Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1056
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
419
Соавторы в результате патентно-информационного поиска знакомятся с понятием «изобретение», «патент», а также с условиями патентоспособности, разрабатывают принципы, как достичь этих условий.
Этими условиями являются:
– новизна решения (решение неизвестно из существующего уровня техники);
– изобретательский уровень решения (предлагаемое решение для специалиста явно не следует из уровня техники);
– является промышленно приемлемым (производимо с положительным эффектом).
Патентоспособность удостоверяется охранным документом патента, удостоверяющим исключительное право, авторство, приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.
Патент выдается государственным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности Российской Федерации – Роспатентом.
Под изобретением понимается техническое решение в любой области, относящейся к «продукту» (устройству, веществу), способу или применению известного по новому назначению, обладающее научной новизной.
Соответствие изобретения, полезной модели условиям патентоспособности определяется государственной экспертизой после чего заявителю может быть выдан патент.
Структура патента на изобретение.
Библиографические данные содержат сведения, необходимые для регистрации, хранения и отыскания патента (номер патента, название страны, выдавшей патент, дата подачи заявления, дата выдачи патента, классификационные индексы, число пунктов патентной формулы, имя и адрес владельца).
Название патента кратко излагается и характеризует назначение.
Описание изобретения содержит следующие разделы:
– область техники, к которой относится изобретение;
– уровень техники;
– раскрытие изобретения;
– краткое описание чертежей, схем;
– осуществление изобретения (создание 3D модели устройства).
Формула изобретения – описание сущности изобретения. Должна быть лаконичной, полной и определенной, включающей все существенные признаки изобретения.
Формула изобретения состоит из ограничительной и отличительной части.
Ограничительная часть формулы содержит название изобретения и его важные признаки уже известные из уровня техники.
Отличительная часть содержит признаки, составляющие сущность изобретения и являющиеся новыми.
Чертежи, схемы, рисунки с обозначениями в описании поясняют идею изобретения.
420
Реферат – является кратким описанием изобретения, включает описание изобретения (формулу) и область применения.
Порядок оформления заявок на изобретение.
Заявка составляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и
Административным регламентом по организации приема заявок на изобретения и их рассмотрения, экспертизы и выдачи патентов на изобретения.
Динамика показателей научно-исследовательской работы за 2013-2017 гг.
Годы
Изобре- тения
Авторы
Полез- ные модели
Авторы
Сотруд- ники
Студен- ты
Сотруд- ники
Студен- ты
2013 1
1 2
2014 1
3 2
3 3
10 2015 4
8 7
13 33 37 2016 4
10 11 2017 3
21 5
7 11
Итого: 9 33 11 25 53 69
Заключение. Применение цифровых технологий на кафедре общей хирургии привело к повышению эффективности учебного процесса и открыло новые возможности в научно-исследовательской работе студентов.
Список литературы
1.
Белоносов, С.С. Некоторые аспекты создания медицинских информационных систем оценки общественного здоровья / С.С. Белоносов, И.И.
Потапова, Т.В. Зарубина // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2011. – Т. 9, № 12. – С. 40-44.
2.
Зарубина, Т.В. Актуальные вопросы внедрения информационных технологий в здравоохранении / Т.В. Зарубина // Вестник Росздравнадзора. –
2018. – № 3. – С. 20-25.
3.
Стародубов, В.И. Нормативно-справочная информация при построении электронного здравоохранения в России: взгляд на проблему /
В.И. Стародубов, Т.В. Зарубина, К.В. Сидоров, С.Л. Швырев, С.Е. Раузина, Ю.И.
Королева // Врач и информационные технологии. – 2017. – № 2. –
С. 19-28.
4.
Кобринский, Б.А. Медицинская информатика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по медицинским специальностям и направлениям подготовки / Б.А. Кобринский, Т.В. Зарубина. –
М.: Изд-во Медицина (Сер. Высшее профессиональное образование). – 2012. 192 с. (3-е изд., стер.)
421 5.
Зарубина, Т.В. Направления информатизации здравоохранения
России на современном этапе / Т.В. Зарубина // Информационно-измерительные и управляющие системы. – 2013. – Т. 11, № 10. – С. 4-8.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ПРЕПОДАВАНИИ ХИМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СПЕЦИАЛИСТА-ПРОВИЗОРА
Огнещикова Н.Д., Нестерова А.В., Кузьмин Б.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической, токсикологической и аналитической химии
Реальные социально-экономические условия в России требуют кардинального роста производительных сил на основе создания системы непрерывного образования, важной составной частью которой является профессиональная подготовка молодежи в высших учебных заведениях, в том числе и медицинского профиля. В условиях существующего рынка рабочей силы целью непрерывного профессионального образования становится формирование у будущего провизора профессиональной мобильности, конкурентоспособности, умений оперативно реагировать в профессиональной сфере на запросы динамично изменяющейся практики. Это в свою очередь определяет необходимость реформирования профессионального образования, что обусловлено такими социально-экономическими, психолого-педагогическими и профессиональными требованиями как:
– подготовка профессионально-мобильного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда;
– ликвидация ограничений для самопроявления потенциальных профессиональных возможностей личности в социальной и экономической сферах;
– потребность общества в значительном повышении уровня общей и профессиональной культуры, формирование новых ценностных ориентиров в соответствии с индивидуальными способностями личности на основе совершенствования психолого-педагогической деятельности в процессе профессионального образования;
– формирование ранней мотивации к профессиональной деятельности за счет определения четких жизненных целей;
– способность к самообразованию, переучиванию в течение всего периода профессиональной деятельности.
