Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1041
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
460 образование. В настоящее время человеку необходимо постоянно развиваться, принимать ответственность за каждый свой выбор, самостоятельно находить собственное направление деятельности, чтобы полноценно функционировать в постоянно эволюционирующем мире. В связи с этим актуальной проблемой остается разрабатывание инновационных, наиболее эффективных механизмов и форм обучения.
Высшая школа активно использует новейшие виды занятий, способствующие повышению авторитета научной работы, ответственности каждого студента за собственные приобретенные навыки, результаты учебного процесса. Для успешного решение таких задач часто используют игровую форму обучения.
Преимуществом игровой формы обучения является эффективное освоение всех уровней знаний: от деятельности воспроизводения через преобразование к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Воспроизводящая и преобразующая деятельность, предшествующие творческо-поисковой деятельности, способствуют ее более эффективной и быстрой усвояемости.
Игровые способы обучения – это возможности повышения учебно- познавательной деятельности студентов, стимулирующие их мыслительную и практическую работу в более высокой степени в условиях изучения, когда активен не только преподаватель, но и обучаемые. Повышается активность студентов в получении знаний, творческое отношение к познавательному процессу, активное усвоение информации, оттачивание навыков и теоретической подкованности в профессиональной деятельности.
Обучающие игры занимают первостепенное место в числе современных психолого-педагогических технологий при получении студентами фундаментальных медицинских знаний. Они являются действенными технологиями, которые применяются как в обучении, так и во многих сферах практической деятельности. Игры усиливают эффективность учебного процесса, развитие творческого потенциала; позволяют решить проблемы, часто имеющие место в жизни; создают открытую атмосферу взаимодействия.
Выделяют несколько разновидностей обучающих игр, основываясь на методах, целях, особенностях данной методики: имитационные, сюжетно- ролевые, деловые.
В процессе профессионального обучения используют имитационные игры при формировании определённых практических навыков. Их тематика обусловливается необходимостью оттачивания студентами навыков эффективных действий в реальных ситуациях, которые нуждаются в медицинской компетентности.
Основой сюжетно-ролевых игр является конкретная ситуация – медицинская, жизненная, деловая или иная. Основное отличие инновационных игр от других видов есть их подвижная структура и проведение игры в нескольких обучающе-развивающих пространствах
(используются компьютерные программы или фантомы). Данные игры направлены на
461 получение качественно нового знания с использованием современных педагогических и информационных технологий.
Учебная цель деловой игры – овладение определёнными знаниями и практическими навыками. Преподаватель, разработчик игры, обязан чётко определить задачи игры, уточнить знания, которые должны быть закреплены, систематизированы, какие умения должны быть проверены и сформированы.
Именно вышеизложенным определяется содержание, ход, условия и правила игры. Основные факторы деловой игры: наличие модели объекта, ролей участников, различие ролевых целей при обосновании решений, зависимость достижения цели каждого от действий других участников, взаимодействие участников, выполняющих разные роли; наличие общей цели у всех участников, коллективная выработка решений участниками игры, многовариантность решений.
В условиях разработки деловой формы игры могут использоваться все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский. Необходимо соблюсти методические требования – игра обязана быть логическим продолжением и завершением конкретной теоретической темы (раздела) учебной дисциплины, практическим дополнением в изучении дисциплины в целом. Обязательны максимальная приближённость к реально существующим профессиональным условиям, создание атмосферы поиска и непринуждённости, тщательная подготовка учебно-методической документации. Особенно важно чётко сформулировать задачи, цели, условия и правила игры; определение всевозможных способов решения заданной проблемы; присутствие необходимого оборудования [2].
В курсе клинических дисциплин с целью изучения этиологии, патогенеза, клиники, дифференциальной диагностики и лечения различных заболеваний предлагают использовать такую форму деловых игр, как игровое моделирование.
Определяется история болезни пациента, находящегося на лечении, затем 3-4 студента, предварительно изучив историю болезни, выступают в роли больных.
