Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 477
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. Расстояние от железобетонных опор с оттяжками, имеющими изоля-
цию на высоте менее 2,5 м от земли, до спуска группового заземления не должно превы-
шать 300 м.
Максимальное натяжение провода группового заземления не должно превышать 4 кН
(400 кгс). Провод группового заземления анкеруют на опоре с изоляцией жестко, без устройства оттяжки, на высоте 4 м от поверхности земли.
Длину провода группового заземления проверяют на режим короткого замыкания рас- четным или опытным путем.
2.23.16. Расстояние между местами присоединения к рельсам спусков группового за- земления, разрядников и ОПН должно быть не менее 100 м.
Заземляющие спуски заземления присоединяют к средней точке дроссель- трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, но не ближе 200 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи, а в зонах вечной мерзлоты — не ближе 300 м.
Длина проложенного по земле проводника от опоры до средней точки дроссель- трансформатора должна быть не более 50 м.
2.23.17. К групповым заземлениям не подключают опоры с сопротивлением ниже 100
Ом, роговые разрядники, ОПН, приводы разъединителей, комплектные подстанции, посты секционирования и пункты параллельного соединения.
2.23.18. Индивидуальные заземления на всем протяжении и спуски от провода группо- вого заземления после защитных устройств, а при их отсутствии — от провода группового заземления, выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм при постоянном то- ке и 10 мм — при переменном токе, как правило, одинарным. Двойное заземление выпол-
Трансформаторные ящики пункта электрообогрева не заземляют, так как система элек- тропитания должна обеспечивать защитное отключение напряжения.
2.23.35. Детали крепления траверс ВЛ напряжением выше 1000 В на опорах контактной сети подключают к заземляющему проводнику опоры. Отдельно стоящие опоры на обхо- дах на расстоянии менее 5 м от путей заземляют посредством группового заземления на рельсовую цепь, а расположенные на расстоянии 5 м и более — на самостоятельный кон- тур заземления.
2.23.36. Кронштейны и детали крепления линий дистанционного управления, освеще- ния и ВЛ другого назначения напряжением до 0,4 кВ на опорах и конструкциях контакт- ной сети в цепь заземления опор и конструкций не включают. На железобетонных опорах спуск заземления опоры должен быть изолирован от хомута крепления кронштейна ВЛ деревянной или пластмассовой прокладкой или устроен обвод хомута кронштейна.
При подвеске этих линий на опорах контактной сети должны соблюдаться требования пункта 2.20 настоящих Правил.
2.23.37. Отдельно стоящие железобетонные и металлические опоры ВЛ 0,4 кВ на обхо- дах, расположенные на расстоянии 5 м и более от путей, заземляют на самостоятельный контур заземления.
2.23.38. Металлические оболочки сигнальных, силовых, телефонных и других кабелей, не имеющих наружные пластмассовые покрытия или защитные шланги, расположенные на металлических и железобетонных конструкциях, заземленных на рельс, должны быть от них изолированы. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.
2.23.39. Корпуса прожекторов и светильников всех типов, устанавливаемые на опорах контактной сети и жестких поперечинах, а также на самостоятельных опорах, располо- женных на расстоянии менее 5 м от путей, крепят на деревянных брусьях (траверсах) и заземляют на участках постоянного тока присоединением к заземленному нулевому про- воду. На участках переменного тока корпуса прожекторов и светильников к нулевому проводу не присоединяют и не заземляют.
Кронштейны и хомуты на железобетонных опорах ВЛ 0.4 кВ, используемые для осве- щения пассажирских платформ, не заземляют.
2.23.40. Кронштейны для подвески на железобетонных опорах контактной сети кабелей
ВОЛС без металлических элементов, если над ними нет проводов напряжением выше 0,4 кВ, не заземляют.
Кронштейны для подвески кабелей ВОЛС с металлическими элементами, в том числе бронированные, а также кабелей ВОЛС без металлических элементов, если и над ними имеются провода напряжением выше 0,4 кВ, включают в цепь заземления опоры.
На участках постоянного тока заземленные кронштейны для подвески кабелей ВОЛС должны быть изолированы от опоры изолирующими прокладками сопротивлением не менее 10 кОм.
2.23.41. Заземление секций волноводного провода при переменном токе в контактной сети осуществляют присоединением спусков из стального прутка диаметром не менее 10 мм изолированно от опоры на индивидуальный самостоятельный заземлитель сопротив- лением не более 60 Ом или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (вырав- нивающих дросселей) при двухниточных рельсовых цепях, а при однониточных рельсо- вых цепях к тяговому рельсу. Расстояние между спусками определяют расчетом при про- ектировании.
При постоянном токе в контактной сети провод волновода не заземляют.
