Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1031
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
487 перевод проблемы обеспечения и оценки качества образования в ранг приоритетных государственных задач.
Предполагаемые структурно-функциональные модели основаны на создании смысловой репрезентации, ситуации с опорой на имеющиеся концептуальное знание; они интегрируют теоретическое и феноменологическое, декларативное и процедурное знание. Оптимизационные задачи таких моделей состоят в развитии во время обучения и деловых качеств будущих руководителей и специалистов. Главный инструмент обеспечения качества – образование, основанное на научных исследованиях, применение новых форм обучения и включения в создание инновационной системы обеспечения качества образования европейского образца. Целенаправленная систематическая работа преподавателей вузов по формированию общепрофессиональных компетенций студентов является одним из условий действительного развития и самореализации личности[1, 4].
Одним из необходимых условий для успешного решения проблемы является усиление интеграции вузов и предприятий для работы в указанном направлении, а также разработка и реализация проектов, обеспечивающих эффективный рост качества образования, особенно в ракурсе сбалансированности профессиональных качеств специалистов, заложенных в процессе обучения, и требований предприятий к работникам интеллектуального труда.
Для реализации задач высшей школы – укрепление базовых знаний студентов и на их основе формирование более глубоких знаний по выбранной специальности – важно учитывать соотношение мотивационного и интеллектуального факторов. Осознание значимости фактора мотивации для успешности учебной деятельности обусловливает необходимость поиска мотивационного обеспечения учебного процесса, указывает на актуальность личностно ориентированного подхода в современном образовании, что будет способствовать оптимизации социальной адаптации студентов. Образовательная система всегда являлась краеугольным камнем в жизни общества[5].
Образовательные и общественные ценности постоянно подвергаются интенсивному переосмыслению в связи с возможностями инновационных способностей и потенциальных возможностей качественного скачка в современной системе образования.
Список литературы
1.
Рагулина, В.А. Мотивационное обеспечение, гуманизация образования – залог успеха воспитания профессионала и гражданина /
В.А Рагулина, В.Я. Яцюк // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы II Международной научно-методической конференции в
2 ч.
Ч.
2.;
Курск. гос. техн. ун-т.
Курск,
2010.
–
С. 163-165 2.
Рагулина, В.А. Некоторые аспекты парадигмы новых подходов в методологии образования / В.А Рагулина, В.Я. Яцюк // Современные проблемы высшего профессионального образования: материалы II Международной
488 научно-методической конференции в 2 ч. Ч. 2.; Курск. гос. техн. ун-т. Курск,
2010. – С. 165-166.
3. Ратников, М.П. Информационные технологии и стратегии развития регионального вуза / М.П. Ратников, Н.И. Абрамова // Совет ректоров. – 2009. –
№ 5. – C. 49-55.
4. Рогалев, Н.Д. Использование интерактивного самообучения как ведущей организационной формы интенсификации учебной деятельности /
Н.Д. Рогалев, Е.М. Табачный, В.А. Шевьева // Вестник МЭИ, 2009, № 2. –
С. 196-201.
5. Фурсенко, А.А. О модернизации науки и развитии новых технологий /
А.А. Фурсенко // Alma mater. Вестник высшей школы. – 2007. – № 6. –
С. 14-18.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
НА КАФЕДРЕ ПЕДИАТРИИ
Разинькова Н.С., Хмелевская И.Г., Миненкова Т.А., Серёжкина А.В.,
Матвиенко Е.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра педиатрии
В современных условиях реформирования системы высшей школы одним из безусловно необходимых аспектов является переход от сложившейся системы
«поддерживающего обучения» к инновационному, проблемно- ориентированному обучению, которое отличается акцентом не на фактах, а на смысле получения знаний, на обучении в процессе интеграции научных знаний и реальной медицинской практики с использованием возможностей информационного ресурса современного общества. Учитывая особенности медицинского образования, основной акцент при внедрении инновационных методов обучения на кафедре сделан на совершенствование освоения студентами навыков практической лечебной деятельности постоянно на каждом этапе обучения.
Основной своей задачей кафедра считает подготовку выпускников, способных гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя полученные знания на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.
Выпускники должны уметь самостоятельно критически мыслить, увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии, четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности. Немаловажным в будущей
489 профессии для них является быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем). В ходе преподавания дисциплин студентам педиатрического, лечебного, международного факультетов на кафедре педиатрии используются различные педагогические методы, которые условно можно разделить на методы работы преподавателя и методы работы студентов.
Несмотря на специфику преподавания на каждом факультете, есть общие подходы в построении учебного процесса. Так, наряду с традиционными методами преподавания, включающими обучение студентов работе с учебником, объяснение темы занятия, дискуссию по проблемным вопросам, наибольший акцент делается на практические методы обучения - приобретение навыков работы с пациентами и их родителями. Важность этой части работы связана с ее значимостью для последующей трансформации пассивных знаний, полученных студентом при подготовке к занятиям и при чтении лекций, - в активные.
Практические методы нацелены на обучение студентов установлению контакта с детьми и с их родителями, составлению плана осмотра пациента и алгоритму построения предварительного диагноза и плана обследования.
В настоящее время кафедра ведет преподавание на 6 факультетах. Исходя из учебного плана, преподаются следующие дисциплины: на лечебном, международном – педиатрия, на педиатрическом факультете – факультетская педиатрия, госпитальная педиатрия, поликлиническая и неотложная педиатрия, инфекционные болезни у детей.
