Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 473
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по расстоянию между анкерной опорой и анкером для оттяжки ± 0,2 м.
Оттяжки анкерных опор должны быть равномерно натянуты и установлены в направле- нии анкеруемых проводов. При невозможности выполнения этого требования место уста- новки анкера согласовывается со службой электроснабжения железной дороги.
2.22.13. Жесткие поперечины могут быть как балочного, гак и рамного типа на метал- лических или железобетонных стойках. Жесткие поперечины рамного типа не рекоменду- ется применять в вечномерзлых и пучинистых грунтах.
2.22.14. Для предотвращения гнездования птиц нижняя горизонтальная ферма ригеля жесткой поперечины не должна иметь распорок. В местах гнездования птиц ригели старой конструкции должны быть оборудованы электрорепелентной (отпугивающей птиц) заши- той.
2.22.15. Гибкие поперечины могут быть как изолированные, гак и не изолированные, и смонтированы на металлических опорах, установленных на бетонных фундаментах.
На малодеятельных участках допускается применение гибких поперечин на железобе- тонных стойках с числом путей от 3 и более, с применением в необходимых случаях средних стоек с двухсторонним закреплением на них тросов гибких поперечин.
2.22.16. Поперечный несущий трос гибкой поперечины должен состоять из двух или че- тырех одинаково натянутых и расположенных параллельно сталемедных биметалличе- ских проводов площадью сечения 95 мм
2
. Между поперечными несущими тросами долж- ны быть установлены распорки. В качестве фиксирующих тросов используют сталемед- ный биметаллический провод площадью сечения 70 мм
2
Стрела провеса поперечного несущего троса должна быть не менее 1/10 длины пролета гибкой поперечины, а расстояние между нижней точкой поперечного несущего троса и верхним фиксирующим тросом должно быть не менее 300 мм.
Верхний и нижний фиксирующие тросы располагают горизонтально без видимых стрел провеса. В фиксирующих тросах длиной более 30 м рекомендуется устанавливать пру- жинные компенсаторы.
2.22.17. Нижние фиксирующие тросы гибких и жестких поперечин в пределах высоких платформ и над неэлектрифицированными путями должны быть изолированы от частей, находящихся под напряжением, и заземлены. Допускаются незаземленные тросы на ост- ровных платформах.
2.22.18. Расстояние от проезжей части переезда по направлению преимущественного движения поездов до опор консольных, гибких или жестких поперечин и анкеров оттяжек, расположенных около главных путей перегонов и железнодорожных станций, должно быть не менее 25 м. Во всех остальных случаях и для фиксирующих опор это расстояние должно быть не менее 5 м. Опорные конструкции должны устанавливаться так, чтобы пе- реезд располагался в середине пролета.
2.22.19. Расстояние от конца тупика до установленной за ним анкерной опоры любого типа, кроме тупиков отстоя электровозов и электросекций, должно быть не менее 20 м.
Это расстояние может быть сокращено в исключительных случаях по условиям рельефа и застройки.
2.22.20. На опорах в качестве поддерживающих контактную подвеску конструкций применяют поворотные изолированные и неизолированные консоли. Допускается до об- новления и реконструкции контактной сети при полукомпенсированной подвеске приме- нение неповоротных консолей.
Однопутные консоли полукомпенсированной подвески и двухпутные консоли распола- гают перпендикулярно оси пути, а в кривом участке пути — радиально. Смещение конца консоли вдоль пути не должно превышать ± 200 мм для консолей длиной до 5 м и ± 300 мм для консолей длиной более 5 м. Положение консоли компенсированной контактной подвески должно соответствовать графикам температурных перемещений, приведенных на рисунке 2.11.1 (а, б) настоящих Правил с допуском ± 50 мм.
2.22.21. На переходных опорах сопряжений анкерных участков взаимное расположение
Оттяжки анкерных опор должны быть равномерно натянуты и установлены в направле- нии анкеруемых проводов. При невозможности выполнения этого требования место уста- новки анкера согласовывается со службой электроснабжения железной дороги.
