Файл: Правила устройства и технической эксплуатации контактной сети элетрифицированных железных дорог г. Москва 2002 г. Ббк 39. 217.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 2.15.3 а, б. Диаграмма положения грузов трехблочного компенсатора (рассто-
яния а и b) в зависимости от температуры t и расстояния L от компенсатора до сред-
ней анкеровки для проводов: а — медных, низколегированных и бронзовых; б — сталемедных и сталеалюминиевых

Рис. 2.15.4 а, б. Диаграмма положения грузов блочно-полиспастного компенсатора
(расстояния а и b) в зависимости от температуры t и расстояния L от компенсатора
до средней анкеровки для проводов:
а — медных, низколегированных и бронзовых; б — сталемедных и сталеалюминиевых
2.15.15. В полукомпенсированной подвеске применяют средние анкеровки контактных проводов, в компенсированных подвесках, кроме этого, средние анкеровки несущих тро- сов.
При длине анкерного участка, не превышающей половины допустимой длины, может быть применена односторонняя компенсированная анкеровка контактных проводов, при этом среднюю анкеровку не устанавливают.
2.15.16. Средние анкеровки контактного провода и несущего троса располагают в сере- дине анкерного участка.
Если анкерный участок частично расположен в кривых участках пути, то среднюю ан- керовку смещают от середины анкерного участка в сторону кривой с таким расчетом, чтобы при температуры натяжения в проводах обеих частей анкерного участка были при- мерно одинаковыми.
2.15.17. Длина каждой ветви троса средней анкеровки контактного провода компенси- рованной и полукомпенсированной подвесок должна быть не менее десятикратного рас- стояния между контактным проводом и несущим тросом в середине пролета, где установ- лена средняя анкеровка

Трос средней анкеровки полукомпенсированном подвески крепят к контактному про- воду в середине пролета, а компенсирован ной подвески — на расстоянии не менее 16 м от места крепления на несущем тросе. При двух контактных проводах полукомпенсиро- ванной подвески среднюю анкеровку контактного провода монтируют из одного троса и устанавливают зажимы на каждый контактный провод с расстоянием между ними 450 —
500 мм
Трос средней анкеровки контактного провода крепят к несущему тросу тремя болтовы- ми соединительными зажимами в каждом месте при двух контактных проводах и двумя зажимами — при одном контактном проводе. Конструкция и прочность закрепления за- жимов средней анкеровки контактного провода должны быть рассчитаны на величину натяжения при обрыве контактных проводов.
Тросы средней анкеровки несущего троса компенсированной подвески крепят с каждой стороны двойного седла двумя зажимами и анкеруют жестко на смежных опорах.
В скоростных контактных подвесках (КС-200) тросы средней анкеровки контактного провода устанавливаю! для каждого контактною провода отдельно.
2.15.18. Для средней анкеровки контактного провод,, и несущего троса применяют би- металлический сталемедный трос площадью сечения не менее 70 мм
2
. При обрыве даже одной проволоки трос заменяется. Максимально допустимое натяжение троса средней ан- керовки несущего троса составляет 10 кН (1000 кгс). Провисание троса средней анкеровки контактного провода ниже уровня контактного провода не допускается.
2.15.19. Многопроволочные провода и тросы анкеруют с применением вилочного ко- уша и закреплением медных, алюминиевых, сталеалюминиевых и сталемедных проводов овальными соединителями, а стальных тросов — треххомутовыми зажимами. Допускает- ся закрепление медных, алюминиевых и сталеалюминиевых проводов тремя соединитель- ными зажимами на соответствующую площадь сечения проводов или одним стыковым плашечным зажимом. В вилочном коуше для алюминиевых и сталеалюминиевых прово- дов должен быть алюминиевый вкладыш, а для медных и сталемедных проводов — мед- ный вкладыш.
Алюминиевые многопроволочные провода площадью сечения 185 мм
2
сталеалюминие- вые многопроволочные провода площадью сечения 25 — 70 мм2 анкеруют с применени- ем концевых цанговых зажимов.
