Файл: 42016Часть v issn 20720297.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

454
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
не представляется разумным. К сожалению, рост доступ- ности информации о финансовых услугах не означает ав- томатического повышения финансовой грамотности. Мы вынуждены констатировать, что далеко не каждый потре- битель осознает полезность знаний о финансовой сфере и хочет их приобрести. Исправить такую ситуацию, на наш взгляд, помогло бы введение обязательных уроков финан- совой грамотности в российских школах и вузах.
На рынке одна из частей программы финансовой гра- мотности — это создание институтов посредничества между клиентом и финансовым институтом. Скажем, нужны независимые страховые брокеры, не те, которые сидят на проценте у страховых компаний, а те, которые получают деньги от самого клиента; независимые финан- совые советники, чтобы человек мог прийти и получить консультацию третьей стороны, не связанной с банкирами, страховыми компаниями, инвестиционными фондами.
Финансовая безграмотность — крайне опасная вещь.
Сейчас почти у каждого есть возможность стать инве- стором. Инвестиционные продукты становятся все до- ступнее, но у населения нет о них знаний, необходимых для их использования. Если брать самые распростра- ненные услуги: потребительские кредиты, кредитные карты, ипотека, лизинг, практически каждому чело- веку приходится заниматься личным финансовым пла- нированием, принимать кредитные и инвестиционные
(включая пенсионное накопление) решения. Из-за без- грамотности миллионы людей принимают разорительные для себя решения, которые будут сказываться в послед- ствии на каждой семье отдельно, и на общество и госу- дарство в целом.
Центробанк, институты гражданского общества, участ- ники рынка пытаются повысить финансовую грамотность населения, формируя корректный образ отрасли в СМИ и работая с потребителями услуг: открываются горячие линии, на которые можно обратиться с вопросом или жа- лобой на действия, выпускаются просветительские пе- чатные материалы. Эксперты проводят уроки в рамках
Всероссийской акции «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях», а также сами в инициативном по- рядке.
Первые замеры финансовой грамотности были прове- дены в США в 1990-х годах. В это время исследователи не ставили перед собой как таковой задачи измерения уровня финансовой грамотности населения. Тема недоста- точного уровня знаний и навыков в отношении личных фи- нансов возникала из более практически ориентированных проблем. В основном эти проблемы касались пенсионных сбережений работающего населения и финансового по- ведения студентов. Но уже в конце 1990-х стало понятно, что для того, чтобы, используя собранные данные, обо- снованно говорить об уровне финансовой грамотности населения, необходимо перейти от измерения частных разрозненных индикаторов к системе взаимосвязанных показателей финансовой грамотности, обоснованных те- оретически. С тех пор исследователи и практики значи- тельно продвинулись в этой области. Сегодня уже соз- даются универсальные методики измерения финансовой грамотности населения, которые могут быть использо- ваны в разных странах в сравнительных исследованиях.
Финансовая грамотность — это «способность индивида получать, понимать и оценивать существенную инфор- мацию, необходимую ему для принятия решений с осоз- нанием возможных последствий своих действий». Иными словами, финансовая способность — это практическая деятельность индивида по достижению поставленных им целей. Поэтому если мы хотим измерить финансовую спо- собность человека, то необходимо не столько измерять знания человека, сколько оценить, насколько то, что он де- лает, соответствует нашим представлениям о том, что де- лают финансово способные люди.
Люди, давшие правильные ответы на эти вопросы, за- дававшиеся Аннамарией Лусарди (Дартмутский колледж),
Оливией Митчелл (Уортонская школа Университета Пен- сильвании) и их коллегами жителям 14 стран мира, — глобальное меньшинство (сравнительно недавно работу
Лусарди и Митчелл опубликовал Journal of Economic
Literature). Правильные ответы дали 30 % американцев,
21 % шведов, 25 % итальянцев, 27 % японцев, 31 % фран- цузов. Только в Германии (53 %) и Швейцарии (50 %) фи- нансово грамотные люди не в меньшинстве. Но самые поразительные результаты были получены в России, где на все вопросы правильно ответили только 4 %. Россиян, не сумевших справиться, ни с одним вопросом, оказа- лось 28 %. В других странах не правильных ответов было по 10–11 % [12].
