Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1068
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
389 2. Белобородов, В.А. Организация интерактивных методов обучения на практических занятиях по предмету «Общая хирургия» / В.А. Белобородов, А.П.
Фролов, Е.А. Кельчевская // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – 2016. – № 5. – С. 182-188.
3. Дерябкин, Е.В. Компьютерные технологии в обучении студентов в процессе учебной практики «Уход за больными хирургического профиля» /
Е.В. Дерябкин // Журнал: Интерактивная наука. – 2017. – Т. 11, № 1. – С. 48-49.
4. Мутова, Т.В. Метод кейс-технологий при преподавании общей хирургии
/ Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов / Т.В.
Мутова, В.М. Пашков // Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ
/ под ред. В.А. Лазаренко, П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод,
Н.Б. Дрёмовой, Н.С. Степашова. – Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России,
2017. – С. 419-422.
КРУГЛЫЙ СТОЛ И ДИСКУССИЯ КАК МЕТОДЫ
АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Наджафова М.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра экономики и менеджмента
Процесс реформирования высшей школы связан с реализацией требований по подготовке высококвалифицированных кадров, способных быстро реагировать на изменяющиеся требования рынка труда. Для реализации поставленной задачи в системе подготовки экономических кадров необходимо использовать такие методы обучения, которые позволяют стимулировать познавательную деятельность обучающихся. Именно активные методы обучения позволяют достигнуть запланированных результатов путем активного вовлечения обучающихся в учебный процесс, активизации процесса самообучения и закрепления данного навыка. В условиях информатизации и развития цифровой среды именно активные методы обучения создают долгосрочную платформу для закрепления полученных навыков и умения их использовать в различных ситуациях. Активные методы обучения, в отличие от классических пассивных форм, позволяют на основе новейших информационных технологий моделировать различные ситуации и формировать тем самым умение быстро адаптироваться и применять методы управления в зависимости от ситуации и поставленной задачи.
К активным методам обучения, используемым в образовательном процессе на факультете экономики и менеджмента относится круглый стол и дискуссии. Круглый стол, являясь одним из методов относимых к активным методам обучения, не только является одной из организационных форм познавательной деятельности учащихся, но и позволяет эффективно закреплять
390 полученные ранее знания. При этом данный метод может использоваться и для восполнения недостающей информации, формирования умения решать проблемы и слушать собеседника, научить культуре ведения дискуссии. Одной из характерных чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией[1].Такие занятия, по мнению
А.М. Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышления профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия.
Профессиональное использование знаний это, прежде всего, свободное владение понятийным аппаратом дисциплины. Студенты учатся выступать в роли докладчиков и оппонентов, овладевают навыками и умениями в постановке и решении научных проблем и задач, учатся получать научные доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки [2].
Можно выделить основную целью проведения «круглого стола» – выработку у учащихся профессиональных умений излагать аргументировать и свои мысли, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения.
В ходе проведения «круглого стола» происходит закрепление информации, развивается навык самостоятельной работы с дополнительным и справочным материалом, а также умение выявлять проблемы и правильно формулировать вопросы для обсуждения. Проведение занятий по дисциплине «Налоги и налогообложение» в форме круглого стола позволяют расширить представление студентов о системе налогообложения не только Российский Федерации, но и сравнить ее с системами других стран, выявить проблемы, недостатки и положительные стороны в ходе критического рассмотрения данного вопроса.
Соответственно важнейшими задачами при организации занятия в форме
«круглого стола» являются:
– обсуждение в ходе дискуссии одной или двух проблемных ситуаций по заданной теме;
– иллюстрация мнений с использованием наглядных материалов (в виде презентаций);
– подготовка выступающих
(с приведением доказательств, аргументированных ответов, мнений).
При организации занятия в форме «Круглый стол» необходимо учитывать его особенности: а) он должен быть действительно круглым, т.е. процесс общения происходит «глаза в глаза», что позволяет повысить активность, увеличить числа высказываний и раскрывает возможность личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся; б) преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой [3].
В основе «круглого стола» по любой тематике лежит дискуссия.
Дискуссия(от лат. discussio – исследование, рассмотрение) – это всестороннее
391 обсуждение вопроса. Дискуссия представляет собой коллективное обсуждение исследуемой проблемы путем сопоставления информации, идей, мнений, предложений. Однако цели проведения дискуссии разнообразны: обучение, тренинг, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Стешов А.В. определяет дискуссию как «коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя мнение собеседника, акцентирует свою позицию (концепцию) и претендует на достижение истины
(цели)» [4]. Дискуссия характеризуется аргументированностью, целенаправленностью и стремлением к компромиссу. Ее основная цель – достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Она дает возможность приобрести навык и закрепить уже полученные знания, стимулирует творческую активность и инициативность, формирует логическое мышление, формирует культуру ведения диалога и спора, умение слушать и общаться, формирует социальные компетенции обучающихся. Однако дискуссия как форма активного метода обучения имеет свои ограничения, прежде всего это тщательная подготовка вопросов выносимых на обсуждение, так как предлагаемые вопросы должны иметь четко ограниченные рамки решения, иначе дискуссия не сможет выполнить поставленные перед ней учебные цели, в том числе сложность последующей оценки результатов работы учащихся. Практические занятия в форме дискуссии, например, по дисциплине «Экономика» проводятся с целью раскрытия отдельных элементов, характеризующих макроэкономические показатели, дать возможность обучающимся самостоятельно определить важность получаемой информации, оценить возможности интерпретации экономических показателей и возможности их использования.
