Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 463

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Не допускаются к монтажу и заменяются в процессе эксплуатации изоляторы, имеющие следующие дефекты: в оконцевателях — трещины, качание, сползание или проворачивание их в заделке, видимое искривление (несоосность) деталей, отсутствие или нарушение влагостойкого покрытия цементного шва, повреждения антикоррозионного покрытия или видимые сле- ды коррозии на нем; в фарфоре - сколы ребер у проходных, опорных стержневых изоляторов более 60 мм длиной и 5 мм глубиной, у подвесных - сколы обшей площадью более 300 мм
2
и такой же величины сколы у стержневых изоляторов, если они находятся ближе 10 мм от места со- пряжения ребер с основным телом изолятора. У всех типов изоляторов - глубокие царапи- ны длиной более 25 мм или видимые трещины, ожоги дугой, вскрытые пузыри или дру- гие повреждения глазури; в стекле — трещины, сколы, посечки, морщины, складки, натеки, свищи, видимые внутренние газовые пузыри и инородные включения, оплавления дугой; в полимерных чехлах (покрытиях) — механические повреждения (надрезы, прокаты, кратеры, ссадины), разгерметизация, следы токопроводящих дорожек (треков) на длине более 1/3 пути утечки тока; устойчивое, не подвергающееся очистке, загрязнение более 1/3 поверхности изоляци- онных деталей из любого материала; коррозия стержня тарельчатого стеклянного или фарфорового изолятора до диаметра
12 мм.
2.9.3.
В процессе перевозки, монтажа и эксплуатации не допускается: бросать изоляторы; наносить удары по изоляторам и соединенным непосредственно с ними деталям (фик- саторам, седлам, анкерным штангам, деталям изолированных консолей и другим); проводить механическую и термическую обработку арматуры изолятора, в том числе приварку к ней каких-либо элементов конструкции; становиться персоналу непосредственно на изоляторы; проводить какие-либо действия с кручением изоляционной детали изолятора.
2.9.4.Повторное использование бывших в эксплуатации изоляторов и изолирующих вставок допускается после их проверки и испытаний в соответствии с подпунктами 2.9.1 и
2.9.2 настоящих Правил. Проведение механических испытаний изоляторов не допускает- ся.
2.9.5.Расстояние от заземленных частей опорных устройств и искусственных сооруже- ний до изолирующих элементов должно соответствовать параметрам, приведенным в таб- лице 2.9.1.
Таблица 2.9.1
Напряжение контактной сети или ВЛ, кВ
Расстояние, мм, от заземленных частей до первого изоли- рующего элемента или ребра изолятора, находящегося со стороны, не менее напряжения заземленных частей
3 10(6)
25 150 200 300 50 70 100 2.9.6. На участках постоянного тока для продления срока службы рекомендуется при- менение фарфоровых тарельчатых изоляторов с утолщенными стержнями (антикоррози-

онной втулкой). При горизонтальном расположении гирлянд тарельчатые изоляторы сле- дует устанавливать шапкой к напряжению.
Рекомендуется в этих целях в местах с интенсивной коррозией устанавливать допол- нительный изолятор в гирлянде.
2.9.7. Коэффициент запаса механической прочности изоляторов по отношению к их нормированной разрушающей силе должен быть не менее 5,0 при средней эксплуатаци- онной нагрузке и 2,7 — при наибольшей рабочей нагрузке.
В натяжных узлах, когда суммарное натяжение от проводов превышает 14 кН
(1400кгс), устанавливают изоляторы класса 120. Допускается установка двух параллель- но соединенных гирлянд изоляторов класса 70.
Стержневые (в том числе полимерные) консольные и фиксаторные изоляторы кон- тактной сети должны иметь разрушающую механическую силу при растяжении не менее
70 кН, а разрушающий изгибающий момент — не менее 3,5 кН∙м.
2.9.8. Не допускается применение стержневых фарфоровых изоляторов: в узлах анкеровок несущих тросов, контактных проводов, усиливающих, питаю- щих и отсасывающих линий; в продольных несущих тросах; в нерабочих ветвях контактных проводов; в поперечных несущих тросах.
2.9.9. Отклонение гирлянды подвесных изоляторов от вертикали вдоль пути не должно превышать 15°.
2.9.10. Изоляция контактной сети переменного тока выбирается в зависимости от сте- пени загрязненности атмосферы (СЗА) в зоне расположения электрифицированного участка и длины пути утечки тока на изоляции. Определение СЗА проводится в зависимо- сти от характеристик источников загрязнения атмосферы, расположенных вблизи кон- тактной сети. Примерная характеристика участков железных дорог по степени загрязненности ат- мосферы приведена в таблице 2.9.2.
