Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1020
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
514 1. Сидоров, Г.А. Формирование научно-исследовательских компетенций обучающихся в медицинском вузе / Г.А. Сидоров, В.А. Солянина, А.И. Овод //
Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов. Сборник трудов Всероссийской научно-учебной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ / под ред. В.А. Лазаренко,
П.В. Калуцкого, П.В. Ткаченко, А.И. Овод, Н.Б. Дремовой, Н.С. Степашова. –
Курск: КГМУ, 2017. – С. 531-536.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ
Рышкова А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра физики, информатики математики
Информатизация современного общества, стремительно произошедшая в
20 веке, затронула все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и сферу образования. В связи с этим возникла острая необходимость в модернизации образования, то есть использование информационных технологий в процессе обучения. Использование информационных технологий дает возможность создания информационно-образовательной среды, способствующей повышению качества образования [3]. Интеграция информационных технологий в процесс обучения реализуется на школьном, вузовском и послевузовском уровнях обучения [4].
Одним из примеров использования информационных технологий в образовании является дистанционное обучение. Можно утверждать, что дистанционное обучение способствует модернизации всех видов традиционного обучения. Это происходит из-за огромного роста распространения телекоммуникационных каналов связи. Дистанционное обучение как форма обучения использует новейшие достижения информационных технологий намного быстрее других форм обучения. Учебный процесс при дистанционном обучении включает в себя как аудиторные занятия, так и самостоятельную работу обучающихся. Деятельность преподавателя при дистанционном обучении включает в себя работу на учебных занятиях и работу, связанную с организацией текущего и промежуточного контроля самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, сетевых занятий. Под дистанционным обучением физике будем понимать взаимодействие преподавателя и обучающегося на расстоянии посредством телекоммуникационных и информационных технологий [2].
Рассмотрим ряд особенностей, присущих дистанционному обучению физике. При дистанционном обучении физический эксперимент реализуется несколько иначе. Несомненно, обучение физике без экспериментальных работ
515 невозможно. Физический эксперимент, являясь методом познания, способствует формированию у обучающихся единой физической картины мира [5].
Экспериментальные исследования по физике при дистанционном обучении можно реализовать несколькими способами. Во-первых, можно организовать показ видеофильмов реальных опытов по физике. Во-вторых, при дистанционном обучении реализуется возможность проводить виртуальные компьютерные эксперименты. В-третьих, проведение физических опытов удаленного доступа с помощью специальных программно-аппаратных комплексов по физике в режиме реального времени. Лабораторные работы по физике при дистанционном обучении организуются в малых группах, обучающиеся не имеют строго ограничения во времени их выполнения и имеют возможность получить консультацию преподавателя. Кроме того, при выполнении дистанционных лабораторных работ можно реализовать возможность выполнения различного рода заданий, имеется возможность коллективного обсуждения результатов экспериментального исследования и обмен опытом. Лабораторные работы, организованные дистанционно, носят исследовательский характер и тем самым способствуют формированию когнитивных умений обучающихся [1]. Однако необходимо соблюдать ряд требований к проведению такого рода лабораторных работ: виртуальные лабораторные установки должны быть интерактивными и эргономичными виртуальные модели лабораторных работ должны быть безопасными, инструкции к лабораторным работам должны содержать подробную теоретическую часть. С помощью дистанционного обучения можно реализовать такой вид работы по физике, как решение физических задач. Это можно проводить в режиме реальной трансляции с помощью активной доски, флеш- демонстраций, видеоконференцсвязи. Кроме того, решение физических задач можно осуществлять в форме консультаций, используя чат или форум или в интерактивном режиме.
