Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 476

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отношение номинального тока плавкой вставки предохранителя к номинальному току защищаемого трансформатора должно быть в пределах 2 — 3 для трансформаторов мощ- ностью до 135кВАи 1,5 — 2 для трансформаторов КТП большей мощности.
Для однофазных трансформаторов 10 (6) кВ мощностью до 10 кВ А номинальный ток плавкой вставки высоковольтного предохранителя должен составлять 0.5 — 1 А.
2.24.7. Для зашиты изоляции контактной сети и ВЛ от атмосферных и коммутацион- ных перенапряжений должны применяться разрядники (роговые, трубчатые, вентильные) или ограничители перенапряжения (ОПН).
2.24.8. На контактной сети постоянного тока роговые разрядники или ОПН устанавли- вают: у анкеровок проводов контактной сети; на неизолирующих сопряжениях и нормально замкнутых изолирующих сопряжениях
— на одной ветви сопряжения, а на изолирующих нормально разомкнутых сопряжениях
— на обеих анкеруемых ветвях сопряжения; у искусственных сооружений при анкеровках контактной сети с двух сторон сооруже- ния при длине 80 м и более и с одной стороны сооружения при длине менее 80 м; на питающих линиях у мест присоединения к контактной сети или к пунктам группи- ровки переключателей, а также на расстоянии не более 100 м от тяговой подстанции при длине этих линий более 150 м и через каждые 1 — 1,5 км на протяженных линиях.
2.24.9. На контактной сети переменного тока роговые разрядники или ОПН устанавли- вают: с обеих сторон у изолирующих сопряжений и нейтральных вставок; у мест присоединения по каждому пути автотрансформаторных пунктов 2x25 кВ; у отсасывающих трансформаторов у обоих выводов их первичной обмотки, присоеди- ненной к контактной сети; на конце консольных участков контактной сети, состоящих из двух или более анкерных участков; у мест присоединения питающих линий к контактной сети, а на станциях стыкования в конце линии и у первого ответвления ее к пункту группировки переключателей, кроме то- го, на расстоянии не более 200 м от тяговой подстанции при длине питающих линий бо- лее 300 м. При наличии на фидерах тяговой подстанции ОПН-25 разрядники не устанав- ливают; в местах, подверженных частым грозовым разрядам, у анкеровок проводов контактной сети по решению службы электроснабжения железной дороги.
2.24.10. На ВЛ 10(6), 25, 35 кВ и ДПР 25 кВ продольного электроснабжения роговые, трубчатые и вентильные разрядники или ОПН соответствующего класса напряжения устанавливают: на выходах от пунктов питания; на переходах через контактную подвеску с одной стороны места пересечения; в местах секционирования с обеих сторон; в местах подключения КТП, при установке разрядников или ОПН на выносной опоре их шлейфы присоединяют к линии после разъединителя со стороны КТП до предохрани- теля; по обе стороны кабельной вставки независимо от ее длины, при присоединении кабель- ной вставки через разъединитель шлейфы разрядника или ОПН подключают со стороны линии до разъединителя; в местах пересечения ВЛ 110 кВ и выше.
2.24.11. На ВЛ 0,4 кВ разрядники или ОПН устанавливают на выходах от пунктов пи- тания и у потребителя.
2.24.12. От анкеровок и других защищаемых мест разрядники и ОПН устанавливают на расстоянии не более двух пролетов и только при невозможности этого — не далее четы- рех пролетов.


Установка разрядников и ОПН на анкерных опорах с оттяжками не допускается.
2.24.13. Роговые разрядники контактной сети устанавливают под углом 45 — 90° к оси пути на кронштейнах, располагая шлейфы под тем же углом. При установке рогового раз- рядника и ОПН на кронштейне расстояние от опоры до разрядника должно быть не менее
0,8 м.
Наличие каких-либо проводов и изоляторов выше рогового разрядника и ОПН на рас- стоянии менее 2 м не допускается.
Роговые разрядники контактной сети должны иметь два последовательных воздушных промежутка по 5
+1
мм каждый для постоянного тока 3 кВ и по 45
+5
мм каждый для пере- менного тока 25 кВ.
2.24.14. ОПН к контактной сети подключают через роговый разрядник с одинарным воздушным промежутком 10
+2
мм для постоянного тока и 8О
+5
мм для переменного тока, зашунтированным плавкой вставкой из одной медной проволоки диаметром 1,4 мм или из двух медных проволок диаметром каждой 0,68 мм.