2.9.11. При загрязнении изоляторов от разных источников результирующую СЗА следу- ет определять по СЗА двух источников в соответствии с таблицей 2.9.3.
2.9.12. Нормированная минимальная длина пути утечки тока изоляции, в том числе суммарная тарельчатых изоляторов, контактной сети, питающих и усиливающих прово- дов переменного тока и ДПР 25 кВ в зависимости от СЗА приведена в таблице 2.9.4.
2.9.13. По условиям ветроустойчивости контактной подвески переменного тока и со- хранения ее конструктивной высоты рекомендуется в точках подвеса несущего троса в районах с VI и VII результирующей СЗА применять в гирляндах специальные тарельча- тые грязестойкие изоляторы: двукрылые, сферические и другие.
2.9.14. В поперечных несущих, верхних и нижних фиксирующих тросах изолирован- ных гибких поперечин контактной сети переменного тока длина пути утечки тока изоля- торов должна соответствовать таблице 2.9.4.
2.9.15. В подвесных и врезных (кроме анкерных) узлах контактной сети постоянного тока независимо от СЗА должны применяться изоляторы или гирлянды из двух тарельча- тых изоляторов с суммарной длиной пути утечки не менее 500 мм. На изолированных гибких поперечинах в местах подвеса проводов, а также в местах врезок в поперечные не- сущие, верхние и нижние фиксирующие тросы следует устанавливать по два тарельчатых изолятора. На участках со скоростью движения поездов 161 – 200 км/ч в контактных под- весках длина пути утечки тока должна быть не менее 600 мм.
Разрешается до обновления и реконструкции эксплуатация ранее выпущенных фарфо- ровых изоляторов 3 кВ с длиной пути утечки 450 мм.
2.9.16. При постоянном токе длина пути утечки тока полимерных гладкостержневых и ребристых изоляторов должна быть не менее 600 мм и в анкеровках не менее 800 мм.


2.9.17. В анкеровках проводов число тарельчатых изоляторов должно быть на единицу больше, чем в поддерживающих гирляндах.
При применении в анкеровках стержневых полимерных и многоэлементных сборных изоляторов длина пути утечки тока принимается на ступень больше расчетной СЗА, но не более 1500 мм, а для гладкостержневых полимерных изоляторов не более 1200 мм и не менее 1000 мм.
2.9.18. При применении изолированных консолей с дополнительной изоляцией в ме- стах подвеса несущего троса и крепления фиксатора на консоли, суммарная длина пу- ти утечки тока разнесенной изоляции должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.9.4 настоящих Правил для VII СЗА.
2.9.19. Для изоляции отсасывающих линий, проводов обратного тока и экранирующих проводов многопроводных систем в местах полвеса и анкеровок проводов должны при- меняться одиночные изоляторы тарельчатого типа (фарфоровые или из закаленного стекла).
Таблица 2.9.2
Степень загряз- нения атмосферы
(СЗА)
Характеристика железнодорожных участков
III
Участки со скоростями движения до 120 км/ч при отсутствии харак- теристик, указанных для IV-VII СЗА.
Вблизи мест (до 500 м): добычи, постоянной погрузки и выгрузки уг- ля; производства цинка, алюминия; ТЭС, работающих на станциях и угле с зольностью свыше 30%; участки с перевозками в открытом ви- де угля, сланца, песка, щебня организованными маршрутами.
IV
Участки со скоростями движения поездов 121-160 км/ч.
Местности с сильнозасоленными и дефлирующими почвами или вблизи морей и соляных озер (до 1 км) со среднезасоленной водой
(10-20 г/л) или на расстоянии от 1 до 5 км с сильнозасоленной водой
(20-40 г/л).
V
Участки со скоростями движения поездов более 160 км/ч.
Вблизи мест (до 500 м) производства, постоянной погрузки и выгруз- ки цемента.
Местности с очень засоленными и дефлирующими почвами или вбли- зи морей и соленых озер (до 1 км) с сильно засоленной водой (20-40 г/л).
В тоннелях со смешанной ездой на тепловозах и электровозах.
VI
Вблизи мест (до 500 м) расположения предприятий нефтехимической промышленности, постоянной погрузки и выгрузки ее продукции.
Места постоянной стоянки и остановки работающих тепловозов.
В промышленных центрах с интенсивным выделением смога.
VII
Вблизи мест (до 500 м) расположения градирен, предприятий химиче- ской промышленности и по производству редких металлов, постоян- ной погрузки и выгрузки минеральных удобрений и продуктов хими- ческой промышленности.