Медные многопроволочные провода площадью сечения 95 и 120 мм
2
анкеруют с при- менением клиноболтовых или концевых цанговых зажимов. Сталемедные, сталеалюмине- вые и алюминиевые провода площадью сечения 50 и 70 мм2 и контактные провода анке- руют с применением клиновых зажимов, сталеалюминиевые провода с применением натяжных болтовых зажимов типа НБН и провода марки ПБСА-50/70 с применением клиноболтовых зажимов.
Выходящие из болтовых и клиновых зажимов концы проводов и тросов должны быть укреплены бандажами и привязаны проволокой к основному проводу.
2.15.20. Контактные подвески, отходящие на анкеровку, фиксирующие оттяжки и дру- гие пересекающие ветви, расположенные над пассажирскими платформами, навесами, крышами зданий и неэлектрифицированными путями, должны быть изолированы и за- землены.
2.16. Арматура
2.16.1. Применяемая в контактной сети арматура для подвешивания, фиксации, стыков- ки, анкеровки, механического и электрического со единения проводов контактной сети и линий электроснабжения должна проверяться на соответствие требованиям стандартов и нормативно-технической документации. Использование нетиповой арматуры не допус- кается. Арматура должна обеспечивать заданные механические и электрические требова- ния на протяжении установленного срока службы, возможность повторного применения после переборки и ремонта.


На каждом изделии арматуры должна быть следующая маркировка: порядковый номер по каталогу, товарный знак предприятия- изготовителя и год изготовления. а также на плашках, соединяющих многожильные провода — площадь сечения проводов.
2.16.2. Стальная арматура, имеющая резьбу, а также воспринимающая повышенные нагрузки (натяжные штанги, пестики, серьги, соединительные планки) должна быть изго- товлена только из углеродистой спокойной стати, а остальная арматура — из полуспокой- ной.
Арматура стальная и чугунная должна иметь защитное цинковое покрытие толщиной
70 — 150 мкм.
Арматура контактной сети из цветных металлов должна изготавливаться литьем или штамповкой и иметь болтовое соединение или о прессовку. Арматура на контактном про- воде должна иметь минимальную массу.
2.16.3. Штифты фиксирующих зажимов, а на участках скоростного движения поездов
(161 — 200 км/ч) также крепежные изделия диаметром до 12 мм (болты, гайки, шайбы), должны быть изготовлены из коррозионностойкой стали, допускается применение крепежных изделий из углеродистой спокойной стали с защит- ным электролитическим антикоррозионным покрытием.
Крепежные изделия диаметром более 12 мм должны быть изготовлены из углеродистой спокойной стали и защищены от коррозии горячим цинкованием.
2.16.4. До монтажа необходимо проводить выборочный контроль по ступающей от из- готовителя арматуры, в первую очередь основных размеров, прочности, качества обработ- ки контактных поверхностей токоведущих зажимов, отсутствия раковин в литье, качества резьбы и наличия на ней антикоррозионной смазки.
2.16.5.Натяжная арматура для стыкования и анкеровки проводов должна обеспечивать прочность заделки не менее трехкратной допускаемой или не менее 90 % минимальной разрушающей нагрузки соединяемых проводов. Проскальзывание проводов в арматуре при наибольших рабочих нагрузках не допускается.
2.16.6. Номинальные моменты затяжки болтов, соединяющих детали арматуры, следу- ющие: №8 — 15 Н-м (1,5 кгс-м), VI10 — 2С Н-м (2 кгс-м), М12 — 40 Н-м (4 кгс-м), М16
— 60 Н-м (6 кгс-м). Затяжка болтов осуществляется, как правило, тарировочными ключа- ми.
Опрессовка струновых зажимов осуществляется ручными прессами с усилием 60 кН (6 тс), зажимов соединительных, питающих, переходных, стыковых и средней анкеровки — гидравлическими прессами с усилием 200 кН (20 тс).
