Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1049

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение. Сочетание активных и интерактивных методов обучения позволяет оптимизировать педагогический процесс в хирургической клинике.
Список литературы
1. Белобородов, В.А., Инновации в учебно-исследовательской работе студентов на кафедре общей хирургии / В.А. Белобородов, С.Б. Пинский,
A.M. Брегель, Е.А. Келъчевская // Сибирский медицинский журнал (Иркутск). –
2010. – № 7 (98). – С. 22-24.
2. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций / Н.Н. Двуличанская // Наука и образование: электронное научно-техническое издание. – 2011. – http://technomag.edu.ru/doc/172651 3. Есауленко, И.Э. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе / И.Э. Есауленко, А.Н. Пашков, И.Е. Плотникова // Учебное пособие. – 2- е изд., исправл. и допол. Воронеж, ВГМА. – 2011. – С. 383.
4. Жангелова, М.Б. Информационные технологии и уровни самостоятельной деятельности студентов / М.Б. Жангелова // Сб.
«Педагогическое мастерство». – Алматы: «Эверо». – 2010. – С. 85-91.
5. Ладыгин, А.В. Кейс-технология как средство формирования познавательной самостоятельности студентов в процессе обучения /
А.В. Ладыгин, Т.С. Жданова // Вестник КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова. – 2011.
– № 2. – С. 24-31.
РОЛЬ СИМУЛЯЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ
ОБРАЗОВАНИИ

438
Павлюченкова Н.А., Усачева Н.Э., Крикова А.В.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Смоленск
Кафедра управления и экономики фармации
Введение. Современная система образования претерпевает ряд инноваций, которые обусловлены наличием в ней определенных проблем, одной из которых является излишняя теоретическая направленность. Полученный объем знаний выпускнику вуза очень сложно в короткие сроки применить на практике [3]. В связи с этим одним из главных новшеств, введенных в систему образования, стал переход от традиционной сертификации к новому правовому институту – аккредитации, под которой понимают определение соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медспециальности либо фармацевтической деятельности [2]. Обновлением содержания образования явилась реализация компетентностного подхода, который и формирует умение применить полученные в процессе обучения знания в реальной практической деятельности [1]. Ведущая роль в данном случае уделяется симуляционному образованию. Целью исследования явилось определение значимости симуляционного обучения в формировании практических навыков будущих провизоров путем оценки их субъективного мнения относительно нововведений в образовательном процессе.
Методы исследования. Сбор необходимой информации проводился путем опроса выпускников 2018 года фармацевтического факультета очной формы обучения в количестве 27 человек. Для проведения исследования в
Google-forms была составлена анкета и распространена предоставлением ссылки на опросник среди обучающихся. Анкета включала 29 вопросов, треть из которых касались оценки мнения выпускников относительно нововведенной дисциплины «Симуляционный курс».
Результаты и обсуждение. Все принявшие участие в опросе обучались по программам федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) высшего образования третьего поколения по специальности 33.05.01
Фармация (уровень специалитета). Необходимо отметить, что изменившийся с
2016 года порядок допуска к профессиональной деятельности в фармацевтической отрасли привел к интеграции в существующие программы подготовки специалистов дисциплины
«Симуляционный курс».
Симуляционный курс по управлению и экономике фармации включает подготовку обучающихся к освоению практических навыков в направлениях:
«Приемочный контроль, хранение ЛС и первичный учет», «Фармацевтическая экспертиза рецепта» и «Фармацевтической консультирование». Внедрение симуляционного обучения позволяет повысить качество профессиональной подготовки фармацевтических кадров, следовательно, качество оказываемой ими помощи [3]. Необходимо отметить, что подготовка обучающихся к предстоящей аккредитации ведется в течение всего 5 курса и включает