2.22.13. Жесткие поперечины могут быть как балочного, гак и рамного типа на метал- лических или железобетонных стойках. Жесткие поперечины рамного типа не рекоменду- ется применять в вечномерзлых и пучинистых грунтах.
2.22.14. Для предотвращения гнездования птиц нижняя горизонтальная ферма ригеля жесткой поперечины не должна иметь распорок. В местах гнездования птиц ригели старой конструкции должны быть оборудованы электрорепелентной (отпугивающей птиц) заши- той.
2.22.15. Гибкие поперечины могут быть как изолированные, гак и не изолированные, и смонтированы на металлических опорах, установленных на бетонных фундаментах.
На малодеятельных участках допускается применение гибких поперечин на железобе- тонных стойках с числом путей от 3 и более, с применением в необходимых случаях средних стоек с двухсторонним закреплением на них тросов гибких поперечин.
2.22.16. Поперечный несущий трос гибкой поперечины должен состоять из двух или че- тырех одинаково натянутых и расположенных параллельно сталемедных биметалличе- ских проводов площадью сечения 95 мм
2
. Между поперечными несущими тросами долж- ны быть установлены распорки. В качестве фиксирующих тросов используют сталемед- ный биметаллический провод площадью сечения 70 мм
2
Стрела провеса поперечного несущего троса должна быть не менее 1/10 длины пролета гибкой поперечины, а расстояние между нижней точкой поперечного несущего троса и верхним фиксирующим тросом должно быть не менее 300 мм.
Верхний и нижний фиксирующие тросы располагают горизонтально без видимых стрел провеса. В фиксирующих тросах длиной более 30 м рекомендуется устанавливать пру- жинные компенсаторы.
2.22.17. Нижние фиксирующие тросы гибких и жестких поперечин в пределах высоких платформ и над неэлектрифицированными путями должны быть изолированы от частей, находящихся под напряжением, и заземлены. Допускаются незаземленные тросы на ост- ровных платформах.
2.22.18. Расстояние от проезжей части переезда по направлению преимущественного движения поездов до опор консольных, гибких или жестких поперечин и анкеров оттяжек, расположенных около главных путей перегонов и железнодорожных станций, должно быть не менее 25 м. Во всех остальных случаях и для фиксирующих опор это расстояние должно быть не менее 5 м. Опорные конструкции должны устанавливаться так, чтобы пе- реезд располагался в середине пролета.
2.22.19. Расстояние от конца тупика до установленной за ним анкерной опоры любого типа, кроме тупиков отстоя электровозов и электросекций, должно быть не менее 20 м.
Это расстояние может быть сокращено в исключительных случаях по условиям рельефа и застройки.
2.22.20. На опорах в качестве поддерживающих контактную подвеску конструкций применяют поворотные изолированные и неизолированные консоли. Допускается до об- новления и реконструкции контактной сети при полукомпенсированной подвеске приме- нение неповоротных консолей.
Однопутные консоли полукомпенсированной подвески и двухпутные консоли распола- гают перпендикулярно оси пути, а в кривом участке пути — радиально. Смещение конца консоли вдоль пути не должно превышать ± 200 мм для консолей длиной до 5 м и ± 300 мм для консолей длиной более 5 м. Положение консоли компенсированной контактной подвески должно соответствовать графикам температурных перемещений, приведенных на рисунке 2.11.1 (а, б) настоящих Правил с допуском ± 50 мм.
2.22.21. На переходных опорах сопряжений анкерных участков взаимное расположение
консолей компенсированных подвесок должно соответствовать схеме, приведенной на ри- сунке 2.22.1 (а, б). Значения без скобок относятся к медному несущему тросу, а в скобках к сталемедному. Перемещения приведены для максимальной длины анкерного участка без учета нагрева проводов током нагрузки.
2.22.22. На изолированных и неизолированных прямых наклонных консолях в местах, подверженных повышенным воздействиям ветра и автоколебаниям проводов (поймы рек, над оврагами, насыпи высотой более 5 м от поверхности земли или над деревьями в леси- стой местности, за исключением внешней стороны кривых участков пути при радиусе ме- нее 1000 м), устанавливают сжатые тяги.
