Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1014
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
534 атмосфера, подобная соревнованию по достижению максимальных результатов в рамках изучаемой дисциплины.
Соревновательная составляющая далеко не нова для педагогической деятельности. В частности примером такого рода соревнований являются разнообразные предметные олимпиады, которые проводятся как на школьном, так и на вузовском уровне. В то же время необходимо подчеркнуть, что при всей положительной составляющей данных олимпиад их серьезным недостатком, на наш взгляд, является отсутствие возможности участия в них широкого круга обучающихся. Естественно, что в целях достижения максимального результата образовательные учреждения отправляют на такие олимпиады ограниченный круг студентов, которые, по мнению педагогов, способны достичь лучших результатов в подобном соревновании.
В то же время такая выборка, как нам кажется, не всегда положительным образом сказывается на студенческом коллективе. По сути создается ситуация, при которой основная масса студентов теряет интерес к изучению дисциплины, так как условно самые «сильные» студенты по конкретному предмету уже определены. В то же время соревновательный эффект в образовательном процессе может способствовать повышению уровня подготовки студентов, а, следовательно, и уровня их знаний, умений и навыков.
В этой связи, по нашему мнению, определенный интерес с точки зрения образовательного процесса могут вызвать разнообразные интернет-олимпиады, в которых в силу их доступности могут участвовать практически любые студенты.
Приведем пример из педагогической практики.
В процессе преподавания дисциплины «Правоведение» в курском государственном медицинском университет студентам ряда групп было предложено принять участие в интернет-олимпиадах, которые проводились на специальных сайтах, а после поделиться результатом. Подобное предложение вызывало интерес со стороны студентов-медиков, что, на наш взгляд, подчеркивает эффектвиность подобной методики, так как преподаваемая дисциплина не являлась профильной для них.
В результате участие в олимпиадах приняли 212 студентов разных факультетов. Результаты участия оказались весьма высокими, так как значительная часть принявших участие (около 98 %) сумели добиться высоких результатов, заняв призовые места. Причем нами был отмечен тот факт, что соревновательная атмосфера, которая проявилась в студенческом коллективе, заметно повысила общий уровень подготовки студентов к дисциплине. В частности были отмечены случаи, когда студенты, не сумевшие достичь максимального результата, стремились улучшить его, неоднократно проходя задания. Такая практика положительным образом сказалась на общей успеваемости по дисциплине. Также интерес вызывает тот факт, что целый ряд студентов не только улучшили свой уровень знаний, но и по собственной инициативе стали уделять внимание отраслевым юридическим наукам, таким как гражданское право, семейное право, конституционное и трудовое право,
535 приняв участие в олимпиадах о соответствующим направлениям. Отметим, что результаты таких попыток оказались также весьма высокими.
Подводя итог, отметим, что подобная методика использования соревновательного эффекта в образовательном процессе может быть применима в различных дисциплинах. При должной реализации и дальнейшей разработке она может быть весьма эффективным инструментом в организации образовательного процесса в высшей школе.
Список литературы
1. Сизов, А.А. Процесс глобализации и современное образование //
Образование. Инновации. Качество. Материалы IV международной научно- методической конференции. – Курск, 2010. – С. 3-5.
2. Сизов, А.А. Глобализация и кризис современного образования // Наука и инновации в сельском хозяйстве. Материалы Международной научно- практической конференции. – Курск, 2011. – С. 233-234.
3. Скрипкин, В.М., Сизов, А.А. Вопрос организации научно- исследовательской работы студентов // Методика преподавания в заочном вузе: сборник научных трудов Курского филиала Финансового университета при
Правительстве РФ по материалам X международной научно-методической конференции. – Курск, 2013. – С. 127-130.
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЭТИКА»
Симонова Ж.Г.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра философии
Учебный план подготовки специалистов по направлению 31.05.01
«Лечебное дело» изобилует гуманитарными дисциплинами, особое место среди которых занимает «Биоэтика».
