Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1016
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
529
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ
ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСАХ
БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Сахно И.П., Якимова Е.Ф., Чаплинская Е.В., Бутвиловский В.Э.,
Романова Т.Г.
УО «Белорусский государственный медицинский университет», г. Минск
Кафедра биологии
Приоритетной задачей педагогики является совершенствование качества учебного процесса. Современный образовательный процесс позволяет активно использовать информационные компьютерные технологии [1, 3], что обычно хорошо воспринимается как обучающимися, так и преподавателями.
В XXI веке в связи с развитием технических возможностей большую популярность приобрела новая форма обучения – дистанционное обучение (ДО)
[3]. Интерес к такой форме учебного процесса с каждым годом растёт, в учреждениях образования постоянно разрабатываются и реализуются технологии внедрения дистанционных курсов (ДК) [1].
ДО открывает перед субъектами образовательного процесса много новых возможностей: 1) доступность взаимодействия с преподавателем удалённого территориально, с целью получения у него квалифицированных консультаций;
2) возможность самостоятельной работы с источниками информации с использованием персонального компьютера, планшета или мобильного телефона в удобное время; 3) доступность получения образования лицами, имеющих особенности психофизического развития; 4) снижение затрат на поездки к месту учебы для жителей отдалённых регионов.
Одним из основных направлений работы кафедры биологии и всего факультета профориентации и довузовской подготовки УО «Белорусский государственный медицинский университет» (БГМУ) является подготовка слушателей к централизованному тестированию (ЦТ) на подготовительном отделении (ПО) [2]. В дополнение к много лет существующим формам обучения
(дневной, вечерней, заочной) в 2014-2015 годах сотрудниками кафедры биологии был разработан ДК подготовки абитуриентов к ЦТ [4, 5]. Курс создавался с целью предоставления возможности подготовки к ЦТ слушателей, как из отдалённых регионов Республики Беларусь (РБ), так и других стран
СНГ (Россия, Казахстан), желающих поступить в БГМУ и другие профильные
ВУЗы Беларуси. В 2015-2016 учебном году на ДК обучалось – 22; в 2016-2017
– 36; в 2017-2018 – 28 абитуриентов.
Цель исследования - оценить результативность подготовки абитуриентов к ЦТ биологии по двум формам обучения: ДК и дневного подготовительного отделения (ДПО).
Материалы и методы. ДК представлен в виде 9 блоков (1.
Доклеточные формы жизни. Доядерные организмы (прокариоты). Грибы.
Лишайники. Протисты; 2. Споровые и семенные растения; 3. Зоология
530 беспозвоночных; 4. Зоология хордовых; 5. Анатомия, физиология и гигиена человека (1 часть); 6. Анатомия, физиология и гигиена человека (2 часть);
7. Основы цитологии. Размножение и онтогенез организмов; 8. Генетика.
Эволюционное учение; Экология. Биосфера; 9. Итоговая контрольная работа), размещенных в системе LMS-Moodle на сайте etest.bsmu.by.
Блоки содержат следующие компоненты: 1) пробный и контрольный тесты, со структурой, соответствующей структуре теста ЦТ по биологии
(38 заданий части А и 12 заданий части В); 2) нормативные документы
(программа курса, программа по биологии для абитуриентов, графики выполнения контрольных работ и очных консультаций); 3) справочный и вспомогательный материалы (список литературы, рекомендуемой к изучению; ссылки на веб-сайты, предоставляющие возможность работать с актуальными электронными школьными учебниками); 4) рекомендации по изучению раздела и лекции, подготовленные преподавателями кафедры биологии в виде мультимедийных презентаций. Материалы блоков ежегодно обновляются и дополняются новыми тестами и презентациями лекций, разработанными преподавателями кафедры.
