Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1040

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

465
• полезность лекционного материала для подготовки к практическим занятиям и для последующей работы студентов в клинике оценивается как высокое;
• большинство обучающихся считает, что количество лекционных часов должно остаться прежним;
• большая часть студентов лечебного факультета предпочла бы дистанционное освоение материала – на сайте КГМУ, а студенты фармацевтического факультета предпочли очное присутствие на лекции;
Таким образом, проведенное исследование говорит о стабильно высоком уровне удовлетворенности студентов учебным процессом на кафедре клинической фармакологии. Использование анкетирования обучающихся помогает динамически наблюдать за педагогической деятельностью, обнаруживать и влиять на зоны роста, сохраняя наиболее успешные образовательные модели и методики.
Список литературы
1.
Белова С.Н. Технология управления развитием системы оценивания качества образовательного процесса в вузе // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2012. – № 1(13). –
С. 345-352.
2.
ГОСТ ISO 9000:2015. Межгосударственный стандарт «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Москва:
Стандартинформ, 2015. – 49 с.
3.
Корнейченко Н.В. Конкурентноспособность будущего специалиста как показатель качества его подготовки // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2007. – № 6(41). – С. 208-214.
4.
Котова С.С., Хасанова И.И. Качество образовательного процесса в университете глазами студента // Образование и наука. – 2016. – № 9(138). –
С. 43-58.
5.
Полутин С.В., Маколов В.И. Мониторинг удовлетворенности студентов обучение в вузе в системе менеджмента качества университета //
Интеграция образования. – 2007. – № 1. – С. 29-35.
К ВОПРОСУ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
И КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Погосов А.В., Богушевская Ю.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра психиатрии и психосоматики
Использование цифровых ресурсов стало неотъемлемой частью образовательного процесса в медицинском вузе. Интернет пространство наводнено самой разной информацией, которая для изучения дисциплины не всегда полезна, не несет обучающего, научного и практического содержания.

466
Являются ли источники авторитетными, можно ли их использовать в качестве учебного материала, ответ остается сомнительным. Анализ специальной литературы показал, что взгляды разных исследователей сходятся во мнении о существовании прямой зависимости эффективности освоения учебных программ обучающимися от уровня их информационной культуры [6, 7].
Информационная безграмотность создает проблемы в формировании представлений, получении знаний по дисциплине. Это касается не столько умения владеть компьютером, а общего представления об организации информационных центров, способов подачи и поиска информации [2]. Культура пользования электронными ресурсами является неотъемлемой частью профессиональной компетентности, отражает уровень общей культуры личности [3, 4, 5]. Стремительное увеличение количества информации в мире, которое удваивается каждые 20 месяцев, получило название «информационного взрыва». Кроме расширения ресурсов, появления новых информационных продуктов и услуг, увеличивается и количество искаженной, деформированной информации по причинам субъективности, некомпетентности самих ее создателей или в силу целенаправленной дезинформации. В одних вузах в учебные планы включают курсы «Основы информационной культуры»,
«Информационная культура» для студентов младших курсов [1]. В других – миссия формирования информационной культуры возлагается на библиотеку, которая выполняет функции информационного, культурного и образовательного центра [2]. В условиях информатизации современного образования просветительная работа со студентами – важная составляющая высшего профессионального образования [6,7].
Неумение студентов находить и использовать нужную, рекомендуемую информацию, отсутствие навыка дифференциации источников подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Целью являлось изучение уровня компетентности и культуры студентов в процессе использования электронных образовательных ресурсов при подготовке к занятиям по дисциплинам кафедры психиатрии и психосоматики. В какой степени студенты осведомлены о ведущих учреждениях, научных центрах, НИИ, какие имеются представления об авторстве предлагаемой информации, насколько у них развито умение осуществлять поиск авторитетных источников, отражает уровень культуры обучающегося, его профессиональную компетентность в электронном пространстве.
Задачи: изучить уровень осведомленности студентов о рекомендуемых для образовательных целей электронных базах данных; исследовать уровень культуры студентов в использовании образовательных интернет-ресурсов; повышение профессиональной компетентности и культуры студентов, обучающихся на кафедре психиатрии и психосоматики, в электронной образовательной среде.
Материал и методы исследования. В анонимном одномоментном исследовании, проведенном на кафедре психиатрии и психосоматики в осеннем семестре 2018-2019 учебного года, обследовано 44 студента (21 студент