439 самостоятельную работу (прохождение репетиционного тестирования и решение ситуационных задач на официальном интернет-сайте Методического центра аккредитации специалистов (http://fmza.ru)) и практическую работу
(организованные на базе аккредитационного центра практические занятия в рамках симуляционного курса по отработке практических навыков, занятия на кафедре управления и экономики фармации с разбором кейс-заданий и использованием оценочных средств для первичной аккредитации).
В открытом и действующем на базе Смоленского государственного медицинского университета аккредитационном центре проходит процедура первичной аккредитации, а также симуляционное обучение студентов. На территории центра для подготовки будущих провизоров оборудована зона приемки товара, учебная аптека готовых лекарственных форм с торговым залом, производственная аптека. Всего на базе аккредитационного центра организовано
5 станций для аккредитуемых по специальности «Фармация», включая изготовление и сердечно-легочную реанимацию.
Использование симуляционных технологий и учебных аптек позволяет максимально приблизить подготовку будущих специалистов к выполнению различных задач в ходе преддипломной практики, способствует успешному прохождению первичной аккредитации и подготовке к предстоящей работе с пациентами в аптечных организациях.
Количество аудиторных занятий по симуляционному курсу составило 24 часа на группу (6 занятий по 4 часа). При этом на освоение навыков по каждой станции, закрепленной за дисциплиной управление и экономика фармации, уделяется по 2 занятия. Первое из двух занятий – в форме мини-лекции, определяются задания, порядок действия на станции, характер беседы с симуляционным клиентом или коллегой. Второе – сам процесс симуляционного обучения, когда обучающиеся проводят необходимые действия самостоятельно под контролем преподавателя. При этом все студенты должны максимально ощущать реальность ситуации. Учитывая небольшое количество выпускников, каждый из обучающихся в текущем году имел возможность отработать практические навыки по дисциплине на всех станциях.
Симуляционное обучение – обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи. Цель – приблизить имитацию деятельности во время симуляционного обучения к реальности с высокой степенью достоверности
[3, 4, 5].
Необходимость внедрения дисциплины «Симуляционный курс» отметили
88,5% опрошенных (22 человека). Нашлись и те, кому достаточно навыков и умений, полученных на текущих практических занятиях (18,5% – 5 человек).
Причем более половины опрошенных (59,3% – 16 человек) указали, что


440 симуляционный курс способствует формированию профессиональных навыков, для 44,4% (12 человек) в обоих случаях облегчает переход к реальным практическим навыкам и позволяет адаптироваться к возникновению проблемных ситуаций в практической деятельности. Равное число (по 11 человек
– по 40,7%) отметили, что обучение в рамках данной дисциплины компенсирует недостаток времени для получения практических навыков на занятии и улучшает восприятие теоретического материала, изученного на текущих практических занятиях. Кроме того, для 5 из 27 (18,5%) симуляционный курс повышает мотивацию к практической деятельности.
Для успешного освоения симуляционного курса наибольшее значение
(3 критерия), по мнению обучающихся, играет профессионализм и компетентность преподавателя (71,4% – 20 ответов), материально-техническая оснащенность (70,4% – 19 ответов) и наличие достаточного количества времени для освоения навыков (63% – 17 человек).
Действительно, подготовка преподавателей к возможности осуществления симуляционного обучения играет значительную, едва или не самую главную роль. Особое значение квалификации преподавателя следует отметить при проведении дебрифинга. Дебрифинг – структурированный процесс обратной связи по результатам обучающего мероприятия, позволяющий проанализировать положительные и отрицательные моменты в действиях обучающихся и приобретенный ими опыт по итогу выполненного задания.
Кроме того, дебрифинг позволяет установить чувства и перемены, произошедшие с обучаемыми в ходе выполнения симуляционного упражнения, так как в соответствии с результатами исследований, обучаемые имеют ограниченное представление о том, что происходит с ними, когда они вовлечены в процесс симуляционного опыта. Находясь в центре событий, они видят только то, что можно увидеть с точки зрения активного участника. Поэтому именно благодаря дебрифингу симуляционное обучение дает возможность развить в себе способности к самонаблюдению и самоанализу, что в итоге поможет обучающемуся подготовиться как эмоционально, так и физически к будущей профессиональной деятельности [3].
Менее значимы, по мнению выпускников, организация учебного процесса
(33,3% – 9 человек) и уровень готовности студентов к прохождению симуляционного курса в части освоения необходимых дисциплин (22,2% –
6 человек).
При симуляционном обучении, как отметили выпускники, возникали трудности, связанные с отсутствием «свободного» доступа на стации (55,6% – 15 человек). Действительно, посещение студентами аккредитационного центра осуществляется по согласованию заведующего кафедрой с директором центра на основании заранее утвержденного расписания под контролем преподавателя.
Однако при необходимости, по настоянию преподавателя или желанию студентов может быть организовано дополнительное посещение центра при наличии свободного времени в расписании преподавателя. Значительное число ответов приходилось на «недостаток времени для освоения навыков» (51,9% –
14 человек) и страх перед моделью реальной ситуации (33,3% – 9 человек).


