Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1045

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

450 контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций.
Содержание данных компетенций включает знание положений нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств; правила изготовления различных лекарственных форм; контроль их качества и интерпретацию результатов; регистрацию, упаковку и оформление лекарственных препаратов; осуществление предметно-количественного учета лекарственных средств; использование лабораторного и технологического оборудования; использование современных информационно- коммуникационных технологий, прикладных программ для решения поставленных задач и др.
Реализация требований образовательного стандарта осуществляется при чтении курса лекций, на практических и семинарских занятиях, при проведении деловых игр, выполнении УИРС, при самоподготовке к занятиям, выполнении программ практики, подготовке и написании плановых, внеплановых курсовых и дипломных работ, выступлениях на заседаниях студенческого кружка и научных студенческих конференциях.
При выполнении заданий на самоподготовку (2-3 индивидуальных рецепта) студенты проводят фармацевтическую экспертизу рецептов в соответствии с нормативной документацией (осуществляют проверку доз, норм отпуска лекарственных средств, находящихся на предметно-количественном учете, совместимость выписанных ингредиентов), производят расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ, пишут паспорт письменного контроля, из нормативной документации выписывают физико- химические свойства прописанных в рецепте веществ, их фармакологическое действие, теоретически обосновывают выбор технологии лекарственной формы, постадийно описывают ее изготовление и оформление к отпуску. При этом они пользуются современными информационными ресурсами, в том числе разработанными на кафедре.
Практические занятия по овладению необходимыми умениями, в дальнейшем трансформирующимися в трудовые действия, проходят в учебных комнатах, которые имитируют ассистентскую комнату аптечной организации и оснащены специальной мебелью, оборудованием, приборами, средствами малой механизации, набором лекарственных и вспомогательных веществ.
На практических занятиях, где работа каждого студента также индивидуализирована, отрабатываются вышеперечисленные умения и навыки, составляющие трудовые функции стандарта. Это использование лабораторного и технологического оборудования, интерпретация и оценка результатов контроля качества лекарственных средств (органолептический, физический, письменный контроль, контроль при отпуске лекарственной формы), регистрация данных об изготовленных лекарственных формах.
Эффективно усваивать учебную информацию позволяет использование в учебном процессе деловых или ролевых игр, которые моделируют


451 производственные ситуации. Во время их проведения особенно развиваются и закрепляются умения самостоятельно планировать и организовывать свою производственную деятельность, формулировать задачи, анализировать и оценивать результаты собственной работы, работы коллег, аргументировать и отстаивать свою позицию в реализации поставленной цели.
При выполнении курсовых, дипломных, учебно-исследовательских работ расширяются знания и умения поиска необходимой информации при работе с научной литературой, закрепляются умения пользоваться информационно- коммуникационными технологиями и прикладными программами.
Углубление, систематизация, закрепление необходимых теоретических знаний и практических профессиональных умений (трудовых действий) осуществляется во время производственной практики в аптечных учреждениях.
Таким образом, учебный процесс на кафедре фармацевтической технологии всесторонне направлен на достижение результатов, предусмотренных профессиональным стандартом «Провизор», в частности, на реализацию трудовой функции «Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций». Содержание профессиональных компетенций, предусмотренных ОПОП и рабочей программой дисциплины, за формирование которых ответственна кафедра фармацевтической технологии, согласуется с предстоящими трудовыми действиями.
Необходимо также отметить, что в процессе первичной аккредитации выпускников, проводимой на протяжении последних трех лет, стопроцентно подтверждается достаточно высокая профессиональная квалификация обучающихся.
Список литературы
1.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации № 91н от 9 марта 2016 «Об утверждении профессионального стандарта «Провизор» [Электронный ресурс] / Консультант плюс. – Режим доступа: http://ggtu.ru/doc_word/studentu/Vipuskniku/Framfak/03%20prof_standart_provizor.
pdf, свободный (дата обращения: 14.11.2018).
2.
Приказ Минобрнауки России № 219 от 27 марта 2018 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 33.05.01 Фармация»
[Электронный ресурс] / Министерство юстиции РФ. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/39181, свободный (дата обращения:
14.11.2018).
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ
НА ФОРМИРОВАНИЕ УРОВНЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ И МОТИВАЦИИ
У СТУДЕНТОВ
Пастух И.А., Пивоварова Л.Н.


