Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 1024

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Список литературы
1. Кругликов, В.Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности / В.Н. Кругликов, Е.В. Платонов, Ю.А. Шаранов.
– СПб.: П-2, 2006. – 189 с.
2. Ловчева, Л.В. Деловая игра как один из активных игровых методов / Л.В.
Ловчева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т.
23. – С. 42-46.
3. Отрещенко, И.В. Использование деловой игры как метода обучения /
И.В. Отрещенко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2017. – Том
3. – С. 850-852.
4. Якимович, И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе / И.Г. Якимович // Вестник
Брянского госуниверситета. – 2016 (1). – С. 381-383.
ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛАТИНСКОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ НА БАЗЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ MOODLE
Рыкова М.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра латинского языка и основ терминологии
В мире, где все взаимосвязано с информационными технологиями, ни одно высшее учебное заведение, идущее в ногу со временем, не может оставаться пассивным в данном вопросе. На сегодняшний день насчитывается большое количество международных университетов, предлагающих свой продукт – образование.
Каждое высшее учебное заведение не только нашей страны, но и всего мира старается быть конкурентоспособным, не понизив при этом уровень

509 качества предлагаемого образования. В связи с этим стоит изменить взгляд на процесс подготовки будущих специалистов.
Объем изучаемого материала в медицинских высших учебных заведениях заставляет задуматься об организации дистанционного образования и о дополнительных электронных материалах, которые могли бы облегчить процесс изучения многих дисциплин, что и определяет актуальность данной проблемы.
В данной статье мы рассмотрим плюсы внедрения средств дистанционного образования и дополнительных электронных материалов в учебный процесс медицинского вуза в рамках курса «Латинский язык».
Методисты выделяют следующие ключевые характеристики дистанционного обучения: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новая роль преподавателя (координирование познавательного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование), специализированные формы контроля (дистанционные зачеты, экзамены) [2].
Использование так называемых систем управления обучением является довольно перспективным и востребованным инструментом. Система управления
обучением (LMS – Learning Management System) представляет собой основу системы управления учебной деятельностью и используется для разработки, управления и распространения учебных онлайн-материалов с обеспечением совместного доступа. Одной из таких систем, пожалуй, наиболее популярной и доступной является Moodle – система управления обучением, которая нацелена на организацию взаимодействия и коммуникации между студентами и преподавателем [3].
Организация дистанционного обучения – основное предназначение данной системы. Использование Moodle может послужить альтернативным источником информации, который поможет студентам лучше изучить предложенный материал курса.
Система Moodle была создана М. Дуджиамасом в Технологическом университете Австралии. С самого начала Moodle разрабатывался как бесплатный, доступный общественности, простой в использовании открытый продукт программного обеспечения. Все пользователи могут разрабатывать и вносить в учебную среду Moodle свои поправки и дополнения, а также обмениваться информацией об использовании системы посредством сообществ и форумов. Moodle используется почти в 50 тысячах организаций более чем в
200 стран мира. В России зарегистрировано более 400 случаев использования.
Поскольку Moodle – это комплексный пакет программного обеспечения для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов, то данная система имеет большое количество особенностей, на которых стоит сделать особый акцент. Система Moodle имеет простой и эффективный web-интерфейс, а ее дизайн имеет модульную структуру и легко модифицируется. Подключаемые языковые пакеты позволяют добиться полной локализации (на данный момент поддерживается 43 языка).
Помимо этого поддерживаются различные структуры курсов:
«календарный», «форум», «тематический» и имеется богатый набор модулей в