441
Равное число опрошенных отметили что, возникали трудности, связанные с преодолением коммуникативных барьеров при общении с симуляционным коллегой/посетителем и недостаток знаний по базовым дисциплинам (по 18,5%
– по 5 человек)
Обучение в рамках симуляционного курса все выпускники оценили с положительной стороны, указав на то, что по большей части (74,1% – 20 человек) полученный опыт оказался им полезен уже при прохождении производственной практики по «Управлению и экономике аптечных учреждений».
В целом выпускники высказали удовлетворенность качеством преподавания симуляционного курса, доступностью изложения материала, обучением освоению навыков (96,3% – 26 человек), возможностью при необходимости получить консультацию преподавателя (96,3% – 26 человек).
При этом наибольшие трудности в рамках симуляционного курса вызвало освоение трудовой функции отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента, а также приемочный контроль, хранение и первичный учет.
Наиболее важной в предстоящей профессиональной деятельности обучающиеся считают освоение трудовой функции отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (44,4% – 12 человек) и информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента (29,6% – 8 человек).
Таким образом, симуляционное обучение – важный этап в подготовке будущих провизоров. По результатам исследования в целом отмечена положительная оценка выпускниками интеграции симуляционного курса в образовательную программу. Симуляционные технологии позволяют без ущерба для пациентов и организации получить требуемые для трудовой деятельности навыки и объективно оценить достигнутый уровень профессиональной подготовки каждого специалиста.
Список литературы
1.
Бермус,
А.Г.
Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // Высшее образование в России.
– 2010.
– № 5.
– С. 9-15.
2.
Первичная аккредитация выпускников медицинского института как этап подготовки специалистов новой формации / Н.М. Гоголев, Л.А. Апро- симов, А.Ф. Потапов, И.Д. Ушницкий // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2017. – С. 18-24.
3.
Симуляционное обучение в медицине / Под редакцией профессора
А.А. Свистунова. Составитель М.Д. Горшков. – Москва: Издательство Первого
МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013 – 288 с.
4.
Соболева, М.С. Опыт внедрения дисциплины «фармацевтическое консультирование» в процесс обучения будущих работников аптечных организаций / М.С. Соболева // Ремедиум. – 2018.
– № 4.
– С. 24-30.
5.
Таблова,
Е.А.
Совершенствование организации системы симуляционного обучения в рамках дисциплины «Управление и экономика


442 фармации» специальности «Фармация» / Е.А. Таблова // Вестник Северо- осетинского государственного университета имени Коста Левановича
Хетагурова. – 2018. – № 2. – С. 86-90.
РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО КУРСА «ТЕХНОЛОГИЯ
ЛЕЧЕБНО-КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ»
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОВИЗОРОВ
Панкрушева Т.А., Курилова О.О.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармацевтической технологии
Развитие отечественного профессионального образования, в т.ч. медицинского и фармацевтического базируется на реализации мероприятий, направленных на подготовку компетентных и конкурентоспособных специалистов по оказанию качественной медицинской и фармацевтической помощи населению. Перемены в системе здравоохранения России за последние два десятилетия коснулись всех аспектов ее деятельности, что обуславливает коренные изменения и в медицинской высшей школе. Появляются новые ее направления, новые учебные дисциплины, обновляется содержание образования, меняются и совершенствуются формы и методы обучения [2].
В качестве перспективных направлений совершенствования качества образования можно рассматривать разработку авторских курсов по актуальным проблемам дисциплины или в целом специальности. Основанием данного предложения являются требования, которые предъявляются в настоящее время к преподавателю высшей школы, в том числе: менеджерские, психологические, профессиональные и педагогические компетенции. Особая роль отводится владению различными педагогическими приемами, средствами, методами и технологиями, творческому отношению к преподаванию, реализации потребностей к саморазвитию.
Исходя из сказанного, авторский курс рассматривается как программа, не имеющая аналогов, основанная на авторской концепции построения и содержания учебного курса. Авторские программы создаются в рамках основных государственных стандартов, определяющих ее содержание образования по отдельным дисциплинам. Для них характерны оригинальные концепции построения содержания. Разработка авторских программ позволяет активизировать творческие возможности преподавателей, предоставить им самостоятельность в выборе направлений для углубленного изучения с учетом последних достижений науки тех или иных разделов или тем дисциплин учебного плана определенных специальностей [1].
Утвержденный Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения позволяет образовательным учреждениям самостоятельно разрабатывать основные