Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1066

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

394 педагогического сотрудника» (Проект 2017 г.) в части развития его устно- речевой и письменной научной компетенции на английском языке и поможет ему подготовиться к эффективному участию в научных событиях международного характера. Учебное пособие состоит из семи разделов, которые постепенно готовят научно-педагогического сотрудника к устной и письменной коммуникации по различным аспектам научной работы и, таким образом, формирует умения: критически анализировать и обсуждать изученную научную литературу по теме проводимого исследования, характеризовать методы исследования, планируемые и осуществляемые эксперименты, представлять результаты исследования в виде доклада или краткого сообщения на научном совещании, международной конференции, участвовать в обсуждении идей и результатов исследования, излагать письменно информацию на английском языке по аспектам выполняемой научной работы. Раздел пособия “Participation in the International Scientific Conference” позволяет научно-педагогическому сотруднику сформировать умения, необходимые для участия в международных событиях научного характера (семинарах, съездах, конгрессах, форумах). Все лексические материалы и учебные задания этого раздела учебного пособия имеют инвариантный характер, представлены в виде коллокаций и позволяют ученому любого научного профиля представить на английском языке в устной и письменной форме результаты проведённых научных исследований, обсуждать их с коллегами из других стран, а также принимать участие в научной дискуссии по обозначенной проблеме.
Содержание коммуникативных заданий и речевых средств к ним разнообразно, вариативно и позволяет выбирать наиболее релевантные для выражения собственного коммуникативного намерения в наиболее полной и лингвистически корректной форме. Как правило, каждый из семи разделов учебного пособия содержит рекомендации, направляющие работу обучающихся с материалами, включенными в раздел: коммуникативными заданиями, языковыми и речевыми средствами, обеспечивающими их выполнение.
Отобранные и включенные в разделы учебного пособия, рекомендуемые для усвоения языковые и речевые средства, характерны для современного языка науки и научной коммуникации: публикации и дискуссии (статьи, резюме, доклада, выступления, беседы и т.д.).
Работа научно-педагогического сотрудника над разделами учебного пособия может осуществляться как под руководством преподавателя, так и в условиях его самостоятельной работы. В процессе самостоятельной работы с материалами учебного пособия обучающимся целесообразно пользоваться компьютерными переводчиками типа с последующим обязательным редактированием переведенных компьютером фраз и мини-текстов.
Редактирование удаляет неуместность транслитерации и буквального перевода, что повышает качество усвоения материала и формирования требующихся умений перевода - интерпретации у научно-педагогических работников в эпоху бурного развития информационно-коммуникационных технологий.
Развитие навыков редактирования переведенных компьютером текстов и фраз является


395 обязательным компонентом учебной деятельности обучающихся при овладении английским научным языком. Помимо перевода и редактирования переведенного текста, обучающимся рекомендуется активно использовать компьютерные системы Promt, Translate или другие для изучения слов, словосочетаний (коллокаций), установления их значений и усвоения правильного произношения. Работа с компьютерными переводческими системами ускоряет усвоение нового вокабуляра обучающимися, а многократное прослушивание произношения и запись незнакомых слов с транскрипцией в индивидуальные словари-глоссарии способствует созданию карт памяти и эффективному усвоению слов и фраз, характерных для научной речи.
Многие коммуникативные задания рекомендуют работу с рекомендуемыми интернет-ресурсами, что развивает информационно- коммуникативную компетенцию у научно-педагогических сотрудников вуза.
Учебное пособие не содержит систематические грамматические комментарии по всем темам грамматики научной речи, т.к. автор пособия полагает, что все необходимые объяснения по грамматической корректности речи обучающихся могут и должны быть сделаны преподавателем в процессе обучения. Они могут носить выборочный или индивидуальный характер, что зависит от актуального уровня владения английским языком научно- педагогическими сотрудниками, повышающими свою иноязычную научную коммуникативную компетенцию по настоящей образовательной траектории.
Однако учебное пособие содержит достаточно подробные лексико- грамматические комментарии и задания для наилучшего усвоения наиболее проблемных лексических и грамматических особенностей современной научной английской речи.
Учебное пособие «Learning to Talk and Write on Research» построено на принципах
интегративности,
междисциплинарности,
использовании
компьютерной обучающей среды, коммуникативной направленности,
интерактивности, моделируемой современным подходом к обучению и изучению иностранного языка как процессу решения коммуникативных задач проблемного характера в сфере научного международного общения. Все эти принципы позволили создать многообразие коммуникативных заданий, имитирующих погружение обучающихся - научно-педагогических сотрудников медицинского вуза в ситуации максимально приближенные к реальным условиям научного общения, стимулирующие их мыслительную и речевую активность и, таким образом, повышать качество формирования и совершенствования иноязычной научной коммуникативной компетенции.
1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   ...   79

Список литературы
1. Попова Н.В. Профессионально-ориентированный учебник по иностранному языку нового поколения. Междисциплинарный подход /
Н.В. Попова. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2011. – 248 с.