2.16.7. Нагрев токоведущего зажима не должен быть более нагрева провода вне зажима, определяемого при диагностировании в летний период при возможно высокой температу- ре воздуха и возможно максимальной электрической нагрузке.
2.17. Контактная сеть в искусственных сооружениях
2.17.1. В искусственных сооружениях должны быть выдержаны установленные рассто- яния подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса и частей контакт- ной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружения, приведен- ные в подпунктах 2.2.1, 2.2.5 и 2.2.6 настоящих Правил.
Уклон контактного провода (снижение высоты его подвески) на подходах к искус- ственному сооружению должен соответствовать положениям подпункта 2.2.2 настоящих
Правил.
2.17.2. Изоляторы, поддерживающие контактную подвеску в пределах искусственного сооружения и находящиеся в анкеровках на эти сооружения, следует устанавливать в та- ких местах, где исключается возможность протечек и попадания на изоляторы загрязнен- ных стеков при дожде и таянии снега. В тоннелях, имеющих течь воды, для предотвращения перекрытия изоляторов устанавливают защитные экраны (зонтики) из

полимерных материалов или по местным условиям другие устройства, согласованные со службой электроснабжения железной дороги.
2.17.3. Площадь сечения контактной подвески в пределах искусственного сооружения должна быть равна площади сечения на прилегающих участках, для чего в необходимых случаях монтируют обводы несущего троса или усиливающих проводов. Обводы подве- шивают на искусственном сооружении вне зоны прохода токоприемника. В сооружениях со стесненными габаритами следует применять контактную подвеску пространственно- ромбическую или без несущего троса с двумя контактными проводами.
2.17.4. Для предупреждения недопустимого приближения контактного провода при его отжатии токоприемником к заземленным элементам искусственного сооружения следует применять изолированные отбойники или ограничители подъема контактных проводов.
Расстояния от контактного провода до изолированного отбойника должны соответство- вать расстояниям, приведенным в подпункте 2.2.6 настоящих Правил.
2.17.5. Конструкция крепления поддерживающих и фиксирующих устройств контакт- ной сети на железнодорожных мостах и путепроводах должна противостоять воздействию вибрации, возникающей при проходе подвижного состава.
В пределах искусственных сооружений, подверженных вибрации, не допускается при- менение стержневых фарфоровых изоляторов. В этих искусственных сооружениях следу- ет применять полимерные изоляторы, а крепление контактной подвески выполнять без- болтовой арматурой.
2.17.6. Узлы крепления контактной подвески в искусственных сооружениях должны обеспечивать свободное перемещение компенсированных проводов при изменении тем- пературы. Поддерживающие струны при подходе к искусственным сооружениям и в его пределах при стесненных габаритах должны быть скользящие. Расстояние между находя- щимися под напряжением несущим тросом и контактным проводом в середине пролета должно быть не менее 150 мм.
2.17.7. Заземленные вставки несущих тросов под искусственными сооружениями должны быть выполнены из стального проката с креплением безболтовой арматурой и проложены открыто.
2.17.8. На подходах к искусственному сооружению и в его пределах, при скорости дви- жения поездов 161 — 200 км/ч выполнение требования к качеству токосъема (выравнива- ние эластичности контактной подвески вдоль пролета) осуществляют: установкой у опорного узла простых струн при длине пролета до 18 м; установкой укороченных рессорных струн длиной 12 м при длине пролета от 25 до 40 м; переходом от простых струн к укороченной рессорной струне на смежных опорах в пролете длиной от 18 до 25 м; переходом от опорного узла с укороченной рессорной струной к типовому опорному узлу в ближайшем к искусственному сооружению пролете длиной более 40 м.