2.23.42. КТП, питаемые от ВЛ 10 (6) кВ, проложенных по опорам контактной сети, устанавливают на самостоятельной опоре или фундаменте и заземляют на контур зазем- ления двумя проводами ПБСМ-70 или двумя стальными прутками диаметром не менее 12 мм каждый.
2.23.43. Заземление рамы разъединителя, основания разрядника, ОПН и предохранителя на отдельно стоящей опоре для подключения КТП 10 (6) и 35 кВ осуществляют на контур
2.24.2. Эксплуатация контактной сети при наличии юн нечувствительности зашиты к токам короткого замыкания («мертвых зон»), в том числе при вынужденных режимах, не допускается.
При аварийном или плановом выводе в ремонт электрооборудования системы тягового электроснабжения, приводящем к возникновению «мертвых» зон, надежность отключе- ния при коротком замыкании должна обеспечиваться мероприятиями, предусмотренными местными инструкциями для каждого конкретного участка (изменением схемы питания и секционирования, ограничением продолжительности отключения с вынужденным обра- зованием «мертвых зон» на возможно меньшее время, выдачей предупреждений машини- стам поездов о повышенной бдительности при следовании по участкам с «мертвыми зо- нами», организацией непрерывного наблюдения за возрастанием тока на фидерах под- станций, изменением режима движения поездов с уменьшением уставок выключателей и другими).
2.24.3. Для предупреждения пережогов контактных проводов над токоприемниками электроподвижного состава должны предусматриваться: на главных путях перегонов и станций, где токоприемником в тяговом режиме (кроме пуска) снимаются токи 1000 А и более вне зависимости от напряжения, контактная под- веска с двумя контактными проводами; на станционных путях в пределах трогания и разгона поездов, а также на путях испыта- ния ЭПС после их ремонта в местах отстоя, применение второго рабочего контактного провода или экранирование шунтирующим проводом над рабочим контактным проводом; на нормально разомкнутых изолирующих сопряжениях, в том числе на нейтральных вставках, защитные устройства от пережогов проводов электрической дугой (стальные накладки), на путях с двусторонним движением защитные устройства от пережогов долж- ны быть в обоих направлениях, на участках постоянного тока, кроме того, применяют сиг- нальные световые указатели «Опустить токоприемник», имеющие сигнальное значение при появлении на них мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета: на переходных опорах изолирующих сопряжений отличительные знаки, указанные н подпункте 2.26.11 настоящих Правил, о недопустимости остановки ЭПС между ними; на путях депо и путях отстоя электроподвижного сое ram снижение натяжения контакт- ного провода в соответствии с требованиями подпункта 2.5.6 настоящих Правил; в местах разделения фаз на нейтральных вставках постоянные предупредительные сиг- нальные знаки с отражателями «Отключить ток»; на участках со скоростью движения поездов 161 — 200 км/ч устройства, обеспечиваю- щие автоматическое отключение — включение тягового тока на электроподвижном со- ставе.
•
2.24.4. На пунктах питания фидера ВЛ продольного электроснабжения должны быть оборудованы быстродействующей зашитой от токов короткого замыкания, перегрузки, минимального напряжения и неполнофазного режима с действием на отключение выклю- чателя. При питании от этих линий сигналов автоблокировки и постов электрической цен- трализации в схемах защит предусматривают автоматическое повторное включение
(АПВ) и автоматическое включение резерва (АВР). Полное время цикла отключения, по- следующего АПВ на основном пункте питания и АВР на резервном пункте питания долж- но быть не более 1,3 с.
2.24.5. Подключаемые к ВЛ продольного электроснабжения КТП и линейные однофаз- ные трансформаторы (ОМ) для питания сигнальных точек должны иметь защиту транс- форматоров от коротких замыканий и перегрузок на высокой стороне напряжения высо- ковольтными предохранителями, а на стороне низкого напряжения — автоматическими выключателями мощности
(АВМ) или предохранителями с номинальным током, не превышающим номинальный ток низковольтной обмотки.
2.24.6. Выбор высоковольтных предохранителей производят по номинальному напря- жению линии, номинальному току плавкой вставки и номинальному току отключения.
цию на высоте менее 2,5 м от земли, до спуска группового заземления не должно превы-
шать 300 м.
Максимальное натяжение провода группового заземления не должно превышать 4 кН
(400 кгс). Провод группового заземления анкеруют на опоре с изоляцией жестко, без устройства оттяжки, на высоте 4 м от поверхности земли.
Длину провода группового заземления проверяют на режим короткого замыкания рас- четным или опытным путем.
2.23.16. Расстояние между местами присоединения к рельсам спусков группового за- земления, разрядников и ОПН должно быть не менее 100 м.
Заземляющие спуски заземления присоединяют к средней точке дроссель- трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, но не ближе 200 м от места подключения аппаратуры рельсовой цепи, а в зонах вечной мерзлоты — не ближе 300 м.