Выполнение указанных требований повлекло за собой необходимость перехода к деятельностно-целевому обучению, ориентированному на развитие творческих способностей будущего специалиста, укреплению теоретической подготовки студентов по специальным дисциплинам, формированию системы
422 знаний, умений и навыков, обеспечивающих деятельность выпускников на уровне специалиста – исследователя. Формирование такой системы возможно только при условии соблюдения принципа преемственности при изучении общетеоретических и специальных дисциплин, что является одним из важнейших условий для реализации систематичности и последовательности обучения [1].
Понятию «преемственности» в разных источниках даны различные объяснения. Преемственность является важным качеством определенного поэтапного воспроизведения учебно-воспитательного процесса, а это означает, что она на определенном этапе обеспечивает укрепление, углубление и расширение знаний, навыков и умений, составляющих содержание учебной деятельности предыдущего этапа. В педагогических словарях понятие
«преемственность» формулируется как системное внедрение в определенной последовательности содержания обучения. Преемственность обучения предполагает обеспечение непрерывности знаний, а это считается необходимым условием появления новых знаний. Таким образом, преемственность можно рассматривать как требование, которое необходимо обязательно выполнить в процессе подготовки высококвалифицированного специалиста, как дидактический фактор (основное правило, определяющее организацию, содержание и методы учебного процесса), условие (состояния, помогающие эффективному образованию учебного процесса), двигательную силу
(вспомогательный фактор образования) учебного процесса [2].
Кафедра фармацевтической, токсикологической и аналитической химии является выпускающей на фармацевтическом факультете, основной задачей которой является формирование у будущих специалистов профессиональных компетенций в области контроля качества лекарственных средств. При этом необходимые базовые знания, умения и владения закладываются еще при освоении общетеоретических дисциплин химического профиля. Обучение осуществляется на двух кафедрах фармацевтического факультета: кафедре общей и биоорганической химии (дисциплины: общая и неорганическая химия, органическая химия) и кафедре фармацевтической, токсикологической и аналитической химии (дисциплины: аналитическая химия, основы анализа лекарственных средств, спектроскопические методы анализа, токсикологическая химия).
Если рассмотреть процесс реализации принципа преемственности на кафедре фармацевтической, токсикологической и аналитической химии на примере связи между дисциплинами фармацевтическая химия – аналитическая химия, спектроскопические методы анализа лекарственных средств и основы анализа лекарственных средств, то стоит отметить, что в ходе освоения этих предметов, студенты приобретают необходимые теоретические знания и мануальные навыки современных методов анализа: химических, физико- химических, таких как ИК- и УФ-спектроскопия, различных видов хроматографии, рефрактометрии, потенциометрии, флуориметрии, поляриметрии и других, которые затем применяются при анализе реальных
423 объектов (фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов) в курсе фармацевтической химии. При этом на кафедре практикуются две основные формы выполнения учебно-исследовательской работы (УИРС): индивидуальная работа и работа студентов в малых группах. При индивидуальной работе каждому студенту выдается отдельное задание, работа в малых группах предусматривает определение лидера, осуществляющего руководство и координацию деятельности всех участников группы. При этом полученные результаты обсуждаются коллективно и предоставляются преподавателю. Такой подход к теоретическому обучению и формированию необходимых навыков и умений дает возможность при переходе от одного уровня знаний к другому (при изучении фармацевтической химии) развить полученные на прежнем этапе показатели и сформировать их на новом, более высоком уровне.
Преемственность при изучении профильной дисциплины
«фармацевтическая химия» заключается также и в том, что формируемые в течение всего времени обучения знания, умения, владения дают возможность студентам выполнять не только трудовые функции провизора-аналитика, но и приобрести навыки провизора-исследователя, которые необходимы и могут быть востребованы в сфере разработки и контроля качества лекарственных препаратов.
Теоретические курсы в качестве компонента преемственности способны эффективно обеспечить ее реализацию при следующих условиях:
– при осуществлении тесного взаимодействия всех компонентов процесса обучения (целей, содержания, методов обучения, стиля педагогической деятельности), что возможно реализовать только в рамках преподавания на одной кафедре факультета;
– отборе содержания, способствующего формированию системы знаний студентов с учетом будущей профессиональной направленности;
– обеспечении последовательного изменения методов и организационных форм обучения от практикуемых на младших курсах вуза до последнего, выпускного курса. В соответствии с этим, кафедрой были поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Разработан учебно-методический комплекс по каждой из преподаваемых дисциплин, обеспечивающий преемственность при освоении студентами курсов.
