Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1035

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

477 направлении организации на старших курсах обучения в вузе интеграции кафедр, существующих в рамках междисциплинарной системы, призванной улучшить подготовку выпускников и их общую профессиональную компетентность, столь необходимую для практического здравоохранения.
В то же время следует отметить, что устоявшаяся в течении десятилетий схема освоения предмета «нормальная физиология», в частности, его практическая составляющая, в условиях последних лет оказалась разбалансированной, чему способствовало не только перманентное реформирование высшей школы, внедрение в педагогический процесс необоснованных «обновлений», но и банальное отсутствие нового учебного оборудования, реактивов, необходимых для демонстрации процессов в ходе аудиторных экспериментов, и, особенно, лабораторных животных.
Причем, в отношении использования животных на занятиях ситуация осложнилась тем, что в настоящее время, как за рубежом, так и в России, получило большую общественную поддержку движение за гуманизацию медицинского образования. Сейчас многие университеты постепенно отходят от практики эксперимента на животных и внедряют в учебный процесс гуманные альтернативы [3, 5]. В публикации К.А. Арутюнян и Э.Л. Чупак (2017) симуляционные программы рассматриваются в качестве наиболее простого и наглядного способа замены подопытных животных демонстрацией опытов на экране компьютера. Китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню. Дай мне попробовать, и я научусь». В этих мудрых древних словах авторы видят возможности модернизации современных средств обучения.
По данным литературных источников, большинство симуляционных технологий вполне способны обеспечить формирование практических навыков, равноценных таковым, полученным в рамках реального эксперимента [3, 5]. При этом альтернативные методы имеют ряд преимуществ: они интересны и легко запоминаются; позволяют выбрать индивидуальный темп обучения; при использовании симуляционной компьютерной программы, студент может повторить опыт несколько раз, меняя по своему усмотрению условия эксперимента; и, что немаловажно, альтернативные методы экономичны.
Многие из них стоят недорого, в то время как ежегодные затраты вуза на покупку и содержание подопытных животных могут быть весьма значительными [2].
Общеизвестно, что выполнение практической работы является неотъемлемой частью изучения биологических и физиологических дисциплин.
В течении двух последних лет в ходе практических занятий на кафедре нормальной физиологии СГМУ в тестовом режиме используются компьютерные симуляционные работы из программы PhysioEx 9.0 Laboratory Simulations in
Physiology (Pearson, США). Программа представляет собой лицензионный комплект, включающий 12 разделов и 63 лабораторные работы, предназначенные для освоения полного курса экспериментальной физиологии в университетах медицинского профиля [3].


478
Что представляют собой компьютерные симуляционные практические работы? Если популярно – это подобие компьютерной игры, для которой всё, что необходимо, в частности, для физиологического эксперимента, представляется на экране монитора компьютера: оборудование, реактивы, инструментарий, подопытное животное. Интересно, что если симуляционный эксперимент проводится на человеке, то для участия в эксперименте программа предлагает на выбор виртуальных
«волонтеров» с различными функциональными характеристиками.
Например, тема «Физиология сердца, свойства сердечной мышцы», включает следующие практические работы: рефрактерный период сердечной мышцы, влияние парасимпатических и симпатических нервов на работу сердца, влияние температуры на частоту сердечных сокращений, влияние на работу сердца ацетилхолина, атропина, адреналина, электролитов (кальция и калия).
Всё, как в «больших» классических практикумах, только на экране. Разумеется, при выполнении симуляционных опытов экспериментатор для получения результата должен воспроизвести всю последовательность действий, точно также, как и в ходе натурального эксперимента.
Проведение такого рода практических действий позволяет студенту наблюдать физиологические процессы и их изменение при воздействии различных факторов внешней и внутренней среды, выявлять определённые физиологические закономерности, осваивать методы функциональной диагностики. На начальном этапе внедрения симуляционного практикума коллективом кафедры было разработано учебно-методическое пособие по реализации симуляционных компьютерных экспериментов с использованием интерактивных технических средств в виде тестовых заданий. По сути, процесс включал не только эксперимент, но также подразумевал дополнительный контроль знаний по теории эксперимента [3].
1   ...   53   54   55   56   57   58   59   60   ...   79

