Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1064
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
399 психологии. Тбилиси. – 1990. – С. 260-280.
9. Шестопалова Л.Ф., Никишина В.Б., Недуруева Т.В., Петраш Е.А.
Социальный капитал как фактор мотивации поведения студентов в отношении собственного здоровья Курский научно-практический вестник «Человек и его здоровье». – 2014. – № 3. – С. 87-93.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Немеров Е.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра философии
Общетеоретический базис любой науки формируется на основе специфики понимания мира человеком и осознанием места человека в нём. Античные представления исходили из идеи космоцентризма, который предполагал идею гармонии между миром и человеком. Поэтому у древних греков, затем и римлян, формируется идея гармонически развитой личности. Это находит отражение в системе образования, сформировавшейся в Афинах и объединяющей в себе элементы умственного, эстетического, нравственного и физического воспитания. В данную эпоху были заложены основы классического образования.
Оценивая его, Г.В.Ф. Гегель отмечает: «И вот самый благородный питающий материал в самой благородной форме – золотые яблоки в серебряных чашах — содержится в произведениях древних в несравненно большей степени, чем в любых других произведениях какого-либо времени и нации. Мне достаточно напомнить лишь о величии их образа мыслей, об их пластической, свободной от всякой моральной двусмысленности добродетели и любви к отечеству, о величии их деяний и характеров, о многообразии их судеб, обычаев и расположении духа, чтобы оправдать утверждение, что ни в каком материале образования не было объединено так много превосходного, удивительного, оригинального, многостороннего и поучительного» [2, с. 404].
В эпоху Средневековья на смену космоцентризму приходит теоцентризм.
Основой средневековой системы образования был комплекс семи свободных искусств, состоящий из тривиума и квадривиума. Первый включал в себя грамматику, риторику и диалектику, второй – геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Отношение к предшествующей античной традиции было двойственно. С одной стороны, в это время стремились приспособить к нуждам христианства лучших достижений греко-римского мира, но, с другой стороны, наблюдалась боязнь языческого наследия, что приводило к его активному неприятию. Религиозная модель описания устройства мира в этот период выводит на первый план теологию, схоластику и догматизм, что затормаживает развитие науки. От идеи гармонии отказываются, возникает диспропорция духовного и телесного с явным приоритетом первого.
400
Пришедшая на смену Средневековью эпоха Нового времени знаменовалась формированием антропоцентрического горизонта сознания.
Данный феномен, а также процесс секуляризации, породили скачок в развитии науки. Освободившись от пут схоластики, начинает активно познавать мир, которым должен был овладеть человек и поставить себе на службу силы природы. Это привело к большим успехам в развитии техники и технологий, которые стали неотъемлемой частью жизни, что дало повод говорить о постепенном формировании техноцентризма – представлении, основанном на убеждённость во всесилии техники.
В современном мире техника и информационные технологии активно внедряются во все сферы жизни общества, в том числе и в образование, в котором расширяются возможности использования технологий дистанционного обучения. Это обусловливает актуальность темы данной работы.
Основными дистанционными технологиями в образовании являются обучение через кейсы, сетевое обучение и видеоконференции. Первый вариант предполагает пересылку необходимых обучающемуся методических рекомендаций, мультимедийных или текстовых материалов, с которыми он самостоятельно работает. Задача преподавателя сводится к оказанию консультативной помощи и контролю результатов обучения.
При использовании видеоконференций обучающийся работает с видеолекциями, которые дополняются консультациями с педагогом.
Специфика сетевого обучения характеризуется тем, что обучающийся самостоятельно знакомится с учебными материалами, размещёнными на специальных интернет-ресурсах. Контакт с руководителем осуществляется через электронную почту, чат или вебинары.
Два последних варианта могут быть как синхронными (то есть предполагать одновременное участие преподавателя и студентов), так и асинхронными (учащийся сам определяет план и время занятий). Эффективность такого образования зависит и от степени готовности самих преподавателей, которые должны обладать «универсальной подготовкой: владеющие современными педагогическими и информационными технологиями, психологически готовые к работе со студентами в новой учебно-познавательной сетевой среде» [4, с. 37].
