Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1060
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
409 правовой поддержке душевнобольных людей, существующих в нашей стране, а также их социальной защиты.
Представляет интерес тот факт, что применяются интерактивные методы обучения, когда пациенты выступают активными участниками процесса, обмениваются мнениями, обсуждают опыт болезни, получают положительное подкрепление.
Студенты факультета клинической психологии на кафедре психиатрии и психосоматики Курского государственного медицинского университета в рамках изучения дисциплины
«Психологическое сопровождение в психиатрической клинике» под руководством ассистентов врачей-психиатров участвуют в реализации биопсихосоциального подхода в клинике первичного психотического эпизода. Помощь больным оказывается полипрофессиональной бригадой, в состав которой входят врач-психиатр, психотерапевт, клинические психологи, специалисты по социальной работе [2, 3].
Занятия с больными проходят в течение 40 минут – 1 часа в группах по 5-
8 человек под руководством 2 ведущих (врач и клинический психолог, клинический психолог и специалист по социальной работе) в течение 5-6 дней.
Тематика проводимых занятий определяется конкретными интересами больных в соответствии с их пожеланиями. Как правило, обсуждаются причины возникновения, признаки заболевания, отношение к ним пациентов, объясняется необходимость своевременного обращения к врачу.
Проведение практических занятий со студентами в подобном интерактивном формате способствует готовности к восприятию личности другого человека, установлению с ним доверительного контакта и диалога, поддержке пациентов [6]. Студенты являются активными участниками процесса проведения психообразовательной программы, разрабатывают её дизайн, ведут поиск необходимой информации, учатся вести беседу с участниками, обмениваются впечатлениями, приобретают ценные навыки, необходимые им в будущей профессиональной деятельности. Преподаватель в данном случае курирует и корректирует деятельность студентов, отвечает на возникающие вопросы. По мнению студентов, подобная форма обучения способствует более полному погружению в специальную информацию по обсуждаемой проблеме, дисциплинирует к подготовке занятия, заставляет быть активным, собранным, учит создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные технологии.
1 ... 45 46 47 48 49 50 51 52 ... 79
Список литературы
1.
Александровский Ю.А., Ромасенко Л.В. Психиатрическая помощь в общемедицинской практике / Ю.А. Александровский, Л.В. Ромасенко //
Психиатрия: национальное руководство под ред. Т.Б. Дмитриевой,
В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. – М.: ГЭОТАР-
Медиа, 2014. – 1000 с.: ил.
2.
Бобров, А.Е. Взаимодействие психотерапевта и участковых терапевтов поликлиники: сравнение результатов работы по консультативной
410 модели и модели сопровождения / А.Е. Бобров, М.В. Кузнецова // Социальная и клиническая психиатрия. – 2013 – Т. 23. – Вып. 3. – С. 72-78.
3.
Казаковцев Б. А. Современные формы психиатрической помощи /
Б.А. Казаковцев / Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2003.
– Т. 103. – № 9. – С. 66-68.
4.
Погосов, А.В. Обучение мультидисциплинарному подходу оказания медицинской помощи как инновационная образовательная технология /
А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская, И.А. Пастух // От качества преподавания к качеству образования: современные тенденции и новации в подготовке преподавателей высшей школы / Материалы Российской научно-методической конференции с международным участием (Курск, 14-16 мая 2012 года) Под ред.
В.А. Лазаренко, О.И. Охотникова, Н.Б. Дремовой, Н.С. Степашова. – Курск: Изд- во КГМУ, 2012. – С. 146-147.
5.
Севостьянов, В.Г. Полипрофессиональный подход в работе клиники первого психотического эпизода / В.Г. Севостьянов, А.В. Погосов // XV съезд психиатров России. – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2010. – С. 85.
6.
Степанова Е.В. Концепция внедрения социальной работы в психиатрию: на примере Нижегородской области: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Е.В. Степанова. – СПб., 2005. – 24 с.
ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
И ТРАВМАТИЗМА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Новикова Л.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической технологии
Во время своей профессиональной деятельности фармацевтические работники могут подвергаться воздействию вредных и опасных факторов физической, химической, биологической и психофизиологической природы
[1, 2, 5].