Длина проложенного по земле проводника от опоры до средней точки дроссель- трансформатора должна быть не более 50 м.
2.23.17. К групповым заземлениям не подключают опоры с сопротивлением ниже 100
Ом, роговые разрядники, ОПН, приводы разъединителей, комплектные подстанции, посты секционирования и пункты параллельного соединения.
2.23.18. Индивидуальные заземления на всем протяжении и спуски от провода группо- вого заземления после защитных устройств, а при их отсутствии — от провода группового заземления, выполняют стальным прутком диаметром не менее 12 мм при постоянном то- ке и 10 мм — при переменном токе, как правило, одинарным. Двойное заземление выпол-
няют в случаях, оговоренных настоящими Правилами.
Подключение защитных устройств к проводу группового заземления выполняют оди- нарным многопроволочным проводом с той же площадью сечения, что и провод группо- вого заземления.
2.23.19. Заземляющие проводники между опорой и рельсом необходимо изолировать от земли с применением полиэтиленовых трубок или полушпал.
Места присоединения заземляющих проводников к рельсам, путевым дроссель- трансформаторам, выравнивающим дросселям и заземляемым конструкциям должны быть доступны для контроля.
В общедоступных местах заземления не должны препятствовать проходу людей, на платформах заземления прокладывают под низом платформы ИЛИ в желобе, располо- женном на ней. Заземляющие проводники под рельсами жестко закрепляют на шпалах или укладывают в асбоцементных или полиэтиленовых трубах, обеспечивая надежную изоляцию от пересекаемых рельсов.
2.23.20. На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляю- щие проводники опор и конструкций с контактной сетью на перегонах необходимо при- соединять в пределах каждого блок-участка, а при бесстыковых рельсовых цепях в преде- лах перегона к одной и той же рельсовой нити. При однониточных рельсовых цепях за- земляющие проводники подключают только к тяговым нитям этих цепей.
Присоединения заземлений к рельсовым цепям указывают на планах рельсовых цепей, согласованных с дистанцией сигнализации железной дороги.
2.23.21. Присоединение к тяговому рельсу проводников защитного и рабочего заземле- ния производят механическим способом без применения сварки — зажимами с крюковым болтом или к средней точке дроссель-трансформатора — соединительными зажимами.
Двойные заземляющие спуски в месте присоединения у рельса должны образовывать петлю, расстояние между ними должно быть не более
200 мм.
2.23.22. Защитные устройства в цепи заземления устанавливают: искровые промежут- ки — на высоте 0,5 — 1,0 м. диодные (диодно-искровые) заземлители — на высоте 1,7 м, в общедоступных местах — на высоте 2,5 м от уровня земли или платформы.
2.23.23. Прокладываемые по опорам и конструкциям заземляющие проводники на всем протяжении должны обеспечивать непрерывность электрической цепи, каждый за- земляющий элемент присоединяют отдельным ответвлением. Запрещается последова- тельное их включение в заземляющий проводник. На всем протяжении они должны быть доступны для осмотра, оцинкованы или окрашены. На железобетонных опорах они должны находиться с полевой или боковой стороны в натянутом состоянии. Во избежа- ние касания опор спуски крепят к деревянным или полимерным изолирующим проклад- кам, закрепленным на опорах.
2.23.24. Разъемные соединения должны быть тщательно зачищены от окислов и надежно закреплены. Сварные соединения должны выполняться в нахлестку длиной, равной шести диаметрам прутка или двойной ширине полосы.
2.23.25. Металлические мосты, путепроводы, пешеходные мосты, металлические кон- струкции на железобетонных мостах и путепроводах, на которых крепят контактную подвеску, усиливающие и отсасывающие провода, провода ВЛ напряжением выше 1000
В должны быть заземлены на тяговую рельсовую цепь двумя заземляющими проводни- ками. При постоянном токе в цепь заземления включают диодно-искровой заземлитель, а при переменном токе — два искровых промежутка, по одному в каждом спуске.
Металлические детали крепления элементов контактной сети постоянного тока на же- лезобетонных сооружениях не должны иметь электрического контакта с их арматурой.
2.23.26. Металлические и железобетонные опоры, установленные на мостах, а также конструкции крепления контактной сети должны быть соединены наглухо с конструкция-
Подключение защитных устройств к проводу группового заземления выполняют оди- нарным многопроволочным проводом с той же площадью сечения, что и провод группо- вого заземления.
2.23.19. Заземляющие проводники между опорой и рельсом необходимо изолировать от земли с применением полиэтиленовых трубок или полушпал.
Места присоединения заземляющих проводников к рельсам, путевым дроссель- трансформаторам, выравнивающим дросселям и заземляемым конструкциям должны быть доступны для контроля.
