Файл: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования донецкий национальный технический университет.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 251

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процедуру исключение безнадежной дебиторской задолженности из активов предприятия в бухгалтерском учете регламентировано нормами п. 11 П(С)БУ 10 [10]. Согласно этой процедуре безнадежная дебиторская задолженность за продукцию, товары, работы, услуги исключается из активов предприятия в момент ее признания с одновременным уменьшением величины резерва сомнительных долгов. В случае недостаточности суммы начисленного резерва сомнительных долгов безнадежная дебиторская задолженность списывается из активов на другие операционные расходы. На прочие операционные расходы списывается с баланса и текущая дебиторская задолженность, относительно которой создание резерва сомнительных долгов не предусмотрено, в случае признания ее безнадежной. После списания безнадежной дебиторской задолженности предприятие обязано учитывать ее сумму на забалансовом счете в течение не менее трех лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случаях изменения имущественного состояния должника. Если в течение трех лет задолженность не будет возмещена должником, следует окончательно списать ее сумму с забалансового счета.

Налоговый учет не зависит от списания дебиторской задолженности в бухгалтерском учете, он регулируется только нормами налогового законодательства. В соответствии с Законом о налоговой системе начисленная сумма резерва сомнительных долгов не входит в состав затрат и не учитывается в налоговом учете, потому что такие расходы не связаны с подготовкой, организацией, ведением производства и продажи продукции (работ, услуг). Момент включения суммы безнадежной дебиторской задолженности в расходы кредитора, как правило, не совпадает с моментом ее списание в бухгалтерском учете в состав расходов, включаются суммы безнадежной задолженности в части, которая не была отнесена к расходам, в случае, когда соответствующие меры по взысканию таких долгов не привели к положительному результату. Существует много противоречий вокруг определения этих «соответствующих мероприятий», а именно когда:

а) плательщик налога обращается в суд с иском (заявлением) о взыскании задолженности с такого покупателя или о возбуждении дела о его банкротстве или взыскании заложенного им имущества;

б) указанная задержка в оплате (предоставлении других видов компенсаций) превышает 90 календарных дней и плательщик налога - продавец получает от покупателя согласие о признании ранее направленной ему претензии в порядке досудебного урегулирования спора или не получает ответа на такую претензию в течение сроков, определенных законодательством;


в) по представлению продавца нотариус совершает исполнительную надпись о взыскании задолженности с покупателя или взыскании заложенного имущества (кроме налогового долга).

Однако среди налоговиков существует и противоположное мнение: они идентифицируют предъявления претензии должнику и обращения с иском в суд как действия по урегулированию спора. Но, например, Н.Ковенко в своей аналитической статье [28], не соглашается с таким выводом, поскольку считает, что направление претензии вполне можно классифицировать как действие по взысканию задолженности для включения ее как безнадежной к составу валовых расходов.

При списании безнадежной задолженности в случае недостаточности имущества для погашения долга перед кредитором при ликвидации или банкротстве должника действиями, которые направлены на погашение долга, могут быть:

а) при ликвидации - обращение к ликвидационной комиссии с получением сообщением о том, что погашение долга невозможно из-за недостаточности имущества ликвидированного юридического лица;

б) при банкротстве - заявление кредитора с требованием к должнику и определение суда об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса.

Уведомление об увеличении расходов, со ссылкой на соответствующие положения, налогоплательщик - продавец предоставляет налоговому органу вместе с Декларацией по налогу на прибыль предприятия за отчетный период и другими первичными документами, которые подтверждают наличие дебиторской задолженности.

В случае погашения должником ранее списанной безнадежной дебиторской задолженности ее сумма в бухгалтерском учете включается в состав прочих операционных доходов.

Согласно действующих нормативных документов в бухгалтерском и налоговом учете безнадежная дебиторская задолженность и резерв сомнительных долгов имеют разные определения и толкования, что приводит к разногласиям между этими видами учета. Кроме того, проблема заключается в том, что в бухгалтерском и налоговом учете по-разному списывается дебиторская задолженность. Дальнейшее совершенствование регламентации учета дебиторской задолженности должно быть направлено на гармонизацию бухгалтерских и налоговых нормативных документов.

Таким образом, на примере готовой продукции и дебиторской задолженности, можно сделать вывод про большое количество и разнообразие особенностей бухгалтерского учета оборотных активов в сфере обращения предприятия. Им уделяется много внимания на страницах бухгалтерских изданий, в работах ведущих украинских и зарубежных ученых.




    1. Задачи совершенствования учета оборотных средств в сфере оборота и формирование учетной политики


В основе успешной деятельности любого предприятия лежит четко налаженный механизм учета (бухгалтерского, налогового, управленческого) и хозяйственных процессов. Для решения задач, стоящих перед бухгалтерским учетом предприятия в целом, и создание этого отлаженного механизма учета, предприятию необходимо выбрать из допустимых вариантов тот порядок учета, который отражает конкретные особенности его хозяйственной деятельности, иными словами принять учетную политику предприятия. Учетная политика, согласно определения, приведенного в Законе ДНР «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» [18] – это совокупность принципов, методов и процедур, которые используются предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

Для формирования учетной политики необходимым становится определение главных задач учета оборотных средств в сфере обращения.