ОПН и роговый разрядник должны монтироваться на одной раме, а основание ОПН, на котором расположен зажим для подключения заземляющих проводников, должно быть изолировано от рамы с сопротивлением изоляции не менее 10 кОм.
2.24.15. Разрядники и ОПН присоединяют: на контактной сети к электрическим попе- речным электросоединителям проводами М-70 или ПБСМ-70, а на питающих линиях и
ВЛ 10 (6), 25, 35 кВ и ДПР 25 кВ непосредственно к проводам линии проводами площа- дью сечения не менее 25 мм2 по меди.
2.24.16. При новом строительстве, обновлении, реконструкции и капитальном ремонте контактной сети электрифицированных участков железных дорог скоростных, особогру- зонапряженных, 1 и II категорий должны применяться ограничители перенапряжений вместо разрядников.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   19

2.25. Пересечения и сближения
2.25.1. Пересечения и сближения ВЛ с контактной сетью должны выполняться с соблю- дением расстояний между проводами, приведенных в таблице 2.2.2 настоящих Правил и должны удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.
Угол пересечения ВЛ должен быть в пределах 90° и не может быть менее 40°. Пересе- чение ВЛ в местах сопряжения анкерных участков контактной сети и в горловинах желез- нодорожных станций не допускается.
Пересечения ВЛ до 10 кВ допускаются только на малодеятельных участках постоянно- го тока. На остальных участках допускается пересечение ВЛ 10 (6) кВ продольного элек- троснабжения при изменении сторонности их расположения на опорах контактной сети.
2.25.2. При пересечении и сближении ВЛ расстояние от основания опоры ВЛ до оси опор контактной сети должно быть не менее высоты опоры ВЛ с увеличением на 3 м. Па участках стесненной трассы это расстояние допускается не менее: 3 м — для ВЛ до 20 кВ,
6м — для ВЛ 35 - 150 кВ, 8м- для ВЛ 220 - 330 кВ и 10 м - для ВЛ 500 кВ.
Пересечение ВЛ должно быть в пролете между опорами и с соблюдением расстояния до несущего троса и других подвешенных на опорах контактной сети проводов, указан- ных в таблице 2.2.2 настоящих Правил. Допускается пересечение ЗЛ над опорами кон- тактной сети, если расстояние по вертикали до верха опор не менее: 7м - для ВЛ до ПО кВ; 8 м - для ВЛ 150 - 220 кВ и 9 м - для ВЛ 330 - 500 кВ.
2.25.3. Опоры ВЛ, ограничивающие пролет пересечения, должны быть анкерные метал- лические, на малодеятельных участках допускаются железобетонные.
2.25.4. Крепление проводов на анкерных опорах при пересечениях должно быть двой- ным.
Пересечение ВЛ должно выполняться сталеалюминиевыми проводами площадью сече- ния не менее 35 мм
2
в I и II гололедных районах и не менее 50 мм
2
— в других гололед- ных районах.

В качестве грозозащитных тросов применяются стальные канаты площадью сечении не менее 35 мм
2
в I и II гололедных районах и не менее 50 мм
2
— в других гололедных райо- нах, а на особо ответственных переходах с интенсивным движением поездов — сталеа- люминиевые провода или специальные провода повышенной прочности. Грозозащитные тросы на ВЛ до 35 кВ не применяются, а на ВЛ 110— 500 кВ применение их необязатель- но.
2.25.5. Провода ВЛ не должны иметь соединений в пролете пересечения контактной се- ти.
В зоне пересечения ВЛ до 35 кВ несущий трос должен быть оборудован сверху защит- ным прошлом.
2.25.6. Пересечения контактной сети линиями связи и радиофикации должны выпол- няться только подземным кабелем, прокладываемым в неметаллических трубач, при этом расстояние от кабельной линии связи до фундамента ближайшей опоры контактной сети должно быть не менее 10 м.
Угол пересечения подземного кабеля линий связи и радиофикации с осью электрифи- цированной железной дороги постоянного и переменного тока должен быть близким 90°.
2.25.7. При изменении сторонности расположения волноводного провода или кабеля
ВОЛС переход на другую сторону пути должен выполнятся подземным способом. Допус- кается воздушный переход с прокладкой по ригелю жесткой поперечины или на дополни- тельно устанавливаемых опорах, а также по согласованию со службой электроснабжения железной дороги — вдаль гибкой поперечины с подвеской кабеля на опорах.
