Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1048
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
443 образовательные программы (ООП) подготовки специалистов. Так, в структуре
ООП подготовки провизоров Курского государственного медицинского университета появилась дисциплина «Технология лечебно-косметических препаратов», которая относится к вариативной части профессионального учебного цикла. Актуальность изучения этой дисциплины очевидна, поскольку отмечается тенденция тесной связи фармацевтической технологии и косметологии, в частности, лечебно-косметической.
Целью настоящей работы является разработка программы дисциплины
«Технология лечебно-косметических препаратов».
В последнее время отмечена тенденция развития косметологии, характерной особенностью которой является усложнение рецептур косметических средств, благодаря введению новых биологически активных веществ природного и синтетического происхождения. Изучение материалов научных конференций, проводимых профильными институтами и центрами, позволило выявить актуальные проблемы лечебной и фармацевтической косметологии:
– определение потребности в косметической помощи населению;
– изучение врожденных и наследственных косметических дефектов и заболеваний кожи;
– изучение биологической доступности косметических средств, т.е. проникновение, всасывание через неповрежденный и поврежденный эпидермальный барьер;
– поиск биологически активных веществ и разработка на их основе новых косметических препаратов;
– изучение вспомогательных веществ для получения косметических средств;
– разработка современных технологий косметических средств с высокой биологической активностью.
Таким образом, для разработки и создания косметических средств необходимы совместные усилия специалистов медицины и фармации.
Косметология – современная научная дисциплина, в которой один из ее разделов тесно связан с теоретическими и практическими аспектами технологии изготовления лечебно-косметических препаратов. Поэтому она достаточно близка к профилю работы провизора, который может осуществлять свою деятельность, как в лабораториях и цехах предприятий, выпускающих эту продукцию, так и в аптеках.
В связи с чем разрабатываемая авторская программа дисциплины
«Технология лечебно-косметических препаратов» органично вписывается в курс обучения студентов фармацевтического факультета. В ходе ее освоения студенты получают не только представление об этих препаратах, но и об особенностях составлениях их рецептуры, изготовлении, оценке качества, назначения, применения и реализации на территории Российской Федерации в рамках существующего правового пространства.
Концептуально программа акцентирует внимание студентов на
444 фармацевтический подход технологии изготовления, создания и применения косметической продукции, указывает на тесную связь фармации с медициной, играет позитивную роль в подготовке квалифицированных специалистов.
Учебная программа включает следующие разделы:
– основные понятия и термины в медицинской косметологии, ее социальные и психологические аспекты;
– биохимические и физиологические особенности кожи и ее придатков;
– номенклатуру и ассортимент лечебно-косметических препаратов на российском рынке;
– биологически активные вещества, используемые в косметологии;
– вспомогательные вещества, используемые в технологии лечебно- косметических препаратов;
– лекарственное растительное сырье, применяемое в косметологии;
– технологические схемы получения лечебно-косметических препаратов, контроль их качества и условия хранения;
– современные достижения косметологии в разработке лечебно- косметических препаратов.
В разрабатываемой программе предлагается тематика лекционного курса, практических занятий и самостоятельной работы.
В лекционном курсе освещаются вопросы строения и физиологических особенностей кожи и слизистых оболочек, влияние фармацевтических факторов и использование специфических вспомогательных веществ, обеспечивающих оптимальный лечебно-косметический эффект, номенклатуры лечебно- косметических препаратов, особенности их технологии, оценка качества и перспективы совершенствования.
На практических занятиях студенты овладевают и закрепляют навыки изготовления твердых (пудры, порошки, маски), жидких (лосьоны, суспензии, примочки, водные извлечения из лекарственного растительного сырья), мягких
(очищающие, питательные, защитные и массажные кремы) лечебно- косметических форм, решают обучающие и ситуационные задачи. На семинарских занятиях предлагается обсуждение общих вопросов косметологии, особенностей изготовления косметических лекарственных форм, использование косметических процедур и т.д. Усвоение материала контролируется с использованием тестовых заданий текущего и рубежного контроля.
В ходе освоения программы студенты приобретают знания, необходимые для их творческой активности как на рабочем месте в аптечных учреждениях, так и в ходе их научно-исследовательской деятельности, связанной с разработкой рецептуры лечебно-косметических препаратов и оценкой их качества. Поэтому на данном этапе развития образования разработка авторских технологий может стать формой инновационных образовательных проектов, позволяющих внедрить инновационную образовательную деятельность в учебный процесс вуза.
1 ... 49 50 51 52 53 54 55 56 ... 79
Список литературы
1.
Дремова, Н.Б. Авторский курс как форма развития творческого
445 потенциала преподавателя высшей школы / Н.Б. Дремова // От качества преподавания к качеству образования: современные тенденции и инновации в подготовке преподавателей высшей школы: матер. Российской научно- методической конференции c международным участием. – Курск: КГМУ, 2012.
– С. 216-218.
2.
Кучеренко, В.З. Роль подготовки медицинских кадров в развитии здравоохранения России / В.З. Кучеренко // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2011. – № 4. – С. 46-51.
КОМБИНИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ НА ИТОГОВЫХ
ЗАНЯТИЯХ ПО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Панкрушева Т.А., Маравина И.Н., Чекмарева М.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической технологии
Неотъемлемой частью учебного процесса в высшей школе является контроль усвоения обучающимися знаний. Его использование на итоговых занятиях позволяет определить, как соотносятся поставленные преподавателем цели занятия и сформированные в процессе обучения знания студентов по блоку изучаемых тем. При этом функция оценивания играет существенную роль во всех видах итогового контроля.
На итоговых занятиях по фармацевтической технологии осуществляется комбинированный контроль знаний, заключающийся в оценке преподавателем усвоения установленного программой объема материала и оценке знаний студента, полученной при тестовом контроле с использованием компьютерных технологий.
При устном собеседовании объектом проверки выступает не только усвоение содержания учебного материала, но и сформированность таких качеств, как умение анализировать, обобщать, участвовать в дискуссии, решении ситуационных и проблемных задач. Однако при таком контроле знаний выставляемая оценка носит достаточно субъективный характер [1].
Более объективную оценку знаний студентов дает использование системы тестового контроля, которая, наряду с устным опросом, также обеспечивает проверку сформированности знаний и умений и позволяет преподавателю определить подходы к организации обучения и достижения конечной цели, согласно требований образовательного стандарта.
Разумное сочетание тестирования как формы проверки знаний с традиционными средствами контроля, может способствовать выработке объективной системы оценки знаний студентов и реализации главной задачи образовательного процесса – обеспечение высокого качества подготовки будущих специалистов [2, 3].
446
Целью данной работы является изучение и анализ результатов оценки знаний студентов при проведении тестирования и устного собеседования на итоговых занятиях.
Данные исследования проведены нами в течение 8-9 семестров 2016/2017 и 2017/2018 уч. г. у студентов 4-5 курсов по фармацевтической технологии заводского производства на пяти итоговых занятиях: твердые лекарственные формы (итог 1); фармацевтические растворы (итог 2); мягкие лекарственные формы (итог 3); экстракционные лекарственные препараты (итог 4); асептически изготовляемые и стерильные лекарственные препараты (итог 5).
Традиционно занятие начинается с тестового контроля, предваряющего устный опрос. В конце занятия студенту выставляются две оценки: одна за рубежный тест, вторая – за собеседование.
Тестирование студентов осуществлялось по программе AditTest, для которой разработаны различные виды тестовых заданий, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика рубежных тестов в зависимости
от используемых тестовых заданий
Рубежные тесты/ кол-во заданий
Типы тестовых заданий од ин оч ны й выб ор
М
но же стве н- ны й в ы
бо р со отв етств ие пер етаск ива й и оставл яй выб ор г
ор яч их зон да ил и нет со зд ать сп исо к и у по ря до чи ть запо лн ить пр оп ус ки матр иц а
Итог 1/135 43 18 18 16 28
-
4 5
3
Итог 2/90 26 9
11 8
22 2
5 6
1
Итог 3/94 40 9
10 13 7
2 4
6 3
Итог 4/151 36 25 28 13 20 1
3 21 4
Итог 5/120 40 12 30 10 15 1
4 6
2
Среднее значение заданий в тесте
37 14,6 19,4 12 18,4 1,2 4
8,8 2,6
Среднее в %
31 12 17 10 16 1
3 8
2
Как следует из данных таблицы 1, в рубежные тесты преимущественно
(31%) включены задания на одиночный выбор правильного ответа. Это наиболее простые задания, позволяющие выявить у студента знания в «чистом виде» - знания теории. В достаточном количестве содержатся задания на «выбор горячих зон» (16%) и на соответствие (17%). Такие тестовые задания считаются более сложными для выполнения и позволяют определить у студента «знания-
447 умения». Использование таких заданий как «выбор горячих зон» и
«перетаскивай и оставляй» является положительным моментом для изучаемой дисциплины, поскольку в задания включаются технологические и аппаратурные схемы производства лекарственных препаратов.
Результаты первого итогового занятия, проведенного в студенческих группах в 2016/2017 уч. г. показывают, что средний балл при тестировании ниже
(3,43), чем при устном собеседовании с преподавателем (3,75). Выше балл, но та же закономерность при оценке знаний обучающихся в
2017/2018 уч. г. – 3,81 и 4,04, соответственно.
По второму и третьему итогам можно наблюдать практически совпадение средних баллов результатов тестирования и устного собеседования: 2-ой итог
2016/2017 уч. г. – (3,74 – 3,74) и 2017/2018 уч. г. – (3,85 – 3,81); 3-ий итог – (3,86
– 3,95) и (4,07 – 4,05), соответственно.
Четвертый итог по блоку «Экстракционные лекарственные препараты» по средним баллам тестирования и собеседования оказался более сложным для студентов, обучающихся в 2016/2017 уч. г. (3,68 – тест, 3,91 – собеседование), в сравнении результатами студенческих групп 2017/2018 уч. г. (4,57 – тест, 4,09 – собеседование).
