Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1051
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
432 латинском, английском и русском языках [2]. Задачей было найти соответствие.
Приведём несколько примеров.
Латинское изречение Labor omnia vincit (труд побеждает всё) приблизительно соответствует русским пословицам – Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда, а также: Терпение и труд всё перетрут, и двум английским пословицам:Steady does it. There is no gain without pain.
Nulla aetas ad discendum sera (лат.) – It is never too late to learn (англ.) –
Учиться никогда не поздно.
Scentia potentia est (лат.) – Knowledge is power (англ.) – Знание – сила.
Similia similibus curantur(лат.) – известный принцип гомеопатии: подобное излечивается подобным – ср. Like cures like (англ.) – Клин клином вышибают.
Mens sana in corpore sano (лат.) – Wealth is nothing without health (англ.);
Good health is above wealth (англ.) – В здоровом теле здоровый дух.
Cito maturum cito putridum(лат.) – букв.: «что быстро созревает, то быстро портится" – Soon ripe, soon rotten (англ.) [3] – Поспешишь – людей насмешишь.
3. Для английского языка характерно такое явление, как полисемия
(многозначность). Одно и то же слово имеет массу значений, как в профессиональной речи, так и в общелитературном языке. Мы решили заинтересовать этим явлением студентов и устроить своеобразное соревнование: кто найдёт больше многозначных слов в заданном списке и расскажет об их значениях, приведёт интересные примеры употребления. Для внеаудиторной работы давалось другое задание: Каждый студент получал конверт, в котором было только одно слово. Задание состояло в том, чтобы изучить это слово, найти как можно больше информации о нём, его особенностях, о профессиональных и общелитературных значениях. Слова для задания, конечно же, преподаватель выбирал из заранее подготовленного списка, в который входят только многозначные слова, имеющие много родственных слов, входящие в состав сложных слов, имеющие синонимы и образующие массу словосочетаний. Это такие слова, как heart, gall, brain, cure, ill pain, treat, manage и т.д. Если слово – название органа, то, прежде всего, нужно было составить описание органа на английском языке, которое впоследствии нужно было озвучить на занятии, с тем, чтобы другие учащиеся догадались, о чём идёт речь. При этом мы не забывали и о синонимах, об устойчивых выражениях, пословицах и поговорках.
При тщательной работе над этим заданием, студенты значительно пополняли свой словарный запас.
Выводы.
1. Для улучшения качества подготовки студентов по иностранному языку следует использовать разнообразные приёмы и задания, заставляющие думать и анализировать, а не просто заучивать материал.
2. Главным фактором в повышении качества преподавания является продуманная организация учебного процесса, учитывающая профессиональные, индивидуальные и возрастные потребности, а также вызывающая желание повышать свой профессиональный и культурный уровень.
Список литературы
433 1. Кунин А.В. Большой англо-русский фразеологический словарь /
А.В. Кунин. – 5-е изд., исправл. – М., 1998. – 944 с.
2. Омелич, О.К. Иностранный язык в современном медицинском вузе.
[Текст]: сборник научных статей / О.К. Омелич // Культура как текст. – 2014. –
№ 12. – С. 150-152.
3. Топ-30 лучших мотивирующих цитат // Режим доступа: motivation- life.ru/citatu/33-motiviruyuschie-citaty.html (дата обращения: 10.03.2017).
4. Mark Le Messurier. 20 Sparkling Ideas to Inspire Self-motivation in Students.
//
Режим доступа: buymaleextra.us/mark-le-messurier (дата обращения:
19.02.2017).
5.
15
Rules of
Motivation for
Harvard
Students.
//
Режим доступа:http://www.admission-service.com/blog/harvard-students-motivation/ (дата обращения: 10.03.2017).
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ
В ОБУЧЕНИИ ОБЩЕЙ ХИРУРГИИ
Орлова А.Ю.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра общей хирургии
В настоящее время возрастает роль информационных технологий в обучении студентов, изучающих медицину. Перед преподавателем стоит задача стимулировать устойчивый и долговременный интерес к учебе у студентов, что порой далеко не просто. Как правило, они заучивают информацию, тренируя фактически одну лишь память. Но заучить – еще не значит знать. А знать – еще не значит уметь [3].
Внедрение 3-го Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС-3) на основе компетентностного подхода в медицинские университеты привело к необходимости использовать в учебном процессе активные и интерактивные методы обучения [1].
Активные методы обучения предполагают равнозначное участие преподавателя и студентов в учебном процессе. Родоначальниками методик принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский,
И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи [2].
