержащийся в мультимедийных пособиях, знакомит обучающихся со структурой процедурного кабинета, правилами утилизации отходов, алгоритмом выполнения внутримышечных, внутривенных, подкожных инъекций, выполнение забора анализов. Полученные знания студенты должны применять на практике под контролем преподавателя. Основным принципом обучения студентов практическим навыкам является демонстрация правильности выполнения манипуляции и своевременного исправления действий обучающихся.
После окончания первого этапа студенты переходят на следующий этап - помощник перевязочной медицинской сестры. Также как и на предыдущем этапе перед началом работы в перевязочном кабинете студенты просматривают мультимедийные пособия по теме «Десмургия», «Асептика», «Антисептика», внедренные в образовательный процесс на кафедре общей хирургии.
Визуализация образовательного материала также изложена в интернет-контенте.
Особенно важным на данном этапе практической подготовки студентов является изучение правил обработки чистых ран, гнойных ран, видов антисептиков для санации ран.
На третьем этапе – помощник операционной медицинской сестры – обучающиеся, используя мультимедийные пособия по теме «Асептика»,
«Антисептика», знакомятся с устройством операционного блока, стерилизацией операционного белья, шовного материала, инструментов, устройством автоклава, обработкой рук хирурга, обработкой операционного поля.
Использование мультимедийных пособий позволяет улучшить освоение практических навыков студентами, что повышает интерес обучающихся к изучению дисциплины.
Результаты прохождения практики отражаются в дневниках, которые контролируются руководителями практики, назначаемые приказом ректора.
После окончания производственной практики студенты сдают экзамен.
Подобный подход к внедрению цифровых технологий в учебный процесс позволил повысить средний балл по курсовому экзамену по производственной практике с 3,9 в 2015 г. до 4,5 в 2018 г.
Заключение: внедрение цифровых технологий в проведении производственной практики «Помощник процедурной медицинской сестры» помогает усвоить и закрепить пройденный материал студентам, способствует усовершенствованию учебного процесса и позволяет оптимизировать производственную практику.
Список литературы
1. Бекоева, М.И. использование кейс-технологий в образовательном процессе ВУЗа / М.И. Бекоева, С.А. Амбалова // АНИ: педагогика и психология.
– 2016. – Т. 5, № 2. – С. 22 - 26.