Результаты пятого итога во всех группах двух курсов характеризуются высокими средними баллами, полученными при использовании двух методов оценки знаний студентов как по тестированию, так и при собеседовании: (4,58 –
4,04) и (4,62 – 4,04).
По результатам тестирования и устного собеседования с преподавателем контингент обучающихся разделили на три группы.
К первой группе были отнесены студенты, которые подтвердили оценки как при тестировании, так и при собеседовании.
Вторая группа студентов лучше готовилась к тестированию, успешно справилась с заданиями теста, возможно рассчитывая, что некоторые пробелы в своих знаниях они восполнят при проведении обсуждения и дискуссии в группе, а также при постановке преподавателем наводящих вопросов и корректировке их ответов.
Третья группа студентов отличалась более низкими результатами при тестовом контроле, но показывала хорошие знания теории при обсуждении вопросов тем блоков дисциплины. Считаем, что в этом случае свою роль сыграли недостаточная проработка тестовых заданий во время самоподготовки и психоэмоциональное состояние во время тестирования (настроение, не сосредоточенность, личные проблемы и т.п.). Результаты исследования представлены на диаграммах 1 и 2.
448
Диаграмма 1. Диаграмма 2.
Как следует из данных диаграмм 1 и 2 при комбинированном контроле знаний, проведенном на двух курсах в течение двух учебных лет, около 50% студентов полностью подтверждают свои знания при их контроле через систему тестирования и систему устного собеседования; они получают одинаковые оценки при написании теста и устном ответе.
Количество студентов, лучше справившихся с тестом или с собеседованием, величина не постоянная и колеблется в зависимости от курса.
Так, в 2016/2017 учебном году 28% студентов лучше справились с устным собеседованием, а 22% – лучше с тестом. В 2017/2018 уч. г. получены другие результаты: 38% студентов лучше протестировались, а 13% – лучше прошли устное собеседование с преподавателем.
Таким образом, анализ результатов, полученных с использованием двух видов контроля на итоговых занятиях, позволяет сделать выводы об объективности оценки знаний и о достижении поставленных целей, связанных с усвоением обучающимися материала, предусмотренного рабочей программой.
Список литературы
1. Безродная, Г.В. Педагогический контроль: инверсия целей и средств /
Г.В. Безродная, Д.А. Севостьянов, М.В. Чельцов // Высшее образование в России.
– 2012. – № 1. – С. 31-36.
2. Брянкин, К.В. Тестирование как технология контроля качества самостоятельной работы студентов вуза / К.В. Брянкин, И.А. Вылегжанина //
Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – URL: http://www.science-education.ru/pdf/2013/5/658.pdf
3. Прахова, М.Ю. О месте тестирования как инструмента оценки знаний студентов в вузе / М.Ю. Прахова, Г.Ю. Коловертнов, Э.А. Шаловников // Высшее образование в России. – 2012. – № 7. – С. 113.
ИНТЕГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
СТАНДАРТА «ПРОВИЗОР» В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС КАФЕДРЫ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
50 22 28
Результаты тестирования и
коллоквиума в 2016/2017 уч.
г.
Подтверждение знаний
Тестирование
Коллоквиум
49 38 13
Результаты тестирования и
коллоквиума в 2017/2018 уч.
г.
Подтверждение знаний
Тестирование
Коллоквиум
449
Панкрушева Т.А., Орлова Т.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической технологии
Актуальной проблемой современности является разработка и реализация профессиональных стандартов, которые служат связующим звеном между практикой и образованием. При совпадении содержательной части профессиональных и образовательных стандартов обучающийся становится востребованным квалифицированным специалистом.
В приказе № 91н от 8 марта 2016 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» указана трудовая функция «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций» (код А/057, уровень квалификации 7) [1].
Данная трудовая функция предусматривает шесть трудовых действий, связанных с подготовкой к изготовлению лекарственных препаратов по рецептам и требованиям; выбором оптимального технологического процесса и подготовкой оборудования; изготовлением лекарственных препаратов и контролем их качества на стадиях технологического процесса; упаковкой, маркировкой, оформлением лекарственного препарата; ведением регистрации данных об изготовлении лекарственной формы и проведением предметно- количественного учета определенных групп лекарственных веществ.
Для освоения перечисленных трудовых действий обучающимся необходимо овладеть определенными знаниями и умениями, также указанными в профессиональном стандарте «Провизор».
Логично, что данные знания и умения должны стать содержанием профессиональных компетенций, приведенных в ОПОП в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация [2].
В связи с этим целью данной работы явилось сопоставление ряда трудовых действий, отраженных в профессиональном стандарте «Провизор», и содержания профессиональных компетенций, изложенных в ОПОП и нашедших преломление в рабочей программе дисциплины «Фармацевтическая технология» и учебном процессе одноименной кафедры.
Методами исследования служили сравнительный анализ, контент-анализ нормативных документов.
Анализ показал, что кафедра фармацевтической технологии занимается формированием таких профессиональных компетенций, как способность к обеспечению контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций, способность к осуществлению технологических процессов при производстве и изготовлении лекарственных средств, готовность к обеспечению хранения лекарственных средств, способность к проведению