Пересечение в местах сопряжений анкерных участков не допускается.
На скоростных участках движения поездов (161 — 200 км/ч) пересечения должны вы- полняться только подземными кабелями
2.26. Защитные устройства и ограждения
2.26.1. На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над элек- трифицированными железнодорожными путями, устанавливают предохранительные Вер- тикальные или горизонтальные шиты для ограждения частей контактной сети. ВЛ 10 (6),
25, 35 кВ и ДПР 25 кВ, находящихся пол напряжением. Щиты должны иметь высот)' 2 м и ширину не менее I м в каждую сторону от частей, находящихся под напряжением.
Щиты могут быть сплошными деревянными или металлическими с сеткой в верхней части, с размерами ячеек не более 20x20 мм.
Предохранительные щиты устанавливаются па лестницах пешеходных мостов, если расстояние от лестницы до находящихся под напряжением частей контактной сети менее
2 м.
Под питающими и отсасывающими линиями контактной сети, ВЛ и ДПР устанавлива- ются ограждения над настилами мостов и лестниц, верхняя часть которых должна быть полностью или частично металлической, сплошной или сетчатой и шириной не менее 1 м в каждую сторону от крайних проводов.
На предохранительных щитах должны быть плакаты со знаком высокого напряжения и надписью «Высокое напряжение — опасно для жизни».
2.26.2. Настилы путепроводов, пешеходных мостов и других доступных для прохода людей сооружений, которые расположены над контактной сетью. ВЛ и ДПР, должны быть сплошными и не иметь щелей.
2.26.3. На электрифицированных линиях с обеих сторон железнодорожного переезда должны быть установлены дорожные запрещающие знаки для автомобильного транспор- та "Ограничение высоты 4,5 м".
2.26.4. На контактной подвеске, где оканчивается рабочая зона контактного прокола
(отходящий н сторону контактный провод на расстояние более 400 мм от оси пути или в него врезаны изоляторы), должен быть установлен знак "Конец контактной подвески".
2.26.5. В местах подключения отсасывающих линий, рабочих заземлений автотранс-

форматорных пунктов, КТП и пунктов подготовки пассажирских составов с электриче- ский отоплением, а также при переменном токе группового заземления опор и волновода к дроссель-трансформаторам (выравнивающим дросселям) или рельсам устанавливают предупреждающий знак высокого напряжения.
2.26.6. Места повышенной опасности при производстве работ ограждают предупре- ждающим знаком «Внимание! — Опасное место».
2.26.7. На опорах контактной сети и ВЛ в населенной местности, на станциях, пасса- жирских платформах, остановочных пунктах, у переездов и переходов на высоте 2,5 — 3 м от земли должен быть установлен предупреждающий знак высокого напряжения.
2.26.8. Предупреждающий знак высокого напряжения должен содержать изображение красной стрелы размерами по высоте не менее 160 мм и по наибольшей ширине — не ме- нее 30 мм.
2.26.9. На опорах контактной сети и опорах для освещения, имеющих габарит менее
2,45 м от оси ближайшего пути, должна быть предупредительная окраска — чередующие- ся желтые и черные полосы на высоте от I до 2 м от головки рельса.
2.26.10. В местах выполнения погрузочно-разгрузочных работ и сближения с автомо- бильными дорогами, где существует опасность наезда транспорта, опоры и оттяжки должны быть защищены отбойными тумбами, стенками и другими устройствами.
2.26.11. Переходные опоры контактной сети изолирующих сопряжений должны иметь отличительный знак — чередующиеся четыре черные и три белые горизонтальные поло- сы. Первая опора по направлению движения поездов, кроме того, дополнительно обозна- чается вертикальной черной полосой. Знаки наносят непосредственно на опоры или за- крепленные на них щиты светоотражающей краской.
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
3.1. Задачи и численность персонала
3.1.1. Персонал дистанции электроснабжения, непосредственно участвующий в опера- тивном управлении устройствами электроснабжения, выполнении всех видов техническо- го обслуживания и ремонта, должен быть профессионально подготовлен. Персонал ди- станции электроснабжения должен периодически проходить обучение с целью повыше- ния квалификации и уровня знаний правил и инструкций по безопасности движения поездов и охране труда, изучения передового опыта, методов безопасного об- служивания устройств, мероприятий, направленных на предупреждение аварийности и травматизма. При приеме на работу и периодически в усыновленные МПС России сроки персонал дистанций электроснабжения должен проходить медицинское освидетельство- вание. В дистанциях электроснабжения на специальных полигонах должно проводиться обучение персонала, направленное на совершенствование практических навыков ведения работ и ускоренных методов восстановительных работ. С персоналом должен регулярно проводиться инструктаж по обеспечению безопасности движения в соответствии с уста- новленными МПС России порядком и нормативами.