При формировании учетной политики на ЧАО «Коксореммаш» учитывали право самостоятельно определять свою учетную политику и руководствовались основными принципами бухгалтерского учета и финансовой отчетности: осмотрительности, полного освещения, автономности, последовательности, непрерывности, начисления и соответствия доходов и расходов, превалирования сущности над формой, исторической (фактической) себестоимости, единого денежного измерителя и периодичности. Положение учетной политики ЧАО «Коксореммаш» было зафиксированы приказом «Об организации бухгалтерского учета и учетной политике». Выбранная учетная политика применяется предприятием из года в год (в любом случае является неизменной в течение календарного года), изменения вносились в связи с изменениями в законодательстве, разработкой и применением новых методов ведения учета, существенными изменениями в структуре предприятия.

Согласно приказа об учетной политике ЧАО «Коксореммаш» организует бухгалтерский учет следующим образом:

1. Для достоверного и единообразного отражения хозяйственных операций применяется Единый план счетов бухгалтерского учета.

2. Установлена продолжительность операционного цикла -1 год.

3. Принятая граница существенности для раскрытия информации в финансовой отчетности по всем объектам учета, относящихся к активам, обязательств, собственного капитала, а также отдельных видов доходов и расходов равна 1 000 руб.


4. Определена форма организации ведения бухгалтерского учета - бухгалтерская служба во главе с главным бухгалтером. Весь учетный процесс осуществляет центральная бухгалтерия. При этом документирование осуществленных операций проводится непосредственно в подразделениях завода и в региональных департаментах продаж, эти документы поступают в центральную бухгалтерию, где после тщательной проверки и обработки становятся основанием для ведения синтетического и аналитического учета. Центральная бухгалтерия в конце отчетного периода по данным синтетического и аналитического учета составляет баланс и другие формы финансовой и статистической отчетности. Такая организация бухгалтерского учета имеет преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести, в частности, более высокий контроль со стороны главного бухгалтера и возможность рационального разделения труда между работниками бухгалтерии, качественное составление отчетности. Среди существенных недостатков — оторванность контроля по месту осуществления документирования операций.

5. Определена форма ведения бухгалтерского учета - смешанная (журналы-ордера, оборотные ведомости, ведомости анализа бухгалтерских счетов).

Форма бухгалтерского учета - это определенная система регистров бухгалтерского учета, порядка и способа регистрации и обобщения информации в них с соблюдением единых принципов бухгалтерского учета. Выбранная предприятием форма бухгалтерского учета основывается на широком применении системы накопительных и групповых учетных регистров - журналов и вспомогательных ведомостей к ним. Основные учетные регистр - журналы, они являются комбинированными регистрами синтетического, а во многих случаях и аналитического учета, в них сочетаются хронологический и систематический учет. Кроме того, активно применяются оборотные ведомости, ведомости анализа бухгалтерских счетов. Выбранная форма учета по сравнению с другими существующими имеет следующие преимущества: сокращается объем учетной работы путем устранения промежуточных учетных звеньев (например, составление мемориальных ордеров и их регистрации), избежание многоразовых и дублирование записей в учетные регистры; есть определенная регламентация порядка ведения учета путем применения журналов с заранее предусмотренным перечнем корреспондирующих счетов; ускоряется составление финансовой и налоговой отчетности, поскольку нужная информация содержится в журналах и ведомостях.


Развитие используемой на предприятии формы бухгалтерского учета происходит путем расширения аналогичности, усиление оперативности учетной информации и повышения контрольных функций учета. Активная роль в этом принадлежит вычислительной технике, которая коренным образом изменила технологический процесс учетно-аналитической работы, создала условия для использования принципиально новых учетных регистров, облегчила труд бухгалтеров и качество их работы. В ЧАО «Коксореммаш» руководством было принято решение об использовании комплексной информационной системы «1С Бухгалтерия». 

Рассмотрим положения учетной политики ЧАО «Коксореммаш» относительно методологии учета оборотных средств в сфере обращения.

Основными задачами организации учета готовой продукции (работ, услуг) являются:

- своевременное и правильное документальное оформление выпуска из производства, калькулирование себестоимости готовой продукции, отгрузки, отпуска продукции (работ, услуг), организация расчетов с покупателями (заказчиками);

- обеспечение информацией об объемах выпуска готовой продукции, состоянием ее запасов и сохранность на складах, об объеме и структуре реализованной предприятием продукции (работ, услуг);

- учет и контроль выполнения плана поставок, договорных обязательств относительно поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг);

- учет начисления и уплаты причитающихся к объему реализации налогов и сборов;

- своевременное и достоверное определение результатов от реализации как в целом за предприятием, так и по отдельным видам продукции (работ, услуг);

- периодическое проведение инвентаризации готовой продукции и отражение ее результатов в учете.

Выполнение этих задач зависит от ритмичности работы предприятия, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременного документального оформления хозяйственных операций. Для решения этих задач учетной политике ЧАО «Коксореммаш», основываясь на положениях П(С)БУ 9 «Запасы» [8], установлен следующий порядок бухгалтерского учета готовой продукции. Единицей запасов считается вид (наименование) запасов. Первоначальная стоимость продукции, которая изготавливается собственными силами предприятия, признается ее производственная себестоимость, которая определяется согласно положениям П(С)БУ 16 [9]. Стоимость готовой продукции рассчитывается путем составления калькуляции. Установлено, что производственная себестоимость состоит из прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда, других прямых расходов, переменных общепроизводственных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов. В целях определения производственной себестоимости продукции ЧАО «Коксореммаш» установлено номенклатуру статей затрат и порядок распределения общепроизводственных расходов.