452
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психиатрии и психосоматики
Развивающий детский центр «Искорка», г. Курск
Все начинается с детства, потому что душа ребенка
распахнута навстречу добру и любви, и так важно
посеять в ней семена любви к ближнему, великодушия,
милосердия.
С.В. Михалков
2018 год в России ознаменован рядом важных событий, среди которых старт глобальной социальной программы «Десятилетие детства», где особое внимание отводится здоровью детей и развитию дошкольного и школьного образования и детского спорта [4], а также признанием 2018 года, годом активного добровольческого движения (волонтера) [5]. Указанные направления выбраны в государстве не случайно и продиктованы существующими проблемами в обществе, напрямую связанными с коренными социально- экономическими изменениями в нашей стране. Это и изменения уровня жизни многих семей и ослабление социальных институтов, признанных закладывать главные общественные ценности. Волонтерство на сегодняшний день открывает множество возможностей для личностного и профессионального развития современной обучающейся молодежи. Теоретические знания, полученные студентами за время учебы в вузе, несомненно, являются базисом для формирования у них профессиональных компетентций.
Однако профессиональные компетенции будут сформированы у студента не в полной мере, в ситуации отсутствия возможности применения теоритических знаний на практике. По мнению А.В. Хуторского [1], компетентность – это совокупность личностных особенностей студента, необходимых и достаточных для осуществления им продуктивной деятельности по отношению к определённому объекту. Кроме того, компетентность – это и результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной им цели.
Компетентный, грамотный специалист решает профессиональные задачи, опираясь не только на знания, умения и владения, но и на такие личностные качества, как инициативность, самостоятельность, коммуникативность, гибкость. Ряд компетенций формируются у обучающихся на момент поступления в вуз, а компетенции, связанные с их бедующей профессиональной деятельностью, следует развивать не только в процессе освоения профессиональных дисциплин, но и с помощью других, не менее важных форм обучения.
Опираясь на предыдущий имеющийся положительный опыт волонтерской деятельности студентов факультета клинической психологии на базе кафедры психиатрии и психосоматики [2, 3], назрела необходимость вовлечения студентов факультета клинической психологии в работу с детьми,


453 посещающими развивающий детский центр г. Курска «Искорка» и создания волонтерского отряда «Искорки надежды». Дошкольный возраст в данном случае выбран не случайно. Это наиболее благоприятный, сенситивный этап для развития психических функций ребенка, а также важный период для формирования его личности. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру в целом.
Профессиональная деятельность студентов-волонтеров была направлена на превенцию психосоматических, психических и поведенческих нарушений, предупреждение становления расстройств личности у детей. Работа волонтерского отряда «Искорки надежды» строилась с учетом следующих задач: развитие у детей дошкольного возраста позитивного восприятия окружающего мира, становление социальных, коммуникативных навыков, формирование адекватной самооценки, командообразование и сплочение группы. Среди приоритетных направлений в работе с детьми нами были выбраны следующие:
«семейная история», нацелена на стабилизацию детско-родительских отношений и развитие самостоятельности у детей; «первый среди равных» – формирование у детей таких качеств характера, как гибкость и достоинство, способствующих развитию у них умений быть Ведущим и Ведомым в равной степени; «единство» – сплочение и командообразование группы; «зажги звезду»
– развитие позитивного восприятия окружающего мира и других людей.
Следует отметить, что личный контакт студентов с данной возрастной категорией детей способствует не только развитию у обучающихся профессиональных навыков и компетенций, полученных в стенах вуза, но и закреплению профессиональных умений и владений по ряду дисциплин учебного плана: психология развития и возрастная психология, нарушения психического развития в детском возрасте и др. Данный вид деятельности позволяет формировать у студентов ряд профессиональных компетенций, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте:
«готовность формировать установки, направленные на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром, популяризация психологических знаний»; «готовность сопровождать инновации, направленные на повышение качества жизни, психического благополучия и здоровья детей».
За период с 2017 по 2018 учебный год нами было проведено исследование, направленное на изучение учебной мотивации и уровня саморегуляции у студентов факультета клинической психологии, принимающих участие в работе волонтерского отряда «Искорки надежды». Гипотезой нашего исследования выступило предположение о том, что у студентов волонтерского движения
«Искорки надежды» внутренняя мотивация – стремление получить знания, овладеть профессией, преобладает над внешней – получение диплома. Общий уровень саморегуляции у студентов-волонтеров выше, чем у студентов, не имеющих данный опыт волонтерской деятельности, между уровнем саморегуляции и мотивами обучения в вузе существует взаимосвязь.


454
В исследовании приняли участие 20 (100%) студентов факультета клинической психологии, обучающихся на 3-4 курсах. Основную группу составили – 10 (50%) студентов-волонтеров проекта «Искорки надежды», контрольную – 10 (50%) студентов факультета клинической психологии, не участвующих в волонтерской деятельности. В качестве методов исследования использовались опросник
«Стиль саморегуляции поведения»
(В.И. Моросанова), методика изучения мотивации обучения в вузе
(Т.И. Ильина). Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием непараметрического критерия U-критерий Манна-
Уитни.
Данные качественного анализа показывают, что у студентов-волонтеров, участвовавших в реализации добровольческой деятельности, выявлены наиболее высокие показатели уровня общей саморегуляции, высокий уровень удовлетворенности выбранной ими профессией. В табл. 1 представлены статистически значимые различия по ряду показателей саморегуляции поведения и мотивации студентов-волонтеров в сравнении со студентами, не участвующими в добровольческой деятельности.
Результаты исследования уровня саморегуляции поведения и мотивации студентов-волонтеров в сравнении со студентами, не участвующими в добровольческой деятельности
1   ...   50   51   52   53   54   55   56   57   ...   79