Процесс дистанционного обучения физике имеет ряд преимуществ перед традиционным обучением. Одним из преимуществ дистанционного обучения физике является гибкость, то есть обучающийся может сам выбирать удобное для себя время обучения, работать в собственном темпе и удобном для него месте, без посещения регулярных семинаров и лекций. Кроме того дистанционное обучение может быть организовано в виде модулей. Под модулем понимают информационный блок, создающий целостное представление об отдельной предметной области. Дистанционное обучение, организованное в виде модулей, позволяет формировать учебную программу в виде набора отдельных модулей-курсов, которые необходимо освоить обучающимся. Дистанционное обучение экономически эффективнее в сравнении с традиционным обучением. По оценке мировых образовательных систем, затраты на дистанционное обучение в два раза меньше, чем затраты по организации традиционного обучения. При дистанционном обучении меняется роль преподавателя. Он выступает как координатор процесса обучения, управляет учебными группами, организует асинхронное взаимодействие с
516 обучающимися. Под асинхронным взаимодействием понимают обмен сообщениями и рассылку их по электронной почте. Основными видами асинхронного взаимодействия являются электронные компьютерные сети и голосовая почта. Кроме того, при дистанционном обучении, контроль качества образования происходит в виде дистанционно организованных экзаменов, компьютерных тестирующих систем. Дистанционное обучение опирается на современные средства передачи образовательной информации. Одним из главных составляющих системы дистанционного обучения является средства телекоммуникации и их транспортная основа.
Наряду с явными преимуществами перед традиционным обучением, система дистанционного обучения физике имеет и ряд недостатков. Рассмотрим некоторые из них. Дистанционное обучение требует от обучающихся огромной мотивации к учению, изучение дисциплин при дистанционном обучении требует самостоятельности, как в плане усвоения, так и в плане организации и распределении учебного времени. Обучающийся должен контролировать самостоятельно свой темп обучения. Кроме того, при дистанционном обучении не происходит развитие коммуникабельности, умения работать в команде, взаимодействовать с участниками коллектива. Контакт преподавателя и обучающегося при такой форме организации учебного процесса минимален.
Стоит отметить, что при дистанционном обучении сложно развивать практические умения и навыки обучающихся. Даже самые современные виртуальные эксперименты или компьютерные модели по физике не заменят реальный физический эксперимент. Только работая с реальным физическим оборудованием, обучающийся будет обладать высоким уровнем практических умений и навыков. В системе дистанционного обучения существует проблема идентификации пользователя. На сегодняшний момент, одним из эффективных способов идентификации пользователя является видеонаблюдение. Однако на итоговую аттестацию обучающимся приходится являться лично в вуз.
Реализация системы дистанционного обучения в России затрудняется низкой компьютерной грамотностью не только обучающихся, но и преподавателей.
Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных районах страны.
Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в дистанционное обучение прочно входит в систему образования и имеет ряд преимуществ перед традиционной системой обучения. Однако дистанционное обучение не должно заменять традиционное обучение. Данные формы обучения должны грамотно сочетаться с целью повышения эффективности процесса обучения.
1 ... 58 59 60 61 62 63 64 65 ... 79
Список литературы
1.
Бурова, А.В. Формирование когнитивных умений у учащихся основной школы при выполнении домашней работы по физике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Анна Викторовна Бурова. – Курск, 2010. – 200 c.
2.
Горюшкин, Е.И. Системный подход к улучшению уровня качества образования по информатике на примере кгму / Е.И. Горюшкин, М.В. Чистяков
517
// Информатизация непрерывного образования – 2018. – М: РУДН. – 2018. –
Т. 1. – С. 42-45.
3.
Новичкова, Т.А. Информационные технологии как мотивационный компонент обучения физике / Т.А. Новичкова, А.В. Рышкова, Е.В. Фетисова //
Университетская наука: взгляд в будущее : материалы междунар. науч.-практ. конф.
/ под ред.
В.А. Лазаренко,
П.В. Ткаченко,
П.В. Калуцкого,
О.О. Куриловой. – Курск : КГМУ, 2016. – С. 359-361.
4.
Фетисова, Е.В. Информационно-образовательные технологии как способ повышения качества образования иностранных учащихся медицинского вуза / Е.В. Фетисова, А.В. Рышкова // Университетская наука: взгляд в будущее: сборник научных трудов по материалам междунар. конф. / под ред.
В.А. Лазаренко. – Курск : КГМУ, 2018. – С. 561-564.
5.