В НАФИ отмечают, что кризис подтолкнул граждан повышать свою финансовую грамотность. По сравнению с июнем 2008 года в феврале текущего года доля россиян, считающих себя финансово грамотными, увеличилась на 20 процентных пунктов. На сегодняшний день 22 % ре- спондентов оценивают свои знания как хорошие, 44 % — как удовлетворительные. Более грамотными россияне стали и в выборе финансовых услуг: если в июне 2008 года
40 % респондентов никогда не сравнивали условия услуг перед их приобретением, то в феврале 2010-го таковых оказалось всего 16 %. Вместе с тем данные опроса НАФИ говорят о том, что кризис несколько дезориентировал граждан. Например, если до кризиса в 2008 году всего
20 % респондентов считали, что ПИФы, ОФБУ и депозиты под 12 % годовых — это финансовые пирамиды, то в фев- рале 2010-го так думали уже около 30 %. Причем затруд- нившихся с ответом на вопрос, что из перечисленных про- дуктов считать пирамидой, также стало больше: их доля выросла с 26 до 31 % [14].
Полученные результаты показали, что осведомленность о финансовых продуктах и рынках как таковых играет вто- ростепенную роль в определении того, что исследователи называли финансовой грамотностью. Главное — пове- денческие установки населения, такие как «жить не одним днем», «избегать спонтанных покупок», «следить за ко- личеством денег в кармане». Важно сказать, что в отличие


455
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
от других подходов к измерению финансовой грамотности данная методика опирается не только на оценочные су- ждения экспертов о составных частях понятия финан- совой грамотности индивидов, но включает также и пред- ставления самих людей о том, какое поведение можно считать финансово грамотным.
Не обходится финансовая грамотность населения и без влияния бизнеса. Будучи заинтересованными в уве- личении количества пользователей тех или иных финан- совых продуктов, рыночные игроки также оказывают влияние на уровень финансовой грамотности их кли- ентов. Чтобы кредитные учреждения могли привлекать все больше новых клиентов, недостаточно только созда- вать новые финансовые продукты. Принципиально важен ответственный подход к ведению бизнеса, основанный на полном информировании клиента о характеристиках предлагаемых ему продуктов.
Финансовая грамотность, конечно, должна быть выше.
Люди должны как минимум интересоваться этими во- просами. Однако очень легко потеряться в информаци- онном потоке, как отличить рекламу от настоящей ин- формации — непонятно. Например, если человек хочет получить кредит или положить деньги на депозит, ему не- обходимо знать и терминологию, и основу договорных отношений, и основу финансовых отношений. В итоге, для консультации человек обращается непосредственно в сам банк, или страховую компанию, к самому банкиру или страхователю, но банкир — это заинтересованная сторона, а значит, очевиден конфликт интересов.
Зачастую не выдерживают критики сами программы обучения финансовой грамоте, но плохое образование не аргумент в пользу того, что оно не нужно вообще.
Как выясняется, финансовая грамотность помогает только людям с развитыми навыками самоконтроля — иначе она не воплощается в разумное поведение [10].
Еще одна задача — найти тьюторов, которые будут обучать учителей финансовой грамотности, ведь учителя не обладают специальными финансовыми знаниями, от- метили в Министерстве финансов [8]. Если же привлекать внешних экспертов, из банковской сферы, такие гонорары могут сделать программу бессмысленной. К тому же если такие мероприятия будут проводиться самими банками, есть возможность не развития навыков и знаний, а само- реклама и предложение услуг через такое «образование».
Таким образом, можно сделать вывод что:
1. Необходимо давать населению в рамках обуча- ющих курсов терминологию привычную для финансовых инструментов.
2. Научить «читать» документы и осознавать послед- ствия принятия на себя ответственности за то или иное действие.
3. Проводить независимое обучение финансовой гра- моте.
4. В рамках обучения необходимо показывать, как тот или иной инструмент работает на практике, его плюсы, минусы и риски.
