Файл: Стратегии воспитания, рекомендуемые в каждом возрасте на основе периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Онтогенез игры можно представить с точки зрения трех подходов:
1) изменение внешних параметров игры: ее длительности, количества участников в каждом возрасте (А. П. Усова);
2) изменение структурных компонентов сюжетно-ролевой игры от возраста к возрасту: сюжета, содержания, игровых правил и игровых отношений (Д. Б. Эльконин);
3) смена видов игры (Е. Е. Кравцова).
В русле третьего подхода обсуждается особая связь игры и воображения как новообразования дошкольного возраста, соотношение этих явлений. Рассмотрим подробнее этот подход, в рамках которого Кравцова выделяет следующие пять этапов онтогенеза игры.
1. Этап режиссерской игры 1 уровня приходится на возраст трехчетырех лет. Воображение уже появилось, но оно очень несовершенно, и его доминирующим компонентом является предметная среда. Сначала взрослый задает ребенку условную ситуацию, а ребенок ее принимает, только потом начинает придумывать ее самостоятельно. Он уединяется с мелкими предметами и разыгрывает с ними несложные сюжеты, являясь и режиссером, и актером одновременно, проговаривает или действует за каждого персонажа.
Благодаря режиссерской игре ребенок научается видеть целое раньше части (замысел, а потом его реализация) и соединять единым рассказом несколько предметов. В этом виде игры воображение «предшествует» игре, зависит еще от предметов, замысел неустойчив, может меняться от любой внешней случайности. Организация игрового пространства в дошкольном учреждении должна исходить из того, что дети играют рядом друг с другом, они могут претендовать на одинаковые игрушки, поэтому необходимо предусмотреть отдельные места в игровой комнате, комплекты одинаковых игрушек. И конечно, при возникновении конфликтов за обладание необходимой игрушкой, учить просить игрушку, делиться.
2. Этап образной игры характерен для детей четырех-пяти лет. В этом виде игры ребенок учится перевоплощаться и примеривать функции предметов на себя. Он свободно принимает на себя роль автобуса, лошадки и т. п. Движущей силой этого уровня воображения становится собственный прошлый опыт, т. е. этот компонент воображения является доминирующим в этом возрасте. Основной аргумент ребенка: «Я видел, что было так», «А мама мне читала, что у феи были такие крылья» и т. п. Соотношение игры и воображения на этом этапе уже другое по сравнению с предыдущим: здесь воображение является итогом игры. Главное достичь сходства с образом предмета или персонажа, которому подражаешь. Чтобы быть похожей на маму, девочка «наряжается» в ее платье, надевает ее туфли, красит губы и самое главное — любуется на себя в зеркало! В дошкольных учреждениях для переодевания в различных персонажей делают специальные «уголки ряженья», где есть набор различных атрибутов для этого (бусы, платочки, ленточки, фартучки, маски зверей и т. п.) и зеркало, чтобы ребенок оценил совпадение задуманного образа и получившегося результата.
3. Этап сюжетно-ролевой игры характерен для детей пяти-шести лет. В этом виде игры дети берут на себя роли взрослого человека. Это более сложная игра, где от ребенка уже требуется умение играть с партнером. Роль взрослого определяется не только созданием условий, обогащением опыта ребенка, но и оказанием помощи в выделении ключевой функции каждой профессии, осмыслением ее социального назначения. Так, например, дети никогда не берут на себя роль заведующего детским садом, потому что самостоятельно выделить ключевую функцию профессиональной должности не могут и, соответственно, не в состоянии отобразить ее в обобщенных игровых действиях. Сюжетно-ролевая игра может возникнуть только при условии освоения ребенком предыдущих видов игры, в которых он научился режиссировать (создавать сюжет) и изображать отдельные роли (образная игра). Игра и воображение здесь слиты воедино, игра и есть «воображение в действии». Сложность разыгрываемого сюжета отражает богатство детского воображения. Сюжетно-ролевая игра всегда «играется» с партнером. Здесь важны умения ребенка с ним договариваться, распределять роли. Впервые потребность в общении со сверстником оформляется к пяти годам и проявляется в стремлении общаться с детьми своего возраста, в предпочтении общения со сверстником общению со взрослым. Согласно исследованиям Мухиной, все дети притязают на занятие главной роли. Именно через нее ребенок удовлетворяет свое притязание на признание среди сверстников (появляется соревновательный мотив). Педагогу важно замечать детей, которые в игре занимают всегда второстепенные роли, потому что это влияет на становление их самооценки. Необходимо выяснить причину (возможно, у ребенка отсутствуют разнообразные игровые действия, у него недостаточно возрасту развито воображение) и помочь ему занять соответствующее место в играх сверстников. Без помощи воспитателя