Возможна также комбинация данных технологий в единую систему с помощью специального программного обеспечения.
Проанализировав имеющийся отечественный и зарубежный опыт применения дистанционного обучения, А.А. Андреев отметил несколько характерных для него особенностей: гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, охват и другие [1, с. 13].
Существенным вопросом организации дистанционного обучения является то, насколько удачно можно с его помощью реализовать основные принципы обучения (или дидактические принципы).
Одним из важнейших является принцип научности и объективности знаний. Данное положение фиксируется в образовательных стандартах и
401 программах, оно предполагает, что содержание образования должно базироваться фактах, теориях и положениях, отражающих современный этап развития научного знания. В условиях дистанционного обучения этот принцип вполне реализуем.
То же самое можно сказать и о принципе систематичности и последовательности. Изучение материала должно происходить в соответствии со строгой логической последовательностью, а информация разделяется на законченные разделы и модули. При использовании программного обеспечения можно ограничить возможность перехода к следующей учебной теме, если предыдущая не усвоена должным образом.
Следующим можно назвать принцип наглядности, который особенно хорошо может быть реализован при использовании сетевых технологий обучения, так как они позволяют включать в программу разнообразный иллюстративный материал (изображения, таблицы, схемы, рисунки, аудио- и видеофрагменты).
Ещё одним важным принципом является обеспечение активности самих обучающихся, так как образовательная деятельность предполагает двуединый характер, выраженный в наличии двух сторон: преподавателей и учащихся. В условиях дистанционного обучения этот принцип лучше реализуется со студентами, имеющими высокую мотивацию к учению. При отсутствии относительно постоянного непосредственного контакта между сторонами учебного процесса будет сложнее поддерживать высокую степень активности у всех обучающихся, поэтому они должны обладать также и высокой способностью к самоорганизации собственной деятельности, самодисциплине и самоконтролю. Без этого развитие научного мышления и профессионального подхода к получению знаний, а также умений их самостоятельно использовать для решения задач в сфере своих профессиональных компетенций будет затруднено. Говоря об этом, Ю.Е. Ковалгина отмечает, что «в дистанционном обучении самоорганизующим моментом учебно-познавательной деятельности обучающегося выступают осознанность её цели и мотивированность на её достижение, которые при формировании их как личностных образований в существенной степени зависят от общего уровня развития, самостоятельности, познавательной активности, критичности и самокритичности, воли и готовности к преодолению трудностей» [3, с. 344].
Следующий принцип также непросто воплотить при дистанционном обучении. Он предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся.
Прямой контакт способствует формированию полного представления о том, что собой учащийся представляет как личность, и учету этого в учебном процессе.
При использовании технологий дистанционного обучения эта возможность ограниченна.
Оценивая дистанционное обучение можно говорить о его следующих достоинствах: возможность обучаться удалённо, причём образование могут получить люди с ограниченными возможностями, а также иностранцы; высокая
402 степень интерактивности; возможность использовать индивидуальный темп обучения; массовость обучения.
Среди недостатков необходимо отметить: отсутствие прямого личного взаимодействия с преподавателем; не все студенты обладают высокой сознательностью, способностью к самоконтролю и самодисциплине; реализация дистанционного обучения предполагает наличие соответствующего технического и программного обеспечения; возможность мошенничества в связи с аутентификацией обучающегося при проверке знаний.
Список литературы
1. Андреев, А.А. Дидактические основы дистанционного обучения /
А.А. Андреев. – М.: РАО, 1999. – 120 с.
2. Гегель, Г.В.Ф. Речи директора гимназии. 29 сентября 1809 г. /
Г.В.Ф. Гегель // Гегель, Г.В.Ф. Работы разных лет. В двух томах. – М.: Мысль,
1972. – Т. 2. – С. 395-416.
