Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1038
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
471 деятельности и она постоянно должна совершенствоваться в рамках успеха и направления активности личности.
Цель исследования. Определить факторы (группы мотивов/мотивы), влияющие на формирования учебной мотивации студентов в условиях повышения качества медицинского образования.
Материалы и методы исследования. Для исследования формирования учебной мотивации студентов в условиях повышения качества медицинского образования произведен опрос студентов в количестве 30 человек, обучающихся на 3 курсе по направлению «лечебное дело», нацеленный на выявление причины высокого или низкого уровня интереса к учебе.
Тестирование, направленное на выявление средств мотивации в учебно- познавательной деятельности. С этой целью исследования использовалась методика Т.И. Ильиной [http://testoteka.narod.ru/ms/1/05.html]. При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессии» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Полученные результаты. Как и любое сложное явление, мотивацию подразделяют по источнику мотивов, результатам действий и устойчивости.
Мотивация по источнику мотивов принято подразделять на: внешнюю мотивацию (основанную на внешних стимулах и различных условиях) и внутреннюю мотивацию (основанную на внутренних потребностях и интересах индивидуума). Мотивацию по результатам действий дифференцируют на положительную мотивацию (стремление человека выполнить то или иное действие, чтобы получить положительный результат) и отрицательную мотивацию (стремление человека выполнить то или иное действие, чтобы не получить отрицательный результат). Мотивация по устойчивости может быть устойчивой (влияющей длительное время на человека и не требующая каких- либо подкрепительных мотивов) и неустойчивой (постоянно нуждающаяся в дополнительном подкреплении).
Одной из главнейших задач образования является создание высокой системы качества подготовки выпускников, что не всегда удается осуществить в полной мере. Цель же студента-медика состоит не только в том, чтобы усвоить теоретические знания, но и уметь применить усвоенный материал и навыки на практике. Формирование компетентного специалиста зависит от многих факторов, в том числе и мотивационных, а именно познавательных.
Познавательная (учебная) мотивация студентов зависит не только от них самих или близких им людей, но так же и от преподавателей, дающих им эти знания.
Одно из главных мест в познавательной мотивации является не «порция информации», которую студент должен выучить, а своего рода проблемная ситуация, которую он, в свою очередь, должен решить. В результате
472 проведенного опроса (30 человек) удалось выяснить, что «практические» и
«наглядные» задания 86% обучающимся намного интереснее решать и они более эффективно отражаются на их последующей деятельности, нежели простое обсуждение темы с педагогом. Таким образом, активизация творческой деятельности студентов несет весомый вклад в достижение прочных, глубоких навыков и умений, а также формирует самостоятельность в позиции.
Так как у некоторых поступающих в образовательные учреждения медицинского профиля мотивация не до конца еще устойчивая, ее нужно постоянно подкреплять. Например, студенты примерно знают, в каком профиле они хотели бы работать, именно поэтому младшим курсам, а конкретно первому и второму, следует проводить различного рода экскурсии и конференции, связанные с будущей профессией, дабы их интерес к выбранной специальности не угасал. Во время обучения на начальных ступенях молодые студенты сталкиваются с гуманитарными дисциплинами, но никак не с профессиональными модулями, именно из-за этого интерес к учебе у многих студентов начинает постепенно снижаться.
Студентам же более старших курсов можно осуществлять выездные циклы, дабы своевременно вносить ясность в выбор ими профессии, находясь в реальных трудовых условиях. Здесь оценивается способность к видению проблемы и способности принятия профессиональных решений.
Для того чтобы добиться высокого качества медицинского образования, следует развивать не только профессиональные качества студентов, но и их личностный подход в решении проблем.
Обязательно должна происходить реализация междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, а также теоретическая подготовка с практической деятельностью. Именно этот фактор позволяет достичь высокого уровня в сфере своей профессии, выраженного в умении осуществлять поиск и быстро принимать решения в профессиональных ситуациях. Здесь играет роль мотивация по результатам действий. Будет она положительная или отрицательная, уже напрямую зависит только от мотивов студента.
На преподавателях лежит огромная задача в формировании мотивации студентов, но основная роль должна принадлежать самим студентам.