Пробный тест носит обучающий характер, после его прохождения слушателям доступны комментарии. Количество попыток по его выполнению неограниченно
Контрольный тест ограничен одной попыткой, на которую отводится 80 минут. Его в обязательном порядке подробно рецензирует преподаватель. Проработка обучающимися комментариев к пробному тесту и рецензии преподавателя на контрольный тест, даёт возможность обучающимся не только увидеть правильные ответы, но и проработать допущенные ими в задании ошибки. Обработка результатов тестов автоматически производится компьютерной программой по 100-балльной шкале оценивания, результат выводится на экран в баллах. Оценки контрольного и пробного тестов сохраняются в электронном журнале, доступном для слушателей и их родителей.
В работе курса важным является тот момент, что у преподавателя есть возможность контроля активности слушателя и анализа статистики его успеваемости в режиме реального времени, при этом слушатели курса могут задать интересующие вопросы преподавателю как on-line, так и в сообщениях на форуме, оперативно получив ответы на них.
На очных консультациях, которые для слушателей курса проводятся преподавателями кафедры один раз в месяц (по воскресеньям) производится детальный анализ наиболее сложных вопросов изученного в текущем месяце материала и разбираются задания централизованного тестирования прошлых лет. В конце обучения слушателями курса выполняется итоговая контрольная работа по всему учебному курсу.
На ДПО на изучение школьного курса биологии отводится 415 аудиторных часов: 52 ч лекций и 363 ч практических занятий, в том числе 9 итоговых занятий, по тем же разделам, что и на ДК.
531
Результаты и обсуждение. Результаты итоговой аттестации слушателей дистанционной и дневной форм обучения на подготовительном отделении за
3 учебных года представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты итоговой аттестации слушателей подготовительного отделения
УО «БГМУ»
Учебный год
Результат при поступлении на ДПО
(балл)
Результат итоговой контрольной работы слушателей
ДПО
(балл)
Результат итоговой контрольной работы слушателей
ДК
(балл)
Результат
ЦТ слушателей
ДПО
(балл)
Результат
ЦТ выпускников школ
(балл)
2015-2016 51 66 60 73 33,68 2016-2017 49 59 55 68 33,31 2017-2018 52 67 52 72 38
Установлено, что баллы, полученные слушателями ДК при итоговой аттестации, достаточно высокие, но несколько ниже, чем у обучающихся на
ДПО (в 2015 – 2016 году 60 против 66; в 2016-2017 – 55 против 59; в 2017-2018
– 52 против 67). Эти результаты значительно превышают средние баллы, полученные на ЦТ выпускниками средних школ (33,68; 33,31 и 38 баллов в 2016,
2017 и 2018 годах соответственно). Анализ результатов ЦТ слушателей ДК факультетом не проводится, однако сравнение результатов итоговой аттестации слушателей ДК и ДПО, а также присутствие бывших слушателей ДК среди студентов БГМУ дают возможность предположить, что их уровень подготовки по биологии был достаточно высоким.
При анализе выполнения работ слушателями ДК отмечено, что лучшие результаты контрольных тестов отмечались у тех из них, кто неоднократно повторял попытку прохождения пробного теста. Баллы, полученные при выполнении пробного теста, были несколько выше, чем при выполнении контрольного. Это можно объяснить тем, что пробный тест не ограничен во времени и количестве попыток и после его прохождения слушателю доступны комментарии к ответам, которые позволяют проанализировать ошибки и снова выполнить задания. У этих обучающихся также были самые высокие результаты при выполнении итоговой контрольной работы.
Выводы.
1.
Дистанционное обучение вырабатывает у абитуриентов навык самоподготовки, который очень важен для студентов в процессе обучения в медицинском университете.
2.
Обучающиеся могут объективно оценить свои знания и при помощи комментариев к тестам и рецензии преподавателя проработать ошибки и ликвидировать пробелы в знаниях.
3.
Данная форма обучения открывает дополнительные перспективы для слушателей из отдалённых регионов и слушателей с особенностями
532 психофизического развития, которые не могут посещать очные курсы и консультации, что может быть компенсировано консультациями и форумами в режимах on-line или off-line.
4.
