Файл: Ббк 74. 48я43 О23 Подготовка медицинских кадров и цифровая образовательная среда.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 1013
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
539 регламентирующих профессиональную медицинскую деятельность - это такая же часть профессионализма, как знать какие таблетки выписывать и надо ли назначать лабораторные анализы.
Медицинские работники заинтересованы в получении полноценных юридических знаний. Их профессиональная деятельность, как объект правового регулирования все больше усложняется. Увеличивается количество жалоб со стороны пациентов, как справедливых, так и надуманных [4]. В случае возникновения конфликтной ситуации, а в особенности, когда решается вопрос о привлечении к юридической ответственности, медицинский работник остается с ней один на один.
Несмотря на то, что ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в
Российской
Федерации» предусматривает право медицинского работника на страхование риска своей профессиональной ответственности, сама система страхования профессиональной ответственности отсутствует [6]. В современной России профессия медицинского работника относится к числу низкооплачиваемых. При невысокой заработной плате и огромных объемах работы, у медиков нет возможности получить второе высшее образование по специальности
«юриспруденция». Таким образом, у врачей нет ни времени, ни образования для того, чтобы разбираться в юридических вопросах.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по направлениям подготовки по медицинским и фармацевтическим специальностям не содержат перечня образовательных дисциплин [5]. Образовательная организация сама определяет, какие дисциплины будут преподаваться в рамках данного направления подготовки специалистов. Вуз должен обеспечить освоение студентом того перечня компетенций, который закреплен в образовательном стандарте.
Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать такими общепрофессиональными компетенциями, которые включают в себя правовые знания: способность использовать основы правовых знаний в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что правовые нормы, регламентирующие медицинскую деятельность, разбросаны по различным отраслям права.
Поэтому студентам медицинских университетов читается классический предмет – «Правоведение», охватывающий собой общий перечень базовых знаний из различных отраслей права, который может пригодиться будущему врачу-специалисту. Необходимый минимум знаний о праве и его основных отраслях необходим каждому человеку. Для того чтобы в дальнейшем будущие врачи могли ориентироваться в различных ситуациях, в рамках дисциплины «Правоведение» студенты изучают основы уголовного, гражданского, трудового, административного права.
Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья, права и обязанности медицинских работников и медицинских учреждений, особенности
540 правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности, ответственность медицинских работников за совершение профессиональных и должностных преступлений преподаются студентам во втором разделе дисциплины «Правоведение» – «Медицинское право».
Дисциплина
«Правоведение», согласно
ФГОС
ВО по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология»,
«Медико-профилактическое дело», «Фармация» относится к базовой части образовательной программы подготовки специалистов и таким образом является необходимой для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.
Необходимо упомянуть, что дисциплина «Правоведение», является предшествующей для изучения профессиональных дисциплин общественное здоровье и здравоохранение, судебная медицина, которые используют нормы материального и процессуального права применительно к своей практической составляющей.
Целью дисциплины является изучение основных положений важнейших отраслей права России, новых законодательных актов общественной жизни государства в целом и в области здравоохранения; приобретение знаний и умений в области права, которые должны стать необходимой частью специальной профессиональной подготовки будущих специалистов в здравоохранении; воспитание способности к практическому применению полученных знаний; воспитание у студентов правовой культуры, уважения к российским законам и сознательное их исполнение [1].
В результате изучения «Правоведения» студенты медицинских университетов должны обладать способностью и готовностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности, действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности, анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок.
В соответствии с разработанной и используемой на кафедре рабочей программой для студентов процесс обучения традиционно включает в себя: курс лекций, семинарские занятия и контроль освоения материала. Изучение дисциплины начинается с вводного занятия, целью которого является выработка к формированию у студентов профессионального интереса к приобретению правовых знаний, мотивации к освоению дисциплины
[3].
В связи с этим на вводном занятии делается упор на четкую постановку задач обучения, на рекомендации по подготовке к занятиям, выполнению самостоятельной работы. Таким образом, уже на первом занятии студенты получают полное представление о процессе обучения и форме подведения его итогов.
541
Несомненно, ведущим звеном учебного процесса является лекционный курс, который включает в себя вопросы основных тем дисциплины, позволяет систематизировать всю необходимую для освоения дисциплины информацию.
Учитывая необходимость формирования у студентов в процессе обучения профессиональных компетенций, особое внимание при разработке рабочей программы уделено организации семинарских занятий, которые построены с использованием традиционных и интерактивных методов обучения и обязательным участием каждого студента.
Цель семинарских занятий – приобретение и отработка навыков, необходимых выпускнику медицинского университета для лучшего усвоения общепрофессиональных компетенций по ФГОС ВО. Практическая часть занятия заключается в рассмотрении и анализе случаев из судебной практики применительно к теме занятия, а также решении ситуационных задач в соответствии с нормами действующего законодательства. Это позволяет концентрировать внимание обучающихся на требованиях действующего законодательства в сфере здравоохранения и стандартов оказания медицинской помощи.
При проведении семинарских занятий по таким темам как права и обязанности субъектов медицинского права, правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности, студенты знакомятся с правовой документацией по изучаемой теме, что позволяет формировать у них реальные представления о мере правовой ответственности
(дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной) и формах контроля над медицинской деятельностью.