510 виде текста, веб-страницы или каталога (чат, опрос, форум, глоссарий, рабочая тетрадь, урок, тест, анкета, семинар, ресурс). Каждый курс может быть дополнительно защищен с помощью кодового слова. Все оценки (из форумов, рабочих тетрадей, тестов и заданий) могут быть собраны на одной странице
(либо в виде файла), что поможет студентам отслеживать статистику своей успеваемости по курсу. Для того чтобы использовать возможности системы, пользователю необходимо иметь лишь компьютер, подключенный к сети
Интернет [1].
Исходя из этого, курс латинского языка может быть разбит на небольшие разделы, соответствующие балльно-рейтинговой системе, и работы студента оцениваются в конце каждого модуля. Модули могут соответствовать разделам учебного плана: анатомическая, клиническая и фармацевтическая терминология.
При этом каждый раздел в свою очередь будет поделен на две части. Итогом каждой части будет тестирование, которое может проходить как в форме обычного компьютерного теста, так и онлайн-тестирования с экзаменатором (с использованием камеры и микрофона).
При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор модулей, ориентируясь на программу курса «Латинский язык».
Варьируя сочетания различных элементов курса, организуется изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий в соответствие с учебным планом дисциплины.
После разработки электронного курса должна быть определена шкала оценивания успеваемости студентов с учетом текущих и итоговых занятий.
Электронный курс следует начать с рекомендаций по организации самостоятельной работы студента. Далее, руководствуясь календарным планом, студент приступает к изучению разделов, выполняя все в срок и получая при этом определенное количество баллов. Изучая теоретический материал курса, учащийся может воспользоваться предложенными дополнительными материалами, такими как глоссарий и тестирования.
Внедрение форм дистанционного образования поможет студентам самостоятельно изучить материал и обратить внимание на те вопросы, которые не удается в полной мере обсудить в рамках занятий. Помимо этого, подобный курс будет полезен неуспевающим студентам, что в свою очередь облегчит работу преподавателей, поскольку избавит от необходимости объяснять материал индивидуально каждому неуспевающему студенту.
Список литературы
1.
Добрыдина Т.И., Масленникова О.Г., Надеждина Е.Ю. Перспективы использования виртуальной образовательной платформы Moodle в обучении иностранным языкам // Вестник КемГУ. – 2014. – № 3(59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-virtualnoy- obrazovatelnoy-platformy-moodle-v-obuchenii-inostrannym-yazykam
(дата обращения: 24.11.2018).


511 2.
Корень А.В. Использование электронной образовательной среды
Moodle в создании интерактивных учебных курсов нового поколения.
Территория новых возможностей
//
Вестник
Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток: Изд-во
ВГУЭС. – 2013. – Т. 1.
URL:http://imbe.vvsu.ru/fin/pubs/article/details/material/14020/ispolzovanie_e letronnoy_obrazovatelnoy_sredy (дата обращения: 28.03.2014).
3.
Писарев А.В. Возможности образовательной платформы Moodle в обучении информационным технологиям // Вестник ВолГУ. Серия 6:
Университетское образование. – 2012. – № 13.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-obrazovatelnoy-platformy- moodle-v-obuchenii-informatsionnym-tehnologiyam (дата обращения: 26.11.2018).
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ФАКУЛЬТЕТА
Рындина В.В.
1
, Солянина В.А.
1
, Овод А.И.
2
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
1
Кафедра организации и менеджмента здравоохранения
с учебным центром бережливых технологий
2
Кафедра управления и экономики фармации
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ обусловил внедрение новых подходов подготовки специалистов, в том числе медицинского профиля. В процессе обучения необходимо сформировать у студентов профессиональные компетенции по трем видам деятельности: медицинская, организационно-управленческая и научно-исследовательская.
Блок 2 структуры программы специалитета «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» предполагает получение первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности и научно-исследовательской работы студентами.
Формирование научно-исследовательских компетенций происходит через учебно-исследовательскую (УИРС) и научно-исследовательскую (НИРС) работу студентов. УИРС носит обязательное выполнение рефератов, курсовых работ, элементов исследовательской деятельности включенных в структуру отдельных занятий. НИРС носит добровольный характер и осуществлятся за границами часов учебного плана практически. НИРС может быть представлен в тех же формах, что и УИРС (внеплановые курсовые работы, дипломные работы и др.), а так же участием в олимпиадах, публикациях и выступлениях на конференциях.
Все эти виды работ требуют предварительной подготовки и знаний студентов
[1].
Цель исследования: анализ использования компетентностного подхода в преподавании основ начной работы врача-лечебника.