2.17.9. Контактную сеть в искусственных сооружениях, где не обеспечиваются требо- вания подпункта 2.17.1 настоящих Правил, по согласованию с руководством железной дороги до переустройства сооружения заземляют, с обеих сторон монтируют нейтральные вставки с применением секционных изоляторов, а пропуск поездов осуществляют с опу- щенными токоприемниками.
2.18. Питание и секционирование
2.18.1. Питание контактной сети и продольных линий электроснабжения СЦБ должно быть, кроме тупиковых линий двусторонним. При этом должно предусматриваться пита- ние по отдельному фидеру контактной сети каждого главного пути и каждой продольной линии электроснабжения.
Отдельным фидером должно осуществляться питание контактной сети электродепо и железнодорожных станций, где расположены тяговые подстанции. Двумя фидерами по

кольцевой схеме осуществляется питание контактной сети крупных железнодорожных станций с числом парков более трех.
На станциях стыкования пункты группировок должны питаться двумя фидерами посто- янного тока и двумя фидерами переменного тока по кольцевой схеме или отпайками при консольном питании, осуществляемом по разным трассам.
2.18.2. Секционирование (электрическое разделение) контактной сети и продольных линий электроснабжения осуществляют изолирующими сопряжениями анкерных участ- ков (воздушными промежутками), нейтральными вставками, секционными изоляторами, разъединителями, переключателями и врезными изоляторами.
Контактную сеть каждого пути перегонов и главных путей железнодорожных станций выделяют в отдельные секции.
2.18.3. На железнодорожных станциях двухпутных и многопутных участков между секциями главных путей должен устанавливаться поперечный разъединитель.
На электрифицированных участках железных дорог III и IV категорий контактная сеть раздельных пунктов с числом электрифицированных путей 3 и менее секционируется с одной стороны. При числе путей до 4 поперечное секционирование не предусматривают.
На железнодорожных станциях, кроме электрифицированных участков железных дорог скоростных, особогрузонапряженных, I и II категории, к секции контактной сети главного пути допускается присоединять контактную сеть не более трех смежных станционных пу- тей.
2.18.4. С учетом технологии работы железнодорожной станции в отдельные секции вы- деляют контактные подвески парков, групп путей (не более пяти), путей, на которых про- водятся погрузочно-разгрузочные работы, налив цистерн, мойка подвижного состава, за- правка водой пассажирских составов, осмотр крышевого оборудования и отстой электро- подвижного состава, экипировка электровозов, а также электродепо, тоннелей и мостов с ездой понизу длиной более 300 м.
2.18.5. Схемы питания и секционирования, а также сопряжения анкерных участков, должны предусматривать электрическую плавку гололеда или профилактического подо- грева проводов контактной сети главных путей станций и перегонов, а также воздушных линий электроснабжения.
В 1 и II гололедных районах, а также повсеместно на электрифицированных участках железных дорог III и IV категории допускается не подготавливать сопряжения анкерных участков для плавки гололеда на контактном проводе.
2.18.6. Схемы питания и секционирования контактной сети и продельных линий элек- троснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей утверждает начальник железной до- роги. Изменения в схемы вносят по согласованию со службой электроснабжения железной дороги с уведомлением энергодиспетчера, персонала районов контактной сети и других при частных лиц. Схемы выверяются ежегодно и утверждаются каждые 5 лет.
Утвержденные схемы питания и секционирования должны быть в энергодиспетчерском пункте. Выкопировки из схем должны быть в районах контактной сети и электроснабже- ния в пределах своего и примыкающих районов, на тяговых подстанциях в пределах зоны питания, а также в техническо-распорядительном акте железнодорожной станции в пре- делах путей станции и в локомотивных депо в пределах тракционных путей электродепо.
