Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1028

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

499
В состав экскурсионной программы входят экскурсионные походы в эколого-биологический центр учащихся г. Курска, Курский краеведческий музей, в Государственный Центрально-чернозёмный биосферный заповедник имени В.В. Алехина, пешеходные экскурсии в различные экосистемы г. Курска и Курской области, что формирует знания по краеведению и основам рационального природопользования.
Информационно-просветительская деятельность осуществляется путём подготовки санбюллетений, информационных листков различной тематики; проведением радиорубрики «Фитодоктор»; оформлением витрины зелёной аптеки.
Творческая программа клуба организовывается посредством работы фито- театра «Белладонна», реализующего просветительский проект, созданный для популяризации специальности «Фармация». Основными задачами проекта являются – воспитание культуры здорового образа жизни, формирование устойчивой мотивации к учебе и любви к профессии. Студенты с большим интересом участвуют в создании флористических сценических образов, ещё глубже познавая науку о лекарственных растениях, развивая свои творческие способности и любовь к профессии. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность. Актуальность проекта обусловлена особо остро стоящими вопросами охраны окружающей среды, использования ее ресурсов. Формирование экологической культуры, бережного отношения к природе и к себе, как части природы, является одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса. Интерактивные методы информирования способствуют привлечению внимания современной молодежи к осознанию ценности жизни и здоровья, важности будущей профессиональной деятельности.
Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что клубная деятельность является мощным мотивирующим фактором для развития личности, удовлетворяя её потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, самореализации в среде сверстников; развивает отношения сотрудничества студента и преподавателя; способствует формированию социально-личностных качеств, отраженных в общих компетенциях ФГОС, и профессиональной культуры.
1   ...   56   57   58   59   60   61   62   63   ...   79

Список литературы
1.
Гурова, Н.А. Мотивация студентов к учебной и научной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 12(47). – Новосибирск:
СибАК, 2014.
2. http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/18_7/

500
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Рошка Т.Н., Широбокова Ю.Н.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Медико-фармацевтический колледж
Для любой деятельности человека характерно появление инноваций и нововведений, возникающих в результате научных открытий и исследований.
Для инноваций требуются новизна содержания и качественно новые результаты, а не традиционные условия, методы и способы. Поэтому подготовка современного специалиста должна быть ориентирована не на формирование знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам, а на развитие нестандартных способов мышления и деятельности. Необходимо выпустить специалиста, мгновенно включающегося в работу и быстро адаптирующегося к условиям среды, способного к мгновенному поиску нужной информации и принятию решений. Именно поэтому новые преобразования должны в первую очередь внедряться в процессы образования и воспитания, затрагивая их цели, задачи, структуру и технологию.
Из педагогических инноваций в образовательном и воспитательном процессе современного российского вуза можно выделить личностно- ориентированные технологии, позволяющие поставить студента в центр внимания преподавателя и превращающие преподавание в совместную деятельность преподавателя и студента.
В условиях личностно-ориентированного обучения преподаватель также приобретает в учебном процессе другую роль и функцию по сравнению с традиционной системой образования. Он становится организатором самостоятельной активной познавательной деятельности студента, компетентным консультантом и помощником, профессиональные умения которого направлены не на контроль знаний и умений обучаемых, а на диагностику их деятельности и помощь при возникновении трудностей.
Для реализации данного подхода в современных условиях наиболее адекватными, по нашему мнению, являются обучение в сотрудничестве
(cooperative learning) и метод проектов. Из всего многообразия инновационных направлений в дидактике мы выбрали именно эти технологии, так как они не затрагивают содержания образования, которое определено ФГОС, и, являясь гуманистическими по своей психологической сути и нравственному аспекту, обеспечивают успешное усвоение учебного материала всеми студентами.
Метод проектов, или как его ещё называют «метод проблем», заключается в вовлечении каждого студента в активный познавательный и творческий процесс. При этом студенты должны знать, для решения каких жизненных задач полученные знания могут быть полезны. Именно тут и появляется взятая из реальной жизни и значимая для студента проблема, для решения которой ему


501 необходимо применить уже полученные знания и получить новые. Например, исследование проблемы употребления студентами МФК КГМУ продуктов быстрого приготовления; проблема влияния выхлопных газов на территорию
МФК КГМУ и пр. Наличие проблемы, требующей исследования, в методе проектов является обязательным условием.
В настоящее время метод проектов чаще всего представлен просто проектами с определенным практическим результатом (организация тематических мероприятий, викторин, создание рефератов, газет и пр.). Но такие результаты деятельности всё же не являются методом проектов. Поэтому важно не путать понятия «проект как результат деятельности» и «проект как метод познавательной деятельности».
Метод представляет собой организованную определенным образом поисковую, исследовательскую, творческую деятельность студентов, которая направлена не просто на достижение результата в виде конкретного практического выхода, но и на организацию процесса достижения этого результата. Организация процесса включает в себя определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, защита проекта, выводы. В ходе исследования используются методы «мозговая атака», «круглый стол», статистические методы, творческие отчёты, презентации и пр.
Очень важен практический выход предполагаемых результатов. Это может быть доклад для соответствующих служб об уровне загрязнённости территории и факторах, влияющих на это состояние; разработка предложений, рекомендаций по правильному питанию студентов и пр.
В ходе реализации на практике метода проектов происходит формирование навыков свободного ориентирования студентов в современном информационном поле, а так же способности анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы и рационально подбирать методы проверки их достоверности. Основой данного метода является самостоятельная работа студентов, выполняемая в течение заданного времени, которая может принимать форму как индивидуальной работы, так и групповой.
Этот метод хорошо сочетается с групповым (cooperative learning) подходом в обучении.
Обучение в сотрудничестве является частью метода проектов. Основная идея этой технологии заключается в создании условий для активной совместной учебной деятельности студентов с разным уровнем подготовленности. Обучение в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым студентом группы на доступном ему уровне и, таким образом, принять активное участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль в проекте.
Функция преподавателя в данном методе заключается в направлении мысли студентов в нужную сторону и направлении при выборе источников информации. В результате студенты должны самостоятельно или совместно решить проблему, применив необходимые знания из разных областей знаний, и


