Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1025
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
504 профессиональной подготовки г. Курска, России, а также зарубежных вузов, публикуют статьи и тезисы докладов по результатам выступлений.
С целью поддержания научной мобильности студентов КГМУ темы заседаний студенческого научного кружка на кафедре русского языка и культуры речи соответствуют критериям научного исследования, имеют теоретическую и практическую значимость, выбираются с учетом интересов студенческого общества. Традиционно со времени создания научного кружка на кафедре русского языка и культуры речи тематикой заседаний являются страноведческие и культурные особенности страны изучаемого языка, а также сравнительные аспекты фонетических, грамматических особенностей языков
(русского и родного языка студента), что способствует реализации задач, связанных с формированием общекультурных компетенций.
Ежегодно в апреле в КГМУ проводится научная конференция студентов и молодых ученых «Молодежная наука и современность», в рамках проведения которой юные исследователи имеют возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это способствует более тщательной проработке будущего выступления, оттачивает ораторские способности участника конференции.
Кафедра русского языка и культуры речи является организатором 4 секций.
В 1 секции «Россия в мировом пространстве: лингвистический аспект» участвуют студенты дальнего зарубежья, обучающиеся на английском языке. Во
2 секции «Лингвокультурные аспекты в изучении русского языка как иностранного» – студенты-иностранцы, обучающиеся на русском языке. В 3 секции «Русский язык в культурологическом аспекте» принимают участие студенты, изучающие на кафедре русский язык и культуру речи. В 4 секции
«Лингвокультурологические аспекты современной неориторики» – студенты, изучающие на кафедре риторику. Среди студентов каждой секции по результатам выступлений выделяются победители, которых награждают дипломами 1, 2, 3 степеней.
В секции «Россия в мировом пространстве: лингвистический аспект» студенты-иностранцы, обучающиеся на английском языке, проводят исследования по следующим темам: Невербальное общение и его источники; особенности русского языка в эпоху Советского Союза; К вопросу о формировании «курского говора»; значение русских фразеологизмов; язык рекламных текстов; имена собственные в русских пословицах и поговорках; названия русских городов: словообразовательный аспект и др.
Каждая из перечисленных тем может быть представлена в виде проекта.
Проект может быть представлен в виде исследовательского задания (собрать материалы по изучаемой теме; воплотить выбранную проблему в литературном или изобразительном жанрах). Учащиеся самостоятельно или при помощи преподавателя разрабатывают план выполнения проекта, разбивают его на небольшие этапы, за каждый этап, на котором выполняются задания, отвечает определенный член группы. В итоге должен быть конкретный результат (этап презентации) – коллаж, сочинение, доклад с использованием наглядных
505 материалов, презентация ролевой игры, описание результатов исследования и т.д.
В качестве примера создания самостоятельных проектов студентами- участниками СНО рассмотрим проектное задание «Курск глазами иностранных студентов». Необходимо было выполнить следующее задание – провести опрос среди знакомых, друзей, преподавателей по следующим критериям: любимое место в г. Курск, что вы знаете о достопримечательностях города, история
Курска, архитектура и памятники Курска. Студенты самостоятельно определяли состав и размер выборки, формулировали задаваемые вопросы, решали, в какой форме будут представлены результаты. Участники проекта в процессе самостоятельной работы вышли за пределы учебной аудитории и ликвидировали разрыв между изучаемым и разговорным русским языком. Они опрашивали своих однокурсников, преподавателей различных кафедр, работников музеев, обращались к бумажным и электронным источникам. Формой отчета по данной самостоятельной работе стал конкурс студенческих проектов «Я живу и учусь в
Курске».
Более 15 групп студентов международного факультета представили свои проекты. Конкурс включал в себя фотопрезентацию и устную защиту проекта. Все представленные работы были по-своему интересны, и перед преподавателями кафедры стояла трудная задача – из лучших выбрать лучшие.
Студенты поразили нестандартными формами защиты проектов и получили приличный опыт научно-исследовательской деятельности.
Таким образом, включение студентов в проектную деятельность, организация проведения тематических заседаний научного кружка, знакомство с разнообразными видами защиты проектов, постепенная подготовка к публичному выступлению, обучение основам научно-исследовательской работы
– все это способствует формированию коммуникативной компетенции, развивает интерес к стране изучаемого языка, побуждает к дальнейшему совершенствованию навыков научно-исследовательской работы на изучаемом языке.
Список литературы
1.
Лазаренко В.А., Калуцкий П.В., Королев В.А. Многоуровневая система привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности в
Курском государственном медицинском университете // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2012. – № 1(7). – C. 112-118.
2.
Бунина, А.Г. СНО лингвистических кафедр неязыкового вуза – одна из составляющих филологического образования // Вестник ННГУ. – 2013. –
№ 4-2.– С. 268-270.
3.
Щуревич Г.А., Зинковский А.В., Пономарев Н.И. Адаптация молодежи к высшей школе. – СПб.: ВИФК, 1994. – 226 с.
ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ – ДЕЛОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
506
Рыжикова Г.Н., Хорлякова О.В., Суняйкина О.А., Суняйкин К.И.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра биологической химии
Одним из недостатков традиционного обучения будущих специалистов в вузе называют слабую практическую подготовку. В связи с этим вузы стремятся разрабатывать и использовать в обучении современные технологии, которые смогут послужить связывающим звеном между теорией и практикой, высшим образованием и конкретной профессиональной деятельностью [3].
Игровые интерактивные технологии – это технологии, которые ориентирован на групповое взаимодействие с учетом практического опыта участников. Опыт, полученный студентами в ходе занятия, может оказаться продуктивным в профессиональной деятельности. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, игровые технологии позволяют приблизить теоретические знания к практическим ситуациям на рабочем месте, позволяют увидеть связь теории и практики. Во-вторых, информация, которой пользуется человек в реальности, бывает недостаточна, в деловой игре предоставляется точная информация, что повышает достоверность к полученным результатам и стимулирует процесс принятия альтернативных решений [4].
Учебная деловая игра – это форма организации взаимодействия деятельности и общения всех студентов при осуществлении руководства со стороны преподавателя. Сущность этой формы составляет взаимосвязь ролевого поведения участников игры в процессе решения ими типовых профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня [4].
Деловая игра является инновационной моделью процессов деятельности.
Используемый игровой метод – это, прежде всего, выполнение задания в соответствии с алгоритмом, предложенным в карточке-задании. Игровые ситуации несут воспитательную и обучающую функции, а также выступает источником развития в решении проблем уже внутри игрового поля [3].
Деловая игра «Основы ферментологии» подготовлена на кафедре биологической химии Курского государственного медицинского университета, используется в учебном процесседля студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического и биотехнологического факультетов для формирования практических навыков.
Педагогическая цель деловой игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность будущего специалиста в решении конкретных задач, связанных с их профессиональной деятельностью. Эффективность использования деловой игры состоит в том, что в процессе практического занятия развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, умение общаться в процессе дискуссии и т.д.
Цель деловой игры: научиться давать характеристику ферментам, получение знаний и навыков для будущей профессиональной работы.
Деловая игра способствует:
507
– закреплению знаний о химической природе ферментов, структуре активных центров ферментов, активности и специфичности действия ферментов;
– закреплению понятий апофермент и кофермент (структура, функции, роль витаминов в образовании и функционировании коферментов);
– закреплению знаний о влиянии концентрации субстрата на скорость ферментативных реакций, уравнения Михаэлиса-Ментен, графического выражения зависимости скорости ферментативных реакций от концентрации субстрата;
– закреплению знаний о влиянии температуры и концентрации водородных ионов на активность ферментов, понятий о температурном оптимуме, оптимуме рН ферментов в организме человека;
– закреплению знаний о видах ингибирования ферментов (обратимое и необратимое, конкурентное и неконкурентное);
– закреплению знаний о механизмах активации ферментов
(фосфорилирование и дефосфорилирование, частичный протеолиз, аллостерическая регуляция);
– закреплению знаний о классификации ферментов (характеристика классов).
Роль преподавателя в выполнении деловой игры – консультации, общий контроль за ходом деловой игры, оценка уровня теоретической подготовки и владения практическими навыками по теме деловой игры.
В подготовке деловой игры можно выделить следующие практические навыки: уметь доказать белковую природу ферментов; уметь доказать влияние ряда факторов на активность ферментов; уметь продемонстрировать влияние низкомолекулярных веществ на активность ферментов; уметь по графикам определять вид ингибирования.
При организации деловой игры следует соблюдать методические требования – игра должна быть логическим продолжением и завершением теоретической темы учебной дисциплины, практическим закреплениям знаний дисциплины в целом, максимально приближенных к реальным профессиональным условиям, создание атмосферы работы в группе, четкая подготовка учебно-методической документации, сформулированные задачи, правила игры, выявление вариантов решения указанной проблемам.
Деловая игра рассчитана на группу играющих, состоящую из двух человек.
Она выполняется коллегиально. Конкретные задания игрокам приводятся в карточке-задании, для выполнения которого приводится необходимая справочная информация.Вариант задания выбирается студентами по желанию или определяется преподавателем.
Необходимо помнить о том, что организация игрового образовательного пространства предполагает свои принципы работы. Занятие – это место совместной учебной деятельности, участники которой равны. Каждый вправе представлять, продвигать и отстаивать свое мнение по любому возникающему вопросу. Важно помнить, что критике может быть подвержена только идея.
Только идея и любое слово может и должно рассматриваться как повод к
508 коллективному размышлению [1]. На игровых занятиях студент, даже помимо своей воли, включается в образовательный процесс, причем в течение длительного времени. Наиболее точная и выверенная ролевая партитура проводимого занятия позволит создать атмосферу свободного высказывания собственных мыслей учеников, творческого осмысления предлагаемых ситуаций и подготовки участников игры к отстаиванию своей позиции в теоретическом споре.
Деловая игра раскрывает личностный потенциал студента. Использование этого активного метода современное обучение делает более разнообразным и интересным, что позволяет повысить познавательную активность студентов [2].
Таким образом, деловая игра строится на принципах коллективности, практической полезности, максимальной занятости каждого и использовании творческих возможностей каждого студента.
1 ... 57 58 59 60 61 62 63 64 ... 79