Чистяков, М.В. Применение электронного учебного пособия при обучении физике и информационным технологиям в курском государственном медицинском университете / Е.И. Горюшкин, М.В. Чистяков // Информатизация непрерывного образования – 2018. – М: РУДН. – 2018. – Т. 1. – С. 42-45.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОРТФОЛИО ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ИНСТРУМЕНТ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ФИЗИКЕ
Рышкова А.В.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра физики, информатики математики
Главная задача высшего учебного заведения – это качественная подготовка своих выпускников. На сегодняшний день качественная подготовка студентов, направлена на формирование у будущих специалистов определенных компетенций, их общекультурную подготовку, подготовку в плане социальной востребованности [3]. Различные подходы к профессиональным компетенциям будущих специалистов говорят о необходимости реализации в процессе обучения новых технологий, опирающихся на самооценку, личностное совершенствование человека. В эпоху информатизации общества современное образование невозможно представить без использования в учебном процессе информационно-коммуникативных технологий
[2]. Одной из таких инновационных технологий является портфолио. Портфолио – собрание личных достижений обучающегося, отражающее уровень его активности в различных видах учебной и внеучебной деятельности. Отметим, что портфолио в современной профессиональной подготовке студентов выступает как компетентностно-ориентированная технология фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента. Портфолио показывает индивидуальный прогресс студента, способствует повышению уровня самостоятельно приобретать знания по физике, то есть когнитивных умений [1].
Кроме того, портфолио является одним из современных форм контроля учебной
518 работы студентов, новым объективным, но в то же время эффективным способом оценки их учебной деятельности, повышения личной активности обучающегося. Особенность электронного портфолио заключается в том, что электронное портфолио хранится либо на цифровом носителе информации, либо представлено на web-сайте.
Существуют различные виды портфолио по физике, позволяющие продемонстрировать самостоятельную, творческую активность студента.
Перечислим их основные виды:
1.
Портфолио документов представляет личные достижения обучающегося. Такое портфолио может содержать дипломы, грамоты конкурсов и олимпиад, удостоверения, сертификаты участия в научных конференциях, достижения обучающегося в студенческом научном кружке по физике.
2. Портфолио работ. Данный вид портфолио представляет собой собрание разного рода проектных, исследовательских работ студента. Здесь могут быть представлены рабочие тетради по физике, результаты физических экспериментов, определенным образом оформленные лабораторные работы, тетради с решением ситуационных задач, способствующих развитию естественнонаучного мышления студентов [4]. Одним из вариантов такого вида портфолио может быть выполнение исследовательского проекта по физике.
Проектная деятельность, являясь методом личностно-ориентированного обучения, способствует развитию умений самостоятельно приобретать знания.
3. Портфолио отзывов. В таком портфолио размещаются отзывы преподавателей об учебной деятельности обучающегося, резюме, рецензии, включающие анализ конкретной деятельности студента.
Нами было проведено анкетирование студентов первого курса лечебного, педиатрического, медико-профилактического, стоматологического факультета с целью выяснить отношение обучающихся к такому новому инновационному методу обучения как электронное портфолио. Были получены следующие результаты, 80% респондентов считают, что необходимо использовать электронные портфолио при изучении курса физики в медицинском вузе.
На кафедре физики информатики и математики при выполнении самостоятельной работы по физике, обучающимся предлагается выполнить портфолио работ. Такой вид портфолио позволяет повысить учебную мотивацию к изучению физики, усилить практическую направленность курса физики, способствует развитию мышления, совершенствует навыки самостоятельной деятельности студента.
Рассмотрим процесс оценки результатов такого вида учебной работы. С целью объективного оценивания портфолио работ обучающихся, необходимо определить значимость материалов и документов, представленных в портфолио.
Часть материалов является базовой и оценивается по традиционной пятибалльной шкале. Сюда относится результаты лабораторных работ, решение ситуационных задач, выполнение тестовых заданий. Вторая категория представляет собой достижения студентов в научно-исследовательской деятельности. К ним относятся доклады на конференциях, выполнение