5. В какие органы следует обращаться в зависимости от ситуации.
6. Формировать методические издания на примере разделов «На заметку» или «Советы» на бумажных носи- телях, доступные в общественных местах. Так как финан- совыми услугами пользуются и те кто не пользуется ин- тернетом, или кто целенаправленно не ищет информацию в Интернете, т. е. может быть подвержен риску обмана со стороны финансовых пирамид или иных незаконных услуг.
7. Для того, что бы избежать конфликта интересов, можно привлечь заинтересованное банковское сообще- ство для финансирования программ повышения финан- совой грамотности, а НКО (Некоммерческие организации, общественные организации) к исполнению образователь- ного компонента. Высшие учебные заведения для экс- пертной оценки программ, а государство для незначитель- ного регулирования в рамках взаимного балансирования интереса между всеми участниками процессов.
Сами же образовательные программы необходимо де- лить по возрастам, и начинать с раннего возраста.
Так в младших классах это могут быть интерактивные игры, в старших классах рассматривать различные финан- совые продукты, их плюсы, минусы и угрозы. В высших учебных заведениях изучать специализированные фи- нансовые инструменты. Для старшего поколения форми- ровать общие обзорные программы по экономическому образованию. Такие занятия должны быть системными, обзорными, и добровольными. Необходимо, прежде всего, заинтересовать, и показать значимость такой инфор- мации, и возможности применения в жизни, иначе такие программы могут стать формальными, скучными, или по- лучить отторжение через «обязательность».
Финансовая сфера окружает нас практически каждо- дневно. Финансовую грамотность необходимо повышать, что бы со временем становилось общественной нормой: рациональное потребление, оценка личных возможностей и рисков, эффективное инвестирование и приумножение благосостояния населения, принятие ответственных ре- шений было осознанным.
Литература:
1. Официальный сайт: Агентство по страхованию вкладов http://www.asv.org.ru / [Электронный ресурс]
2. Официальный сайт: Международная информационная группа «Интерфакс http://www.interfax.ru / [Элек- тронный ресурс]
3. Официальный сайт: Министерство экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.
ru / minec / main [Электронный ресурс]


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

456
«Молодой учёный» . № 4 (108) . Февраль, 2016 г.
Экономика и управление
4. Официальный сайт: Министерство финансов Российской Федерации http://www.minfin.ru / ru / [Электронный ресурс]
5. Официальный сайт: Информационные портал Банкир. ру http://bankir.ru / [Электронный ресурс]
6. Официальный сайт: Информационный портал Банки. ру http://www.banki.ru / [Электронный ресурс]
7. Официальный сайт: Форекс-брокер «Альпари» http://www.alpari.ru / [Электронный ресурс]
8. Официальный сайт: Информационный портал «Известия» http://izvestia.ru / [Электронный ресурс]
9. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион» http://rugion.ru / [Электронный ресурс]
10. Официальный сайт: информационный интернет журнал «Форбс» http://www.forbes.ru / [Электронный ресурс]
11. Официальный сайт: Информационный ресурс Национальное агентство финансовых исследований http://nacfin.
ru / [Электронный ресурс]
12. Официальный сайт: информационный иностранный ресурс: Национальное бюро экономических исследований http://www.nber.org / [Электронный ресурс]
13. Официальный сайт: Информационно-правовой портал «Гарант. ру» http://www.garant.ru / [Электронный ре- сурс]
14. Официальный сайт: Информационная сеть городских сайтов «РУгион», филиал пермского края http://59.
ru / [Электронный ресурс]
Позитивные меры для малого бизнеса в 2015 году
Морозова Ирина Михайловна, старший преподаватель
Государственный аграрный университет Северного Зауралья
С
реди нововведений, которые должны облегчить участь предпринимателей, налоговые каникулы, расширение списка тех, кто подпадает под льготную патентную систему налогообложения и льготы для предпринимателей, рабо- тающих по упрощенной системе налогообложения. Пра- вительство дало больше самостоятельности регионам.