В общедоступных местах заземления не должны препятствовать проходу людей, на платформах заземления прокладывают под низом платформы ИЛИ в желобе, располо- женном на ней. Заземляющие проводники под рельсами жестко закрепляют на шпалах или укладывают в асбоцементных или полиэтиленовых трубах, обеспечивая надежную изоляцию от пересекаемых рельсов.
2.23.20. На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляю- щие проводники опор и конструкций с контактной сетью на перегонах необходимо при- соединять в пределах каждого блок-участка, а при бесстыковых рельсовых цепях в преде- лах перегона к одной и той же рельсовой нити. При однониточных рельсовых цепях за- земляющие проводники подключают только к тяговым нитям этих цепей.
Присоединения заземлений к рельсовым цепям указывают на планах рельсовых цепей, согласованных с дистанцией сигнализации железной дороги.
2.23.21. Присоединение к тяговому рельсу проводников защитного и рабочего заземле- ния производят механическим способом без применения сварки — зажимами с крюковым болтом или к средней точке дроссель-трансформатора — соединительными зажимами.
Двойные заземляющие спуски в месте присоединения у рельса должны образовывать петлю, расстояние между ними должно быть не более
200 мм.
2.23.22. Защитные устройства в цепи заземления устанавливают: искровые промежут- ки — на высоте 0,5 — 1,0 м. диодные (диодно-искровые) заземлители — на высоте 1,7 м, в общедоступных местах — на высоте 2,5 м от уровня земли или платформы.
2.23.23. Прокладываемые по опорам и конструкциям заземляющие проводники на всем протяжении должны обеспечивать непрерывность электрической цепи, каждый за- земляющий элемент присоединяют отдельным ответвлением. Запрещается последова- тельное их включение в заземляющий проводник. На всем протяжении они должны быть доступны для осмотра, оцинкованы или окрашены. На железобетонных опорах они должны находиться с полевой или боковой стороны в натянутом состоянии. Во избежа- ние касания опор спуски крепят к деревянным или полимерным изолирующим проклад- кам, закрепленным на опорах.
2.23.24. Разъемные соединения должны быть тщательно зачищены от окислов и надежно закреплены. Сварные соединения должны выполняться в нахлестку длиной, равной шести диаметрам прутка или двойной ширине полосы.
2.23.25. Металлические мосты, путепроводы, пешеходные мосты, металлические кон- струкции на железобетонных мостах и путепроводах, на которых крепят контактную подвеску, усиливающие и отсасывающие провода, провода ВЛ напряжением выше 1000
В должны быть заземлены на тяговую рельсовую цепь двумя заземляющими проводни- ками. При постоянном токе в цепь заземления включают диодно-искровой заземлитель, а при переменном токе — два искровых промежутка, по одному в каждом спуске.
Металлические детали крепления элементов контактной сети постоянного тока на же- лезобетонных сооружениях не должны иметь электрического контакта с их арматурой.
2.23.26. Металлические и железобетонные опоры, установленные на мостах, а также конструкции крепления контактной сети должны быть соединены наглухо с конструкция-
ми металлического моста или с цепью заземления железобетонного моста.
2.23.27. На искусственных сооружениях, где металлическая арматура крепления ВЛ напряжением до 1000 В не имеет дополнительной изоляции, необходимо соединять кон- струкцию сооружения: при сетях с заземленной нейтралью с системой заземления этой сети; при сетях с изоли- рованной нейтралью с контуром заземления этой конструкции сопротивлением не более
10 Ом.
2.23.28. Металлические корпуса постов секционирования и пунктов параллельного со- единения контактной сети заземляют глухим двойным заземляющим проводником, под- ключенным к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов или к тяговому рельсу.
Сопротивление заземления фундамента поста секционирования или пункта параллель- ного соединения должно быть: при переменном токе — не менее 5 Ом при подключении к средней точке дроссель-трансформатора и 100 Ом — при подключении к рельсу; при по- стоянном токе — не менее 500 Ом независимо от способа присоединения к рельсовой це- пи. При меньшем сопротивлении в цепь заземления включают диодный заземлитель.
2.23.29. Пункты группировки станций стыкования заземляют на тяговую рельсовую цепь так же, как и посты секционирования или пункты параллельного соединения пере- менного тока. Вокруг пункта группировки сооружают выравнивающий контур, при этом внутренний и выравнивающий контуры соединяют между собой и с заземляющими проводниками.
Устройство защиты станций стыкования заземляют двумя спусками на внутренний контур пункта группировки и тяговую рельсовую цепь.
2.23.30. Рабочее заземление автотрансформаторных пунктов системы электроснабже- ния 2x25 кВ выполняют двумя проводниками каждый площадью сечения, рассчитанной на полный ток, подключаемы ми наглухо к средней точке путевого или дополнительного дроссель-трансформатора.