Успешная подготовка врача любой специальности в медицинском высшем учебном заведении в значительной степени зависит не только от содержания рабочих программ и методов обучения, но и от контроля знаний. Учитывая определенные требования ФГОС ВО каждый из перечисленных разделов работы на семинарских занятиях требует определенного контроля обучения. Оценка знаний студентов осуществляется в соответствии с положением о промежуточной аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация обучающихся обеспечивает оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплине. Основная цель промежуточной аттестации
– оценка качества достижения обучающимися планируемых результатов обучения по дисциплине.
Текущий контроль знаний студентов на каждом занятии осуществляется в виде устного опроса, проверки выполнения письменных заданий, решения ситуационных задач, письменного тестирования, и выполняется в соответствии с разработанным кафедрой фондом оценочных средств.
Для комплексной оценки полученных студентами знаний при освоении ими дисциплины используется разработанная университетом балльно- рейтинговая система в соответствии с положением о балльно-рейтинговой системе оценки качества освоения обучающимися основных образовательных программ. Эта оценочная система имеет накопительный характер и позволяет в
542 должной мере проводить регулярную оценку знаний, умений и практических навыков студентов на протяжении всего периода освоения дисциплины правоведение. Итоговый рейтинг за дисциплину определяется суммой рейтинговых баллов, полученных обучающимся за процесс изучения дисциплин
(текущую аттестацию), промежуточную аттестацию, творческий рейтинг (при выполнении обучающимся творческой работы).
Теоретическая часть итогового занятия заключается в собеседовании по контрольным вопросам. Практическая часть заключается в самостоятельном решении ситуационной задачи с указанием статей и правовой аргументации.
Заключение. По нашему мнению существующая организация учебного процесса и разработанная методика обучения соответствует требованиям ФГОС
ВО по всем медицинским и фармацевтическим специальностям для изучения дисциплины
«Правоведение», способствует формированию навыков применения правовых норм при решении профессиональных задач. Помогает ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах и применять их в конкретных практических ситуациях, привить этические принципы профессиональной деятельности.
Список литературы
1.
Симонян, Р.З. О совершенствовании подготовки врачей по медицинскому праву. Правовая грамотность как средство защиты профессиональной деятельности врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-1. – С. 136-138.
2.
Симонян Р.З., Зеленова И.В. Базовые положения законодательства о должностях, квалификации и специальностях медицинских работников //
Образовательный процесс: поиск эффективных форм и механизмов: сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 82-й годовщине КГМУ. – Курск: ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава
России, 2017. – С. 536-539.
3.
Симонян Р.З., Зеленова И.В. О формировании медицинского права современной России и необходимости его изучения медицинскими работниками.
В сборнике: Университетская наука: взгляд в будущее. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 81-летию
Курского государственного медицинского университета и 50-летию фармацевтического факультета. В 3-х томах. – 2016. – С. 192-195.
4.
Симонян, Р.З. Врачебные дела в уголовном процессе как результат неблагоприятных последствий оказания медицинской помощи // Евразийское научное объединение – 2018. – Часть 2, №10 (44). – С. 155-157.
5.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета –
Федеральный выпуск. № 5976. 31. 12. 2012.
6.
Федеральный Закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
543
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБ
ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ
НА ЗАНЯТИЯХ РКИ
Скляр Е.С.
ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет»
Минздрава России, г. Курск
Кафедра русского языка и культуры речи
Существенные изменения, произошедшие в последние десятилетия в политической и социально-экономической сферах жизни нашей страны, привели к расширению международного сотрудничества, установлению новых контактов, диалогу культур и повлияли на расширение функций русского языка как иностранного (РКИ). В связи с этим все актуальней становится проблема формирования учебной мотивации на занятиях по РКИ в вузе, поэтому задача преподавателя заключается в том, чтобы, учитывая сложившуюся ситуацию, сделать изучение языка максимально эффективным, ориентируясь на современные приоритеты.
Важную роль в этом процессе играет стимулирование учебной деятельности, основанное на интересном изложении учебного материала, создании проблемной ситуации, применении различных средств обучения, совместной деятельности соревновательного характера, позитивной оценке преподавателя и т.д. [1].
Наибольшего эффекта позволяют добиться интенсивные методы, максимально активизирующие учащихся и мобилизующие психологические резервы учащегося, за счет чего увеличивается объем усваиваемого материала
[2]. Впервые интенсивные методы обучения заинтересовали исследователей в начале 60-х гг., когда Г. Лозановым был разработан суггестопедический метод.
При изучении иностранного языка выделяют также другие методы: эмоционально-смысловой, ускоренного обучения взрослых, гипнопедия, метод активизации резервных способностей обучаемого, суггестокибернетический интегральный метод ускоренного обучения взрослых, ритмопедия, погружение,
«экспресс-метод», курс речевого поведения и др.
В методике интенсивные методы определяются как своеобразная система обучения, отличающаяся по ряду характеристик от традиционных способов.
Анализ методической и учебной литературы показал, что признаками интенсивных методов обучения являются наличие языковой среды; овладение устной формой общения; формирование комплекса навыков и умений, необходимых для общения в конкретной области; интенсивный характер обучения; направленность занятий на формирование речевых умений; широкое использование коллективных форм работы и управление процессом общения в группе; использование любых возможных средств и каналов воздействия на учащихся, опора на сознательно-произвольное и на подсознательно- непроизвольное овладение материалом, что достигается с помощью включения