467 факультета клинической психологии; 12 человек, обучающихся на педиатрическом факультете, и 11 студентов стоматологического факультета), участвующих в образовательном процессе. В качестве основного метода исследования применялась специально разработанная анкета, в которой студентам следовало ответить на вопросы, касающиеся использования электронных ресурсов при самоподготовке к практическим занятиям. Они должны были рассказать, пользователями каких библиотек являются, используют ли электронные ресурсы, предоставляемые библиотекой КГМУ и другие базы данных. Также предлагалось указать, через какие социальные сети они передают учебную информацию. В последнем пункте анкеты обучающимся предоставлена возможность высказать свои пожелания, сформулировать предложения по оптимизации использования электронных образовательных ресурсов на кафедре. В процессе заполнении анкеты допускались элементы собеседования, обсуждения некоторых вопросов, уточнение формулировок ответов. При анализе результатов использовалась описательная статистика.
Результаты. При подготовке к занятиям 100% студентов используют литературу, предоставляемую библиотекой КГМУ, и рекомендации преподавателя, в том числе ссылки на современные стандарты оказания медицинской помощи, приказы и клинические рекомендации. Обучающиеся на факультете клинической психологии в 92,3 % случаев отметили использование информационных ресурсов других библиотек (Курская областная научная библиотека им. Н.Н. Асеева, научная электронная библиотека eLibrary.ru), дистанционные электронные материалы других вузов с бесплатным доступом.
Среди студентов стоматологического факультета пользователей других библиотек не зафиксировано. В единичных случаях (6,8 % опрошенных) отметили, что в совершенстве владеют иностранным (английским) языком и при подготовке к занятиям используют доступы к иностранной литературе. Это студенты педиатрического факультета, относящиеся к категории отличников
КГМУ, с высоким уровнем успеваемости. К сожалению, чуть более половины студентов (58%) при изучении темы занятия достаточно поверхностно используют популярные поисковые системы Яndex, Googl. Пользуются первыми попавшимися в поисковиках ссылками, не задумываясь о происхождении, авторитетности публикации, профессиональной компетентности ее автора. Некоторые прямо на занятии зачитывают определения с телефона, вопросы в процессе опроса набирают в поисковую строку и по ходу собеседования ищут ответы. Получив задание по внеаудиторной работе, не желающие усердствовать студенты могут прочитать
«реферат» со смартфона, который впоследствии оказывается не проанализированной специальной литературой, а случайной популярной статьей, не имеющей авторства.
Практически все принимавшие участие в опросе (99%) для обмена учебной информацией использовали социальную сеть ВКонтакте. Они рассказали, что размещают здесь свои рефераты, доклады, сообщения, эссе, ситуационные задачи, фотографии, результаты курации больных и другие формы


468 самостоятельной работы. Обычной практикой является выполнение каких-либо видов внеаудиторной работы и возможность «скинуть» готовый материал преподавателю не на личную электронную почту, а в «группу» в сети, где он состоит. С одной стороны, это очень удобно, прозрачно, рационально и для студента, и для преподавателя. С другой, пользователи забывают о юридических, этических и деонтологических аспектах такого оборота учебной информации. В социальную сеть попадают фотографии медицинской документации (истории болезней, амбулаторные карты), которые не задумываясь о последствиях делают студенты и делятся ими для выполнения учебных заданий, описания клинических случаев с персонифицированными данными больных (место работы, домашний адрес, фамилии больных, шифр нозологии и т.д.). Такое безответственное отношение к пересылаемой информации в социальных сетях может привести к конфликтным ситуациям с больными и их родственниками.
Случайное появление сведений о психическом расстройстве больного в свободном доступе для разных категорий пользователей сети Интернет влечет не только административную, но и уголовную ответственность.
У студентов разных факультетов отмечена высокая активность поиска учебной информации в процессе самоподготовки к занятиям. Преподавателям необходимо направлять ее в нужное русло, формировать у студентовнавык пользования рекомендуемыми источниками. Рекомендации кафедры в отношении того или иного образовательного ресурса должны быть основной подсказкой и опорой для направления поисковой активности студента.
Умение дифференцировать предлагаемые электронные базы, выбирать материалы авторитетных авторов отражает компетентность и уровень преподавателя в развитии и совершенствовании этого навыка у обучающегося.
Следует стимулировать обучающихся задумываться об авторстве размещенной в интернет-ресурсах информации, ее достоверности. Этому необходимо уделять внимание на практических занятиях, рекомендуя учебную литературу, указывать ссылки на авторитетные источники и электронные ресурсы, показывать пути доступа в поисковых системах.
В отношении последнего пункта анкеты, касающегося предложений и пожеланий, большинство студентов обозначили просьбы получать для самоподготовки учебные видеофильмы, видеоролики, электронные пособия «в руки». Для поколения современных студентов характерно стремление осваивать новое посредством визуального восприятия. Отсутствие возможности предоставить видеоматериалы связаны, прежде всего, со спецификой кафедры.
В первую очередь – с предотвращением разглашения персонифицированных данных, сведений о психическом расстройстве, другой информации о больных.
Просмотр учебных видеофильмов возможен только на практических занятиях, исключающих его обсуждение в непрофессиональной среде. Если разбор клинического случая (видеозапись беседы с больным) попадает в свободное пользование студентами, мы не можем гарантировать больному, согласившемуся на видеозапись, неразглашение сведений о нем. Клинические случаи не являются художественными фильмами или популярными роликами,