При креплении консолей на хомутах расстояние от вершины железобетонной опоры до хомута тяги должно быть не менее 200 мм.
2.22.23. У двухпутных консолей обе тяги должны быть нагружены равномерно. Двух- путные консоли крепят к опоре через переходную деталь, позволяющую производить монтаж и демонтаж консоли, развернув ее вдоль пути.
Рис. 2.22.1 а, б. Схема перемещения консолей, мм, компенсированной подвески на
переходной опоре сопряжений анкерных участков районов с расчетными темпера-
турами воздуха от +40 до -55 °С (а) и от +40 до -40 °С (б)
2.22.24. Наклонные изолированные консоли при необходимости оборудуют подкосами в зависимости от типа и габарита опоры, а также радиуса кривой.
Подкос должен быть в натянутом положении слегка нагруженным. Место крепления подкоса к кронштейну консоли должно находиться на расстоянии не более 500 мм от ме- ста крепления фиксатора.
2.22.25. На изолированных консолях в месте подвеса медного или сталемедного несу- щего троса должен быть установлен медный вкладыш. Допускается установка дополни- тельного тарельчатого изолятора или электрического шунта площадью сечения не менее
70 мм
2 2.22.26. На всех опорах контактной сети, питающих и отсасывающих линий, а также ВЛ на самостоятельных опорах должна быть нанесена нумерация. Номерные знаки распола- гают на высоте 3,5 — 5 м от уровня головки рельса и они должны быть отчетливо видны с поезда. Порядок нумерации соответствует направлению счета километров. Опоры со сто- роны нечетного пути должны иметь нечетные номера, а со стороны четного — четные номера.
2.22.22. На изолированных и неизолированных прямых наклонных консолях в местах, подверженных повышенным воздействиям ветра и автоколебаниям проводов (поймы рек, над оврагами, насыпи высотой более 5 м от поверхности земли или над деревьями в леси- стой местности, за исключением внешней стороны кривых участков пути при радиусе ме- нее 1000 м), устанавливают сжатые тяги.
При креплении консолей на хомутах расстояние от вершины железобетонной опоры до хомута тяги должно быть не менее 200 мм.
2.22.23. У двухпутных консолей обе тяги должны быть нагружены равномерно. Двух- путные консоли крепят к опоре через переходную деталь, позволяющую производить монтаж и демонтаж консоли, развернув ее вдоль пути.
Рис. 2.22.1 а, б. Схема перемещения консолей, мм, компенсированной подвески на
переходной опоре сопряжений анкерных участков районов с расчетными темпера-
турами воздуха от +40 до -55 °С (а) и от +40 до -40 °С (б)
2.22.24. Наклонные изолированные консоли при необходимости оборудуют подкосами в зависимости от типа и габарита опоры, а также радиуса кривой.
Подкос должен быть в натянутом положении слегка нагруженным. Место крепления подкоса к кронштейну консоли должно находиться на расстоянии не более 500 мм от ме- ста крепления фиксатора.
2.22.25. На изолированных консолях в месте подвеса медного или сталемедного несу- щего троса должен быть установлен медный вкладыш. Допускается установка дополни- тельного тарельчатого изолятора или электрического шунта площадью сечения не менее
70 мм
2 2.22.26. На всех опорах контактной сети, питающих и отсасывающих линий, а также ВЛ на самостоятельных опорах должна быть нанесена нумерация. Номерные знаки распола- гают на высоте 3,5 — 5 м от уровня головки рельса и они должны быть отчетливо видны с поезда. Порядок нумерации соответствует направлению счета километров. Опоры со сто- роны нечетного пути должны иметь нечетные номера, а со стороны четного — четные номера.
Допускается расположение номерных знаков на кронштейнах и основных стержнях фиксаторов и нижних фиксирующих тросах.