3. Ковалгина, Ю.Е. Психолого-педагогическая модель формирования профессионального самосознания дистанционно обучающихся при изучении предметов профессионального блока / Ю.Е. Ковалгина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2011. –
№ 132. – С. 341-347.
4. Сломчинский, А.Г. Дистанционное высшее образование: симбиоз теории и практики / А.Г. Сломчинский, Е.А. Таушканова // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XII международной научно- методической конференции (НОТВ-2015). – Екатеринбург: УрФУ, 2015. –
C. 30-40.
1 ... 44 45 46 47 48 49 50 51 ... 79
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
СТУДЕНТОВ ПО СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИМ
ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Никишина В.Б
1
., Кузнецова А.А.
2
1
ФГБОУ ВОРоссийский национальный исследовательский медицинский
университет им. Н.И. Пирогова
Минздрава России, г. Москва
Кафедра организации непрерывного образования
факультета дополнительного профессионального образования
2
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психологии здоровья и нейропсихологии
Несмотря на то, что система оценок знаний применяется длительное время, существует множество противоречий и нерешенных вопросов.
Существующий массив научной литературы наиболее освещает вопрос оценивания качества знаний учащихся общего уровня образования, менее изучен вопрос оценивания в высшей школе.
Итак, оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях преподавателя степени усвоения обучающимся
403 знаний, умений, владений компетенциями, установленными программой.
Оценке подлежат устные ответы, письменные, контрольные, практические.
Интеграция компьютерных технологий в учебный процесс способствует реализации идеи развивающего непрерывного обучения. Оценка качества обучения и его повышение – одно из приоритетных направлений в образовании.
Существует множество подходов по различным основаниям к оценке качества обучения.
Однако ни один из них в настоящее время не дают ответа по поводу механизма принятия решения об оценке. Социальные феномены дают пояснения возможности субъективности в оценивании. Для объективизации процесса оценивания введены методы тестирования, где снижается возможность действия на процесс оценивания субъективных факторов, например, эффекта «ореола» и многих других.
Образование находится в процессе постоянного технологического совершенствования. Однако это не дает ответ как объективизировать процесс оценивания письменных работ, которые нельзя исключить из образовательного взаимодействия. В связи с этим особенно актуально провести исследование процесса принятия решения об оценке преподавателями высшей школы письменных работ.
При всём многообразии существующих аппаратных технологий, вопросы экспертизы и контроля качества обучения в системе высшего образования остаётся в зоне низкой исследовательской активности.
Механизм взаимосвязи между когнитивными процессами и движением глаз актуально и неуклонно развивается как в отечественных [1], так и зарубежных [2] исследованиях.
Считаем возможным использовать зрительные предъявления письменных работ студентов с вопросом о постановке академической оценки в качестве когнитивной задачи.
Цель работы: исследование структурно-динамических характеристик движения глаз преподавателей высшей школы при решении когнитивной задачи по оцениванию письменной работы студентов.
В пилотажном эксперименте приняли участие 12 испытуемых. Из них 6 преподавателей, длительность педагогической деятельности более 15 лет, в возрасте 38-45 лет, 6 преподавателей с длительностью педагогической деятельности до 3 лет в возрасте 30-45 лет, для которых предъявлялись письменные работы и снимки работ студентов. Движения глаз регистрировали монокулярно с помощью айтрекера Gazepoint GP3 Eye Tracker с частотой 60 Гц.
В качестве результирующих данных использовалось количество фиксаций и время отдельной фиксации, а также карта фиксаций и карта прозрачности
(opacity map).
На первом этапе каждому испытуемому индивидуально предлагался список студентов, чьи работы будут оцениваться. Каждому испытуемому индивидуально на ЖК экране предъявлялись отсканированные изображения письменных работ студентов. Перед просмотром снимков испытуемые получали следующую инструкцию: «Вам последовательно будут предъявлены три отсканированных изображения письменных работ студентов с низкой