Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1017
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
524
Студенты начинают изучение иностранного языка в профессиональной сфере со второго курса. Именно в этот период студентам приходится изучать колоссальный объём новых слов, которые нужно запомнить и свободно применять в речи.
Существует огромное количество методик запоминания и автоматизации лексических единиц, в том числе и профессионально-ориентированной лексики.
Обучение лексике английского языка - это определенный процесс расширения словарного запаса, который предполагает три стадии: введение нового слова, практика его употребления в однотипных ситуациях, и, наконец, возможность его применения в любых сферах. Другими словами, необходимо не просто ознакомиться с новой лексической единицей (словом), но и проиллюстрировать его значение в похожих и не только примерах, чтобы потом в случае необходимости это слово автоматически всплыло в вашей памяти.
В методике преподавания иностранного языка сложилась система лексических упражнений:
1) по видам речевой деятельности, в которую включено слово – рецептивные и репродуктивные упражнения с дальнейшим делением последних на репродуктивные и продуктивные;
2) по стадиальности усвоения слова, т.е. по стадиям развития лексического навыка;
3) по направленности лексического упражнения на отдельные аспекты – фонетический, графический и т.д.;
4) по направленности упражнений на создание определенного вида связи слова;
5) по тому, предполагает ли упражнение работу с изолированным словом или со словом в словосочетании или предложении (контекстные и неконтекстные упражнения);
6) по видам операций, проводимых с изучаемым словом (замена, вставка и т.д.);
7) по направленности лексических упражнений на усвоение нового слова или на повторение слов.[1]
Несмотря на огромное количество разнообразных лексических упражнений, очень нелегко определить, какое именно упражнение или способ подойдет каждому конкретному студенту.
Так, при изучении иностранного языка в группе «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности» на втором курсе возникла огромная проблема, как запомнить студентам огромное количество новых слов: названия непродовольственных товаров (обувь, одежда, ткани, посуда, канцтовары и т.д.), продовольственных товаров (молочные продукты, виды рыбы, мяса, колбасы, крупы и т.д.), описание качественных характеристик товаров, а также знания в области таможенного законодательства.
Автор статьи обратилась к студентам с вопросом: «Как вам легче и интереснее запоминать новые слова?» Ответы студентов были самые разные.
525
Некоторые студенты предложили просто заучивать новые слова, а затем употреблять в предложениях в переводе с русского на английский, кто-то предложил составлять кроссворды на английском и русском языках, писать карточки дома и прикреплять на предметы, несколько студентов предложили писать рефераты, эссе и доклады с использованием новых слов. В итоге, было предложено разделиться студентам на группы по предложенным способам, чтобы проследить динамику эффективности данной методики изучения.
Автор статьи отмечает огромный интерес у студентов к такой методике, когда студент сам решает, какой способ ему подходит лучше. Ведь результат - умение употребить лексические единицы в речи. Все студенты выразили желание составлять кроссворды и с огромным удовольствием обменивались своими кроссвордами и отгадывали их. У нескольких студентов появилась внушительная стопка карточек со словами. Еще несколько студентов написали доклады на конференцию «Актуальные вопросы, достижения и инновации в профессиональной сфере», которая состоялась 22 ноября 2018г. в Уральском государственном экономическом университете. На конференции, которая проходила на английском языке, студенты из группы «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности» выступили с докладами:
«Способы выявления методов фальсификации продовольственных товаров»,
«Способы выявления методов фальсификация непродовольственных товаров»,
«Проблема качества товаров в современном мире» и другие. В своих выступлениях студенты на высоком уровне продемонстрировали на практике знания, полученные на уроках иностранного языка. В результате проделанной работы студенты выразили готовность и дальше применять знания в сфере товароведения и экспертизы таможенных товаров на иностранном языке.
Все студенты писали рефераты на английском языке по своему профильному направлению. В процессе написания рефератов студенты расширили свой словарный запас. Слабые студенты, а именно два человека, писали рефераты на русском языке, но указывали перевод слов, относящихся к их специальности. В результате их словарный запас также пополнился.
Таким образом, в результате применения данной методики отмечается значительное расширение словарного запаса у студентов, даже у самых слабых студентов. Студенты отметили, что знания, полученные на уроках иностранного языка, имеют выход на практическое применение. Также необходимо отметить тот факт, что, выбирая способ изучения самостоятельно, повышается и мотивация к изучение профессионально-ориентированной лексике и языку.
1 ... 59 60 61 62 63 64 65 66 ... 79
Список литературы
1.
Ермолаева С.А., Цапаева Ю.А. Обучение профессиональной лексике студентов неязыковых вузов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-5. – С. 79-82.
526
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Саурина О.С., Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Берлева С.Ю., Лунина Н.А.
ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет
им. Н.Н. Бурденко» Минздрава России, г. Воронеж
Кафедра педагогики и психологии ИДПО
Процесс активного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и информатизации образования оказывают существенное влияние на все сферы жизни и деятельности человека в XXI веке. Безусловно, за последние два десятилетия во всем мире ИК-компетенция научно- педагогического работника высшей школы стала неотъемлемой составляющей его профессиональной компетентности. В нашей стране внедрение ИКТ в профессиональную деятельность преподавателей вузов, в том числе и медицинского профиля, является одним из приоритетных направлений модернизации российского образования [2].
В настоящее время в отечественной системе высшего медицинского образования наблюдается тенденции информатизации образовательного процесса и активного использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе, т.е. таких образовательных технологий, которые реализуются, как правило, на основе ИКТ при удаленном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя вуза.