Кратко излагая цель преподавания данной дисциплины, отметим, что перед преподавателем, работающим как с русскими, так и с иностранными студентами-медиками, обучающимися на международном факультете, стоит задача подготовить специалиста, способного разбираться в этических проблемах современной биомедицины, владеющего навыками критического анализа моральных конфликтов и умениями их разрешать в пользу пациентов, а также способами реагирования в нестандартных ситуациях.
К сожалению, на обсуждение животрепещущих тем и моральных проблем, спровоцированных высокими технологиями и инновациям в контексте развивающейся медицины, отведено недостаточное количество аудиторных часов. Более того, сокращение лекционных часов сподвигает преподавателя на поиск оптимальных технологий обучения с целью обеспечения его
536 результативности, развития положительной мотивации к познавательной деятельности, поддержания на должном уровне познавательного интереса, а также формирования потребности в самообразовании и саморазвитии.
Очевидно, что основная цель любых образовательных технологий, применяющихся в учебном процессе, заключается в создании условий, способствующих активному и результативному приобретению новых знаний обучающимися, а не на эффективную передачу информации преподавателем.
Процесс обучения – это больше, чем накопление новых знаний, это сложная работа, предполагающая организацию, реорганизацию и связывание получаемой информации и впечатлений с имеющимися знаниями и опытом. Такое перерабатывание новых фактов является залогом успешного овладения знаниями, ведь доподлинно известно, что никакая информация не будет прочно усвоена до тех пор, пока обучающийся не осознает ее теоретическое и практическое значение, не осмыслит, не «пропустит через себя».
Безусловно, существенную помощь преподавателям в достижении поставленных целей и задач оказывают информационные и коммуникационные технологии, зарекомендовавшие себя как весьма эффективные формы организации процесса обучения с высокой степенью самостоятельности студентов.
В данной работе представляется актуальным рассмотреть возможности интерактивного учебного пособия «Введение в биоэтику», созданного автором статьи для иностранных студентов медицинских вузов, обучающихся на английском языке при использовании программы MS PowerPoint, iSpring Suite
7.1. Что такое iSpring Suite 7.1? Это один из российских разработчиков программ для обеспечения дистанционного обучения. Колоссальное преимущество iSpring
Suite 7.1 заключается в том, что теперь авторы могут быстро и без специальной подготовки создавать электронные учебные пособия, учебники, курсы.
Возможности iSpring Suite позволяют интегрировать видеолекции, тренажеры, тесты, опросы, интерактивности в одной программе, делая процесс обучения еще эффективнее.
Интерактивное учебное пособие «Введение в биоэтику» предназначено для внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов и направлено на организацию работы по овладению новым материалом в ходе подготовки к практическим занятиям, повторение ранее изученных тем, проверку знаний, умений и навыков посредством выполнения заданий в тестовой форме, решение ситуационных задач и расширение общего и профессионального кругозора.
Учебный курс интерактивного учебного пособия разделен на темы. Каждая тема состоит из двух частей: теоретического (лекционного) материала и практикума, включающего задания, направленные на проверку приобретенных знаний и практических навыков. Благодаря особенностям программы
MS PowerPoint, iSpring Suite 7.1 представляется возможным использовать альтернативные формы подачи учебного материала. При создании первого раздела учебного курса с целью реализации принципа наглядности автором был выбран такой способ предъявления нового материала как видеолекция,
537 созданная на базе презентаций PowerPoint
TM
Известно, что на уровень усвоения информации можно влиять, механически сочетая способы передачи материала.
Так, результаты обучения будут максимально высоки, если предпринять попытку активизировать рабочую память, предъявляя учебный материал посредством аудиальных и визуальных каналов отдельно. И неудивительно, что графика, картинка, фотография или видеоролик могут в значительной степени повысить эффективность обучения. Графические изображения, как правило, помогают обучающимся построить эффективные ментальные репрезентации, тогда как ненужные картинки больше отвлекают и препятствуют овладению учебным материалом. Видеолекция, созданная на базе презентаций PowerPoint
TM позволит оптимальным образом задействовать оба канала восприятия информации. Так, например, в анализируемом интерактивном учебном пособии графические изображения органично сопровождаются устными комментариями, что позволяет избежать распространённой ошибки, которую допускают лекторы, сочетая картинки с текстом, излишне перегружая визуальный канал восприятия информации или дублируя ее, представляя идентичный текст на экране и в речи.