некоторые дети «находят» неадекватные способы удовлетворения своих притязаний на признание: ложь, подкуп (дать игрушку, принесенную из дома, сладости), запугивание расправами старших братьев, родителей. У других детей начинает складываться заниженная самооценка, застенчивость, неуверенность в себе. Удовлетворить детскую потребность в урегулировании отношений со сверстником помогает детская субкультура. Модели бесконфликтного поведения закреплены в текстах детского фольклора (считалках, дразнилках, скороговорках) и передаются в виде устойчивых образцов «правильных» действий, где формируются такие стороны невербального поведения, как выражение лица, интонация голоса, атака голоса. Уже в пять-шесть лет считалка входит в репертуар детского фольклора как способ разрешения основного конфликта начала игры — распределения ролей. Первоначально осваивается регуляторная функция считалки. В пять-шесть лет дети считаются «варварским» способом: на одного ребенка попадает слог, на другого — три слога, но никто не замечает непорядка — для них ценен сам процесс, который напоминает магическое действие. К семивосьми годам такой проблемы уже нет, и дети достигают такого совершенства, что могут заранее рассчитать, на кого из участников игры придется последнее слово. После девяти лет считалки применяются реже, так как дети используют более совершенные способы распределения ролей на основе коллективного договора. Занимаемые ребенком роли в игре связаны с его социальным статусом в группе детского сада. С пяти-шестилетнего возраста психологи начинают проводить социометрические процедуры, с помощью которых определяют популярность ребенка среди сверстников.
4. Игра с правилами приходится на возраст шести-семи лет. На этом этапе выполнение правил связано с их осмыслением и воспроизведением в воображаемой ситуации. Дети придумывают сюжет и правила, т. е. воображение предшествует игре. Ребенок приобретает способность управлять созданным образом. Доминирующим компонентом воображения выступает особая внутренняя позиция. Надситуативное воображение становится итогом развития его в дошкольном детстве и показателем опроизволенности. Игры с правилами распространяются на разные варианты игрового взаимодействия со сверстниками и взрослыми: сюжетные, настольные, спортивные. Игра с правилами — своеобразный мостик между игровой и учебной деятельностью. Она обеспечивает ребенку первого класса быстрее принять правила нового социального института — школы, учебную задачу от учителя, не переводя ее в игровую.
5. Режиссерская игра второго уровня приходится на младший школьный возраст (дети семи-восьми лет). Воображение выступает источником игры, и ребенок действует, исходя только из внутренней позиции, своего замысла. Это своеобразный «театр для себя». В дневниках Мухиной замечательно представлена ситуация, когда один из сыновей лежит на диване и на вопрос «Что ты делаешь?» отвечает: «Играю». Можно говорить, что ребенок стал субъектом игры. Он может легко переходить от реальной ситуации взаимодействия к символической, участвовать в коллективной игре, использовать различные предметы в качестве атрибутов игры, изготавливать их из природного или бросового материала, фантазировать. Вспомните (или прочтите) рассказ Н. Носова «Фантазеры» в качестве иллюстрации к вышесказанному и сравните с тем, как играют дети в рассказе того же автора «Живая шляпа».
Онтогенез видов игр позволяет проследить становление основного, центрального новообразования возраста — воображения. Его развитие идет от осмысления предметной среды к возникновению надситуативной внутренней позиции. При этом по мере развития собственно воображения ребенок приобретает способность все более им управлять. Бывает так, что придуманный ребенком образ вызывает у него страх. Такая ситуация типична для младшего и среднего дошкольного возраста. Старший дошкольник (шести-семи лет) уже способен сам найти способы «избавления» от своих страхов, например, нарисовать вызывающий страх образ и разорвать нарисованное или нарисовать другого персонажа, который сильнее этого, или положить под кровать «волшебный меч», который защитит ночью, когда он пойдет один в туалетную комнату и т. п. Если на начальных этапах ребенок осмысляет «готовое» предметное содержание, движется в игре от предмета к замыслу, то самый высокий уровень развития воображения характеризуется обратной направленностью: замысел — предметная ситуация. Именно эта особенность дошкольника определяет характер его воображения — утверждение себя в качестве субъекта игровой деятельности. Следовательно, для полноценного развития воображения необходимы как деятельность в смысловом поле (например, игра), так и реальная практическая деятельность ребенка (в частности детское экспериментирование), но на дошкольном возрасте онтогенез игры не заканчивается. В младшем школьном возрасте ребенок становится носителем игровой культуры.