Целью данной работы является изучение факторов окружающей среды, способных вызвать профессиональные заболевания, пути и методы их предотвращения.
Для производственной среды фармацевтических организаций характерны следующие вредные и опасные физические факторы: энерговооруженность, механические, микроклиматические, термические, вибрационные, твердые аэрозоли (пыль), освещение, проблемы химической безопасности [3, 5].
Производственная среда фармацевтических организаций насыщена вредными и опасными во всех отношениях факторами, в основном это принадлежит лекарственным препаратам с агрессивными свойствами.
Специалист фармацевтического профиля должен в начале своего обучения иметь представление о своей профессиональной деятельности и правильно
411 ориентироваться во всех предстоящих ситуациях при выполнении должностных обязанностей.
Профессиональные патологии могут возникать в тех случаях, когда производственное предприятие не соответствует требованиям стандартов или имеет отклонения от них. Этому, как правило, способствует: длительный контакт с лекарственными средствами и вредными веществами; повышенная чувствительность организма к воздействию физических, химических, биологических и других факторов.
У фармацевтических работников могут возникать кожные заболевания, как правило, аллергического характера. Они отличаются большой вариабельностью и полиморфностью: дерматиты, экземы, крапивницы и другие.
Наряду с ними наблюдаются аллергические риниты, конъюнктивиты; бронхиты и бронхиальная астма, хронические колиты, миокардиты и др.; ЛОР-болезни, заболевания органов дыхания и зрения.
Знание вредных и опасных факторов производственной среды фармацевтических организаций, а также причин и факторов риска развития профессиональных патологий у фармацевтических работников позволяют проводить предупредительные мероприятия, способствующие существенно снизить уровень их заболеваемости в связи с профессиональной деятельностью
[1, 4, 5].
Главная причина аллергических реакций на лекарственные средства − наследственная предрасположенность. Поэтому лицам, у которых близкие родственники болеют бронхиальной астмой, имеют атопический дерматит, крапивницы и другие аллергические заболевания, нежелательно длительно контактировать с лекарственными препаратами. Если подобные аллергические заболевания есть у кандидатов в медицинские или фармацевтические специальности, то эта работа не для них. Любые лекарственные препараты могут быть аллергенами: сульфаниламиды, витамины, ферменты, вакцины и анатоксины и даже не антиаллергические препараты – антигистаминные и др.
Профилактика реакций на лекарственные препараты заключается в профориентации
– исключение набора в число студентов лиц, предрасположенных к аллергии на специальности, связанные с контактом лекарственными препаратами и химическими веществами. Таким лицам показано наблюдение у аллерголога [4,3].
Одним из факторов риска фармацевтических работников является гипертония. Развитию гипертонии и многих других заболеваний способствует малоподвижный образ жизни – гиподинамия. Многочасовое рабочее сидение за компьютером, неблизкий путь домой на общественном транспорте, поздний ужин – так проходит рабочий день у большинства специалистов любой профессии современного города. И как следствие, все заканчивается сначала общими признаками переутомления, а затем и развитием более серьезных заболеваний. Гиподинамия – это недостаточность двигательной активности, покой и отсутствие физических нагрузок.
412
Многие не считают гиподинамию болезнью, но большинство специалистов видят в сидячем образе жизни серьезного врага.
Позже это может привести к развитиювегетососудистой дистонии,снижению силы и выносливости мышц, эндокринных нарушений, ожирения, нарушениям опорно-двигательного аппарата: остеохондрозу, остеопорозу, остеоартрозу.
Больше всех страдает сердечно-сосудистая система: развивается артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, снижается сила сокращений сердца, ослабляются венозные и артериальные сосуды, что приводит к ухудшению кровообращения в различных органах и тканях. Движение поддерживает здоровье сердечно-сосудистой системы. При движении улучшается энергетический обмен, повышается насыщение тканей кислородом. Тренировки способствуют нормализации уровня холестерина и стимулируют обменные процессы – так что это замечательная профилактическая мера при атеросклерозе
[4, 3].