Интерактивные методы обучения включают не только взаимодействие преподавателя со студентами, но также и друг с другом в процессе практического занятия на кафедре общей хирургии. Преподаватель выполняет роль помощника и создает условия для инициативы обучающихся, мотивирует их к учебному процессу.
Цель исследования –оценка возможности использования комплекса активных и интерактивных методов обучения на кафедре общей хирургии
Курского государственного медицинского университета.
434
Материалы и методы: объектомисследования явились студенты лечебного, педиатрического, стоматологического, медико-профилактического и международного факультетов Курского государственного медицинского университета. В качестве предмета исследования выбрана эффективность активных и интерактивных методов обучения при помощи контент-анализа с элементами обобщения. Исследовались следующие технологии обучения студентов: презентации, кейс-технологии, проблемная лекция, дидактические игры, баскет-метод, творческие задания, работа в малых группах, методики
«Займи позицию», «Мозговой штурм», «Сократический диалог», «ПОПС- формула».
Результаты. Методы и приемы активного обучения, используемые на кафедре общей хирургии, включают в себя следующие:
Презентации –метод представления информации с помощью компьютерных программ на практических занятиях по общей хирургии.
Мультимедийная презентация – это источник информации, способствующий развитию внимания и памяти обучающихся. Студенты могут самостоятельно готовить презентации по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям хирургических заболеваний, современным методам их диагностики и лечения.
При подготовке таких материалов обучающиеся используют дополнительную литературу, что играет важную роль в самостоятельном усвоении знаний. Они выполняют задания логического и проблемного характера, находят оригинальные решения.
Кейс-технологии используются в педагогике с прошлого века. Основаны на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске их решения.
Различают два подхода к созданию кейсов: американская школа предлагает поиск одного правильного решения поставленной задачи; европейская школа, наоборот, приветствует множество решений и их обоснование [5]. Применение кейс-метода в преподавании общей хирургии дополняет традиционные методы обучения (лекции и практические занятия) и направлено не только на получение новых знаний, но и на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков. Использование мультимедиа технологий при реализации медицинских кейсов помогает достичь лучшего понимания сложной проблемы пациента, например, при диагностике редкого хирургического заболевания. Кейс включает объективные данные пациента: фото и видео материалы осмотра с комментариями лечащего врача и других специалистов, результаты проведенных исследований, а также формулировки вопросов, возникающих в процессе диагностики, методы лечения больного.
Проблемная лекция читается в активной форме, то есть новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть», в отличие от информационной. Преподаватель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами студенты, хотя метод достаточно сложен и требует наличия у обучающихся необходимого
«багажа» знаний и определенного опыта.
435
Дидактические игры включают в себясозданиетематической игровой ситуации, которая используется в качестве основы метода.
Примером игрового метода может служить профессиональный случай
«Вызов дежурного врача-хирурга в палату». В нем участвуют три студента из группы по желанию, исполняющие роль пациента, родственника больного и врача-хирурга. Задание для «Пациента»: перечислить жалобы, характерные для данного заболевания, рассказать анамнез заболевания, если поступит вопрос от врача-хирурга, при обследовании врачом-хирургом продемонстрировать симптомы, характерные для данного заболевания. Задание для «Родственника»: дополнить жалобы и анамнез заболевания. Задание для «Врача-хирурга»: провести объективное обследование пациента, поставить правильно предварительный диагноз.
Баскет-метод – основан на имитации ситуации, предусматривает разделение студентов на группы, их самостоятельность и активность.
Достоинством метода является включение в работу всех обучающихся, отсутствие диктата со стороны преподавателя, который имеет возможность приглядеться к каждому студенту и составить о нем представление. Метод позволяет развивать умение мыслить, формулировать и аргументировать свою позицию, отстаивать свою точку зрения.
Методы и приемы интерактивного обучения
Творческие задания применялисьна каждом практическом занятии. На кафедре общей хирургии они определялись преподавателем в соответствии с изучаемой темой, требовался творческий подход от студента и соответствие следующим критериям: не иметь однозначного ответа или решения; являться полезным и интересным для студента; максимально служить целям обучения.
Работа в малых группах. При проведении занятия по общей хирургии студентов 3 курса всех факультетов распределяли на клинические группы по 3-
6 человек, что позволяло им участвовать в работе, тренировать практические навыки, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие вопросы. Работа в малой группе активизирует студентов, развивает их клиническое мышление.