Заключение. Моделирование физиологических процессов средствами компьютерной графики становится всё более простым и доступным широкого потребителя инструментом, позволяющим осуществлять демонстрации разнообразных механизмов жизнедеятельности целостного организма.
Симуляционные виртуальные лабораторные работы помогают студентам не только понять суть фундаментальных физиологических явлений и законов, но также предоставляют возможность изучить основные приёмы проведения естественнонаучного эксперимента с интерпретацией полученных результатов.
Список литературы
1.
Арутюнян, К.А. Современные информационные технологии при обучении на кафедре детских болезней / Э.Л. Чупак // Материалы учебно- методической конференции «Дистанционные и симуляционные технологии в подготовке врача. – Благовещенск., 2017. – С. 9-11.
2.
Бакирова, Р.Е. Инновационные технологии в обучении студентов- медиков / Р.Е. Бакирова, С.Д. Нурсултанова, Л.Е. Муравлёва, К.Т. Тусупбекова,
Ж.Ж. Турханова, Б.Д. Аширбекова // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 3. – С. 69.

479 3.
Виртуальный практикум по нормальной физиологии: методические рекомендации по проведению виртуального физиологического эксперимента в среде PhysioEx 6.0: Laboratory Experiments in Physiology, пер. с англ. и адаптация длястудентовСибГМУ
/
В.Б.
Студницкий,
Т.Г.
Легоминова,
А.В. Кольцов. – Томск: СибГМУ, 2016. – 160 с.
4.
Косаговская, И.И. Современные проблемы симуляционного обучения в медицине / И.И. Косаговская, Е.В. Волчакова, С.Г. Пак //
Эпидемиология и инфекц. болезни. – 2014. – № 1. – С. 49-61.
5.
Симуляционное обучение в медицине / под ред. проф.
А.А. Свистунова; сост. М.Д. Горшков. – М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. – 288 с.
ПРОЦЕСС ПРЕПОДАВАНИЯ «МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ»
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ УСПЕХА
И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ IV КУРСА
ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Примакова О.В., Бровкина И.Л.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра спортивной медицины и лечебной физкультуры
Во все времена были и остаются актуальными проблемы совершенствования учебного процесса студентов КГМУ. Значительной составляющей образования в высших учебных заведениях является работа по созданию мотивации на успешную учебную деятельность, что считается залогом продуктивного процесса подготовки будущего специалиста.
Чем более высокий уровень развития мотивационного компонента личности, связанного с удовлетворением желаний и достижением задуманного, тем успешнее учебно-педагогический процесс и как следствие результаты обучающихся и их дальнейшая профессиональная деятельность.
Различные факторы влияют на желание учиться – у одной группы – это шанс приобрести высокопрофессиональные умения и навыки, владения по интересующей специальности. У другой группы – это только удовлетворение самолюбия – обретение документа, свидетельствующего о высшем образовании, который не будет подкреплен основательными навыками и познаниями.
Поэтому в учебно-педагогическом процессе необходимо двигаться в направлении появления увлеченности специальностью, которую выбрал студент, что будет способствовать небезуспешной высокопрофессиональной квалификации.
Особенность преподавания в КГМУ – это взаимосвязь деятельности академической и лечебной. Без аффилиации к учебе невозможно развитие обучающегося как профессионального специалиста. Поэтому мотивационная составляющая обучения в ходе преподавания считается основой предстоящей работы по подготовке компетентного специалиста. Положительная аффилиация


