Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1034
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
482 этого компонента в процессе освоения практических навыков и умений, владений.
Список литературы
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов:
Учебное пособие. – М.: Логос, 2006. – 184 с.
2. Мицкевич, С.Э., Возможности рейтинговой системы в подготовке востребованного специалиста / С.Э. Мицкевич, Е.А. Горева // Перспективы развития науки в области педагогики и психологии. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. «Инновационный центр развития образования и науки». – 2014. – С. 46-48.
3. Пакулина С.А. Методика диагностики мотивации учения студентов педагогического вуза
[Электронный ресурс]:
Электронный журнал
«Психологическая наука и образование», 2010, № 1 // Психологическая наука и образование: [сайт]. URL: www.psyedu.ru.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ
ПРЕПОДАВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
Прусаченко А.В., Балыбина О.Д., Затолокина М.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии
Современные достижения медицины расширяют возможности диагностики и лечения различных патологий, что требуют более глубокого понимания строения и функций организма человека, а также особенностей и механизмов его адаптации к различным воздействиям. Одной из основополагающих дисциплин в современной системе медицинского образования, закладывающих основу научного понимания структурно- функциональных особенностей жизнедеятельности человека в норме и патологии, является гистология, эмбриология, цитология [1, 2].
В настоящее время методики и технологии преподавания дисциплины должны быть направлены на формирование у студентов понятий о микроскопической организации тканей и органов, путях и особенностях их эмбрионального развития с учетом современных достижений науки, что необходимо для дальнейшего понимания патологических процессов и изучения клинических дисциплин. Преподавание гистологии, эмбриологии, цитологии с учетом современных достижений науки требует использования новых подходов в обучении. Современные подходы в обучении должны быть направлены на подготовку всесторонне образованного, логически мыслящего и способного к самостоятельному решению профессиональных задач специалиста [4].
Наиболее эффективным подходом в современной системе образования является интерактивное обучение. Реализация интерактивного обучения основывается на принципах взаимодействия, активности обучающихся,
483 группового опыта и обязательной обратной связи. Основными признаками интерактивного обучения являются открытость, взаимодействие участников, равенство их аргументов, накопление совместных знаний, возможность взаимной оценки и контроля [4, 6].
С целью повышения эффективности преподавания гистологии, эмбриологии, цитологии как фундаментальной дисциплины на уровне, отвечающем современным требованиям и задачам клинических направлений необходимо учитывать современные принципы реализации интерактивного обучения. К современным принципам преподавания фундаментальных дисциплин относятся: изменение форм и содержания обучения, профессионализация и адаптация содержания дисциплины к профессиональным задачам [1, 2, 4, 6].
Основным принципом интерактивного обучения является изменение форм обучения. Данный принцип основан на активном использовании в учебном процессе инновационных технологий.
Например, использование мультимедийных технологий позволяет каждое положение изучаемого материала иллюстрировать необходимыми оцифрованными микрофотографиями клеток, тканей, органов, а также соответствующие электронограммы. При этом мультимедийные технологии дают возможность использовать большое количество материала, а также позволяют актуализировать и совершенствовать его в соответствии с современными требованиями к уровню образования. Хорошие результаты для повышения уровня знаний дает использование анимаций, которые демонстрируют в динамике объемные структуры и сложные для понимания процессы, например, этапы эмбрионального развития и строение зародыша. Инновационным подходом в обучении гистологии, эмбриологии, цитологии также является использование электронных альбомов гистологических препаратов, изучаемых на практических занятиях. Кроме того, использование на практических занятиях светового микроскопа, оснащенного цифровой камерой с соответствующим программным обеспечением, дает возможность изучать препарат в реальном времени Использование цветных цифровых микрофотографий является одним из основных источников для подготовки к сдаче практических навыков [1, 4, 6].
Для успешного освоения дисциплины, обучающиеся должны иметь достаточно сильную мотивацию, которая подразумевает глубокое понимание студентами роль изучаемой дисциплины в их будущей профессиональной деятельности. В этом заключается принцип профессионализации, который может быть реализован путем использования технологии проблемного обучения
[1, 2, 4, 5].
Методика проблемного обучения объединяет в себе как методы самого проблемного обучения, так и методы объясняющего обучения. Проблемное обучение способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, что мотивирует их познавательную деятельность, активирует мыслительные процессы и дает возможность получения прочных фундаментальных знаний.
Основным направлением в реализации проблемного обучения является
484 регулярное создание проблемных ситуаций, которые позволяют привлечь студентов к исследовательской деятельности. Такой вид учебной деятельности дает возможность самостоятельного поиска решений учебных проблем [3, 4, 5].
Суть проблемного обучения заключается в том, что обучающиеся, путём создания преподавателем проблемных ситуаций, привлекаются к решению учебных проблем. Таким образом, путем создания учебных проблем преподаватель организует регулярную самостоятельную учебно- познавательную деятельность студентов с целью усвоения новых знаний.
Проблемная ситуация появляется в том случае, если возникает противоречие между тем что «знаю» и что «не знаю», т.е. когда для понимания и осмысления какого-либо материала студент не обладает достаточным объемом знаний.
Поэтому, проблемную ситуацию называют «ситуацией интеллектуального затруднения». Отсутствие у студентов необходимых для решения проблемной ситуации знаний, отсутствие достаточного опыта, осознание противоположности фактов при объяснении материала, а также осознание студентом противоречивости ситуации в целом приводит к возникновению учебной проблемы. Таким образом, учебная проблема – это осознание студентом невозможности разрешить противоречие. Как правило, учебная проблема представлена в виде задания продуктивного типа, в котором присутствуют избыточные, недостающие или альтернативные данные [3, 5].