Таблицa 2 . 9 . 3
СЗА от пер- вого источника
Результирующая СЗА при СЗА от второго источника
III
IV
V
VI
III
IV
V
VI
III
IV
V
VI
IV
V
VI
VII
V
VI
VII
VII
VI
VII
VII
VII
Таблица 2 . 9 . 4
Вид изоляции
Минимальная длина пути утечки тока для районов с результирующей СЗА, мм
III
IV
V
VI
VII
Подвесные и врезных (кроме анкер- ных) стержневые изоляторы фарфоро- вые, сборные, стеклянные полимерные
(ребристая поверхность) или тарельчатых изоляторов
Изоляторы с гладкими полимерными за- щитными чехлами или покрытиями
800 750 950 800 1100 900 1300 1050 1500 1200
Примечание. Независимо от суммарной длины пути утечки тока в контактной сети
переменного тока необходимо применять не менее четырех тарельчатых изоляторов в
гирлянде.
2.9.20. При новом строительстве, обновлении, реконструкции и капитальном ремонте на электрифицированных участках железных дорог скоростных, особогрузонапряжен- ных, первой и второй категорий не должны применяться фарфоровые тарельчатые изо- ляторы в узлах контактной сети постоянного и переменного тока.
2.9.21. Вместо фарфоровых тарельчатых изоляторов в узлах контактной сети необхо- димо применять: стержневые фарфоровые изоляторы во всех узлах, кроме мест, указанных в подпункте
2.9.8 настоящих Правил; гладкостержневые и ребристые полимерные изоляторы всех типов в зонах, подвержен- ных вандализму, в искусственных сооружениях, в анкеровках всех видов (кроме совме- щенных), в продольных проводах и отходящих ветвях контактных проводов у переходных опор изолирующих сопряжений анкерных участков; тарельчатые изоляторы из закаленного стекла в поперечных несущих тросах гибких по- перечин и в анкеровках всех видов, кроме мест, указанных в подпункте 2.9.22 настоящих
Правил.
2.9.22. Применение стеклянных изоляторов не рекомендуется в районах с VI — VII
СЗА, когда источником загрязнения являются фтористые соединения, вблизи (до 500 м) от зоны предприятий черной металлургии и производства цемента, а также при нало- жении промышленных и солевых морских загрязнений.
2.9.23. Для подвески проводов ВЛ 10 (6) кВ на железобетонных и металлических опорах и конструкциях, заземленных на тяговый рельс, следует применять опорно-штыревые
изоляторы на напряжение 10 кВ при деревянных кронштейнах (траверсах) или на напря- жение 20 кВ — при металлических кронштейнах. Подвеска проводов при металлических кронштейнах может производиться на гирлянде из двух подвесных изоляторов тарельча- того типа.
На электрифицированных участках железных дорог скоростных, особогрузонапряжен- ных и первой категории рекомендуется применять тарельчатые изоляторы из закаленного стекла, либо опорные стержневые изоляторы из фарфора или полимеров.
Опорные изоляторы для ВЛ 10 (6) кВ должны иметь длину пути утечки тока не менее
600 мм и разрушающую механическую силу при сжатии не менее 40 кН.
2.9.24. Для подвески проводов ВЛ 0,4 кВ, фазных и нулевых, на железобетонных и ме- таллических опорах и конструкциях, заземленных на тяговый рельс, следует приме- нять опорно-штыревые изоляторы на напряжение 10 кВ.
2.9.25. Все применяемые изоляторы должны храниться штабелями в транспорт- ной таре в неотапливаемом помещении, под навесом на ровной площадке или в виде подвешенных гирлянд (шапкой кверху), исключающих возможность скопления воды в плоскостях изоляторов.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

2.10. Секционные изоляторы
2.10.1. Секционные изоляторы применяются, как правило, на железнодорожных стан- циях для электрического разделения контактной подвески на отдельные участки (сек- ции) с надежной изоляцией между ними.
Использование секционных изоляторов на главных путях взамен изолирующих сопря- жений анкерных участков, а также в местах разделения фаз контактной сети переменного тока 25 кВ (нейтральных вставках) допускается при соответствующем обосновании на электрифицированных участках железных дорог скоростных и особогрузонапряженных с разрешения Департамента электрификации и электроснабжения МПС России, а на остальных с разрешения службы электроснабжения железной дороги.