2.18.7. На схемах питания и секционирования контактной сети и продольных линий электроснабжения должны быть показаны условными обозначениями: контактная сеть, воздушные и кабельные линии продольного электроснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей, питающие и отсасывающие линии, тяговые подстанции, посты секциони- рования, пункты параллельного соединения, пункты группировки, трансформаторы и ав- тотрансформаторные пункты, питающие пункты, разъединители в нормальном положе- нии, изолирующие сопряжения анкерных участков, нейтральные вставки, секционные изоляторы и воздушные стрелки с присвоенными им обозначениями или номерами, номе-

ра путей станций и перегонов, пересечения контактной сети и ВЛ другими воздушными линиями, канатными дорогами, надземными трубопроводами, искусственными сооруже- ниями, а также депо, остановочные пункты, подъездные пути районов контактной сети, тяговых подстанций, районов электроснабжения, примыкающие неэлектрифицированные пути, границы дистанций электроснабжения, районов контактной сети и электроснабже- ния, пикеты и километры осей пассажирских зданий, постов электрической централиза- ции, пунктов связи, тяговых подстанций, постов секционирования, изолирующих сопря- жений, нейтральных вставок, пересечений контактной сети, сигнальных точек и другие необходимые сведения.
2.18.8. Изолирующие сопряжения и разъединители должны быть обозначены заглавны- ми буквами русского алфавита, которые наносят на приводе разъединителя.
Секционные изоляторы и воздушные стрелки должны иметь присвоенный номер. Таб- лички с номерами секционных изоляторов устанавливают на несущем тросе.
Переключатели станций стыкования должны иметь номера секций контактной сети, ко- торые наносят над дверью ячейки и на обратной стороне ячейки, в которой находится пе- реключатель.
2.18.9. Изолирующие сопряжения, разделяющие контактную сеть железнодорожных станций и перегонов, должны быть расположены между входными светофорами или зна- ком "Граница станции" и первыми входными стрелочными переводами станции.
2.18.10. Секции контактной сети переменного тока, которые питаются от разных фаз, разделяются двумя изолирующими сопряжениями с ней тральной вставкой между ними, исключающей одновременное замыкание их полозами токоприемников.
Длину нейтральной вставки выбирают с учетом эксплуатируемых серий электровозов и электропоездов.
На участках скоростного движения поездов (161 — 200 км/ч) нейтральные вставки в местах разделения фаз питания или стыкования электротяги постоянного и переменного тока оборудуют устройствами, обеспечивающими автоматическое отключение-включение тягового тока на электроподвижном составе.
2.18.11. На станциях стыкования постоянного и переменного тока между изолирующим сопряжением, отделяющим перегон, и изолирующим сопряжением переключаемой сек- ции должна быть непереключаемая секция длиной, исключающей одновременное пере- крытие полозами токоприемников изолирующих сопряжений.
Секции контактной сети, где движение электроподвижного состава осуществляется на одном роде тока, не включают в группу переключаемых секций и питают их через разъ- единители непосредственно от соответствующего фидера.
При необходимости шины пунктов группировки секционируют.
2.18.12. На станциях стыкования взаимное расположение секционных изоляторов, све- тофоров и изолирующих стыков рельсовой цепи должно исключать заезд полозом токо- приемника электровоза на секцию с другим напряжением при передвижении с любым
(передним или задним) поднятым токоприемником. Секционные изоляторы, разделяющие разные по роду тока секции, должны располагаться над изолирующими стыками рельсо- вой цепи.
Секционные изоляторы располагают так, чтобы при остановке электроподвижного со- става у светофора исключалась возможность перекрытия полозами токоприемников смежных секций контактной сети.
2.18.13. Продольные линии электроснабжения СЦБ и других нетяговых потребителей
(ВЛ 10 (6), 25, 35 кВ и ДПР 25 кВ) должны иметь электрическое разделение у тяговых подстанций, постов секционирования контактной сети, кабельных вставок, крупных ис- кусственных сооружений и в горловинах станций, где секционируют контактную сеть.
2.18.14. На участках переменного тока волноводный провод разделяют на секции, соеди- няемые между собой через разделительные конденсаторы. Длину секции волновода определяют величиной наведенного на нем напряжения — не более 250 В в рабочем ре-