469 они всегда привязаны к теме занятия и обязывают к его обсуждению в рамках какой-то нозологии, а не самостоятельному просмотру. Предоставление студентам пособий, содержащих персонифицированные данные о больных с психическими расстройствами, ограничено деонтологическими и юридическими рамками.
Пожелания студентов (30% участников опроса) создать специальные порталы, странички, «каналы» для учебно-методической информации порой свидетельствуют о неумении пользоваться сайтом КГМУ. На странице кафедры размещены материалы для обучающихся, вывешены учебные пособия, методические рекомендации и другая учебно-методическая информация, о которой они не осведомлены, не знают как ее найти. Доходит до крайности, сотрудниками кафедры подготовлены, опубликованы и прошли регистрацию электронные учебные пособия, а студенты остаются в неведении. Мы сталкиваемся с парадоксом – при наличии у студентов хороших технических возможностей, доступности сети Интернет, активном общении в социальных сетях, найти рекомендуемую, нужную и профессионально направленную информацию они затрудняются. Приведенное ещё раз подчеркивает необходимость повышения грамотности пользования электронными ресурсами, культуры общения в интернет-пространстве. Задача преподавателя – просвещать и обучать умению анализировать размещенную информацию в профессиональных сообществах, на официальных сайтах, указывать не только электронные адреса рекомендуемых электронных материалов, но и вместе с ними на практических занятиях обучать их поиску. Формируя информационную культуру наших студентов, мы воспитываем личность, подготовленную к жизни в информационном обществе, развиваем гражданскую ответственность – неотъемлемые качества профессионально компетентного грамотного специалиста.
1   ...   52   53   54   55   56   57   58   59   ...   79

Список литературы
1.
Бронникова,
Л.М.
Некоторые аспекты формирования информационной культуры студента / Л.М. Бронникова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – С. 182.
2.
Курымбаева, С.К. Информационная культура студентов /
С.К. Курымбаева, С.Д. Акалтыева // Актуальные проблемы современности. –
2016. – № 3 (13). – С. 151-155.
3.
Ладожина, Т.Н. Информационная культура как компонент общей культуры личности студента: тенденции развития в условиях современного образовательного процесса / Т.Н. Ладожина // Личность в пространстве и времени. – 2015. – № 5. – С. 138-142.
4.
Погосов А.В., Богушевская Ю.В. К вопросу воспитания в учебном процессе профессиональной культуры делового общения // Сборник материалов

470 ежегодной учебно-методической конференции
(30-31 января
2006 г.). – Курск: КГМУ, 2006. – С. 384-386.
5.
Погосов А.В., Богушевская Ю.В., Погосова И.А. Использование мультидисциплинарного подхода в учебном процессе кафедры психиатрии и психосоматики Курского государственного медицинского университета //
А.В. Погосов, Ю.В. Богушевская, И.А. Пастух // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы пограничной психической патологии (биопсихосоциальный подход)» −
Курск: КГМУ, 2013. – С. 7-12.
6.
Сергеева, М.М. Формирование информационной культуры студентов в условиях информатизации общества / М.М. Сергеева // Образование, карьера, общество. – 2017. – № 2 (53). – С. 74-76.
7.
Сороковых, Г.В. Дискуссионно-просветительная культура студента как феномен профессиональной образовательной системы / Г.В. Сороковых, Т.Н.
Шумейко // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2018. –
№ 41 (1). – С. 102-110.
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Поляков Д.В., Полосухина А.Д., Кукушка Г.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Актуальность работы. Мотивация определяется как побуждения, способствующие индивидууму поступать определенным образом. Эта деятельность базируется на идеальном достижении поставленной перед человеком цели и удовлетворении своих потребностей. Профессиональная мотивация определяется совокупностью различных факторов и мотивов играющих роль именно в профессиональной компетентности. Мотивом здесь выступают цели, которые обучающийся должен достичь в своей профессиональной деятельности. Различные научные направления по-разному интерпретируют и рассматривают учебную мотивацию и мотивы к ней.
Различают «внешние» мотивы (не связанные с учебным процессом) и
«внутренние» (производные от различных характеристик учения), «социальные»
(характеризующиеся активностью обучающегося к сторонам взаимодействия с людьми в ходе обучения и к результатам совместной деятельности) и
«познавательные» мотивы (направленные на повышение знаний, умений и профессиональных навыков обучающегося).
Актуальность исследования определяется недостаточной мотивацией студентов в сфере получения качественного медицинского образования, так же мотивационная сфера студентов-медиков является неотъемлемой частью