Большинство поступающих в медицинский вуз идут по своим внутренним мотивам, но все же есть часть студентов, у которых преобладают внешние мотивы, не связанные с учебой. Например, 4% из опрошенных пошли учиться по медицинскому профилю лишь потому, что это престижно, 3% – чтобы была хорошо оплачиваемая работа, еще 3% – потому что так захотели родители.
Процент студентов без внутренней мотивации не такой и большой (10%), но все же он есть, а если он есть, значить есть с чем бороться и над чем работать педагогам.
Заключение. Исследование показало, что при формировании мотивации у студентов в условиях повышения качества медицинского образования 66% приходится на долю самих студентов и лишь 34% на долю преподавателей.
473
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными критериями развития мотивации студентов в условиях повышения качества медицинского образования являются: стимулирование и поддержание заинтересованности студентов в учебном процессе, увеличение хорошо и отлично успевающих студентов, формирование ценностного отношения студентов к выбранной ими профессии и освоении теоретических знаний на практике.
Список литературы
1.
Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. –
М.: Изд-во МГУ, 2010. – 284 с.
2.
Галимова, А.И. Мотивация студентов при поступлении в медицинский вуз / А.И. Галимова // Современные наукоемкие технологии. –
2013. – № 7-1. – С. 34-53.
3.
Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А.
Матис, А.Б. Орлов – М . : Просвещение, 2010. – 191 с.
4.
Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – Питер, 2000. –
695 с.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ЭЛЕМЕНТ
САМОРАЗВИТИЯ
Полякова О.В., Болдина Н.В., Удалова С.Н., Грибовская И.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра фармакологии
Актуальность. В классической педагогике теория обучения (дидактика) представлена в виде пирамиды. Основания ее принадлежит дошкольному воспитанию и обучению, весь объем занимает начальная и средняя школа [1],
[2],
[4]. Во главе угла любой школы – и детской и уже высшей – всегда ставится роль преподавателя. В нашем исследовании мы сделали попытку оторваться от принятого стереотипа преподавания в высшей медицинской школе и доверить роль и обучающего и преподавателя самим студентов. Преподавателю отвели роль наблюдающего и корректора [3], [5].
Цель исследования. Применение в учебном процессе кафедры фармакологии новых творческих и учебных средств на примере самостоятельного составления тематических лекций с последующим тестированием студентов согласно тематическому плану практических занятий и самопроверкой.
Задачи исследования:
– исследование новейших методов обучение среди студентов высших учебных заведений;
– внедрение «неклассической» модели обучения в массы студентов;
– моделирование ситуации студент-преподаватель;
474
– достижение высокого творческого развития студентов посредством самостоятельного составления лекций;
– выявления пробелов обучения при самостоятельной творческой работе;
– развитие способностей самоанализа.
Объекты исследования: студенты, лекция, тесты.
Предмет исследования: знания.
Специальный предмет «Фармакология».
Методы исследования: лекция, тестирование, самоанализ.
Материал исследования:
Результаты подготовки творческой лекции.
Результаты подготовки материалов для тестирования студентов.
Собственно результаты самотестирования.
Способы самооценки.
Методы исследования.
В исследовании принимали участие все пришедшие на практическое занятие по фармакологии студенты педиатрического факультета 3 курса.
Студенты были разделены на группы:
– выступающие в роли лекторов,
– студенты, подготовившие тесты,
– собственно тестируемые студенты, после прослушивания лекции.
Окончательное оценивание всех групп происходило со стороны преподавателя.
Данная система обучения была опробована на трех практических занятиях:
– лекарственные средства, применяемые при недостаточности дыхательной системы,
– лекарственные средства, применяемые при недостаточности пищеварительной системы,
– лекарственные средства, применяемые при недостаточности сердечно- сосудистой системы.
На каждом занятии в исследуемые группы входили разные обучающиеся.
Таким образом, каждый из студентов побыл в разном статусе.
Результаты. В результате проведенного исследования была выявлена положительная динамика, свидетельствующая о высокой заинтересованности в творческой работе обучающихся.
Полученные результаты тестирования студентов оценивались в процентном отношении:
71-80% = 3 81-90% = 4 91-100% = 5
Критерии оценивания лекций:
Оценка «5» – демонстрирует полное понимание. На все дополнительные вопросы отвечает.
Оценка «4» – демонстрирует значительное владение темой лекции.
Отвечает на значительное количество дополнительных вопросов.