2.23. Заземление
2.23.1. Заземление конструкций и устройств контактной сети и совмещенных с нею ВЛ, а также других сооружений и устройств на электрифицированных линиях должны обес- печивать: надежную работу защиты от токов коротких замыканий, электробезопасность обслуживающего персонала и других лиц, нормальное функционирование рельсовых це- пей автоблокировки и электрической централизации, ограничения утечки тяговых токов на участках постоянного тока.
Технические и конструктивные решения по заземлению устройств тягового и нетягово- го электроснабжения и связанных с ними сооружений и конструкций должны соответ- ствовать требованиям Инструкции по заземлению устройств электроснабжения на элек- трифицированных железных дорогах и Инструкции по защите железнодорожных подзем- ных сооружений от коррозии блуждающими токами.
2.23.2. Устройства слива, налива и хранения легковоспламеняющихся и горючих жид- костей, принадлежащие организациям федерального железнодорожного транспорта, должны быть защищены от искрообразования на контактной сети и ВЛ в соответствии с
Указаниями по проектированию зашиты от искрообразования на сооружениях с лег- ковоспламеняющимися и горючими жидкостями при электрификации железных дорог.
2.23.3. Металлические опоры контактной сети и конструкции крепления контактной се- ти и ВЛ на железобетонных и деревянных опорах или неметаллических искусственных сооружениях, а также все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, прожекторные мачты, крыши зданий и гидроколонки), распо- ложенные на расстоянии менее 5 м в плане от проводов и элементов контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены. Заземлению подлежат также все расположенные в зоне влияния контактной сети переменного тока металлические соору- жения, на которых возникают опасные наведенные напряжения.
2.23.4. Заземление опор контактной сети и находящихся вблизи нее сооружений осу- ществляют индивидуальными или групповыми заземляющими проводниками, присоеди- ненными к тяговым рельсам или средним точкам путевых дроссель-трансформаторов
(выравнивающих дросселей) непосредственно (глухим присоединением) или через за- щитные устройства.
2.23.5. В качестве защитных устройств в цепи заземления используют искровые проме- жутки, диодные заземлители или диодно-искровые заземлители (диодный заземлитель и два запараллеленных искровых промежутка).
2.23.6. На электрифицированных участках постоянного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобе- тонных опорах заземляют на рельсовую цепь: через искровой промежуток — при индивидуальном заземлении опор, имеющих сопро- тивление ниже 10 кОм, а также при групповом заземлении в катодных зонах потенциалов рельсов; через диодный заземлитель — при групповом заземлении опор в анодных и знакопере- менных зонах; через диодно-искровой заземлитель — при групповом заземлении независимо от по- тенциальной зоны при сопротивлении цепи заземления опор менее 6 Ом на 1 км при под- ключении к тяговому рельсу и менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель- трансформатора; наглухо при индивидуальном заземлении, если сопротивление цепи заземления не ме- нее 10 кОм и имеются в отверстиях для закладных деталей изолирующие втулки и под хомутами изолирующие прокладки.
Детали крепления траверсы (кронштейна) ВЛ напряжением выше 1 кВ подключают к заземляющему проводу опоры контактной сети. При подвеске проводов должны соблю- даться требования пункта 2.20 настоящих Правил.
2.23.7. На электрифицированных участках переменного тока металлические опоры и конструкции крепления контактной сети и ВЛ напряжением выше 1000 В на железобе- тонных опорах заземляют на рельсовую цепь: через искровой промежуток — при индивидуальном заземлении, если сопротивление опоры менее 100 Ом при подключении заземления к рельсу двухниточной рельсовой цепи менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансформатора; через искровой промежуток — при групповом заземлении, если сопротивление цепи за- земления опор менее 6 Ом на 1 км при подключении к рельсу двухниточной рельсовой цепи и менее 5 Ом — при подключении к средней точке дроссель-трансформатора; наглухо при индивидуальном или групповом заземлении в остальных случаях.
2.23.8. Опоры жестких и гибких поперечин с неизолированными от опор поперечными несущими и фиксирующими тросами заземляют только с одной стороны. Если на опоре имеется разрядник или ограничитель перенапряжения (ОПН), то заземление устанавли- вают на этой опоре. На изолированных гибких поперечинах заземляют обе опоры.