2.23.31. В системе переменного тока с отсасывающими трансформаторами корпус трансформатора и заземляющие спуски его разрядников заземляют наглухо двумя сталь- ными прутками к средней точке путевого дроссель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, если сопротивление заземления фундамента трансформатора не менее
5 Ом.
Рабочие перемычки (заземления) обратного провода присоединяют наглухо к средним точкам путевых или дополнительных дроссель- трансформаторов. Расстояние между точками присоединения должно быть не менее 4 км при чередующейся системе установки отсасывающих трансформаторов.
При бесстыковом рельсовом пути расстояние между точками подключения должно быть не менее 2 км.
2.23.32. Экранирующий провод контактной сети 25 кВ присоединяют к средней точке путевого дроссель-трансформатора (выравнивающего дросселя) через два дроссельных стыка на третий, но не чаше 4 км.
2.23.33. У пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением пе- ременного тока рабочее и защитное заземление является общим. Ею подключают к рель- совой цепи путей отстоя глухим присоединением двух проводов каждый площадью сече- ния, рассчитанной на полный ток.
Вокруг оборудования пункта подготовки сооружается выравнивающий контур, соеди- няемый с рабочим (защитным) заземлением. Заземление корпуса пункта подготовки по- стоянного тока выполняют двумя стальными прутками диаметром 12 мм, подключаемы- ми к рельсовой цепи через диодный заземлитель.
2.23.34. Заземление шкафов управления пунктов электрообогрева для очистки стрелоч- ных переводов осуществляют на общий контур заземления с питающей его подстанцией.
2.23.27. На искусственных сооружениях, где металлическая арматура крепления ВЛ напряжением до 1000 В не имеет дополнительной изоляции, необходимо соединять кон- струкцию сооружения: при сетях с заземленной нейтралью с системой заземления этой сети; при сетях с изоли- рованной нейтралью с контуром заземления этой конструкции сопротивлением не более
10 Ом.
2.23.28. Металлические корпуса постов секционирования и пунктов параллельного со- единения контактной сети заземляют глухим двойным заземляющим проводником, под- ключенным к средним точкам путевых или дополнительных дроссель-трансформаторов или к тяговому рельсу.
Сопротивление заземления фундамента поста секционирования или пункта параллель- ного соединения должно быть: при переменном токе — не менее 5 Ом при подключении к средней точке дроссель-трансформатора и 100 Ом — при подключении к рельсу; при по- стоянном токе — не менее 500 Ом независимо от способа присоединения к рельсовой це- пи. При меньшем сопротивлении в цепь заземления включают диодный заземлитель.
2.23.29. Пункты группировки станций стыкования заземляют на тяговую рельсовую цепь так же, как и посты секционирования или пункты параллельного соединения пере- менного тока. Вокруг пункта группировки сооружают выравнивающий контур, при этом внутренний и выравнивающий контуры соединяют между собой и с заземляющими проводниками.
Устройство защиты станций стыкования заземляют двумя спусками на внутренний контур пункта группировки и тяговую рельсовую цепь.
2.23.30. Рабочее заземление автотрансформаторных пунктов системы электроснабже- ния 2x25 кВ выполняют двумя проводниками каждый площадью сечения, рассчитанной на полный ток, подключаемы ми наглухо к средней точке путевого или дополнительного дроссель-трансформатора.
2.23.31. В системе переменного тока с отсасывающими трансформаторами корпус трансформатора и заземляющие спуски его разрядников заземляют наглухо двумя сталь- ными прутками к средней точке путевого дроссель-трансформатора или непосредственно к тяговому рельсу, если сопротивление заземления фундамента трансформатора не менее
5 Ом.
Рабочие перемычки (заземления) обратного провода присоединяют наглухо к средним точкам путевых или дополнительных дроссель- трансформаторов. Расстояние между точками присоединения должно быть не менее 4 км при чередующейся системе установки отсасывающих трансформаторов.
При бесстыковом рельсовом пути расстояние между точками подключения должно быть не менее 2 км.
2.23.32. Экранирующий провод контактной сети 25 кВ присоединяют к средней точке путевого дроссель-трансформатора (выравнивающего дросселя) через два дроссельных стыка на третий, но не чаше 4 км.
2.23.33. У пунктов подготовки пассажирских поездов с электрическим отоплением пе- ременного тока рабочее и защитное заземление является общим. Ею подключают к рель- совой цепи путей отстоя глухим присоединением двух проводов каждый площадью сече- ния, рассчитанной на полный ток.
Вокруг оборудования пункта подготовки сооружается выравнивающий контур, соеди- няемый с рабочим (защитным) заземлением. Заземление корпуса пункта подготовки по- стоянного тока выполняют двумя стальными прутками диаметром 12 мм, подключаемы- ми к рельсовой цепи через диодный заземлитель.