475
Оценка «3» – демонстрирует частичную подготовку к лекции. Отвечает на незначительное количество дополнительных вопросов.
Оценка «2» – демонстрирует непонимание проблемы, плохо преподнося тему. Не отвечает на дополнительные вопросы по различным разделам темы.
В результате ни в одной группе не поставлено ни одной неудовлетворительной оценки, ни по одной из предложенных разделов творческой работы.
В разделе творческой работы «Тематическая» лекция было получено 95% отличных оценок. В разделе подготовки тестов – 90% отличных отметок. В разделе самотестирования – 75% отличных отметок.
Заключение. Включение в образовательный процесс творческой работы формирует непрерывный познавательный интерес, как у преподавателей, так и у студентов. Как показало проведенное исследование студенты, которым были предложены творческие материалы, показывали отличные ответы во время тематических практических занятий по сравнению со студентами, обучающимися по обязательной программе. Студенты отлично подготовили материалы и впоследствии показали отличные результаты тестирования. Что говорит о высокой заинтересованности в предложенном материале творческой работы, а также попробовать себя в роли преподавателя.
Список литературы
1. Алеева, Ю.В. Учение как специфическая форма познавательной активности студентов // Вестник ТГПУ Педагогика высшей школы: теория и практика / Ю.В. Алеева. –2012 – 5 (120) – С. 3-14.
2. Будяк, Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ. – № 1 (4). – 2011. – С. 31-35.
3. Организация и контроль самостоятельной работы студентов.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
/ Сост. Н.Н. Васильева, Р.В. Любимов. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава
Мудрого, 2011.
4. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / под ред. С.В. Коршунова. – М.:
МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010. – 212 с.
5. ICT in Primary education: Analytical survey / Kalaš I., Bannayan H.E.,
Conery L. [and oth.]. Moscow: UNESCO Institute for Information Technologies in
Education, 2012.
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ КАФЕДРЫ НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ
Правдивцев В.А., Евсеев А.В., Шалаева О.Е., Нарезкина Л.П.,
Путенкова Л.Ю., Сосин Д.В.
ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Смоленск
476
Кафедра нормальной физиологии
Введение. В настоящее время медицинское образование невозможно представить без применения информационно-компьютерных и симуляционных технологий, которые позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения, создают принципиально новые возможности для усвоения учебного материала, активизируют работу студентов, способствуют развитию творческого мышления и формированию информационной культуры [2].
С учётом современных возможностей компьютеризации процесса обучения в вузах на кафедрах медико-биологического профиля, актуализируется необходимость перевода классического физиологического эксперимента на кафедре нормальной физиологии СГМУ на электронный тип представления, для чего имеется определённые предпосылки: возродилась экспериментальная составляющая практикума в результате одномоментного введения в него более сорока симуляционных работ, произошли значительные качественные изменения – на занятиях появились принципиально новые работы по физиологии выделения, дыхания, желез внутренней секреции, чего раньше не было даже при наличии лабораторных животных; виртуальные опыты, смоделированные на экране компьютера, позволяют показать студентам крайне сложные в исполнении эксперименты, что становится хорошей методической поддержкой при организации учебного процесса; повышается наглядность и научно- теоретический уровень изложения учебного материала.
Целью исследования явилась попытка оценить перспективы использования симуляционных компьютерных технологий в процессе освоения учебного материала по дисциплине «нормальная физиология» студентами различных факультетов СГМУ.
Методы исследования. Исследование базировалось на результатах анализа данных, представленных в литературных источниках последних лет, и собственном опыте кафедры нормальной физиологии
Смоленского государственного медицинского университета, приобретённом в период с 2016 по 2018 г.
Результаты исследования. Новые педагогические технологии являются одним из наиболее перспективных путей подготовки студентов в медицинских вузах, предоставляющим возможность создания безопасной и надежной образовательной среды для обучения будущих врачей [2, 5].
Не секрет, что за последнее десятилетие произошла значительная модернизация медицинского образования, сформировались новые подходы для мотивации студентов-медиков к освоению новых знаний, разработаны специализированные учебные программы, в том числе и по нормальной физиологии, с акцентом на привлечение компьютерных технологий и симуляционных методик [4].
В современных условиях, преподавание физиологии человека, а также родственных дисциплин, формирующих в значительной мере функциональную базу в отношении многих клинических предметов, является первым шагом в