Они сообщают жалобы, анамнез заболевания. Данные результатов объективного, лабораторного методов исследования предоставляются студентам дополнительно. В таких случаях проблема представляет собой учебно- профессиональную задачу. В процессе использования деловых игр преподаватель направляет действия обучаемых, активизирует формирование навыков постановки уточнённого диагноза, определению объёма и последовательности вмешательств в ходе оказания медицинской помощи.
Особенно положительным моментом в использования деловых игр является то, что при их внедрении обеспечивается высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; происходит усиленная, высокоэффективная подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения; после игрового обучения необходимо закрепление знаний, которому способствует послеигровое обсуждение работы.
Деловые игры основаны на принципах коллективного взаимодействия,
462 практической пользы, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной включенности каждого в процесс игры и неограниченной инициативы творческой деятельности. Игровая форма обучения развивает у студентов навыки активной поисковой деятельности, самостоятельности, умение организовать учебный процесс, управлять коллективом врачей, формирует навыки профессионального общения.
Таким образом, активизация учебного процесса позволяет более эффективно решать задачи, достижение которых обеспечивает значительное повышение качественных показателей обучения.
1 ... 51 52 53 54 55 56 57 58 ... 79
Список литературы
1.
Шмалов, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – Стр. 117.
2.
Парахонский, А.П. Использование активных методов обучения студентов в медицинском вузе / А.П. Парахонский. – С. 301-302. Информация и образование: границы коммуникаций INFO'11 : сборник научных трудов № 3,
Горно-Алтайск : РИО ГАГУ, 2011. – 342 с.
3.
Бледных, О.И. Игровые методы обучения экономическим дис- циплинам // Проблемы современной науки и образования. – 2014. – № 12(30).
4.
Чернышева И.В., Шлемова М.В. Игровой метод как средство адаптации студентов к новым условиям обучения // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2009. – Т. 10. – № 6.
5.
Хасия, Т.В. Педагогические инновационные технологии в вузе //
Международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики». – Издательство «Молодой ученый», Лето, 2011. – С. 120-122.
6.
Двуличанская Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: научное издание
МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2011. – № 04.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КАЧЕСТВОМ
ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
НА КАФЕДРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ
Поветкин С.В., Клюева Е.Г., Левашова О.В., Лунева Ю.В., Корнилов А.А.,
Польшакова И.Л.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра клинической фармакологии
Введение. Качество образования в настоящее время является одним из актуальнейших вопросов современности. Эта проблема касается всех и каждого в отдельности, и она не имеет государственных или национальных границ [3].
Одним из элементов менеджмента качества того или иного вуза является
463 непосредственный мониторинг удовлетворенности самих потребителей
(студентов) образовательных услуг [1, 2]. Мнение обучающихся – это главный источник информации о качестве учебного процесса, а успех учебного процесса зависит, главным образом, от двусторонних связей в системе «преподаватель – студент» [4, 5].
Целью данного исследованияявилась оценка удовлетворённости студентов лечебного и фармацевтического факультетов качеством лекционного материала на кафедре клинической фармакологии, методологией представления данных, востребованностью их в последующей деятельности.
Материалы и методы. Было проведено анонимное анкетирование среди
175 студентов лечебного (131 человек) и фармацевтического факультетов (44 человека), проходящих обучение на кафедре клинической фармакологии по соответствующей дисциплине в 2018 г. Всем тестируемым предлагалось анонимно ответить на вопросы, предложенные в анкете характеризующие различные стороны представления лекционных материалов:
1.
Прослушанные вами лекции по клинической фармакологии были прочитаны в проблемном изложении, считаете ли вы данную методику более оптимальной по сравнению с классическим вариантом чтения лекций?
2.
Хотели бы вы изменить в лекционных часах соотношение общей и частной клинической фармакологии?
3.
Как бы вы оценили полезность лекционного материала для подготовки к практическим занятиям и для последующей вашей работы в клинике по 5-балльной шкале?