2.23.34. Заземление шкафов управления пунктов электрообогрева для очистки стрелоч- ных переводов осуществляют на общий контур заземления с питающей его подстанцией.
Трансформаторные ящики пункта электрообогрева не заземляют, так как система элек- тропитания должна обеспечивать защитное отключение напряжения.
2.23.35. Детали крепления траверс ВЛ напряжением выше 1000 В на опорах контактной сети подключают к заземляющему проводнику опоры. Отдельно стоящие опоры на обхо- дах на расстоянии менее 5 м от путей заземляют посредством группового заземления на рельсовую цепь, а расположенные на расстоянии 5 м и более — на самостоятельный кон- тур заземления.
2.23.36. Кронштейны и детали крепления линий дистанционного управления, освеще- ния и ВЛ другого назначения напряжением до 0,4 кВ на опорах и конструкциях контакт- ной сети в цепь заземления опор и конструкций не включают. На железобетонных опорах спуск заземления опоры должен быть изолирован от хомута крепления кронштейна ВЛ деревянной или пластмассовой прокладкой или устроен обвод хомута кронштейна.
При подвеске этих линий на опорах контактной сети должны соблюдаться требования пункта 2.20 настоящих Правил.
2.23.37. Отдельно стоящие железобетонные и металлические опоры ВЛ 0,4 кВ на обхо- дах, расположенные на расстоянии 5 м и более от путей, заземляют на самостоятельный контур заземления.
2.23.38. Металлические оболочки сигнальных, силовых, телефонных и других кабелей, не имеющих наружные пластмассовые покрытия или защитные шланги, расположенные на металлических и железобетонных конструкциях, заземленных на рельс, должны быть от них изолированы. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 кОм.
2.23.39. Корпуса прожекторов и светильников всех типов, устанавливаемые на опорах контактной сети и жестких поперечинах, а также на самостоятельных опорах, располо- женных на расстоянии менее 5 м от путей, крепят на деревянных брусьях (траверсах) и заземляют на участках постоянного тока присоединением к заземленному нулевому про- воду. На участках переменного тока корпуса прожекторов и светильников к нулевому проводу не присоединяют и не заземляют.
Кронштейны и хомуты на железобетонных опорах ВЛ 0.4 кВ, используемые для осве- щения пассажирских платформ, не заземляют.
2.23.40. Кронштейны для подвески на железобетонных опорах контактной сети кабелей
ВОЛС без металлических элементов, если над ними нет проводов напряжением выше 0,4 кВ, не заземляют.
Кронштейны для подвески кабелей ВОЛС с металлическими элементами, в том числе бронированные, а также кабелей ВОЛС без металлических элементов, если и над ними имеются провода напряжением выше 0,4 кВ, включают в цепь заземления опоры.
На участках постоянного тока заземленные кронштейны для подвески кабелей ВОЛС должны быть изолированы от опоры изолирующими прокладками сопротивлением не менее 10 кОм.
2.23.41. Заземление секций волноводного провода при переменном токе в контактной сети осуществляют присоединением спусков из стального прутка диаметром не менее 10 мм изолированно от опоры на индивидуальный самостоятельный заземлитель сопротив- лением не более 60 Ом или к средним точкам путевых дроссель-трансформаторов (вырав- нивающих дросселей) при двухниточных рельсовых цепях, а при однониточных рельсо- вых цепях к тяговому рельсу. Расстояние между спусками определяют расчетом при про- ектировании.
При постоянном токе в контактной сети провод волновода не заземляют.
2.23.42. КТП, питаемые от ВЛ 10 (6) кВ, проложенных по опорам контактной сети, устанавливают на самостоятельной опоре или фундаменте и заземляют на контур зазем- ления двумя проводами ПБСМ-70 или двумя стальными прутками диаметром не менее 12 мм каждый.
2.23.43. Заземление рамы разъединителя, основания разрядника, ОПН и предохранителя на отдельно стоящей опоре для подключения КТП 10 (6) и 35 кВ осуществляют на контур
заземления КТП, а при установке опоры на расстоянии более 10 м от КТП — на самостоя- тельный контур с сопротивлением заземления не более 10 Ом.
При установке на опоре контактной сети постоянного тока разъединителя КТП 10 (6) кВ его рама крепится на деревянных брусьях и заземлению не подлежит. В тягу привода врезают изолирующую вставку, а кронштейн привода присоединяют к заземляющему спуску опоры. Сопротивление изолирующей вставки должно быть не менее 10 кОм.
2.23.44. Однофазные КТП 25 кВ, в том числе и подъемно-опускные, предназначенные для питания сигналов автоблокировки, заземляют на дроссель-трансформатор того же пу- ти, что и питаемый ими релейный шкаф. Допускается заземление на самостоятельный контур без подключения к рельсовой цепи.