Используемые проблемные ситуации должны четко отражать практическую значимость получаемых знаний, которые будут соответствовать содержанию клинических дисциплин. Тщательный отбор учебных компонентов и согласование учебных программ гистологии, эмбриологии, цитологии с учебными программами клинических дисциплин дают возможность реализации принципа профессиональной направленности, который является основополагающим уже на этапе отбора содержания учебной программы
[1, 2, 3, 5].
Таким образом, преподавание гистологии, эмбриологии, цитологии должно быть основано на принципах изменения форм и содержания обучения в соответствии с современным уровнем развития науки и медицины в целом.
Необходима адаптация содержания учебной программы к современным требованиям клинических дисциплин, что будет приводить к повышению профессиональных качеств. Использование различных интерактивных технологий в обучении дает возможность самостоятельной деятельности студентов и самостоятельному поиску решений проблем, а также повышает как качество получаемых знаний, так и мотивацию студента к обучению.
Список литературы
1. Афанасьев, Ю.И. Медицинская направленность в преподавании гистологии, цитологии и эмбриологии / Ю.И. Афанасьев, Ю.И. Ухов //
Морфология. – 1998. – Т. 113, № 2. – С. 115-116.
2. Бурцев, Е.М. Клиническая направленность преподавания гистологии нервной системы как основа интеграции изучения неврологии в медицинском вузе
485
/ Е.М. Бурцев, С.Ю. Виноградов, Ю.В. Погорелов // Медицинская направленность преподавания анатомии и гистологии: материалы международной учебно- методической конференции. – Иваново, 1997. – С. 15-17.
3. Герепес, П.М. Проблемное обучение в вузе / П.М. Герепес // Молодой ученый. – 2011. – Т. 2, № 4. – С. 78-80.
4. Крачун, Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе [Электронный ресурс] / Г.П. Крачун // Современные проблемы науки и образования. – 2012. –
№ 1. – Режим доступа: www.science-education.ru/101-5455.
5. Петров, В.В. Проблемное обучение в медицинском университете /
В.В. Петров // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016. – Т. 6, № 7. – С. 1383-1384.
6. Тулаева О.Н., Суворова Г.Н.Организация инновационных методов самостоятельной работы студентов при изучении теоретических дисциплин в медицинском вузе / О.Н. Тулаева, Г.Н. Суворова // Журнал Национальной ассоциации ученых (НАУ). – 2015. – № 9 (часть 1). – С. 81-83.
1 ... 54 55 56 57 58 59 60 61 ... 79
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Рагулина В.А., Быстрова Н.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологической химии
На современном этапе становления и развития информационного общества, основными факторами которого во всем мире провозглашены информация, управление и организация, как никогда актуальным становится вопрос о создании научно обоснованных и общественно признанных взглядов на роль, место, структуру, содержание и принципы развития отечественной школы в контексте единой государственной политики в области образования, защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности страны, принятой в настоящее время стратегии модернизации образования.
Рассмотрение исторического аспекта становления высшего профессионального образования позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшей целенаправленной и тщательной проработки теоретико- методологических основ проектирования и организации практической подготовки будущих специалистов. Динамическое социально-экономическое развитие в России, ее переход к компетентностному подходу предъявляет вузам новые требования и предполагает соответствующие этим требованиям изменения в образовательной деятельности, в понимании и организации учебного процесса. Общими для всех уровней образования являются достаточно высокие требования, основанные на компетентностной модели содержания стандартов высшего профессионального образования, в рамках которой результат образования описывает знания, умения и навыки в действии. Знания
486 компетентностного типа рассматриваются в единстве с пониманием основы их применения и формирования компетенций. Компетентность по природе своей является сугубо индивидуальным системным качеством личности. Сегодня как никогда остро стоит вопрос о необходимости получения качественного образования на всех его этапах. Целью современных образовательных модулей является прогнозирование и разработка методических подходов к образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам[3, 5]. Под качеством образовательного процесса понимают интегральное свойство, обусловливающее способность педагогической системы удовлетворять существующим и потенциальным потребностям личности и общества, государственным требованиям по подготовке высококвалифицированных специалистов. Поэтому стратегия модернизации образования на первый план выдвигает проблему качества образования, его организации и управления.
Эффективное решение проблемы обеспечения высокого качества учебно- воспитательного процесса непосредственно связано с рационализацией всей системы предметного обучения, поскольку рационализация – это качество обучения. Планировать и создавать качество – это значит гибко и рационально управлять процессом обучения. деятельности преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов студентов. В компетентностно- ориентированном образовании обучающийся сам отвечает за собственное продвижение к получению выбранного уровня образования, а преподаватель является организатором выбранного процесса.
Важным условием эффективности является осмысленность обучения. Стержнем механизма управления процессом обучения является системный мониторинг, предполагающий диагностику основных составляющих качества образовательного процесса на основе поэтапно осуществляемой обратной связи, а также всего спектра видов, средств и методов управления качеством. Именно мониторинг имеет непосредственное отношение к образовательной технологии, так как он является системой сбора и использования информации., без которой невозможно построение управляемого технологичного учебного процесса, поэтому практическое воплощение модели качества процесса обучения становится наиболее эффективным в режиме технологического построения этого процесса, позволяющего учесть все многообразие факторов и условий его функционирования и развития[2].
Как концептуальный подход к созданию репрезентационных моделей знания разработан метод структурно-функционального моделирования.
Проблема моделирования внутренних репрезентационных структур мышления выходит на первый план в современных когнитивных и психолого- педагогических науках при исследовании высших когнитивных процессов- обучения, понимания и решения задач. В этой связи при формировании содержания образования возникает проблема моделирования индивидуального знания в той форме, в которой оно способствует пониманию и может применяться к решению поставленных задач, решение которых предполагает