512
Метод исследования: системный, логический анализ, метод экспертных оценок.
С сентября 2013 года на кафедре общественного здоровья и здравоохранения (кафедра организации и менеджмента здравоохранения с учебным центром бережливых технологий с 01.10.2018 г.) началось преподавание дисциплины основы научной работы студентов (основы научной работы врача-лечебника (ОНРВЛ) с 01.09.2018 г.).
Дисциплина преподается студентам международного факульета в объеме
3 ЗЕТ, включая 42 часа аудиторной нагрузки и изучается на 1 курсе (1 и 2 семестр).
Содержание дисциплины включает разделы:
– основы научных исследований;
– поиск, накопление и обработка научной информации;
– методы научных исследований;
– статистическая обработка научных данных;
– оформление результатов научных исследований.
В конце курса студент обязан предоставить портфолио с набором заданий согласно разделам дисциплины:
– выбор цели, задач, объекта и предмета исследования из научной статьи, согласованной с преподавателем;
– работа со списком литературы научной статьи и изменение его в соответствии с требованиями ГОСТ (не менее 20 источников);
– разработка анкеты социологического исследования, проведение данного исследования, оформление его результатов с применением методов статистической обработки данных и их представление в виде презентации.
Изучение дисциплины начинается со знакомства студентов с основными видами источников данных. Эта информация необходима для поиска научной медицинской статьи для практических занятий по дисциплине и его дальнейшей научной и учебной деятельности. С целью закрепления полученной информации на занятии, студенту дается задание по поиску эмпирической научной статьи в англоязычном медицинском журнале. Эту статью он обязан принести на следующее занятие в распечатанном виде. Она будет использоваться на протяжении ряда занятий для выполнения практических заданий. Статья должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к медицинским научным статьям, и быть опубликована в ближайшем номере журнала. Таким образом, исключается плагиат в работе студентов в дальнейшем.
В зарубежных статьях никогда не выделяют цель, задачи, объект, предмет и гипотезу исследования, их можно определить только, если обладаешь знаниями по этому разделу материала. Студенту дается задание по формулировке цели, задач, объекта, предмета и гипотезы исследования по материалу статьи. Это достаточно сложно, однако, многие студенты справляются с этим заданием успешно, а остальным помогает преподаватель.
Таким образом, происходит формирование одного из важнейших компонентов


513 научно-исследовательских компетенций: формулировка цели, задач, объекта и предмета исследования.
Следующий этап - работа со списком литературы научной статьи.
Обучающиеся разбирают стандарты оформления списка литературы, применяемые в их странах и в России. Используя список литературных источников, представленный в англоязычной статье, студенты представляют его в соответствии с требованиями ГОСТ (не менее 20 источников).
Особое внимание уделяется последнему разделу курса (социологическое исследование). Именно он дает представление об усвоении всего материала дисциплины студентами. Обучающиеся имеют возможность применить свои знания на практике, сформировать комплексное понимание проведения научного исследования и реализовать первичные умения и навыки научно- исследовательской деятельности в полном объеме.
В начале социологического исследования каждый студент выбирает тему исследования, и согласовывает ее с преподавателем. Преимущественно студентов интересуют проблемы толерантного отношения русских студентов, преподавателей, жителей города к иностранным студентам, адаптация к жизни в
России, различия в системах обучения и т.д. Студенты определяют объект и предмет исследования, цель и задачи. Далее они формулируют название работы.
Разработка гипотезы является сложным аспектом научной деятельности для студентов, поэтому преподаватель помогает им в освоении этого этапа работы.
Далее необходимо определить план научно-исследовательской работы. После происходит работа с литературой. Студентам необходимо проработать не менее
10-15 литературных источников. Обучающиеся определяют репрезентативную выборку для исследования, а метод исследования определен заданием – метод анкетирования. Студенты разрабатывают анкету, которая должна состоять из введения, основной части и заключения, и содержать не менее 30 вопросов различного типа. Далее исследователь опрашивает своих однокурсников. Сбор информации происходит на занятиях и во внеурочное время. Собранную информацию студенты представляют в табличной и графической форме. Далее им необходимо сделать описание, выводы, заключение и рекомендации по проведенному исследованию. Работа оформляется и представляется на итоговом занятии в виде презентации. Выступление каждого студента занимает 5-7 минут.
Студенты могут опубликовать или представить полученные данные на студенческой конференции.
Все вышеперечисленные виды работы позволяют студентам подготовиться к проведению высококвалифицированных научных исследований в медицинской сфере. Нами отмечено улучшения качества представления студентами внеплановых курсовых работ с момента начала реализации дисциплины. Студенты становятся мотивированными на дисциплину и испытывают потребность в предлагаемой информации.
Список литературы