3.1.2. Численность персонала, осуществляющего техническое обслуживание и текущий ремонт контактной сети, зависит от объемов работ, срока службы устройств, объемов и скорости движения поездов, климатических условий, степени загрязненности атмосферы, оснащенности транспортными средствами, диагностическими приборами и оборудова- нием и определяется, исходя из Единых отраслевых нормативов численности работников хозяйства электроснабжения.
3.1.3. Численность персонала для капитального ремонта, обновления и реконструкции контактной сети, обеспечения работ по капитальному ремонту пути и других работ опре- деляется по нормам времени трудовых затрат в зависимости от планируемых объемов ра- бот.


3.1.4. Начальник дистанции электроснабжения является ответственным за организацию безопасного технического обслуживания и ремонта контактной сети, обеспечение надеж- ности ее работы и безопасности движения, укомплектование и сохранность восстанови- тельных средств, страхового неснижаемого запаса оборудования и материалов и органи- зацию восстановительных работ. Начальник дистанции электроснабжения устанавливает ответственность заместителей, начальников районов контактной сети в закрепленных за ними границах обслуживания, а также инженерно-технического персонала, энергодиспе- черов, старших электромехаников, электромехаников, электромонтеров, машинистов и водителей транспортных средств и механизмов по кругу возложенных на них обязанностей.
3.1.5. Разграничение обязанностей и ответственность персонала при исполнении насто- ящих Правил устанавливаются должностными инструкциями и положениями, утверждае- мыми руководством дистанции электроснабжения.
3.2. Оперативное управление
3.2.1. Организация оперативного управления устройствами электроснабжения по обес- печению электроэнергией тяги поездов и других потребителей железнодорожного транс- порта, бесперебойному и безопасному функционированию устройств, а также по коорди- нации действий персонала при всех видах проводимых работ возлагается на дистанцию электроснабжения.
3.2.2. Оперативное управление осуществляется непрерывно (круглосуточно) энерго- диспетчером. В его оперативном ведении находятся все устройства электроснабжения и восстановительные средства в границах энергодиспетчерского участка (круга) и в опера- тивном подчинении — дежурный персонал районов контактной сети и персонал по обслуживанию и ремонту. Обязанности и права энергодиспетчера определены Инструк- цией энергодиспетчеру дистанции электроснабжения железных дорог.
3.2.3. Дежурство осуществляется в каждом районе контактной сети непосредственно на дежурном пункте или на дому. Вид и регламент дежурства устанавливаются приказом начальника дистанции электроснабжения на основе опыта эксплуатации контактной сети, с учетом категорийности электрифицированного участка железной дороги и других осо- бенностей региона нахождения дистанции электроснабжения.
На железнодорожных станциях стыкования постоянного и переменного тока осуществ- ляется круглосуточное дежурство в помещении поста электрической централизации.
Обязанности и права дежурных определены Регламентом работы дежурного станции стыкования и района контактной сети электрифицированных железных дорог.
3.2.4. В выходные дни по согласованию с комитетом профсоюза руководством дистан- ции электроснабжения может устанавливаться работа районов контактной сети или их от- дельных бригад по скользящему графику.
3.2.5. В период наступления неблагоприятных метеорологических условий и в других случаях производственной необходимости по указанию начальника дистанции электро- снабжения может устанавливаться дежурство бригады контактной сети и инженерно- технического персонала.
3.2.6. Дежурные пункты района контактной сети должны иметь прямую селекторную и телефонную связь с энергодиспетчером.
Селекторная связь с энергодиспетчером должна быть на каждой станции и посту сек- ционировании, а на станциях стыкования — в каждом пункте группировки. В пункте группировки также должна быть прямая телефонная связь с дежурным поста электриче- ской централизации.
3.2.7. В каждом дежурном пункте должны быть выписки из оперативно-технической документации, установленные начальником дистанции электроснабжения, в том числе порядок срочного вызова персонала для ликвидации повреждений.
3.2.8. Для оперативных переключений разъединителей контактной сети и ВЛ, кроме