396
АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Недуруева Т.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
В современных условиях модернизации образования, повышения его качества и развитием электронной образовательной системы для преподавателей высшей школы наиболее важной проблемой является не столько анализ строения и содержания учебно-педагогической деятельности, сколько повышение компетентности студентов с точки зрения возросших требований к уровню самостоятельности, ответственности, умению взаимодействовать с другими людьми.
Профессиональное становление студентов, формирование их профессиональных установок связано с пониманием субъектом профессионального развития требований, условий и специфических особенностей деятельности, возможностями адаптационного потенциала и психологической готовностью к профессии. И исследование условий, а именно методов обучения и их влияния на профессиональные установки будущих специалистов является одной из важных задач современного высшего образования.
Профессиональные установки нами рассматриваются как система, которая имеет свой состав и условия функционирования. Современные исследователи выделяют мотивационно-поведенческий компонент, который понимается как осознание внешних и внутренних условий этой деятельности и факторов регулирующих их поведения; когнитивно-эмоциональный компонент, который позволяет определить относительно устойчивые индивидуальные различия в особенностях познавательных процессов; коммуникативный компонент, который облегчает или затрудняет развитие системы деловых и межличностных связей в процессе профессионального взаимодействия; ценностный компонент, который представляют собой связующее звено между инструментальным проявлением установочной системы и ее смысловым содержанием [1, 2, 4, 5, 7].
Ценностный компонент определяет отношения субъекта деятельности и профессии с ее требованиями, нормами и специфическими условиями; рефлексивный компонент, который стимулирует саморегуляцию личности и означает стремление к самопознанию, к осмыслению и оценке собственных действий, поступков. Кроме того, в процессе функционирования социально- психологических установок рефлексивный компонент отражает как реальную ситуацию, так и представление о ней (например, эталонные), а также прогнозирует собственное поведение и поведение других людей. Рефлексивный компонент выступает в качестве перевода одного вида активности в другой [5].


397
В отечественной медицинской школе реализация компетентностного подхода сопряжена с развитием психолого-педагогических дисциплин, где студент становится субъектом процесса обучения, и важным является раскрытие его творческих, интеллектуальных возможностей на всех ступенях образования.
Это в свою очередь требует разработки инновационных образовательных технологий, которые позволяют использовать разнообразные современные информационные и коммуникативные технологии, целью которых является позитивное воздействие на развитие личности и ее профессиональное становление. Такие тенденции в развитии содержания и организационных форм обучения в медицинских вузах отражаются в движении к информационному и открытому образованию[1, 2, 3, 6]. Одной из эффективных форм организации такой системы профессиональной подготовки является активное обучение.
Значительную роль в формировании системы компетенций будущих медиков играет учебная дисциплина «Психология», т.к. в своем содержании она ориентирована не только на развитие познавательной, но и в ценностно- мотивационной, аксиологической, коммуникативной сферы студента.
Цель нашей работы – исследовать влияние активных методов обучения на процесс профессионального становления студентов лечебного факультета.
Основной задачей является – исследовать влияние активных методов обучения на особенности профессиональных установок студентов лечебного факультета в период изучения дисциплины «Психология».
В нашем исследовании одной группой студентов освоение дисциплины
«Психология» проходило традиционными методами, для второй группы мы использовали разнообразие методов активного обучения. До и после изучения дисциплины мы провели исследование особенностей профессиональных установок студентов.
Методы активного обучения активизируют познавательную деятельность студентов и способствуют её повышению [2,4].
Основными методами исследования особенностей профессиональных установок студентов стали «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной, методику
«Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова и методика мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
В результате исследования мы получили следующие данные.
При оценке значимости различий показателей рефлексивности между группами студентов, с которыми проводились занятия традиционным способом и студентами, в процесс обучения которых были включены методы активного обучения были получены результаты, свидетельствующие о наличии значимых различий (р<0,01). В группе студентов, в процесс обучения которых были включены методы активного обучения показатель рефлексивности значимо выше. Рассматривая рефлексивность как процессуальную характеристику, мы понимаем ее как способность к интегрированности на уровне самосознания, что позволяет через рефлексивность оценить осознанность студентами происходящих при получении ими профессии изменений.


398
При изучении мотивации обучения в вузе также были получены значимые различия по шкале «овладение профессией» при уровне значимости р<0,01. По шкалам «приобретение знаний» и «получение диплома» значимых различий обнаружено не было, при р<0,01.
Исследование особенностей социально-психологических установок студентов показало наличие значимости различий по таким установкам как ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на альтруизм, при уровне значимости р<0,01. По таким установкам как ориентация на эгоизм, ориентация на труд, ориентация на свободу, ориентация на власть, ориентация на деньги значимых различий не получено, при уровне значимости р<0,01.
Таким образом, полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о влиянии активного обучения на процесс профессионального становления студентов. Такие особенности профессиональных установок, как рефлексивность, мотивационно-ценностные ориентации, мотивация обучения являются необходимыми компонентами в профессиональном становлении будущего врача медика. Формирование у студентов здоровьесберегающих ценностей, мотивации к продолжению обучения, способностей оценивать и определять свои потребности, необходимые для профессионального и личностного становления, а, следовательно, служат фундаментом для изучения дисциплин профессионального цикла и для последующей профессиональной деятельности и социальной активности [2, 4, 5, 8].
Список литературы
1.
Асмолов А.Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис. канд. психолог, наук. – М., 1976. – С. 15.
2.
Буран А.Л. Педагогические технологии, используемые в обучении иностранным языкам с применением информационно-коммуникационных технологий [Текст] / А.Л. Буран // Молодой ученый. – 2011. – № 12. – Т. 2. –
С. 81-85.
3. Гаврилова М.В., Недуруева Т.В. Содержание ценностно-смысловой сферы личности врача как критерий удовлетворенности их профессиональной деятельностью  Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 3-3. – С. 452-455.
4.
Гуружапов В.А. Проблема развития профессиональных компетенций будущих специалистов ∕ ∕ Проблемы психологии высшей школы. – 2008. – С. 5-8.
5.
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. – № 5. – С. 45-57.
6.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека
Вопросы психологии. – 1997. – № 4. – С. 28-38.
7.
Овсянникова Е.К. Особенности формирования общекультурных компетенций студентов медицинского вуза ∕∕Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4. – С. 177-180.
8.
Чугунова Э.С., Багджюнене Д.М. Профессиональные установки руководителей коллективов // Теория установки и актуальные проблемы