2.23.45. Трехфазные КТП 25 кВ мощностью выше 25 кВА, предназначенные для питания нетяговых потребителей, заземляют на тяговую рельсовую цепь. Вокруг КГП сооружают выравнивающий контур, к которому присоединяют корпус КТП в двух местах. Сопротив- ление выравнивающею контура не нормируется.
Для однофазных КТП и трехфазных мощностью до 25 кВ А включительно заземление
(защитное и рабочее) допускается осуществлять на самостоятельный контур без подклю- чения к рельсовой цепи.
2.23.46. У КТП 25 кВ, имеющих выравнивающий контур, вторичную обмотку транс- форматора, работающего к системе с глухозаземленной нейтралью, заземляют на само- стоятельный контур заземления.
При системе с изолированной нейтралью вторичной обмотки выносной контур не тре- буется.
2.23.47. Заземляющие проводники КТП 25 кВ должны быть двойными из провода
ПБСМ-70 или стального прутка диаметром не менее 12 мм каждый. Их подключение осуществляют без установки разъединители в цепи заземления.
При однониточных рельсовых цепях заземляющие проводники присоединяют непо- средственно к тяговому рельсу ближайшею пути по обе стороны неизолируюшего стыка, а при двухниточных рельсовых цепях — к среднему выводу путевого дроссель- трансформатора (выравнивающего дросселя).
Непосредственно к тяговому рельсу допускается присоединять заземляющие провод- ники от КТП мощностью до 25 кВ А.
2.23.48. Разъединители с приводом, разрядники, ОПН и предохранители КТП 25 кВ, а также секционирующие ДПР разъединители при установке их на опоре контактной сети заземляются совместно с заземлением элементов крепления контактной подвески двумя проводниками наглухо на рельсовую цепь.
Использование для этих целей троса группового заземления не допускается.
При размещении указанного оборудования на отдельно стоящей опоре, установленной на расстоянии менее 5 м от пути, заземление выполняют на рельсовую цепь, а если опора находится от КТП на расстоянии менее 10 м — на заземляющий контур КТП.
При несоблюдении этих условий опоры заземляют на самостоятельный контур.
2.24. Защита от токов короткого замыкания, пережогов контакт-
ных проводов и перенапряжений
2.24.1. Контактная есть должна быть защищена от токов короткого замыкания и пере- грузок системой защит тяговых подстанций, постов секционирования и пунктов парал- лельного соединения.
Основными требованиями, предъявляемыми к защите, является быстродействие, селек- тивность, надежное отключение тока короткого замыкания в защищаемой зоне и отсут- ствие ложных срабатываний при любых режимах и применяемых в эксплуатации схемах питания и секционирования.
При установке на опоре контактной сети постоянного тока разъединителя КТП 10 (6) кВ его рама крепится на деревянных брусьях и заземлению не подлежит. В тягу привода врезают изолирующую вставку, а кронштейн привода присоединяют к заземляющему спуску опоры. Сопротивление изолирующей вставки должно быть не менее 10 кОм.
2.23.44. Однофазные КТП 25 кВ, в том числе и подъемно-опускные, предназначенные для питания сигналов автоблокировки, заземляют на дроссель-трансформатор того же пу- ти, что и питаемый ими релейный шкаф. Допускается заземление на самостоятельный контур без подключения к рельсовой цепи.
2.23.45. Трехфазные КТП 25 кВ мощностью выше 25 кВА, предназначенные для питания нетяговых потребителей, заземляют на тяговую рельсовую цепь. Вокруг КГП сооружают выравнивающий контур, к которому присоединяют корпус КТП в двух местах. Сопротив- ление выравнивающею контура не нормируется.
Для однофазных КТП и трехфазных мощностью до 25 кВ А включительно заземление
(защитное и рабочее) допускается осуществлять на самостоятельный контур без подклю- чения к рельсовой цепи.
2.23.46. У КТП 25 кВ, имеющих выравнивающий контур, вторичную обмотку транс- форматора, работающего к системе с глухозаземленной нейтралью, заземляют на само- стоятельный контур заземления.
При системе с изолированной нейтралью вторичной обмотки выносной контур не тре- буется.
2.23.47. Заземляющие проводники КТП 25 кВ должны быть двойными из провода
ПБСМ-70 или стального прутка диаметром не менее 12 мм каждый. Их подключение осуществляют без установки разъединители в цепи заземления.
При однониточных рельсовых цепях заземляющие проводники присоединяют непо- средственно к тяговому рельсу ближайшею пути по обе стороны неизолируюшего стыка, а при двухниточных рельсовых цепях — к среднему выводу путевого дроссель- трансформатора (выравнивающего дросселя).
Непосредственно к тяговому рельсу допускается присоединять заземляющие провод- ники от КТП мощностью до 25 кВ А.