Особое место в процессе обучения на кафедре занимают элективные курсы. На кафедре разработан междисциплинарный элективный курс
«Неотложные состояния в педиатрии» для студентов всех обучающихся факультетов. Элективный курс представляет студентам возможность дополнительного более глубокого, чем предусмотрено программой, изучения важных для практической деятельности разделов педиатрии. Так как программа элективного курса включает и лекции, и практические занятия, то студенты имеют возможность и получения дополнительных теоретических знаний по этому разделу, и закрепления полученных знаний на практических занятиях.
Образовательный процесс на кафедре педиатрии происходит с начальных азов, поскольку студенты сталкиваются со спецификой общения с детьми различных возрастов.
Специфика педагогических технологий кафедры педиатрии включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы. При
490 изучении теоретического материала преподавателем используется монологическая форма изложения его (объяснение). В ходе объяснения излагаются основное содержание учебного материала по теме занятия, формулируются задачи и актуальность темы, привлекаются яркие примеры из собственной практики. В зависимости от содержания учебного плана, уровня познавательной теоретической деятельности студента, ведется беседа преподавателя со студентами, путем постановки продуманной системы вопросов. Беседа необходима для подведения учеников к пониманию нового материала, а также для усвоения ими уже изученного.
Основными методами обучения на клинической кафедре безусловно являются практические методы, основанные на деятельности студентов, формирующие практические умения и навыки. На нашей кафедре ежедневно с этой целью проводится курация детей с различной соматической патологией студентами, оценивается тяжесть и динамика состояния больного, отрабатываются методы осмотра, перкуссии, пальпации, аускультации.
Отработка практических навыков проводится на каждом практическом занятии, при этом подбор пациентов носит тематический характер, что активирует визуальный процесс восприятия и запоминания материала и способствует формированию врачебного опыта начиная со студенческой скамьи.
Ежедневно обучающиеся имеют возможность ознакомления с медицинской документацией, проводя сопоставление собственного мнения о пациенте с мнением специалистов и выбора терапевтической тактики его ведения.
В качестве активной учебной деятельности по формированию умений применения полученных знаний по изучаемой теме, используются ситуационные задачи в письменной или устной формах, в которых представлены различные клинические ситуации. Студентам предлагается самостоятельно верифицировать диагноз, назначить необходимые обследования, выбрать определенную лечебную тактику, определить возможный прогноз и профилактические мероприятия. В ходе решения задач формируются знания клинического мышления, необходимые практические умения и навыки.
Правильность выполнения поставленной задачи контролируется преподавателем, в ходе обсуждения принимает участие вся группа учащихся.
Закрепление и «оттачивание» практических навыков происходит во время производственной практики, где под руководством преподавателей студент проходит последовательные этапы профессиональной подготовки. Для отработки практических навыков активно внедряются инновационные методы, в частности работа со специальным тренажером-муляжом
«Кризис», позволяющим приобретать навыки оказания неотложной помощи детям раннего возраста.
Помимо практической части учебной подготовки для обеспечения законченности и целостности восприятия учебного плана проводится чтение лекций. При этом большое внимание уделяется качеству теоретического,
491 лекционного, материала. Лекции преподносятся в мультимедийном виде, что, активируя зрительную обработку информации, способствует ее лучшему усвоению. Наряду с традиционным построением плана лекционного материала, разбираются проблемные и актуальные вопросы педиатрии, предлагаются новые пути решения, алгоритмизируются подходы к диагностике и лечению детских болезней, что помогает студенту систематизировать полученные знания.
Кроме того, в течение ряда лет на кафедре широко и эффективно используются различные формы самостоятельной работы студентов. При этом наиболее распространенной формой является дежурство студентов (вечерние или в выходные дни). На дежурстве студент совместно с преподавателем осуществляет обход пациентов в разнопрофильных отделениях, оценивает жалобы, результаты осмотра и обсуждает с преподавателем необходимость врачебных манипуляций, выбор препаратов и путей введения. В заключении студент оформляет отчет по дежурству в письменной форме, предусматривающий краткое описание историй болезни осмотренных больных, план обследования, полученные результаты и лечебную тактику, применяемую у данных пациентов. Подобный вид самостоятельной работы способствует закреплению комплекса сформированных практических навыков, умению применять теоретические знания в конкретной ситуации. Кроме того, студент имеет возможность в режиме диалога обсудить с преподавателем трудные вопросы, что повышает эффективность профессиональной подготовки.
Широко используется также самостоятельное изучение студентами дополнительного, внепрограммного материала, написание рефератов, подготовка обзоров литературы на темы, интересующие студента, или предлагается перечень тем, в который входит материал по наиболее актуальным вопросам педиатрии. Учитывая данные виды самостоятельной работы, преподаватель осуществляет индивидуальный подход к студенту, способствует развитию педагогики сотрудничества студентов и преподавателей. На кафедре активно внедряется система менеджмента качества подготовки специалистов.
Максимальное внимание уделяется процессу активного участия учащихся в получении знаний, преемственности обучения а также многоступенчатой системе контроля достигнутого уровня практической подготовки.
Список литературы
1.
Бухарина,
Т.
Внедрение инновационных технологий в педагогический процесс медицинского вуза // Врач: научно-практический журнал. – 2015. – № 10. – С. 71-73.
2.
Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. – Воронеж, 2016. –
384 с.
3.
Кулакова Е.Н., Болотских В.И., Настаушева Т.Л. Компетенции: из прошлого в настоящее // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2016. - № 2. – С. 52-60.