Существует много форм физической культуры, используемых для нормализации функционального состояния человека и для профилактики заболеваний. Утренняя гигиеническая гимнастика − одно из средств физической культуры. Она развивает силу, гибкость, координацию движений. Улучшает деятельность внутренних органов, вызывает подъем эмоций, особенно если упражнение выполняется под музыку. Подвижные спортивные игры являются хорошим средством физического развития, нормализации и совершенствования состояния, развития координации движений. Если включать в занятия упражнениями ходьбу и бег, велосипедный спорт, катание на коньках, плавание,
то нормализуются обменные процессы, улучшается деятельность центральной нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Плавание − отличное тренирующее средство и закаливающее. Если плавание сочетать с прогулками, играми, то эффект оздоровления еще более возрастает. Особенно важно сочетание физических нагрузок с закаливанием для работников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, так как такие занятия повышают общую тренированность организма, способствуют нормализации обменных процессов, функционального состояния, а также ведут к усилению закаливания и предупреждают простудные заболевания [2, 3, 5]. Пагубно влияет на работников малоподвижность. Она замедляет процесс выздоровления. Снижает адаптационные возможности, ухудшает процесс метаболизма. Только систематические занятия физкультурой могут служить фактом профилактическим, нормализовать функциональное состояние пациента, способствовать к его выздоровлению. Реакция организма на физические нагрузки различна. Имеет значение состояние здоровья, возраст, пол, время года, но во всех случаях разумного применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм любого специалиста. Борьба с гиподинамией должна включать в себя не только физические упражнения, а комплекс мер: чередование труда и отдыха, сбалансированное питание, активный образ жизни, умение снимать стресс и др.
413
Труд и отдых − две стороны единого процесса жизнедеятельности организма. Отдых − состояние покоя или такого вида деятельности, которое снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности. Еще
И.М. Сеченов установил, что деятельность одних мышечных групп или конечностей способствует устранению утомления, возникающего при работе, в других мышечных группах. Это явление получило название активного отдыха. Активный отдых это отдых, заполненный каким-либо видом деятельности, отличным от выполняемого труда. При утомлении легкой или средней степени смена работы приводит к более быстрому и полному восстановлению работоспособности по сравнению с отдыхом в покое [4, 3].
Рациональное сбалансированное питание:потребление большого количества фруктов и овощей, уменьшение количества поваренной соли,
мучного, жирного, спиртного. Вместо кофе и чая нужно пить фруктовые и овощные соки − они помогут укрепить иммунитет; полноценный сон− человек должен спать не менее семи-восьми часов. За время сна отдыхает не только нервная система, но и идут восстановительные процессы во всех органах и тканях. Не нужно забывать, что правильное питание, здоровый сон, отказ от вредных привычек – залог здоровья. Есть несколько простых истин, правил, которые помогут сохранить свое здоровье на должном уровне: отдыхать – бодрствовать днем, а спать ночью, ограничить себя в употреблении алкоголя, бросить курить, следить за своим весом, следить за пищевым рационом, не переедать и питаться правильно [3, 5].
В современном мире большое значение имеет процесс компьютеризации, не обошел он и фармацевтические организации, но мало кто из работодателей знает и следует правилам работы на оргтехнике. В числе профессиональных заболеваний работающих за компьютером – тендовагинит, травматический эпикондилит, тендосиновит, синдром канала запястья. Испытываемые день за днем, эти недомогания приводят к мигреням, частичной потере зрения, сколиозу, кожным воспалениям и другим нежелательным явлениям.
Следует отметить, что перерывы дляотдыха должны предоставляться в зависимости от степени утомления, своевременность их важнее длительности.
Во время перерывов необходимо выполнять специализированные комплексы гимнастических упражнений для глаз, для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, с туловища и ног.
Помимо перечисленных негативных факторов, для фармацевтических работников большое значение имеют шумы и вибрации. Наиболее эффективным способом борьбы с шумом является устранение его в самом источнике образования, т.е. в конструкциях машин, агрегатов и оборудования. Достигается при изменении технологических процессов и замене шумопроизводящего оборудования бесшумным. Снижение шума достигается также различными средствами звукопоглощения (глушители, кожухи, капоты и т.д.). Эти средства облицовываются звукопоглощающими материалами [1, 2, 5].