2.23.48. Разъединители с приводом, разрядники, ОПН и предохранители КТП 25 кВ, а также секционирующие ДПР разъединители при установке их на опоре контактной сети заземляются совместно с заземлением элементов крепления контактной подвески двумя проводниками наглухо на рельсовую цепь.
Использование для этих целей троса группового заземления не допускается.
При размещении указанного оборудования на отдельно стоящей опоре, установленной на расстоянии менее 5 м от пути, заземление выполняют на рельсовую цепь, а если опора находится от КТП на расстоянии менее 10 м — на заземляющий контур КТП.
При несоблюдении этих условий опоры заземляют на самостоятельный контур.
2.24. Защита от токов короткого замыкания, пережогов контакт-
ных проводов и перенапряжений
2.24.1. Контактная есть должна быть защищена от токов короткого замыкания и пере- грузок системой защит тяговых подстанций, постов секционирования и пунктов парал- лельного соединения.
Основными требованиями, предъявляемыми к защите, является быстродействие, селек- тивность, надежное отключение тока короткого замыкания в защищаемой зоне и отсут- ствие ложных срабатываний при любых режимах и применяемых в эксплуатации схемах питания и секционирования.
2.24.2. Эксплуатация контактной сети при наличии юн нечувствительности зашиты к токам короткого замыкания («мертвых зон»), в том числе при вынужденных режимах, не допускается.
При аварийном или плановом выводе в ремонт электрооборудования системы тягового электроснабжения, приводящем к возникновению «мертвых» зон, надежность отключе- ния при коротком замыкании должна обеспечиваться мероприятиями, предусмотренными местными инструкциями для каждого конкретного участка (изменением схемы питания и секционирования, ограничением продолжительности отключения с вынужденным обра- зованием «мертвых зон» на возможно меньшее время, выдачей предупреждений машини- стам поездов о повышенной бдительности при следовании по участкам с «мертвыми зо- нами», организацией непрерывного наблюдения за возрастанием тока на фидерах под- станций, изменением режима движения поездов с уменьшением уставок выключателей и другими).
2.24.3. Для предупреждения пережогов контактных проводов над токоприемниками электроподвижного состава должны предусматриваться: на главных путях перегонов и станций, где токоприемником в тяговом режиме (кроме пуска) снимаются токи 1000 А и более вне зависимости от напряжения, контактная под- веска с двумя контактными проводами; на станционных путях в пределах трогания и разгона поездов, а также на путях испыта- ния ЭПС после их ремонта в местах отстоя, применение второго рабочего контактного провода или экранирование шунтирующим проводом над рабочим контактным проводом; на нормально разомкнутых изолирующих сопряжениях, в том числе на нейтральных вставках, защитные устройства от пережогов проводов электрической дугой (стальные накладки), на путях с двусторонним движением защитные устройства от пережогов долж- ны быть в обоих направлениях, на участках постоянного тока, кроме того, применяют сиг- нальные световые указатели «Опустить токоприемник», имеющие сигнальное значение при появлении на них мигающей светящейся полосы прозрачно-белого цвета: на переходных опорах изолирующих сопряжений отличительные знаки, указанные н подпункте 2.26.11 настоящих Правил, о недопустимости остановки ЭПС между ними; на путях депо и путях отстоя электроподвижного сое ram снижение натяжения контакт- ного провода в соответствии с требованиями подпункта 2.5.6 настоящих Правил; в местах разделения фаз на нейтральных вставках постоянные предупредительные сиг- нальные знаки с отражателями «Отключить ток»; на участках со скоростью движения поездов 161 — 200 км/ч устройства, обеспечиваю- щие автоматическое отключение — включение тягового тока на электроподвижном со- ставе.
•
2.24.4. На пунктах питания фидера ВЛ продольного электроснабжения должны быть оборудованы быстродействующей зашитой от токов короткого замыкания, перегрузки, минимального напряжения и неполнофазного режима с действием на отключение выклю- чателя. При питании от этих линий сигналов автоблокировки и постов электрической цен- трализации в схемах защит предусматривают автоматическое повторное включение
(АПВ) и автоматическое включение резерва (АВР). Полное время цикла отключения, по- следующего АПВ на основном пункте питания и АВР на резервном пункте питания долж- но быть не более 1,3 с.
2.24.5. Подключаемые к ВЛ продольного электроснабжения КТП и линейные однофаз- ные трансформаторы (ОМ) для питания сигнальных точек должны иметь защиту транс- форматоров от коротких замыканий и перегрузок на высокой стороне напряжения высо- ковольтными предохранителями, а на стороне низкого напряжения — автоматическими выключателями мощности
(АВМ) или предохранителями с номинальным током, не превышающим номинальный ток низковольтной обмотки.
2.24.6. Выбор высоковольтных предохранителей производят по номинальному напря- жению линии, номинальному току плавкой вставки и номинальному току отключения.