Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1062
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
404 успеваемостью, а после три отсканированных изображения письменных работ студентов с высокой успеваемостью. На изучение одного изображения у вас будет ограниченное время. Ваша задача – изучить представленный материал и оценить его полноту, качество, достоверность научных знаний, соответствие ответа поставленному вопросу».
На втором этапе испытуемые отвечали на ряд вопросов по оцениваемым работам: «Работу какого студента вы оцениваете выше? Почему?», «По каким критериям вы оценивали качество письменной работы?»
На третьем этапе проводился анализ показателей глазодвигательных реакций.
Средние количества фиксаций взора при просмотре работ студентов с низкой и высокой академической успеваемостью 89,7; 71,2 соответственно.
Средние показатели объёма просмотренного текста при просмотре работ студентов с низкой и высокой академической успеваемостью 79,4%; 57,6% соответственно. Выделены два основных типа стратегий просмотра: «стратегия ключевых слов» и «тотальная».
«Тотальная стратегия» характеризуется постепенным последовательным изучением всего снимка с фиксациями на интересующих зонах. В область зрительного внимания попадает максимальное количество текста работы студента. Характерна для 50% испытуемых, причем не выявлена зависимость от длительности педагогической деятельности.
«Стратегия ключевых слов» характеризуется фиксациями на тех точках текста, которые преподаватель определяет для себя как ключевые по заданному вопросу при оценивании работы. При данной стратегии игнорируется большая часть работа, которая является лишь дополнением к ключевым точкам. Данная стратегия характерна для 27% испытуемых. У остальных преподавателей не выявлен преобладающий стиль при оценивании работ. Данные носят предположительный характер в связи с пилотажным характером исследования.
Таким образом, отмечается общая тенденция взаимосвязи между количеством фиксаций и временем фиксаций взора в независимости от длительности педагогической деятельности, так и от отнесенности студента в группу высокой и низкой успеваемостью. У преподавателей с длительностью более 10 лет выявлена стратегия быстрого сканирования пространства в целях выделения ключевых слов, соответствующих сути вопроса. У преподавателей с длительностью деятельности до 3 лет – выделение признаков, определение их семантических свойств в контексте заданного вопроса и общей изучаемой темы, выполняемой задачи.
По завершению просмотра снимков испытуемые высказывали свои предположения об академической оценке. Расхождения в выставлении академической оценки не носили значимый характер.
Так как исследование носит ориентировочный характер, статистически значимых различий не выявлено.
Список литературы
1.
Жердев И.Ю., Барабанщиков В.А. Аппаратно-программный комплекс для исследований зрительного восприятия сложных изображений во
405 времясаккадических движений глаз человека // Экспериментальная психология.
– 2014. – Т. 7. – №. 1. – С. 123-137.
2.
Hasse C., Bruder C. Eye-tracking measurements and their link to a normative model of monitoring behaviour //Ergonomics. – 2015. – Т. 58. – №. 3. – С.
355-367.
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТУДЕНТА НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГРАММАТИКИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Николаева Н.А.
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»,
г. Екатеринбург
Кафедра иностранных языков
В связи с увеличением объемов информации, темпов ее обновления и актуальной необходимостью постоянного самообразования, повышения квалификации и/ или переобучения современного специалиста, "целью и ценностью образования является автономная, самостоятельная личность, способная и готовая к овладению системой учебно-познавательной деятельности, личности гибкой и адаптивной, готовой к постоянной модификации представлений и схем действий в условиях вариативного и динамично развивающегося информационного пространства" [1]. Одним из важнейших элементов обучения сегодня является развитие навыков и умений самостоятельной учебной деятельности.
Самостоятельная учебная деятельность – это вид познавательной деятельности, регулируемой и управляемой учащимся как субъектом данной деятельности, и направленной на освоение предметных знаний и умений и культурно-исторического опыта [1]. Основой продуктивной самостоятельной учебной деятельности является учебная компетентность, а именно, способность управлять своей учебной деятельностью, принимать позицию "я учитель", и информационная компетентность, то есть способность находить, хранить и использовать информацию.
Многолетний опыт работы со студентами первого года обучения экономического вуза нелингвистических направлений показывает, что учащиеся не готовы к самостоятельной учебной деятельности по иностранному языку.
Рассмотрим этот аспект на примере организации самостоятельной работы с языковыми средствами, а именно грамматическим материалом.
При выполнении типового задания на самостоятельное повторение обозначенной грамматической темы к аудиторному занятию, мы наблюдаем следующие проблемы, связанные с несформированностью информационной компетенции:
− неумение критически выбрать справочные материалы для самостоятельной работы;
406
− излишнее доверие сети интернет, использование ненадежных источников, незнание специализированных баз и сайтов;
− невладение терминологией, отсутствие целостной картины грамматической системы и взаимосвязей внутри нее;
− неумение эффективно конспектировать материал.
В ходе самостоятельной отработки грамматического материала в тренировочных упражнениях проявляются следующие проблемы, относящиеся к навыкам саморегуляции и также свидетельствующие о несформированности информационной компетенции:
− отсутствие практики использования конспектов для практического применения;
− низкий уровень качества самоконтроля и самопроверки;
− невнимательность, поверхностность;
− представления о возможностях использования современных информационных технологий для самостоятельного изучения и практики иностранного языка поверхностны или отсутствуют.
В целом при самостоятельной работе над грамматическим материалом наблюдаются также проблемы, связанные с целеполаганием:
− ожидание внешнего мотивирования, отсутствие инициативы;
− неумение определять свои "пробелы", формулировать конкретные задачи по их восполнению/ устранению;
− отсутствие системы планирования учебного и свободного времени, невладение приемами тайм-менеджмента и рационального распределения нагрузки.