4.
Какой вариант освоения лекционного материала вы выбрали бы: очное присутствие на лекции или дистанционное освоение материала – на сайте
КГМУ, при доступе к порталу по логину и паролю, с последующим тестированием (on-line) в системе по материалам лекций?
5.
Ваша оценка объема лекционных часов?
6.
Какие темы по клинической фармакологии вы хотели бы услышать на лекциях?
Методами вариантной статистики данные представлены в виде M ± SD.
Результаты исследования. Проведенное анкетирование позволило оценить удовлетворенность студентов учебным процессом.
Основная масса студентов лечебного факультета – 99 человек (75,6%) ответили, что проблемное изложение лекционного материала по сравнению с классическим вариантом является более оптимальным, 32 респондента (24,4%) предпочли классический вариант изложения лекционного материала. Мнение студентов фармацевтического факультета разделилось: проблемное изложение лекционного материала предпочли 23 человека (52,3%), классическое – 21 человек (47,7%).
Студенты выразили свое мнение по поводу возможных изменений в лекционных часах соотношения общей и частной клинической фармакологии. 60 студентов лечебного факультета (45,8%) предлагают «ничего не менять», 11 человек (8,4%) – «увеличить долю общей части», 60 человек (45,8%) –
464
«увеличить долю частных вопросов клинической фармакологии». Большинство студентов фармацевтический факультета – 29 человек (65,9%) предпочли бы не изменять в лекционных часах соотношение общей и частной клинической фармакологии, 2 человека (4,5%) предложили «увеличить долю общей части»,
13 человек (29,6%) – «увеличить долю частных вопросов клинической фармакологии».
Была дана оценка полезности лекционного материала для подготовки к практическим занятиям по 5-балльной шкале. Студенты лечебного факультета оценили полезность лекционного материала для подготовки к практическим занятиям в 4,32+0,87 балла, фармацевтического факультета в 4,79+0,41 балла.
Студенты лечебного факультета оценили полезность лекционного материала для последующей работы – в 4,23+0,95 балла, фармацевтического факультета в
4,64+0,61 балла.
Обучающимся было предложено оценить объем лекционных часов.
Студенты лечебного факультета ответили следующим образом: «оставить как есть» 88 человек (67,1%), «увеличить» – 24 человека (18,3%), «уменьшить» –
19 человек (14,6%). Студенты фармацевтического факультета ответили:
«оставить как есть» 40 человек (91,0%), «увеличить» – 2 человека (4,5%),
«уменьшить» – 2 человека (4,5%).
Большинство студентов лечебного факультета – 68 человек (51,9%), предпочли дистанционное освоение материала – на сайте КГМУ, с последующим тестированием (on-line) в системе по материалам лекций, очное присутствие на лекции было приоритетным у 63 человек (48,1%). Мнение студентов фармацевтического факультета было противоположным: большинство студентов – 27 человек (61,4%) ответили, что предпочли бы очное присутствие на лекции; дистанционное освоение материала – на сайте КГМУ, с последующим тестированием (on-line) в системе по материалам лекций выбрали
17 человек (38,6%).
Обучающимся была дана возможность предложить темы лекций, которые они хотели бы услышать более подробно. Наибольшее количество студентов лечебного факультета предпочли следующие темы: «Фармакотерапия неотложных состояний»; «Лекарственные средства, применяемые для лечения онкологических заболеваний»; «Фармакотерапия артериальной гипертензии».
Студентами фармацевтического факультета были предложены следующие темы лекций: «Клинические исследования»; «Фармакотерапия артериальной гипертензии», «Наркотические лекарственные средства», «Противовирусные лекарственные средства».
Заключение. Согласно результатам исследования было установлено:
• проблемное изложение лекционного материала по сравнению с классическим вариантом наиболее актуально;
• большая часть студентов считает нецелесообразным изменить в лекционных часах соотношение общей и частной клинической фармакологии;