Известно, что объемный теоретический материал демотивирует студентов.
В ходе разработки интерактивного учебного пособия «Введение в биоэтику» автор попытался избежать возникновения этой проблемы.
Видеолекции для интерактивного учебного пособия создавались исходя из положения о том, что интересные, но несущественные детали отвлекают от обучения. Это касается лишних звуков, картинок и комментариев. Известно, что часто преподаватели добавляют в презентации видео или картинки из эстетических соображений, с целью «оживить» лекцию, но практика показывает, что излишнее оживление скорее препятствует обучению, нежели улучшает его.
Словом, весь материал, подбираемый для видеолекции, должен помогать обучающимся строить ментальные репрезентации, а значит, если предъявляемая информация не удовлетворяет цели облегчения процесса обучения, от нее следует отказаться.
Таким образом, представление теоретического материала в первом разделе интерактивного учебного пособия «Введение в биоэтику» в форме видеолекции позволило переложить часть функций, выполняемых преподавателем на «умную машину», освободив его от рутинной работы, предполагающей неоднократное повторение и комментирование учебного материала.
Материал второго раздела интерактивного учебного пособия «Введение в биоэтику» подбирался с учетом таких дидактических принципов, как:
– принцип связи теории с практикой;
– принцип проблемного обучения;
– принцип прочности усвоения знаний.
Обучающимся предлагается проверить свои знания с помощью различных заданий в тестовой форме, получить моментальную обратную связь, имея возможность получить информацию о своих ошибках, вернуться к теории, отработать «слабые места», а также еще раз пройти тестирование, дабы убедиться в точности и прочности приобретенных знаний.
538
Исходя из требований компетентностного подхода, формирование практических навыков в рамках интерактивного учебного пособия представляется возможным в ходе разбора конкретных ситуационных задач. Они помогут преподавателям сформировать у студентов навыки критического мышления, реагирования в нестандартных ситуациях, научат быть непредвзятыми, проявлять сострадание и заботу о пациентах, проявлять уважение к жизни, правам, достоинствам пациентов и их семей», выработать социальную и этическую ответственность за принимаемые решения, а значит, позволят достичь успеха в процессе формирования общепрофессиональных компетенций обучающихся.
Подытоживая изложенное выше, отметим, что организация процесса овладения новым материалом на основе использования интерактивного учебного пособия обладает рядом преимуществ над традиционными способами:
– интерактивное учебное пособие обладает мощным мотивационным потенциалом;
– развивает познавательную активность обучающихся;
– позволяет создать психологически комфортную атмосферу обучения;
– индивидуализирует образовательный процесс;
– способствует развитию самообразования и саморазвития студентов.
Список литературы
1.
Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании
/
И.Г. Захарова. – М.: Академия, 2008. – 192с.
2.
Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. – М.: Изд. Центр
«Академия», 2002. – 576 с.
3.
William B. Jeffries, Kathryn N. Huggett / An Introduction to Medical
Teaching. – Springer Science+Business Media B.V., 2010. – P. 101-123
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАВОВЕДЕНИЕ» В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Симонян Р.З.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра организации и менеджмента здравоохранения
с учебным центром бережливых технологий
Введение. Любому специалисту, в особенности с высшим образованием, необходимо знать нормативно-правовые акты, регламентирующие его деятельность. В зависимости от специальности и должности медицинский работник должен знать узаконенные пределы своих должностных обязанностей, стандарты тех заболеваний и состояний, с которыми он сталкивается в своей профессиональной деятельности, федеральные и территориальные законы, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе функционирования органов управления здравоохранением
[2].
Знание законов,