На съездах между путями, по которым осуществляется пропуск скоростных поездов, и примыкающих к ним путях, должны применяться секционные изоляторы замкнутой кон- струкции с погонной массой не более 4 кг/м,
2.10.2. Секционные изоляторы должны обеспечивать плавный переход в обоих направ- лениях без ударов, отрывов и снижения контактного нажатия до значения менее 40 И (4 кгс) полозов токоприемников электроподвижного состава с установленной на данном пути (съезде) скоростью движения поездов, а также надежную изоляцию при заземле- нии одной из секций, примыкающих к секционному изолятору.
2.10.3. Тип секционного изолятора выбирают в зависимости от номинального напря- жения контактной сети, количества контактных проводов, установленной скорости движения поездов, места применения и степени загрязненности атмосферы.
2.10.4. Максимальная длина путей утечки тока для полимерных изолирующих элемен- тов секционных изоляторов должна соответствовать значениям, приведенным в таблице
2.10.1.
Таблица 2 . 1 0 . 1
Полимерные изолирующие элементы
Минимальная длина пути утечки тока, мм переменный ток постоянный ток
Гладкостержневые
Ребристые
Изолирующие скользуны
1000 1500 1300 800 1000 800

Примечание. На участках со скоростью движения поездов 16У — 200 км/ч мини-
мальная длина пути утечки тока всех полимерных изолирующих элементов должна
быть при переменном токе 1500 мм.
2.10.5. Воздушные зазоры в устье дугогасительных рогов должны быть 150± 10 мм при переменном и 50±10 мм при постоянном токе.
Воздушные зазоры между разнопотенциальными элементами секционных изоляторов должны быть не менее 200 мм при переменном и 120 мы при постоянном токе.
2.10.6. Все элементы секционных изоляторов для электрифицированных участков же- лезных дорог скоростных, особогрузонапряженных, первой и второй категорий должны изготавливаться из легких коррозионностойких материалов. При использовании в кон- струкциях секционного изолятора элементов из углеродистых сталей их поверхность должна быть защищена методом горячего цинкования, газопламенным или электроду- говым напылением алюминия или другого стойкого к атмосферной коррозии покры- тия.
Разрешается до плановой замены эксплуатация ранее разработанных конструкций сек- ционных изоляторов с крепежными изделиями и отдельными деталями из углеродистой стали с лакокрасочным покрытием.
2.10.7. При перевозке и монтаже изолирующие элементы секционных изоляторов не должны подвергаться изгибающим усилиям. Для предохранения от таких усилий реко- мендуется прикреплять к изолирующим элементам секционных изоляторов деревянные бруски, которые демонтируют после монтажа секционного изолятора.
Не допускаются удары по изолирующим элементам и скользунам и соединенным с ними деталям, механическая или термическая обработка оконцевателей, а также приварка к ним каких-либо элементов конструкции.
2.10.8. Перед монтажом асе детали секционного изолятора следует тщательно прове- рить, а изолирующие элементы (изоляторы) и скользуны тщательно очистить от лю- бых видов загрязнения, не допуская для этих целей применение химически активных ве- ществ (кислот, щелочей, растворителей и других), способных вызвать их повреждение или нарушение антикоррозионного покрытия деталей.
Не допускается наличие дефектов изолирующих элементов (изоляторов), указанных в подпункте 2.9.2 настоящих Правил.
При ослаблении крепления болты необходимо подтянуть ключом. Не допускается под- тяжка стопорных болтов узла крепления скользуна-хвостовика в оконцевателе изолирую- щего элемента, сборка которого вы полнена на предприятии по специальным правилам.
2.10.9. Секционные изоляторы устанавливают, как правило, в первой трети пролета между опорами по направлению преимущественного движения поездов, а на съездах в средней части между путями, при этом нижняя плоскость скольжения должна нахо- дится на 20 — 30 мм выше соседних мест полвеса контактного провода.
При полукомпенсированной подвеске на расстоянии более 200 м от средней или жест- кой анкеровки секционные изоляторы подвешивают на скользящих струнах.
Секционный изолятор в плане следует располагать так, чтобы его продольная ось сов- падала с осью полоза токоприемника. Максимальное отклонение не должно превышать
100 мм.
На железнодорожных станциях стыкования секционные изоляторы располагают с учетом требований подпункта 2.18.12 настоящих Правил.
2.10.10. Изоляторы, врезанные в несущий трос, должны располагаться по оси секцион- ного изолятора вне зоны горения дуги на дугогасительных устройствах.
Длина пути утечки тока полимерных составных изоляторов должна быть при постоянном токе не менее 1600 мм и при переменном — 1600 — 2400 мм в зависимости от СЗА.