Воображение в общей психологии определяется как процесс создания новых целостных образов действительности на основе переработки содержания прошлого опыта. Воображение — это способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер, психологическая основа творчества. Выготский рассматривал воображение как самостоятельный познавательный процесс. Есть в науке представление о воображении как части мышления и всеобщего свойства сознания. При этом при всех подходах акцентируется ключевые функции воображения — порождение и структурирование образа мира, преобразование предметов (в образном и смысловом плане). Благодаря воображению человек способен к антиципации (предвосхищению результатов действий). В исследованиях В. В. Давыдова выделены две особенности воображения: целое раньше части; перенос функций с одного предмета на другой, который этими функциями не располагает. Структура воображения (Е. Е. Кравцова) включает в себя: предметное содержание, прошлый опыт и надситуативную позицию. Эти компоненты показывают, в опоре на какой из них создается новый образ в отдельные возраста дошкольного детства.
Какими способами создается новый образ? Новые образы создаются на основе того, что уже было в сознании. «Старые» образы мысленно расчленяются (анализ), а потом из этих частей конструируются (синтез) новые образы. Самый простой пример — агглютинация (склеивание, слияние). Всем хорошо известны сказочные персонажи, созданные таким способом: русалка (женщина-рыба), пегас (летающий конь). Продолжите этот список своими примерами. В создании шаржей, карикатур чаще используют способ акцентирования, когда одна из деталей, частей выделяется, подчеркивается, меняется по величине (увеличивается или уменьшается), делая объект непропорциональным. Выделяется обычно самое важное, существенное в образе: у обжоры акцентируют большой живот, у вора — длинные руки, у болтуна — язык.
В психологии различают произвольное (преднамеренное) и непроизвольное (непреднамеренное) воображение. Произвольное воображение проявляется в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем, когда человек сознательно ищет новое. Непроизвольное воображение проявляется в образах сновидений. Выделяют также воссоздающее и творческое воображение. Образы «воссоздающего» воображения состоят из комбинирования хорошо известного в культуре материала. Если сейчас вам предложить на листе бумаги нарисованную фигуру круга дополнить любым количеством линий, чтобы получился законченный образ предмета, то что вы нарисуете или вообразите? Солнце? Мяч? Цветок? Голову человека или ... ? Учитывая то, что творческий характер присущ воображению как таковому, можно оценить вашу креативность (творческость), сравнив все варианты решения задания членами группы. Чем реже ваш ответ будет встречаться группе, тем выше ваша творческость.
Творчество в широком смысле слова — это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают для субъекта деятельности результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). Воображение включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства — в ходе создания и освоения продуктов художественного творчества. Жизнь конкретного человека в контексте культурно-исторической теории развития также может быть осмыслена как творчество — индивидуальный процесс конструирования своего бытия, выбора жизненного пути. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Мечта принадлежит к числу фундаментальных характеристик человека. В онтогенезе способность мечтать, создавать образ желаемого будущего появляется в юношеском возрасте.
Развитию воображения в дошкольном возрасте наряду с игрой способствуют продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование. Их относят к неведущим видам деятельности в этом возрасте.
Детское рисование является фундаментальным проявлением активности ребенка. Как и игра, оно выполняет роль инструмента осмысления ребенком мира и средством выражения отношения к этому миру. Ребенок рисует не то, как выглядит предмет в реальности, а то, как он видит, воспринимает, мыслит эту реальность, что, с его точки зрения, является существенным. В этом смысле рисунок ребенка прозрачен, в нем отражен внутренний мир малыша. Выготский считал, что детский рисунок — это своеобразная «графическая речь», и эту раннюю мнемотехническую стадию «речи» можно считать предвестницей будущего письма. При этом ученый находил, что такая речь — символы первого порядка, непосредственно означающие предметы или действия. Для перехода к созданию символов второго порядка — письменных знаков — ребенку нужно сделать основное открытие: рисовать можно не только вещи, но и речь.