2.23.9. Сооружения и конструкции, расположенные в общедоступных местах (посадоч- ные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных плат- форм, переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки или прохода пассажиров, пешеходные и сигнальные мостики), на участках переменного тока заземляют наглухо двойными проводниками.
На участках постоянного тока в указанных местах в цепь заземления включают диод- ный заземлитель или между узлами контактной сети, находящимися под напряжением, и конструкциями их крепления на мостах и других искусственных сооружениях, а также на опорных устройствах выполняют дополнительную изоляцию с устройством нейтральных вставок. Нейтральные вставки присоединяют наглухо к рельсовой цепи двойным зазем- ляющим спуском, изолированным от конструкции сооружения. Сопротивление изоляции нейтральной вставки должно быть не менее 10 кОм.
2.23.10. Металлические и железобетонные опоры питающих линий, расположенных на расстоянии 5 »• и более от путей, заземляют на отсасывающую линию или специально подвешенные провода группового заземления, присоединяемые к тяговой рельсовой цепи при постоянном токе через искровые промежутки, а при переменном токе — без искровых промежутков.
2.23.11. Заземление концевых опор питающих линий, расположенных у тяговых под- станций, на которых установлены разъединители, осуществляют глухим присоединением к внешнему контуру заземления подстанции.
Изолированные от опор разрядники и ОПН питающих линий заземляют на отсос или на провод группового заземления.
Длина и площадь сечения провода группового заземления должны быть проверены по условиям обеспечения нормальной работы защиты от токов короткого замыкания. При этом у металлических опор, удаленных от места присоединения отсасывающей линии или группового заземления к рельсовой цепи на участках постоянного тока на расстоя- ние более 1 км, а переменного тока — более 0,5 км, должен быть выравнивающий кон- тур, соединенный с опорой двумя проводниками.
2.23.12. Заземляемый рог разрядника, основание ОПН, ручной или моторный привод секционного разъединителя при постоянном токе изолируют от опоры изолирующими прокладками с сопротивлением изоляции не менее 10 кОм и заземляют индивидуально на средний вывод дроссель-трансформатора или тяговый рельс без защитных устройств.
Заземление рогового разрядника и основания ОПН выполняют одиночным проводни- ком с двойным петлевым креплением к рельсу, а приводов секционных разъединителей
— двойным проводником.
При подключении заземляющих проводников разрядников и ОПН к рельсовой цепи должны соблюдаться требования, изложенные в подпункте 2.23.16 настоящих Правил.
2.23.13. Оболочка и броня кабеля дистанционного управления секционными разъеди- нителями должны быть изолированы от корпуса привода и конструкций его крепления на опоре. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.
2.23.14. Спуски разрядников и ОПН, установленных на опорах питающих линий или на самостоятельных опорах ВЛ (ДПР) на обходах, расположенных на расстоянии 5 м и более от путей, присоединяют к индивидуальному контуру заземления с сопротивлением не более 3 Ом при постоянном токе и не более 10 Ом при переменном токе.
Заземляемые выводы разрядников и ОПН, устанавливаемых на каждом конце кабель- ных вставок, соединяют с концевой муфтой (воронкой), броней и оболочкой кабеля и присоединяют на свой заземлитель с сопротивлением не более 10 Ом.
2.23.15. Для групповых заземлений применяют провода ПБСМ-70, АС-70, ПБСА-
50/70, С-95 или провода большей площадью сечения.
Провод группового заземления присоединяют к рельсовой цепи по Т- или Г-образной схеме, при этом он секционируется у изолирующих стыков.
Максимальные длины проводов группового заземления указаны в таблице 2.23.1.
Таблица 2.23.1
Схема подключения опор
Максимальная длина провода группового заземления, м постоянный ток переменный ток
Т- образная для опор: железобетонных металлических
Г-образная для опор: железобетонных металлических
1200 (2x600)
600 (2x300)
600 300 400 (2x200)
400 (2x200)
200 200
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 19