Дистанционное обучение – результативная форма подготовки к централизованному тестированию, что подтверждается достаточно высокими баллами, полученными при выполнении контрольных тестов и итоговой контрольной работы, однако более эффективной формой подготовки является дневное обучение.
Список литературы
1.
Ализарчик, Л.А. Использование информационных технологий при подготовке будущих абитуриентов к поступлению в учреждения высшего и среднего специального образования / Л.А. Ализарчик, Е.Н Залесская.,
А.В Лукомский // Вестник ВГУ. – 2014. – № 2 (80).
2.
Бутвиловский, В.Э. Изучение биологии на подготовительном отделении БГМУ – как фактор успешной сдачи централизованного тестирования
/
В.Э.
Бутвиловский,
Т.Г.
Романова,
А.
В.
Бутвиловский,
Н.А. Семененя, Л.Д Петренко // Военная медицина. – 2016. – № 1. – С. 2-4.
3.
Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина – М.:
Издательский центр «Академия», 2010 – 368 с.
4.
Сахно, И.П. Первый опыт применения дистанционного обучения в подготовке к централизованному тестированию на кафедре биологии БГМУ /
И.П. Сахно, Т.Г. Романова, В.Э. Бутвиловский // Медицинский журнал – 2016. –
№ 4. – С. 118-120.
5.
Сахно, И.П. Дистанционное обучение биологии как перспективная форма довузовской подготовки / И.П. Сахно, Т.Г. Романова, В.Э. Бутвиловский,
Е.Ф. Якимова // «Актуальные проблемы довузовской подготовки»: материалы I научно-методической конференции преподавателей факультета профориентации и довузовской подготовки БГМУ / под ред. А.Р. Аветисова. –
Минск: БГМУ, 31.05. – 2017. – С. 157-160.
1 ... 60 61 62 63 64 65 66 67 ... 79
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ
В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Сизов А.А.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра организации и менеджмента здравоохранения
с учебным центром бережливых технологий
Организация образовательного процесса в высшей школе представляет собой многоаспектную задачу, результатом решения которой является уровень подготовки будущих специалистов. Решение обозначенной задачи зависит от
533 совокупности различного рода факторов, которые непосредственным образом влияют на эффективность ее решения. В числе таких факторов можно отметить и профессионализм преподавателя, который должен обладать необходимым уровнем знаний в своей отрасли, и педагогические навыки преподавателя, который при наличии знаний должен уметь их преподнести студентам таким образом, чтобы они максимально эффективно их усвоили. Исходя из обозначенного, отметим, что фигура преподавателя в образовательном процессе играет центральную роль, так как от качества его работы напрямую зависит результат – уровень подготовки студентов.
Личностные и индивидуальные качества преподавателя должны отвечать одновременно нескольким уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к преподавателю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой преподаватель высшей школы.
Каждый преподаватель должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности.
Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно.
Требования второго уровня предъявляются к преподавателю вообще, вне зависимости от учебного предмета, который он преподает – это его личностная готовность к педагогической деятельности. Готовность предполагает широкую и профессиональную системную компетентность, стойкую убежденность человека, социально-значимую направленность личности, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности, потребности общения, передачи опыта.
В то же время следует подчеркнуть, что современный преподаватель высшей школы должен обладать и комплексом психологических навыков, а также организаторскими способностями. Сочетание обозначенных навыков позволит преподавателю заинтересовать студентов своим предметом даже в условиях отсутствия такового у большинства.
Работа преподавателя заключается не только в преподнесении своих знаний, умений и навыков студентам, но и в организации образовательного процесса с точки зрения построения психологического микроклимата у группы обучающихся, который будет способствовать повышению студенческой активности и вызыванию интереса к изучаемому предмету.
Такого рода организация может быть реализована разными способами, однако эффективность данных способов лучше всего подчеркивается их апробацией в практической деятельности.
Одной из таких методик может послужить так называемый соревновательный эффект, при котором в студенческом коллективе создается