К примеру, с 1 октября чиновники на местах сами стали устанавливать льготы для малого бизнеса.
В соответствии с постановлением Правитель- ства Тюменской области от 01.04.2008 № 99-п (ред. от 20.11.2014) «О порядке отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления го- сударственной поддержки в форме субсидии» планиру- ется:
— оказывать государственную поддержу по кредитным договорам, которые заключены после 01.01.2014;
— увеличение размера возмещения до ставки рефи- нансирования ЦБ РФ;
— размер оказания государственной поддержки на од- ного субъекта предпринимательства установить в размере до 10 млн. руб.

Для плательщиков упрощенной системы налогоо- бложения теперь предусмотрена возможность снижения ставки с 6 до 1 %. А для тех, кто применяет единый налог на вмененный доход, ставка по решению муниципального образования может быть снижена с 15 до 7,5 %. В неко- торых случаях разрешается снизить ставку даже до 0 %.
Проект закона Тюменской области «О моратории на повышение налоговой ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН» позволяет установить до 31.12.2019 ставку налога, взимаемого в связи с применением УСН, для налогоплательщиков, выбравших объектов налогоо- бложения «доходы уменьшенные на величину расходов» в размере 5 %.
С января 2016 г. применять патентную систему налого- обложения смогут те, кто занимается производством мо- лочных продуктов, изделий из кожи, хлеба и кондитерских изделий, переводами и др.
В Тюменской области в части применения патентов по территориальному принципу, с применением коэффи- циента дифференциации размера потенциально возмож- ного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от территории действия па- тента внесены изменения.
Они связаны со снижением размера потенциально воз- можного к получению индивидуальным предпринима- телем годового дохода отдельным по видам предпринима- тельской деятельности:
— Услуги по обучению населения на курсах и по репе- титорству
— Услуги по присмотру и уходу за детьми и больными
— Услуги по уборке жилых помещений и ведению до- машнего хозяйства
— Услуги по прокату
— Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (за исключе- нием услуг такси)
— Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом
— Услуги такси.
В этом году новые ИП, зарегистрированные с января
2015 г., были освобождены от уплаты налогов на срок

457
“Young Scientist” . #4 (108) . February 2016
Economics and Management
до трех лет. Налоговые каникулы положены тем, кто ра- ботает в науке, производственной и социальной сфере.
Правда, когда именно начнутся каникулы, решают ре- гионы. Этими каникулами могут воспользоваться чуть более сотни ИП, в то время как в стране их миллионы.
С 1 июля в Москве вступил в силу закон о торговом сборе, под действие которого подпали 130000 торговых
ИП. У закона, увеличившего нагрузку на маленькие фирмы, есть и позитивные моменты. В некоторых реги- онах, при условии, что фирма применяет традиционную
(а не патентную) систему налогообложения, торговый сбор освобождает от уплаты имущественного налога, объ- ясняет профессор. Если компания владеет дорогим тор- говым оборудованием, то на этом можно даже сэкономить.
Правительство выступило с позитивным начинанием, которое пока никак не облегчило участь предпринима- телей. С 1 августа объявлен трехлетний мораторий на про- верки контролирующих органов для всех предприятий, ко- торые признаны малыми (оборот не более 60 млн. руб. в год) и если в отношении их не ведется расследование, уголовное или административное. Но количество проверок в 2015 г. По сравнению с прошлым не уменьшилось.
Несмотря на способность приспосабливаться к быстро меняющимся условиям, именно малое предприятие ис- чезает с рынка первым. Единственное, что может не до- пустить ликвидации таких предприятий — это госзаказы для малого бизнеса. Процедура проведения торгов, под- писания документов и заключения сделки строго регули- руется законом. Контролирующие органы — Счетная Па- лата и Казначейство. В особых случаях подключается ФСБ, если речь идет о вооружении. Особенности проведения за- купок малым бизнесом прописаны в специальном законе
РФ «О закупках». В нем говорится, что заказчики должны производить закупки у малых и средних компаний в таком объеме: с 01.01.2015 по 31.12.2016 — не меньше 18 % от общего числа договоров, с 01.01.2017 — не меньше
25 % от годового количества заказов. При этом предпо- лагается, что участие в торгах зачастую проходит совер- шенно бесплатно. Но в некоторых случаях, все же пред- усмотрены некоторые денежные и временные затраты.