2. Определены педагогические условия, при которых обучение на младших курсах выступает в качестве компонента преемственности при изучении фармацевтической химии.
Мы рассматриваем преемственность как фактор повышения эффективности образования. Она обеспечивает непрерывность, эстафетность образовательного процесса, качественную подготовку специалистов на более высоком уровне. Преемственность предполагает максимальное использование на каждой ступени обучения, достигнутого на предыдущих ступенях. На современном этапе развития педагогической теории и практики актуальной
424 выступает проблема разработки таких учебных технологий, которые способствовали бы поддержанию и укреплению преемственных связей.
Список литературы
1. Рахмонова В.К. Обеспечение преемственности в системе непрерывного профессионального образования // Молодой ученый. – 2013. – № 3. –
С. 494-495.
2.
Семенова Л. А. Преемственность профессионального образования как понятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. –
Т. 13. – С. 1436–1440. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85288.htm (дата обращения:
27.11.2018).
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ ПРОВИЗОРОВ
Олейникова Т.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра управления и экономики фармации
В условиях современного развития общества существует необходимость в своевременной диагностике профессионально важных качеств (ПВК) специалистов в той или иной области. Проблема оценки сформированности ПВК является актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. Она имеет отношение к вопросам профессиональной пригодности, профессионального отбора и профессиональной подготовки. Одним из ключевых факторов выбора специальности, направления и/или профиля деятельности является наличие
ПВК, требуемых работодателем [3]. В связи с этим, в настоящее время особенно актуальным является выявление и развитие ПВК у студентов с целью дальнейшей успешной реализации в будущей профессиональной деятельности.
На современном рынке труда специалисты квалификации – провизор востребованы как производственными, так оптовыми и розничными фармацевтическими компаниями в различных должностях: менеджер по регистрации лекарственных препаратов, специалист по обеспечению качества, менеджер по работе с аптечными сетями, медицинский представитель, специалист по логистике, маркетолог, провизор-технолог, директор аптеки и многие другие. При этом набор профессиональных компетенций для всех
425 должностей соответствует федеральному государственному образовательному стандарту по специальности 33.05.01 Фармация, а перечень профессионально обусловленных личностных качеств определяется требованиями работодателей в зависимости от предлагаемой вакансии.
Отсутствие диагностики ПВК у обучающихся, а также отсутствие учета индивидуальных особенностей их развития в процессе обучения в будущем может привести к затруднениям при трудоустройстве и становлении индивидуального стиля профессиональной деятельности [1, 2].
В связи с вышеизложенным целью настоящего исследования является экспертная оценка ПВК провизоров и их выявление у студентов фармацевтического факультета.
Методы исследования: контент-анализ, экспертные оценки, социологический опрос, сравнительный анализ, структурный анализ, метод группировки.
Согласно специально разработанной концепции исследование состояло из
4 этапов:
1.
Формирование перечня ПВК провизора.
2.
Экспертная оценка степени значимости ПВК для будущей профессиональной деятельности в зависимости от занимаемой должности.
3.
Анализ сформированности ПВК у обучающихся фармацевтического факультета.
4.
Сопоставление полученных результатов. Формулировка выводов.
На первом этапе работы по результатам контент-анализа литературы и опыта собственных исследований сформирован перечень из 27 ПВК, необходимых провизору для успешной реализации себя в профессиональной сфере. Данные ПВК были разделены на два блока: профессионально-деловые
(13) и личностные качества (14) (таблица 1).
На следующем этапе проведена экспертная оценка ПВК по уровню важности для специалистов фармацевтического профиля в зависимости от занимаемой должности. В качестве экспертов были привлечены 139 практических работников фармацевтических организаций, в том числе: 68,4% – провизоры; 15,8% – медицинские представители; 11,5% – заведующие аптеками;
4,3% – работники, занимающие другие должности. Средний стаж работы респондентов составил 8,3 года, уровень компетентности – 4,1 балла. В анкету экспертной оценки были включены 6 должностей специалистов квалификации- провизор: заведующий аптекой, провизор-технолог, провизор-аналитик, маркетолог, логист (специалист по логистике), медицинский представитель.
Экспертная оценка осуществлялась по 4-балльной шкале, где в 4 балла оценивалось наиболее важное ПВК для данной должности, в 1 балл – наименее важное. После расчета средневзвешенных оценок ПВК были сгруппированы в
3 группы:
1 группа (1,0 – 2,0 балла) – ПВК с низкой степенью значимости;
2 группа (2,0 – 3,0 балла) – ПВК со средней степенью значимости;
3 группа (3,0 – 4,0 балла) – ПВК с высокой степенью значимости.