480 дает возможность обучающимся сформировать опыт мышления, необходимый в работе врача, эффективно применять получаемые умения, знания.
В процессе преподавания дисциплины особое внимание уделяется следующим аспектам:
1) практические занятия проводятся с использованием обучающего материала, подобранного с учетом современных клинических рекомендаций, для усовершенствования знаний, которые были получены ранее, акцентируется значимость междисциплинарных знаний для дальнейшей работы;
2) используется метод интерактивного, активного преподавания: решение ситуационных задач, обсуждение проблемных вопросов, инсценировка ситуаций, связанных с определенными медицинскими проблемами, дискуссии с учетом полученных знаний;
3) активное сотрудничество студентов и преподавателя в период обучения, с учетом их потребностей, интересов, обсуждения, направленные на помощь нерешительным, стеснительным студентам, дающие им возможность проявить себя как специалиста;
4) создание эмоционально-комфортной обстановки, настрой на преодоление трудностей, четкая постановка целей и задач, предоставление возможности анализировать, оценивать собственную инициативность;
5) система балльно-рейтинговой оценки итогов учебной деятельности, творческой работы, обладает достоинствами – возможность в комплексе оценивать достижения студентов, оказывать воздействие на дисциплину, улучшать посещаемость лекций и занятий по практике; возможность объективно оценить творческую деятельность [2];
6) самостоятельные занятия разработаны кафедрой таким образом, что каждое из них позволяло решать определенные задачи по формированию необходимых навыков и стимуляции к различным видам учебной и профессиональной деятельности: проведение антропометрии и соматоскопии, заполнение врачебно-контрольной карты, проведение функциональных проб, оценка типа реакций на физическую нагрузку по показателям пульса и артериального давления, проведение врачебно-педагогических наблюдений в зале ЛФК, построение физиологической кривой и оценка адекватности реакции организма на нагрузку, составление программы медицинской реабилитации при наиболее распространенных заболеваниях;
7) по окончании цикла, на зачете, проводится оценка освоения практических навыков (умений), и оценка расчетно-графических работ.
Анализируются и обсуждаются результаты комплексного медицинского обследования, функционального тестирования, результаты врачебно- педагогических наблюдений, разработанные обучающимися планы медицинской реабилитации при наиболее распространенных заболеваниях.
Для изучения влияния методов, применяемых в процессе преподавания дисциплины «медицинская реабилитация», на мотивацию успеха и учебной деятельности обучающихся в 2017-2018 учебном году был проведен эксперимент, в котором участвовали 100 обучающихся четвертого курса лечебного факультета КГМУ.


481
В начале цикла и на зачете по анкетам студенты прошли опрос. Первая анкета – «Мотивация успеха и боязнь неудачи» по А.А. Реану – студенты отвечали на двадцать предложенных им вопросов. За совпавший ответ начислялся 1 балл, по итогу анкетирования определялась сумма набранных баллов [1]. По результатам опроса делалось заключение: набрано от одного до семи баллов – явный настрой на неудачное завершение начатого; от четырнадцати до двадцати – положительный результат, мотивация на успех.
Побудительный мотив отражен слабо при баллах – от восьми до тринадцати.
Сумма баллов восемь, девять расценивалась как тенденция мотивации на неудачу; двенадцать, тринадцать баллов – присутствует определенная устремленность мотивировки на успех.
Для исследования мотивов к учебной работе проведен опрос по 2 анкете
(А.А. Реан, В.А. Якунин). Она включала в перечень вопросов, содержащих причины, вызывающие желание у людей обучаться. Студентам было предложено выбрать из перечисленных причин четыре наиболее важные по их мнению [3].
После зачета проведен анализ результатов анкетирования. Обследование показало, что у абсолютного большинства учащихся 4 курса лечебного факультета (91%) в конце цикла имелась выраженная мотивация на успешное завершение начатого дела (17,7 баллов), по сравнению с началом цикла
«медицинская реабилитация», когда имелась лишь тенденция мотивации на успех (12 баллов) только у 67%.
Были определены четыре основных причины вызывающие у студентов желание учиться в начале цикла: 1) получение документа о высшем образовании,
2) обрести основательные и современные знания, 3) хорошо учиться, сдавать экзамены на положительные отметки «4» и «5», 4) быть не хуже одногрупников.
По окончанию «медицинской реабилитации» приоритет изменился: 1) стать высококвалифицированным специалистом, 2) обрести основательные и современные знания, 3) получить документ о высшем образовании, 4) обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. Стоит отметить, что к концу цикла многие студенты задумались о выборе будущей узкой специальности.
Опираясь на полученную нами в результате анкетирования информацию, хочется отметить, что процесс преподавания и технологии, применяемые на кафедре, эффективны и могут быть рекомендованы не только для повышения, но и улучшения аффилиации на учебную деятельность, стимулирования настроя на положительный исход любого начатого дела. В процессе преподавания следует помнить, что именно желание человека, как личности, достичь высоких результатов – это самая действенная возможность совершенствовать итоги и сам процесс учебы, именно желание является движущей силой процесса получения и анализа материала.
Эффективной работе по подготовке высокопрофессиональных врачей способствует не только определение реального уровня существующей мотивировки, но и корректирование становления аффиляционной сферы и контролирование динамики изменения