Минимальные средства придется вложить в электронные торги. Как правило, речь идет об условном взносе, ко- торый не возвращается независимо от результатов торгов.
Долгожданный и полезный законопроект об увели- чении доли малого и среднего бизнеса в госзакупках с ны- нешних 15 до 25 %, который обсуждали весь год, и вовсе заморожен. Госкомпании и нынешнее-то 15 % ограни- чение обходят.
73 % представителей малого, среднего и микробиз- неса за последний год не пользовались льготами и дру- гими мерами поддержки, по данным опроса 2000 руково- дителей предприятий, проведенного РАНХиГС. Еще 15 % не помнят, обращались ли они за помощью или нет.
Одной из основных причин, которые сдерживают раз- витие малого бизнеса в России, остаётся нехватка фи- нансирования. По имеющимся оценкам потребность компаний малого бизнеса во внешнем финансировании удовлетворена примерно на 30 %.
При необходимости покупки имущества у руководителя малого предприятия и индивидуального предпринимателя
(ИП) есть два основных источника привлечения внешнего финансирования: банковское кредитование и приобре- тение в лизинг.
Для лизингодателей предоставление имущества в ли- зинг малому бизнесу является более трудозатратным и менее экономически выгодным, чем лизинг в крупном и среднем бизнесе. Это связано с несколькими факторами, характеризующими специфику лизинга в малом бизнесе.
За 2010–2015 годы 1094 малым и средним предпри- ятиям Тюменской области на развитие лизинга оборудо- вания возмещено 1724,6 млн. рублей, в том числе 963 млн. рублей федерального бюджета. Приобретено 804 единицы спецтехники, 560 единиц транспорта и 1069 единиц обору- дования — на сумму 6268,5 млн. рублей.
Предприниматели пострадали и от политических ре- шений властей. Так, например, в Москве в 2015 г. продол- жился снос ларьков, что привело даже к акциям протеста.
В апреле прошла акция протеста торговцев, работающих в подземных ларьках. Ларечники протестовали против
«планомерного уничтожения тысяч рабочих мест» и хо- тели привлечь внимание властей и общества к проблемам мелкого бизнеса.
Введение системы «Платон» крайне негативно отраз- илось на малом и среднем бизнесе, который не имеет та- кого запаса прочности, как крупные транспортные ком- пании. Предложение транспортных услуг уже сократилось на 7–10 %, а тарифы на перевозку выросли в пределах
15
%. Больше всего пострадали те предприниматели, у кого в хозяйстве одна-две фуры.
Ухудшившиеся отношения с Турцией тоже нанесли удар по малому бизнесу. Около $ 4 млрд. в год, по оценке
Nomura International, приносили экономике Турции рос- сийские предприниматели (малые и средние компании), закупающие в Турции одежду и другие товары для рос- сийского рынка. Это даже больше, чем годовой доход от организованных туристов из России, составляющий
$ 2,7 млрд.
«Половина наших поставщиков тканей переполоши- лась и временно прекратила поставки, потом все успо- коилось, — рассказывает Промптова. — Но вся эта не- рвотрепка уже поднадоела. Известные нам швейные фабрики говорят, что многие клиенты вроде DD-Shop, ко- торые занимаются производством одежды, перестали пла- нировать надолго вперед. Честно говоря, я не припомню более тяжелого года, чем этот».
2015 год был скорее негативным для малого и среднего бизнеса, считает большинство экспертов, опрошенных га- зетой «Ведомости». И это подтверждают разные исследо- вания. Срок окупаемости инвестиций в малые предприятия в Москве увеличился с 1–1,8 года в 2013 г. До 4–9,4 года к маю 2015 г., говорится в исследовании консалтинговой компании «2Б диалог». В 2013 г. 0,4 руб., инвестиро-