Таким образом, данные методы активного обучения готовят будущих специалистов к творческой, активной деятельности. Формируют устойчивый навык по самодисциплинированности и самоподготовке.
Список литературы
1. Брель А.К., Складановская Н.Н., Жарова К.Р., Танкабекян Н.А.,
Жогло Е.Н. «Круглый стол» как метод интерактивного обучения, развивающий мотивационную сферу личности современного студента // Современные проблемы науки и образования.
–
2018.
–
№ 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27633
(дата обращения:
07.11.2018).
2. Игнатьева, Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности // Банк педагогической информации
ИПКиППРО
ОГПУ
(http://bank.orenipk.ru/Text/t27_79.htm).
3. Метод «круглого стола» https://vuzlit.ru/435393/spisok_literatury#947 4. Стешов, А.В. Как победить в споре: О культуре полемики /
А.В. Стешов. – Л.: Лениздат, 1991. – 187 с.
392
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ИНТЕРАКТИВНОСТИ
И КОМПЬЮТЕРНОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УЧЕБНОМ ПОСОБИИ
НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
“LEARNING TO TALK AND WRITE ON RESEARCH”
Наролина В.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра иностранных языков
Современные требования к уровню владения иностранными языками у научно-педагогических работников вузов являются очень высокими. Лица, выполняющие научно-педагогическую работу, должны обладать развитыми умениями, составляющими
иноязычную
научную
коммуникативную
компетенцию, обеспечивающую им возможность:
– эффективно выполнять образовательную деятельность на русском и иностранном языках со студентами, ординаторами и аспирантами в России и за рубежом;
– осуществлять научно-исследовательскую работу с обязательным представлением результатов на международных научных конференциях и опубликованием полученных результатов в отечественных и зарубежных журналах;
– выполнять работу лечебного характера в соответствии с избранной медицинской специальностью на русском языке, в случае создавшейся ситуации и возникшей необходимости - на иностранном языке.
Все эти виды выполняемой работы требуют высокого уровня иноязычной
научной коммуникативной компетенции, котораяобеспечивает специалисту- профессионалу способность и готовность осуществлять все указанные виды профессиональной деятельности на иностранном языке, используя его как средство коммуникации и информационно-коммуникативной деятельности в научно-педагогическом смысле этих терминов.
В настоящее время крайне важно создание возможностей профессионального роста специалистов вузов. Этот процесс носит многокомпонентный и многоуровневый характер и, в частности, происходит благодаря внедрению в образовательный процесс современных, актуальных по содержанию, стимулирующих познавательную и коммуникативную активность учебников и учебных пособий. Как отмечается, современное образовательное пространство характеризуется интегративными тенденциями и междисциплинарными связями как дидактическим аспектом интеграции, которые отвечают за целостность современного учебного процесса в средней и высшей школе [Попова Н.В, 2011, с. 5-6]. Фактор интегративности, предполагающий междисциплинарность, является основополагающим в проектировании и создании модели междисциплинарного учебника нового поколения, позволяющего выполнить требования
Федеральных
Государственных стандартов третьего поколения, представленных в виде
393 компетенций. Учебники и учебные пособия нового поколения по иностранному языку призваны решать эти задачи. Являясь центральной частью учебного комплекса, они реализую концепцию метода обучения, являясь его моделью, а также подают дозированные порции профессионально-ориентированного языкового и речевого материала в соответствии с количеством учебных часов по дисциплине согласно учебному плану. Учебник или учебное пособие нового поколения по иностранному языку, помимо этого, должен ориентировать на работу с таким современным универсальным дидактическим инструментом как электронные ресурсы, создающие компьютерную обучающую среду, сбалансированное использование возможностей которых в учебном процессе, позволяет развивать личностные качества обучающихся, повышать их мотивацию к учению и творческие способности. Считаем целесообразным дополнить вышеизложенные основополагающие требования к учебнику и учебному пособию нового поколения по иностранному языку характеристикой
коммуникативной направленности, которая предполагает обучение общению в условиях общения и на основе общения. Принцип интерактивности является центральным внутренним механизмом общения и формирования
(совершенствования) речевой компетенции, включая иноязычную коммуникативную компетенцию человека. Интерактивный характер
иноязычной речевой деятельности создает условия для речевого взаимодействия и взаимовлияния участников общения друг на друга и, таким образом, может корректировать и улучшать характеристики речи у каждого из участников общения.
Изложенные теоретические обоснования необходимости и принципов создания учебников и учебных пособий нового поколения легли в основу созданного нами учебного пособия для развития иноязычной информационно- коммуникативной компетенции у научно-педагогических сотрудников медицинского вуза «Learning to Talk and Write on Research». Учебное пособие преследует цель − формирование и совершенствование умений иноязычной информационно-коммуникативной компетенции, включающей умения устной и письменной речи научного характера на английском языке, поиска необходимой информации в интернет-ресурсах и осуществления опосредованного сетью
Интернет общения с коллегами. Они являются базовыми умениями указанной компетенции современных специалистов научно-педагогического профиля, осуществляющих педагогическую и научную деятельность с использованием английского языка как средства познания, обучения и общения. Обсуждение различных аспектов выполняемых научных исследований со специалистами из разных стран мира позволяет ученым сравнивать свои достижения с открытиями, выполненными на международном уровне, обогащать себя новыми идеями, устанавливать эффективные научные контакты в научном мире и участвовать в международных научных проектах, таким образом, продвигая вперед развитие отечественной медицинской науки. Исходя из обозначенной цели, дизайн и содержание настоящего учебного пособия в целом позволяет осуществить реализацию «Программы подготовки к кандидатскому экзамену научно-