Методика «Займи позицию»позволяла быстро выявить в группе обучающихся различные мнения, сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение начинали с постановки дискуссионного вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы, например: «Вы за или против оперативного лечения язвенной болезни желудка, осложненной кровотечением?». Студенты, подумав над вопросом, поднимали одну из табличек с подписями: 1. «За»; 2.
«Против». Заняв позицию, обучающиеся обменивались мнениями по дискуссионной проблеме и приводили доказательства в поддержку своей позиции. Любой студент мог свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
«Мозговой штурм» – это применение совокупности интерактивных технологий, имеющих общие принципы интеракции: многосторонняя коммуникация; взаимодействие и взаимообучение студентов; кооперированная
436 учебная деятельность с соответствующими изменениями в роли и функциях как студентов, так и преподавателя. Методика «мозговой штурм» представляет собой способ, заключающийся в поиске альтернативных направлений решения проблемы, который проводится на начальном этапе при отсутствии данных о возможных путях и средствах решения, т. е. в условиях нулевой или заведомо недостаточной информации.
Например, «мозговой штурм» при изучении острых гнойных процессов мягких тканей дает широкие возможности для проверки и углубления знаний студентов III курса по топографической анатомии, патологической анатомии и патофизиологии. Также студенты с помощью преподавателя во время генерации идей и их обсуждения, начиная с анализа жалоб, анамнеза, данных обследования, приходят к установлению диагноза и выбору хирургического доступа и техники операции. Таким образом, выстраивается логическая цепочка предыдущих действий для обоснования лечения, и студенты убеждаются в важности и необходимости тех знаний, которые в определенной степени были для них ранее отвлеченными.
«Сократический диалог» подразумевает постановку особых вопросов преподавателем в процессе обсуждения заболевания, методах диагностики и лечения, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии студентов на практических занятиях по общей хирургии. Эти вопросы должны заменять собой любые попытки утверждения истины, т.к. именно посредством них обучающийся сам приходит к необходимому пониманию ситуации.
Использование методики «сократический диалог» приучает грамотно задавать вопросы, а также планировать ход диалога, составлять его алгоритм
(предполагать возможные варианты ответов и заранее готовить варианты последующих цепочек вопросов). Эта методика особенно активно используется на практических занятиях при обосновании методов диагностики и лечения гнойных заболеваний мягких тканей, ран, онкологических заболеваний.
Методика «ПОПС-формула», разработанная профессором права
Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР, представляет собой интерактивный прием обратной связи [7]. Ее составные части позволяют разобрать учебную проблему, закрепить пройденный материал. В отличие от тестовой формы контроля, в которой часто присутствуют случайности, интуиция или вовсе удача, данная формула выявляет более наглядно существующие пробелы в знаниях студентов.
В качестве примера можно привести следующее выступление студента:
«Считаю, что вторичный шов можно накладывать только на гранулирующую рану с целью ускорения ее заживления тогда, когда после ранения прошло 2-3 недели. Это объясняется тем, что данный период времени достаточен для более полного очищения раны и образования в ней грануляционной ткани с новообразованными сосудами, а ранее наложение вторичного шва на рану приведет к развитию тяжелых гнойных осложнений.
Например: наложение вторичного шва через сутки после ранения при наличии в
437 ней некротических тканей, воспаления, отека, обильного гнойного отделяемого, регионарных лимфаденитов приведет к развитию флегмоны. Вывод: наложение вторичногошва выполняется через 2-3 недели после ранения, при условии полного удаления участков инфицированной и некротической ткани и образования грануляционной ткани».
Применение активных и интерактивных методов обучения на практических занятиях по общей хирургии позволяет достичь целей высшего медицинского образования, так как студентам становится интересно учиться. У них развиваются клиническое мышление, аналитические способности, что играет важную роль в формировании будущего специалиста. Конечно, не все группы могут использовать нетрадиционные методики обучения, так как это требует достаточно хорошей базовой подготовки студентов и их хорошую успеваемость. Однако, надо стремиться внедрять активные и интерактивные формы обучения и среди «слабых» групп, стимулируя в них потенциал к саморазвитию и самосовершенствованию, продвижению в учебе. У таких студентов получается не все, но хотя бы возможно активизировать у них интерес к практическим занятиям с помощью современных методик в образовании. Это чрезвычайно важно при изучении студентами такой сложной клинической дисциплины как общая хирургия.
1 ... 48 49 50 51 52 53 54 55 ... 79