Для комплексной коррекции вышеназванных проблем и развития навыков и умений самостоятельной учебной деятельности мы используем проект SSS
(Self Study Success). Целью проекта является групповое создание ресурсной базы для самостоятельной работы над языковыми средствами (грамматика английского языка). Пошаговое осуществление проекта позволяет обратить внимание на отдельные значимые составляющие самостоятельной учебной деятельности и на практически использовать необходимые навыки.
Шаг первый (подготовительный, мотивационный) − знакомство с сутью проекта и принятие решения участвовать в нем. Для начала работы необходимо понимание целей и задач проекта и осознанное принятие решения по поводу личного участия.
Поскольку мы работаем со студентами экономических специальностей, все задания взаимосвязаны с тем или иным аспектом будущей профессиональной деятельности. Таким образом, первым заданием может быть «оценить, будет ли результат этого проекта пользоваться спросом у потенциальных клиентов».
Необходимо подготовить и провести социологическое мини-исследование среди студентов первого курса вуза, в ходе которого предстоит выявить степень значимости самостоятельной работы над грамматическим материалом для респондентов, проанализировать озвученный опыт самостоятельной работы опрошенных и выявить типичные сложности, с которыми сталкиваются участники опроса. При подготовке вопросов для этого опроса происходит
407 естественное обсуждение этих же тем на уровне группы, а впоследствии подтверждение и уточнение сделанных выводов в ходе анализа данных опроса.
Учащиеся либо получают подтверждение того, что самостоятельная работа является такой же актуальной темой для их сверстников, как для них самих, либо впервые задумываются над этим вопросом, что также дает положительный развивающий и мотивационный эффект. Решаемые задачи: отсутствие инициативы и ожидание внешнего мотивирования заменяется нахождением личных смыслов участия в проекте. Анализ данных опроса также помогает определить суть, цели и задачи проекта на основе сформулированного запроса «потенциальных клиентов». Уже на этом этапе зачастую название проекта меняется. Например, название SSS (Self Study Success) получало другие трактовки: Successful Study Secret, Students Safe Students, что свидетельствует, на наш взгляд, о появлении большей заинтересованности и вовлеченности в проект, появлении личностных мотивов участия.
Шаг второй (основной, развивающий информационную компетентность) – подбор материалов для содержательного наполнения проекта из внешних источников. На этом этапе для решения задач проекта участникам предстоит подбирать, критически оценивать и презентовать как справочные материалы на бумажных носителях, так и он-лайн ресурсы, предоставляющие теоретический материал и возможности практического применения с целью тренировки изученного.
Шаг третий (основной, развивающий учебную компетентность) – создание собственных материалов для содержательного наполнения проекта. Решение задач проекта на данном этапе требует от участников формирования и применения навыков конспектирования и терминологически корректного представления собственных творческих разработок, а также развития и применения навыков самоконтроля и самооценки при подготовке тренировочных упражнений.
Шаг четвертый (оценочный, рефлексивный, коррекционный) − проект получает внешнюю оценку от студентов других групп по отдельным составляющим, в случае необходимости вносятся коррективы.
Надо сказать, что данный проект не имеет временного ограничения.
Окончание проекта для себя определяет каждая группа самостоятельно.
Результатами данного проекта могут пользоваться как его участники, так и учащиеся других групп. Закончив обучение, группа оставляет свои результаты в общем доступе для дальнейшего использования и совершенствования последующими за ними группами. Каждая новая группа вправе оценить и поблагодарить создателей, а также отредактировать уже имеющийся результат, дополнив его собственным вкладом. Меняются форматы представления, формы и места хранения результатов, но сам проект может продолжаться через преемственность до тех пор, пока остается актуален.
В заключение отметим, что прежде чем продуктивная самостоятельная учебная деятельность станет работающим принципом обучения иностранному языку, преподавателю необходимо рассматривать ее как образовательную цель,
408 планировать, организовывать и проводить комплекс мероприятий по коррекции, формированию и развитию соответствующих навыков у учащихся.
Список литературы
1.
Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык / Н.Ф. Коряковцева. –
М.: АРКТИ, 2002. – 176 с.
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА КЛИНИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ В РЕАЛИЗАЦИИ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОГО
ПОДХОДА К ЛЕЧЕНИЮ БОЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИМИ
И ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Николаевская А.О.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психиатриии и психосоматики
Профессиональная деятельность клинического психолога в современной
России требует от него, как от специалиста, решать комплексные задачи психологической диагностики, психологической помощи гражданам в учреждениях здравоохранения, социальную помощь населению [1]. Решению поставленных задач в полной мере способствует биопсихосоциальный подход, реализуемый в лечении больных, страдающих психическими и поведенческими расстройствами [4].
В последние годы наблюдается тенденции развития психиатрической службы в сторону реализации реабилитационных программ на социальной основе, которые могут осуществляться внебольничной психиатрической сетью и способствовать более полной адаптации и интеграции психически больных в социальную реальность.
Ввиду высокой распространенности в населении психических расстройств существует необходимость улучшения психиатрической помощи, смещения ее акцентов с элементарного купирования психических расстройств на налаживание социального благополучия душевнобольных [5].
Сущность биопсихосоциального подхода, реализуемого на кафедре психиатрии и психосоматики ФГБОУ ВО КГМУ, заключается в применении комплекса психосоциальных воздействий, направленных на восстановление потенциала самого пациента, обучение психиатрических пациентов и их родственников в области психических заболеваний.
Цель его применения заключается в выработке у больных и их родственников комплайенса, обучение распознаванию признаков начинающегося обострения, совладанию с остаточной психопатологической симптоматикой, улучшение адаптации пациента и его семьи, создании особого терапевтического сообщества, социальной поддержке пациентов. Кроме того, значительная доля данной программы направлена на укрепление знаний о