502 получить реальный результат. Таким образом, решение проблемы приобретает очертания проектной деятельности.
Такой подход к обучению обеспечивает раскрытие и наиболее полное развитие личности. Общая деятельность способствует тому, что каждый студент делает личный вклад в учебный процесс, когда происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. На сегодня это очень важно в учебно- воспитательном процессе любого учебного заведения. Если раньше при профессиональной подготовке главной задачей было научить специалиста работать, то сейчас главным является научить специалиста использовать полученные в учебном заведении знания для организации своей профессиональной жизни и жизни общества.
Поэтому, по нашему мнению, рассмотренные нами технологии, несмотря на то что они были разработаны ещё в 20-х годах прошлого века, относят к современным инновационным технологиям, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного общества.
Список литературы
1. Жуков, Г.Н. Основы общей профессиональной педагогики: Учебное пособие. / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов, С.Л. Каплан / под общей ред. проф.
Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для вузов /
М.В. Буланова – Топоркова. – Ростов н/Дону; Феникс, 2002. – 539 с.
3. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин. – М.: Школа-Пресс,
2000 г.– 492 с.
4. Чупрова, Л. В. К вопросу об инновационных методах обучения в вузе //
Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. – № 23. – С. 32-35.
МЕСТО СНО В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТА
Рубцова Е.В., Чиркова В.М.
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра русского языка и культуры речи
Важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе является научно-исследовательская деятельность, которая предполагает научную значимость получаемых результатов.
В Курском государственном медицинском университете научно- исследовательская работа студентов находится в центре внимания руководящих звеньев вуза. В.А. Лазаренко в своей статье о многоуровневой системе привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в КГМУ, отмечает, что целью СНО – содействие работе вуза по повышению уровня


503 подготовки квалифицированных специалистов, сохранение научно- технического потенциала и адаптация научной деятельности к новым экономическим условиям [1].
Основными формами НИРС в КГМУ являются: предметно-проблемные кружки, исследовательские студенческие лаборатории, участие в научных и научно-практических конференциях, участие в олимпиадах, а также во внутривузовских и региональных конкурсах.
Создавая научный кружок – творческую группу студентов на кафедре русского языка и культуры речи, мы старались мотивировать студентов к совместной деятельности, заинтересовать их проблемными вопросами лингвострановедения и межкультурной коммуникации, учили выражать свою точку зрения на публичных выступлениях. На заседаниях кружка после выступления с докладом (даже при обсуждении рабочего материала) все студенты принимают активное участие в обсуждении, дают ценные советы, делятся опытом. Студенческая группа в своем развитии довольно быстро движется вперед, что объясняется высокой мотивацией совместной исследовательской и творческой деятельности, а также довольно высоким личностным развитием каждого учащегося. Каждый из участников СНО является явным лидером в каком-то виде деятельности. Так, например, одному из студентов удается лучше устная форма выступления, он истинный оратор, а другой лучше освоил принципы создания мультимедийных презентаций. С одной стороны, это создает благоприятные условия для совместных групповых проектов, а с другой, позволяет развиваться каждому юному исследователю.
Интерес к работе в научном кружке «Любители русской словесности» при кафедре русского языка и культуры речи проявляют студенты 1-5 курсов международного факультета (разных специальностей). Взаимодействие в группе способствует расширению научного кругозора по русскому языку, и решению различных задач, таких как: развитие коммуникативных и организаторских умений, творческих способностей, самостоятельности, ответственности, аналитических способностей и других лидерских качеств.
В студенческом научном кружке «Любители русской словесности» в процессе творческой работы студенты имеют возможность создать свой индивидуальный стиль деятельности и общения. Все кружковцы в процессе работы над проектами делятся на три группы: одна из них – студенты- иностранцы, обучающиеся на английском языке, вторая – на русском, третья – русские студенты разных факультетов. Каждую творческую группу можно рассматриваться как первичный коллектив, где обучающийся проявляет себя и формируется как субъект научной деятельности. В дальнейшем такое деление на творческие группы находит реализацию в соответствующих секционных заседаниях на внутривузовской конференции КГМУ, с определенной направленностью тем исследования, а также для проведения конкурса среди участников секции на лучший доклад.
Студенты-участники СНО, принимают активное участие не только в научных студенческих конференциях КГМУ, но и других учреждениях