В Российской Федерации основные критерии ИК-компетенции научно- педагогических работников сформулированы в профессиональном стандарте
«Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3, c. 62]: «применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, в том числе при необходимости осуществлять электронное обучение; использовать дистанционные образовательные технологии, информационно- коммуникационные технологии, электронные образовательные и информационные ресурсы, с учетом специфики программ специалитета», дополнительных профессиональных программ, требований ФГОС ВО (для программ ВО) медицинского профиля, особенностей преподаваемой дисциплины /модуля и задач занятия (цикла занятий), и вида занятия.
Между тем, в России отсутствует государственная система организации дополнительного профессионального образования преподавателей медицинских вузов в области ИКТ, необходимых для овладения знаниями и формирования умений, предусмотренных новым профессиональным стандартом педагога, вступившем в силу еще в 2017 году.
В связи с этим медицинские университеты самостоятельно разрабатывают дополнительные профессиональные программы (ДПП) для повышения компетентности профессорско-преподавательского состава в области ИКТ.
527
В Воронежском государственном медицинском университете имени
Н.Н. Бурденко (ВГМУ им. Н.Н. Бурденко) с целью формирования и повышения уровня ИК-компетентности научно-педагогических работников, в систему дополнительного профессионального образования внедрена
ДПП
«Методические основы разработки электронного УМК на платформе Moodle»
(72 часа), авторы-разработчики программы: к.п.н., доцент И.Е. Плотникова и к.псх.н., доцент А.А. Филозоп. Программа состоит из двух модулей:
Первый модуль: «Методические основы разработки электронного учебно-
методического комплекса дисциплины/модуля». Цель освоения учебного модуля
– овладение знаниями и формирование умений и навыков (профессиональных компетенций) необходимых преподавателю медицинского вуза для разработки учебно-методического обеспечения дисциплины/модуля, реализуемого в электронном виде с использованием актуальных цифровых технологий для доставки обучающимся электронных учебно-методических материалов, а также обеспечения коммуникации между преподавателями и обучающимися в сетевой среде.
Второй модуль:
«Организация
образовательного
процесса
в
дистанционной обучающей среде Moodle». Цель освоения учебного модуля – овладение знаниями и формирование умений и навыков (профессиональных компетенций) необходимых для организации образовательного процесса по дисциплине/модулю в модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде – Moodle.
Moodle, являющееся составной частью электронной информационно- образовательной среды ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, имеет открытый код, что позволяет адаптировать функции ДО в соответствии с требованиями, предусмотренными ФГОС, а также обеспечить легкость согласования интерфейсов с существующим программным обеспечением в вузе.
Одно из важных преимуществ Moodle–универсальность. Обучающую среду можно использовать как внутри локальной сети университета при очной форме обучения, так и в сети Интернет для обучения заочно (дистанционно).
Универсальность системы Moodle позволяет использовать разработанные учебные курсы на различных серверах. К тому же в Moodle учебный и материал для контроля знаний может быть представлен различным образом: в виде изображения, видео, аудио, текста и т.д.. В самой «оболочке» Moodle предусмотрена возможность разработки разнообразных учебно-методических и контролирующих материалов – рабочих тетрадей, лекций, практических заданий, ситуационных задач, тестов и д.р. [1].
С 2014 по октябрь 2018 года по ДПП прошли обучение 475 преподавателей
ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Проведенный нами анализ результатов формирования и совершенствования ИК-компетенции преподавателей медицинского вуза, посредством дополнительного профессионального образования с применением обучающей среды Moodle показал, что научно-педагогические работники:
1) приобрели профессиональные знания о дидактическом потенциале и алгоритмах применения ИКТ, электронного обучения, дистанционных
528 образовательных технологий, электронных образовательных и информационных ресурсов в учебной деятельности медицинского вуза;
2) сформировали профессиональные умения, необходимые для применения электронного обучения, использования ДОТ и ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов в учебной деятельности медицинского вуза с учетом специфики образовательных программ и требований ФГОС ВО медицинского профиля;
3) отмечают повышение мотивации к осуществлению поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития с использованием ИКТ;
4) в процессе обучения по ДПП сформировали умение работать с другими электронными образовательными ресурсами самостоятельно.
Модернизация отечественной системы образования, в том числе и дополнительного профессионального образования, рост конкурентных отношений на рынке образовательных услуг актуализируют проблему совершенствования процесса профессиональной подготовки научно- педагогических работников медицинских вузов в области ИКТ. Современный преподаватель университета – это компетентный профессионал, владеющий современными инновационными методами и технологиями организации образовательного процесса, способный к самообучению и саморазвитию, готовый к наращиванию своих конкурентных преимуществ.
Накопленный в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко многолетний опыт формирования и совершенствования ИК-компетенции преподавателей медицинского университета на этапе дополнительного профессионального образования с использованием дистанционной обучающей среды Moodle открывает новые возможности для построения эффективной модели профессионального развития специалистов, работающих как в высшей медицинской школе, так и системе здравоохранения.
Список литературы
1.
Плотникова, И.Е.
Дистанционные образовательные технологии в системе непрерывного профессионального образования / И.Е. Плотникова, С.Ю.
Комова, С.И. Брежнев // Глобальный научный потенциал. – 2014. –
№ 6(39). – С. 24-27.
2.
Плотникова, И.Е.
Реализация дистанционных образовательных технологий в высшей медицинской школе на базе системы e-learning Moodle. /
И.Е. Плотникова, С.Ю. Берлева, Н.Н. Чайкина // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 3. – С. 58-61.
3.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»,
URL: http://sudact.ru/law/prikaz-mintruda-rossii-ot-08092015-n-608n/prikaz/,
(дата обращения 06.11.2018).